II. Микро, мезо, макроэкономика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Микро, мезо, макроэкономика



Микроэкономика.

Микроэкономический анализ- часть экономики, исследующая, во –первых, такие обособленные единицы, как домашние хозяйства, фирмы отрасли, и во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Существуют и другие определения микроэкономики, которые сводятся к следующему:

1. Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами-фирмами, потребителями и др.

2. Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.

Микроэкономика - это совокупность малых форм хозяйствования, которая имеет следующие характерные особенности.

1. Тип частной собственности.

Наиболее естественной экономической основой микроэкономики является частнособственническое присвоение средств производства и результатов труда. К таким отношениям собственности относятся: а) единоличное владение тружеников - крестьян и ремесленников и б) индивидуальный капитал, предполагающий применение наемного труда .

2. Низшие формы кооперации и разделения труда.

Для микроэкономики типичны начальные формы трудового сотрудничества : простая (без разделения работы на операции) и не очень сложная кооперация труда (со специализацией работников на выполнении отдельных видов созидательной деятельности).

Общественное разделение труда между товарными хозяйствами в основном принимает форму предметной специализации (производство преимущественно одного или нескольких видов продуктов).

3. Свободные рыночные связи.

Между обособленными и независимыми хозяйствами устанавливаются экономические отношения, свойственные свободному рынку . Каждое микрохозяйство не в состоянии устанавливать рыночные цены и участвует в индивидуальной ценовой конкуренции.

4. Единоличное управление хозяйством.

Сравнительно небольшие размеры хозяйств в микроэкономике предопределяют то, что ими управляют сами собственники . Это и обусловливает характер поведения людей. Профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус так определяют микроэкономику: «Наука о поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Она рассматривает, например, определение цены на отдельный продукт или поведение отдельного потребителя или производителя».

Зная существенные черты микроэкономики, рассмотрим теперь ее конкретные формы.

Формы микроэкономики

Домашнее хозяйство. Постоянно действующим элементом микроэкономики является домашнее хозяйство. Его ведет семья - основанная на браке малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Хозяйство семьи представляет собой прежде всего материальные условия ее существования и воспроизводства, средства удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей членов этой структуры общества.

Важно отметить, что домашние хозяйства располагают некоторыми производственными ресурсами. Одни семьи имеют вещественные факторы производства - землю и капитал, другие располагают рабочей силой. Эти факторы производства через рынки ресурсов (недвижимости, ссудных капиталов, рабочей силы) приобретают предприятия.

С другой стороны, предприятия выплачивают собственникам соответствующие деньги, которые образуют доход семьи. На него семьи на рынках потребительских товаров и услуг покупают необходимые им блага.

В современных условиях подавляющая часть домашних хозяйств принадлежит людям, работающим по найму на предприятиях, в учреждениях. Поэтому такие хозяйства являются

не производственными, а в основном потребительскими. Семьи живут за счет доходов, получаемых от трудовой деятельности на предприятиях (учреждениях).

Предприятие. Свойственные микроэкономике производственные предприятия получили наибольшее развитие в условиях классического капитализма . Однако за последние два столетия они существенно изменились по составу собственников средств производства, по месту и удельному весу в национальном производстве. Весьма заметные перемены состоят в следующем.

Во-первых, микроэкономика западных стран обычно состояла из огромной массы частных хозяйств товаропроизводителей. Но, как показывают характерные данные по США, положение резко изменилось за последнее столетие. Если в 1890 г. 80% американцев - независимых собственников - работали на себя, то сейчас их осталось только 10%. В то же время 90% трудоспособного населения стали лицами наемного труда.

Во-вторых, мелкие хозяйства неоднократно меняли место наибольшего распространения в национальной экономике. Так, на доиндустриальной стадии производства мелкие собственники преобладали в сельской местности и ремесленном производстве, в начале индустриальной эпохи - на небольших промышленных предприятиях, а в постиндустриальном обществе - в сфере услуг .

В третьих, малые предприятия проявляют сравнительно высокую способность к выживанию. По данным 1987 г., в Великобритании чистый прирост составил около 500 новых фирм в неделю.

Важнейшими причинами устойчивости микроэкономических хозяйств являются:

а) их гибкость - -приспосабливаемость к изменениям запросов потребителей;

б) необходимость обслуживать небольшие объемы рыночных сделок. Примерами могут служить продажа одежды, обуви с учетом нестандартных потребностей покупателей; ремонтные работы (их проводят фирмы по ремонту часов, обуви, автомобилей); оказание личных услуг (семейный врач, семейный адвокат, личный парикмахер); магазины дорогих товаров для людей с очень высокими доходами (роскошные яхты, высококлассные спортивные автомобили и т.п.);

в) узкоспециализированное производство стандартных комплектующих изделий для крупных сборочных заводов; сбыт продукции крупных компаний (телевизоров, холодильников, стиральных машин);

г) использование современной микропроцессорной техники, которая дает большой экономический эффект и на малых предприятиях;

д) помощь государства мелкому бизнесу с точки зрения финансовых средств, льготного налогообложения, научного консультирования.

