Современные направления и школы экономической теории



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные направления и школы экономической теории



 

проф. С.А. Бартенев

 

Современные направления и школы экономической теории, аккумулируя все лучшее из опыта ее многовекового развития, слу­жат основой экономической политики государств, способствуют поиску путей преодоления противоречий хозяйственной жизни. В этой главе будут рассмотрены важнейшие современные направ­ления в экономической науке.

Развитие и преемственность экономической науки

Экономическая теория и доктрина

Под экономической теориейпринято понимать основанное на фактах, подкрепленное аргументами и обоснованиями научное обобщение процессов, происходящих в экономической жизни. В от­личие от доктринытеория исходит не из заранее заданных прин­ципов, положений, а из реальных факторов, событий, процессов.

Экономическая действительность весьма многообразна, про­тиворечива и изменчива, и экономическая наука не вправе пре­тендовать на абсолютно точное, адекватное отражение действи­тельных процессов и тенденций. Научное знание постигает истину лишь с известной степенью приближения и по мере происходя­щих в экономической жизни изменений уточняет или отбрасыва­ет прежние представления, приходит к новым обобщениям и вы­водам.

В экономической науке существуют разные направления и школы, в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, общем кон­цептуальном подходе к анализу и разработке экономических про­блем. Это деление в значительной мере условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ. Например, мо­нетаризм (школа) развивается в общем русле неолиберального на­правления, экономика предложения (школа) примыкает к нео­классическому направлению.

Нередко школы получают свое наименование по географичес­кому признаку — стокгольмская, лондонская, кембриджская. Представители одной школы объединяются в силу общности взглядов, методологии, позиций, хотя обычно различаются по изучаемой проблематике, кругу интересов, занимаются разработ­кой более частных проблем. К одной школе принадлежат нередко профессора одного крупного вуза, ученики и продолжатели идей и концепций «основателя» школы.

Классическая экономическая теория как особая область науч­ных знаний возникла в период разложения феодализма и зарожде­ния капитализма. Эта теория формировалась и утверждалась под названием политической экономии, хотя нередко крупные эконо­мисты использовали и иную терминологию. Англичанин Уильям Петти (1623—1687), Колумб политической экономии, основатель экономической статистики, именовал свою науку политической арифметикой. Создатель первой макроэкономической модели француз Франсуа Кенэ (1694—1774) называл себя экономистом. Основной труд шотландца Адама Смита (1723—1790), классика политической экономии, получил название «Исследование о при­роде и причинах богатства народов». Главная его идея состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы и личную выгоду, создают, ведомые «невидимой рукой» рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо, завершивший создание классической экономической теории, оставил нам «Начала политической эко­номии». Труд теоретика и систематика англичанина Джона Стю­арта Милля (1806—1873) назывался «Основания политической экономии».

Истоки проблем и концепций

Здесь нет возможности, да и необходимости сколь-нибудь де­тально рассмотреть взгляды и

выявить значимость каждой теории, школы или направления, показать их эволюцию и преемствен­ность. Хотелось бы лишь напомнить, что появление тех или иных взглядов и концепций всегда тесно связано с объективными усло­виями, потребностями и интересами живой экономической прак­тики.

Так, меркантилистыпревозносили и абсолютизировали сози­дательную роль торговли, что было обусловлено небывалым рос­том торговых операций, великими географическими открытиями и усилением роли и влияния представителей торгового капитала. Накопление благородных металлов, золота и серебра, мерканти­листы рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства. Физиократы, стремившиеся отбить натиск торгового капитала, утверждали, что национальное богат­ство увеличивают только «дары земли», т.е. сельское хозяйство. Они рассчитывали с помощью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности, избежать острых колли­зий и «жестокостей» нового общественного строя.

Развитие рыночных отношений периода свободной конкурен­ции породило необходимость создания системы экономических знаний, нашедшей свое выражение в формировании классичес­кой школы.

Разумеется, появлению новых теорий, созданию оригинальных работ предшествует накопление эмпирического материала, прове­дение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях экономической науки и практики. Новые концеп­ции опираются на труды и разработки предшественников; они, как правило, систематизируют и упорядочивают накопленное тео­ретическое богатство. Памятуя о сказанном, попытаемся кратко обрисовать некоторые важнейшие современные направления и школы экономической теории.

 

 

Неоклассическая теория

 

Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков — Альфреда Маршалла, Артура Пигу (1877—1959) и др., — удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (по­лезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весь­ма сложных экономических систем.