В-четвертых, в современной экономике Запада преобладающей формой единоличного присвоения по-прежнему является мелкое хозяйство. Сюда, если говорить конкретнее, относятся множество сельскохозяйственных ферм, бесчисленное количество семейных лавочек «пап и мам», рестораны, мотели, аптеки, кинотеатры, химчистки, мелкие лавки. К таким предприятиям примыкают и небольшие акционерные общества. В связи в этим важное экономическое значение мелких хозяйств состоит, в частности, в том, что они обеспечивают занятость работой от 1/4 до из всех трудоспособных людей.

В современных условиях в любых государствах существует многообразие форм собственности. Однако, само по себе это многообразие не может гарантировать безусловный хозяйственный успех. Роль собственника как важного фактора экономического развития может быть реализована через определённый механизм хозяйствования. Понятие хозяйствование выражает систему отношений по поводу организации производственной деятельности, способствующей достижению определённо поставленных целей (получение дохода, прибыли). Хозяйствующий субъект – это носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и реализацию продукции с целью осуществления своих экономических целей. В западной экономической литературе выделяют следующие основные хозяйствующие субъекты: домохозяйства, фирмы, предприятия, государство.

Домохозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решение, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максиминизации полезности в рамках .К домовладельцам относят всех потребителей, наёмных работников, владельцев капиталов, земли, средств производства.

Фирма – экономическая единица, которая:

1) самостоятельно принимает решение;

2) стремится к максиминизации прибыли;

3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, предприятиям, домоводствам и государству.

Под государством понимаются все правительственные учреждения, имеющие политическую и юридическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения поставленных целей.

Общим видом хозяйствования выступают предприниматели. Теоретический анализ собственности как экономической теории позволяет с научной позиции рассматривать понятие “предприниматель”. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. Понятие “предприниматель” появилось в XVIII веке и ассоциировалось с понятием “собственник”. В частности, Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на риск ради реализации своего товара и получения прибыли. Он сам планирует, организовывает производство, распоряжается его результатами. Однако, смесь собственника и предпринимателя стала разрушительной с появлением кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Его собственность – уставной фонд банка, который составляет несущественную величину в денежном обороте этого банка. С развитием кредита происходит разделение капиталособственников от …, что дало толчок предпринимательству. Поэтому Джон Батис Сэй в конце XVIII начале IXX века трактует гораздо шире, чем Адам Смит: в качестве экономического агента, комбинирующего факторы производства с целью получения максимальных хозяйственных результатов. Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственничества как юридический факт утрачивает свои распорядительные основы. Власть на производстве перемещается от собственности к организации. Роль собственника становится пассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно связывалось понятие “собственник”, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности, тем самым, капитал распадается на капитал-собственность и капитал-функцию, а менеджеры являются как бы “фиктивными собственниками”. Таким образом, с развитием кредитных отношений и переходом национального богатства из формы частной собственности в форму корпорации влечёт отделение собственности от распоряжения к предпринимательству. Как метод хозяйствования,

предпринимательство характеризуется следующими формами его функционирования:

· Во-первых, непременным условием предпринимательства является наличие у субъекта определённой совокупности свободных прав по выбору хозяйственной деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источника финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на неё цен, распоряжению прибылью, т.е. предприниматель должен быть обособленным субъектом хозяйствования.

· Во-вторых, предпринимательство предполагает ответственность за принимаемые решения, их последствия и риск. Если имеется деятельность, не связанная с ответственностью и последствиями – это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению. Предпринимательство не бывает без риска и без банкротов, провалов и др.

· В-третьих, признаком предпринимательской деятельности является ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли, что связано с созданием рыночной структуры экономики. Структуры не сводятся к приказам или правительственным решениям.

· В-четвёртых, свободное предпринимательство предполагает множество видов, форм и типов собственности и, следовательно, присвоение. В соответствии с этим, получают развитие и многообразные формы предпринимательства, т.е. государственная, коллективная, индивидуально-частная, частно-корпоративная, смешанная и др. Но предпринимательство – не простой вид деятельности, это определённый стиль и тип поведения, слагаемыми которого являются инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность, риск, деловая хватка. Шунпэтер отмечал, что предпринимательство – не род занятий, это склад ума, свойство натуры. Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно уметь найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать и преодолевать страх и действовать в зависимости от происходящих процессов, преодолевать сами эти процессы. Предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономики и организации творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т.д. ради получения прибыли.