Концепция равновесной цены

А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце XIX — начале XX в. (до Кейнса). Ключевая идея Маршалла состоит в переклю­чении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изуче­ние проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, опре­деляющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнару­живает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно на­звать равновеснымколичеством,а цену, по которой он продается, равновесной ценой»1.

График равновесной цены, предложенный Маршаллом, ис­пользуется во многих учебниках по экономическим наукам.

«Предельная полезность» и концепция предельных величин

Задачу выявить предпочтения потребителей путем соизмерения и сопоставления полезностей (потребительных стоимостей) поста­вили перед собой экономисты австрийской школы — Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк и др. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобрета­емого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и ко­личества этих благ, возможности их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей. Одно дело кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, чтобы утолить жажду; пара обуви, чтобы не ходить босиком. И другое дело наличие значительного количества подобных благ, что

существенно изменяет остроту потребности, степень их полезности. Полезность одного ломтя хлеба, одного стакана воды, одной пары обуви намного выше полезности сотни стаканов воды, корзины хлеба, нескольких десятков пар обуви.

Как уже отмечалось, по мере потребления новых единиц, час­тей, долей блага (потребительной стоимости) темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, порцией, снижается. Важность (ценность) благ (потреби­тельных стоимостей) определяет не средняя, а наименьшая, добавочная полезность, приносимая каждой очередной и в каж­дом конкретном случае «последней», конечной единицей, долей, порцией блага. Для обозначения этой добавочной, наименьшей по величине полезности употребляется термин предельная полез­ность. Под предельной полезностью принято понимать наимень­шую из всех удовлетворяемых из имеющегося запаса (набора, комплекта).

1 Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. М., 1993. Т. II. С. 28.

 

Экономические модели

Переключение усилий на анализ взаимосвязи спроса и предло­жения как исходных моментов ценообразования оказало сущест­венное влияние на разработку и понимание других проблем эко­номической науки, формирование системы взглядов, трактовку основных категорий и методологию неоклассиков. Представители неоклассической школы, занимаясь анализом рыночной эконо­мики, широко используют экономические модели в качестве важ­нейшего инструмента научного исследования. Экономические модели представляют собой формализацию сложных экономичес­ких отношений; модели — это диаграммы, графики, таблицы, формулы, применение которых помогает понять суть экономичес­ких событий, вскрыть и обрисовать существо и характер функцио­нальных взаимосвязей. Например, кривая Лоренца показывает, как изменяется распределение дохода между основными группами населения (беднейшими, наиболее богатыми и промежуточны­ми); график равновесной цены помогает выяснить, как формиру­ется цена в результате взаимодействия спроса и предложения; уравнение денежного обмена отражает взаимосвязь между коли­чеством денег в обращении и уровнем цен.

Неоклассическая теория, в отличие от классической, не являет­ся цельной и строго субординированной системой взглядов; она не представляет собой какой-либо единой завершенной концепции, хотя и выработала в известной мере общий понятийный аппарат, опирается на некоторые признаваемые большинством ее предста­вителей принципы. Это ведущее направление в современной за­падной, прежде всего англо-американской, экономической науке.

Экономисты, которых называют неоклассиками, занимаются разработкой различных проблем и представляют практически не одну, а различные концепции и школы. При этом общность тема­тики, близость или сходство разрабатываемых проблем не означа­ют общности во взглядах. Неоклассическое направление «объеди­няет», сводит под одну крышу представителей

далеко не однород­ных школ, различающихся и сферой интересов, и глубиной анали­зируемых проблем, и полученными результатами (выводами и рекомендациями).

Принято различать позитивную экономическую науку, имею­щую дело с фактами и явлениями, и нормативную, вырабатываю­щую предписания и рецепты. Неоклассическая школа считает, что экономические разработки, как правило, должны иметь выход на практику, давать рекомендации для обоснования экономической политики. Взаимосвязь позитивных аспектов теории с норматив­ными выводами характерна для многих разработок и концепций. К примеру, одна из первых моделей экономического роста, мо­дель Харрода—Домара, имеет целью выявить условия постоянно­го и относительно равномерного роста в долгосрочном периоде. Двухфакторная модель Кобба—Дугласа, учитывающая заменяе­мость факторов, нужна для оценки источников роста, влияния технологии, технического прогресса на экономический рост.