В развитых рыночных структурах сложились организационные формы предпринимательства. Существуют три основные формы: единоличное хозяйство, партнёрство, корпорации. Единоличное хозяйство – такая форма организации предпринимательства, когда один собственник принимает единоличное решение, несёт личную ответственность за всё. Преимущество единоличного хозяйства – полный контроль за ведением хозяйства со стороны хозяина. Недостаток – незначительная величина капитала, сложности получения кредита; собственнику надо нести полную ответственность за всё.

Партнёрство – форма организации предпринимательства, когда два и более предпринимателя принимают решение вместе и вместе несут ответственность. Партнёрство помогает преодолеть первый недостаток, присущий единоличному хозяйству. Существует партнёрство с ограниченной ответственностью. В этом случае совладельцы имеют право вносить капитал в определённых размерах и не участвуют в управлении и соглашениях от имени предприятия.

Корпорация – форма организации предпринимательства на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделён от собственника и собственности, а финансовая ответственность его ограничена. Она может привлечь значительный капитал путём продажи акций. Кроме этого, собственники, акционеры не несут материальную ответственность, они могут только потерять стоимость акций в случае банкротства.

Предприятие, фирма – самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом

юридического лица, владеющая факторами. Основные функции предприятия сводятся к созданию определённых видов товаров и услуг для удовлетворения потребностей потребителей и максиминизации прибыли. Цели предприятия определяются этим же. Существуют следующие формы предприятий:

· Государственное предприятие

· Частное предприятие (индивидуальное)

· Товарищество с полной ответственностью (полное)

· Товарищество со смешанной ответственностью (смешанное)

· Товарищество с ограниченной ответственностью (ограниченное)

· Акционерное общество открытого типа

· Акционерное общество закрытого типа

Такие формы как “малое предприятие”, “совместное предприятие”, “кооперативные предприятия” считаются устаревшими, т.к. малое предприятие – по численности работающих; совместное предприятие – сугубо экономический показатель тех, кто его создал; частное и индивидуальное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника, все остальные считаются работниками.

Полное товарищество – товарищество, члены которого отвечают по обязательствам товарищества всем движимым и недвижимым имуществом. При банкротстве может быть описано личное имущество.

Смешанное товарищество – модифицированная форма полного товарищества. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами всем имуществом, имеются один или более участников, ответственность которых ограничивается их вкладами в общество.

Ограниченное товарищество – формируется на основе ранее определённых вкладов пайщиков. Его члены не несут ответственности за выполнение обязательств товарищества, все рискуют лишь в пределах своих вкладов.

Акционерное общество – общество с правом юридического лица. Создаётся в соответствии с законодательством и обладает капиталом, разделённым на определённое число равных долей – акций. Ответственность членов общества – акционеров – ограничивается нарицательной стоимостью акций. Акционерами могут стать физические и юридические лица; учредителем может быть и одно лицо. В открытом обществе акции распространяются не только среди своего коллектива, а в закрытом обществе – только среди своего коллектива.

Кооператив – общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение доходов, а на оказание помощи. Кооперативы получили распространение в области торговли, сфере услуг.

Издержки и доходы фирмы.

Если для покупателя приобретение товара (вещи, услуги) на рынке интересует прежде всего полезность благ, то для продавца (производителя) центральное место занимает вопрос - какие затраты нужно произвести на их производство. Каждая фирма своей стратегией ориентируется на получение максимальной прибыли, поэтому она будет стремиться использовать такой производственный процесс, при котором был бы получен заданный объём производства при наименьшем количестве вводимых факторов производства. Затраты на приобретение вводимых факторов производства или экономических ресурсов называются издержками производства. Понятия «затраты» и «издержки» - ко всему следует отметить - это не одно и то же. Затраты - это расходование ресурсов в их натуральном виде, а издержки - их стоимостная оценка. Издержки могут быть непосредственно на какой-либо отдельной фирме. В

этом случае они называются индивидуальными издержками производства. Затраты на производство каких-либо благ с точки зрения всей национальной экономики называются общественными издержками.

В национальной экономике имеется разделение хозяйственной деятельности. Одни фирмы производят блага, другие реализуют произведенный товар. Поэтому различают производственные издержки, связанные непосредственно с производством товара и издержки обращения, связанные с доведением до потребления потребителем товара. Издержки обращения бывают дополнительные и чистые. Чистыми называются издержки, связанные с отладкой труда, с содержанием учреждения торговли, с рекламой, т.е. с доведением продукта до потребителя. Дополнительные издержки связаны с расходами на расфасовку, хранение, транспортировку, доработку товаров, что увеличивает стоимость товара.

Издержки классифицируются различными способами. Так, с точки зрения отдельного предприятия (фирмы), издержки могут быть явными и неявными. Явные внешние издержки - это денежные выплаты, которые предприятие (фирма) производит поставщикам факторов производства в том случае, когда эти факторы ей не принадлежат. Сюда входят: заработная плата, затраты на сырьё, амортизация оборудования, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг и т.д. Их ещё называют бухгалтерскими издержками. Неявные внутренние издержки - стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными. Это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы, которые недополучены в обмен на явные денежные платежи. Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательствами для явных платежей, поэтому остаются недополученными. Так, сам владелец фирмы может работать на этой фирме наряду с наёмными работниками, не получая за это жалование. Но он в этом случае отказывается от получения заработной платы, чем если бы он работал где-нибудь в другом месте. Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и невозможности их применения на данном производстве по другому назначению. Задача экономистов состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант использования ресурсов. Поэтому экономические издержки любого ресурса, использованного в производственном процессе равны его ценности при наилучшем из всех альтернативных вариантов использования.

Чтобы исчислить вмененные издержки фирмы необходимо для каждого вводимого фактора производства оценить в денежной форме ту выгоду, которую фирма упустила, используя ресурс данный, а не наилучшим альтернативным путём. Эта задача менее сложна, когда фирма принимает такие ресурсы, которые используются сразу после их приобретения (например, сырьё), а цена устанавливается на рынке и не зависит от действия предпринимателя. В этом случае затраты на приобретение этого фактора производства не составляют вмененные издержки фирмы, т.к. она сделала выбор между всеми альтернативными вариантами в пользу этого ресурса. Однако задача усложняется, когда экономисты начинают оценивать издержки от внутренних, от не привлечённых из ресурсов фирмы собственных денежных средств, производственных площадей, предпринимательских способностей владельца, владения пакетом лицензий, торговой марки и т.д.

Собственные денежные средства можно вложить в банк или ценные бумаги и получить соответственные проценты; что же касается станков и производственных площадей, то необходимо оценить возможность альтернативного применения наилучшими способами и получить наилучшую выгоду (производственную мощность можно сдать в аренду).

Особое преимущество предпринимательства - умение вести дело, рисковать также оценивается с точки зрения упущенных возможностей. Если один предприниматель пошёл на

риск и добился дополнительной выгоды, а другой этого не сделал, то последний упустил возможность получения дополнительной выгоды, увеличив таким образом свои издержки улучшенных возможностей. Выделяют и такой критерий классификации фирмы, как временные интервалы. При осуществлении своей деятельности предприниматель принимает массу решений. Эти решения можно объединить в 3 группы:

наилучшим способом организовывать производство;

какие новые производственные мощности и технологии выбрать с учётом достигнутого уровня науки и техники;

как наилучшим образом приспособиться к открытиям, изобретениям, вносящих перелом в технический прогресс.

В тот период времени, когда фирма решает первую группу вопросов называется краткосрочным периодом. Вторую группу называют долгосрочным периодом. Третью - очень долгосрочным. В краткосрочном периоде отдельные факторы производства не меняются. Их называют постоянными, нефиксированными факторами. К ним относят такие ресурсы как производственные здания, станки, оборудование. Но это может быть и земля, услуги менеджеров, рабочих кадров. Экономические ресурсы, которые меняются в процессе производства считают переменными факторами. В долгосрочном периоде могут меняться все вводимые факторы производства, но базовые технологии остаются без изменения. В очень долгосрочном периоде меняются базовые технологии.

Выводы

Функционирование фирм обеспечивают предпри­ниматели. Предпринимательские способности — это экономический ресурс, в со­став которого следует включать прежде всего предпринимателей, предпринима­тельскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятель­ность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли.

Основной рабочий инструмент фирмы — это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество — это ценовые и качественные характеристики про­дукции фирмы, которые выгодно отличают ее от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

Предприятия, как правило, группируются по ряду существенных призна­ков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой при­надлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

 

Мезоэкономика

 

Понятие «мезоэкономика»

Мезоэкономика - это совокупность средних по своим размерам (промежуточных между малыми предприятиями и национальной экономикой) форм хозяйствования. Такой совокупности свойственны следующие отличительные особенности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.035 с.)