Американский ученый российского происхождения Саймон Кузнец (1901 — 1985), наряду с решением других вопросов, обеспе­чил статистическую основу исчисления национального дохода, разработал методы подсчета валового внутреннего и чистого про­дукта страны. Лоуренс Клейн (р. 1920) сконструировал модели американской экономики, модели экономики Мексики, Японии и ряда других стран; организовал проект «Линк», чтобы обрисо­вать картину международных экономических связей и мировой торговли. Гарри Беккер (р. 1931) распространил методы экономи­ческого анализа на изучение семьи, преступности, других соци­альных проблем; к примеру, он предлагает наркоманию «лечить» экономически, без принудительных мер, путем повышения заин­тересованности людей в реальных благах, способных перевесить «преимущества» иллюзорного мира наркотиков.

Неоклассический синтез

Дальнейшее углубление теоретических разработок и изучение новых проблем (микрохозяйственных процессов, экономического роста, инфляции, исследование рынков отдельных товаров и др.) проводились, в частности, представителями школы неоклассического синтеза: Джоном Хиксом (1904—1989), Полом Самуэльсоном (р. 1915) и другими экономистами. Суть синтеза в том, что в зави­симости от состояния экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения го­сударственного вмешательства в экономику. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные методы. Рыночный механизм, по мнению представителей этой школы, способен в конечном счете сам установить равновесие между основными экономичес­кими параметрами: спросом и предложением, производством и потреблением.

Приверженцы идей неоклассического синтеза не преувеличи­вают регулирующие возможности рынка. Они считают, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и отношений не­обходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования.

Школу неоклассического синтеза отличает расширение тема­тики исследований: создана целая серия работ по проблемам эко­номического роста; разрабатываются методы экономико-матема­тического анализа; получила дальнейшее развитие теория общего экономического равновесия; предложены методика анализа без­работицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена тео­рия и практика налогообложения. Джеймс Бьюкенен (р. 1919) ис­следовал применение экономических методов в политологии, экономические основы принятия политических решений. Франко Модильяни (р. 1918) описывал закономерности образования лич­ных сбережений, мотивы поведения инвесторов и принятия ин­вестиционных решений. Джеймс Тобин (р. 1918) разработал тео­рию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что ин­весторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и менее

рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложений.

Школа сторонников неоклассического синтеза отказывается от ряда доктринальных положений неоклассиков, широко ис­пользует методы макроанализа. Если Маршалл рассматривал глав­ным образом частичное равновесие на рынке товаров, то в центре внимания современных теоретиков стоит проблема общего равно­весия с учетом всей массы товаров и цен факторов производства. В неоклассическом синтезе получил развитие прикладной аспект экономической теории.

 

Институционализм

 

С критикой гипотезы «рационального», «экономического че­ловека», пекущегося только о максимальной выгоде, стремления свести поведение людей к системе уравнений выступили предста­вители институционального направления. По их мнению, нео­классики рисуют несколько упрощенную и в определенной степе­ни искаженную картину действительности.

В нашей стране переведены и изданы работы одного из осново­положников институционализма Торстейна Веблена (1857—1929), его ученика, специалиста в области промышленных циклов Уэсли Митчелла (1874—1948), весьма плодовитого публициста, теоретика и политического деятеля Джона Гэлбрейта (р. 1908), экономиста и разработчика глобальных проектов Яна Тинбергена (1903—1996)1.

Три основные идеи

Некоторые отличительные особенности «клас­сического» институционализма: Во-первых, институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мне­нию, экономическая наука не должна заниматься чисто экономи­ческими отношениями. Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, соци­альных, психологических, политических. Правила государствен­ного управления представляют не меньший, а возможно и боль­ший интерес, нежели механизм рыночных цен.

Во-вторых, следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Пробле­ма безработицы становится, прежде всего, проблемой структур­ной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаи­мосвязь экономики и политики.

По мнению Дж. Гэлбрейта, рынок отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержа­ния и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. Опираясь на его мощь, монополизированные отрас­ли производят свою продукцию в огромном избытке и навязывают ее потребителю. Основа власти крупных корпораций — техника, а не законы рынка. Определяющую роль теперь играет не потреби­тель, а производитель, техноструктура.

В-третьих, надо отказаться от анализа экономических отноше­ний с позиций так называемого экономического человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а их органи­зация. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку экологию, образование, медицину.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.012 с.)