Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок, его функции и структура, механизм функционирования.

Поиск

В современной экономической литературе рынок определяется неоднозначно. Рынок - совокупность экономических отношений, производства и обмена товара при помощи денег. Рынок - обмен, организованный по законам товарного обращения и производства. Рынок - механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения. Рынок - совокупность экономических отношений по поводу реализации произведенных товаров и услуг потребителю, исходя из спроса и предложения, которые являются составными частями отношений по воспроизводству, функционирования по экономике. Рынок как система основывается на двух началах - стихийном и организационном. Основой стихийности, конкуренции, начало являться участие в конкуренции множества независимых, экономически обособленных товаропроизводителей с разными условиями производства, с индивидуальными затратами труда и качественными характеристиками. Организованность, монопольное начало предполагают функционирование на рынке небольшой группы производителей одного предприятия по производству конкретного товара. Здесь функционируют стандарты, качество, имеется сговор, соглашение, упорядоченность, согласованность на перспективу действия (действие коктейлей, трестов и т.д.). Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Выделяют три вида разделения труда: внутри предприятия (единичное), между предприятиями (частичное), в масштабах общества (общественное), т.е. разделение труда по отраслям и сферам. Разделение труда произошло в глубокой древности. Первой ступенью общественного разделения труда является отделение скотоводства от землепашества. Второй - выделение ремесла. Третьей - возникновение купечества. Затем стали вводиться отрасли, углубляется общественное разделение труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Это форма общественного разделения труда между различными отраслями и сферами общественного производства, причём это наблюдается как внутри предприятия, так и в целом в общественном производстве. Различают три основные формы: предметную, подетальную и технологическую. Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Человек может произвести небольшое количество благ. Более того, не во всех регионах имеются нужные производственные ресурсы для производства благ. Их общее количество имеет предел. В экономической теории это явление получило название закона ограничения ресурсов посредством обмена одного продукта на другой через рынок. Наиболее важной причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает что производить, как производить, кому и что продавать. Обмен продуктами труда немыслим, если они не находятся в чьей-либо собственности. С развитием форм собственности развилось и рыночное хозяйство. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Экономисты отмечают общие закономерности становления рыночной экономики в различных странах. К важнейшим из них относятся:

1Экономика,под ред. А.С.Булатова,М.,Юристъ,2000,с.93

 

1) Наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности.

2) Свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение, конкуренция

товаропроизводителей, свободное переливание капиталов между отраслями и регионами.

3) Образование финансового рынка (рынка кредитов, ценных бумаг и валюты).

4) Наличие рынка труда.

5) Открытость экономики мировым интеграционным, интернациональным процессом мировому рынку, возможность миграции рабочей силы.

Субъектами рыночной экономики являются участники рыночных сделок: покупатели, продавцы, предприниматели, т.е.:

1) физические лица;

2) юридические лица (предприятия, объединения, организации, ассоциации, акционерные общества, фирмы, государство).

Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы:

· домашние хозяйства;

· предприниматели;

· государство, правительство.

Домашние хозяйства являются потребителями и поставщиками факторов производства. На рынок домашние хозяйства поставляют прежде всего капиталы и труд, а также продукты. Предпринимательство - деловые предприятия, функционирующие с целью получения дохода, прибыли. Оно является поставщиком товаров и услуг. Правительство, государство представлены главным образом государственными предприятиями и бюджетными организациями. Через них государство реализует свои функции по урегулированию экономики. Оно может поставлять товары и услуги со своих предприятий, осуществляющих заказы тех или иных товаров и услуг в предпринимательские фирмы.

Функции:

· регулирующая

· стимулирующая

· информационная

· посредническая

· санирующая

· социальная

Регулирующая функция рынка проявляется в том, что через цены, спрос и предложение происходит расширение производства или его сокращение. Снижение затрат на производство, расширение или сокращение производства. Рынок является также информатором о состоянии динамики цен. Производитель, появляющийся на рынке имеет возможность измерить свои затраты с общественно необходимыми, являющимися основой рыночной цены. Потребителя рынок обязывает соизмерить величину своего дохода с рыночными ценами, с возможностью удовлетворения соответственной потребности. Рынок даёт информацию о качестве товаров и услуг, которые реализуются на нём. Посредническая функция заключается в том, что при нормальном функционировании покупателю предоставляется возможность выбора; продавец также имеет выбор по реализации своего товара. Рынок формирует динамичную пропорциональность товарооборота между различными регионами, создаёт международный механизм интеграции производства. Он создаёт механизм оптимизации пропорций между отраслями с помощью перелива капиталовложений. Санирующая функция заключается в том, что рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных, перспективных предпринимательских структур. К социальному блоку функций рынка также относят функцию

дифференциации производителей, устранение иждивенчества, уравниловки и бесхозяйственности. Рынок освобождается от дефицита товаров и услуг.

Рыночная система - сложное образование, имеет свою структуру и инфраструктуру. Классификация рынка, его структуры производится по разным критериям:

1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, финансовый рынок и т.д.

2) По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой.

3) По степени ограничения конкуренции: чистой конкуренции (совершенной конкуренции), монополистической конкуренции (монополистический, рынок чистой монополии), несовершенной конкуренции.

4) По областям: автомобильный, компьютерный и т.д.

5) По характеру продажи: оптовый, розничный.

6) По механизму функционирования: свободный, монополизированный, планово регулируемый, государственно регулируемый.

7) По насыщению товаров: равновесный, дефицитный, избыточный.

Однако наиболее часто для классификации рыночных структур применяется определение объекта рыночных отношений. С этого критерия выделяют три рынка:

· рынок товаров и услуг;

· финансовый рынок;

· рынок труда.

Рынок товаров и услуг включает потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального труда (лицензий, патентов и т.д.).

Финансовый рынок - рынок ценных бумаг, валютный, ценных кредитов. Рынок труда - движение трудовых ресурсов - рабочая сила в качестве товара, продаётся и покупается в соответствии с законами рыночной экономики.

Инфраструктура - совокупность, комплекс институтов рынка (учреждений, организаций, фирм), которые обслуживают и обеспечивают нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняют функции посредников или берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного оборота, движение капиталов и рабочей силы между субъектами рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает: различные посреднические, сбытовые, брокерские организации.

Материальная база состоит из транспортной системы, складских помещений, хранилищ, информационной системы, средств связи.

В кредитно-финансовую систему входят:

· сеть коммерческих банков;

· страховые компании;

· аудиторские фирмы;

· маркетинговые центры;

· аукционы, ярмарки;

· система законодательств;

· налоговая система,

которые регулируют правила рыночной игры, механизм функционирования рынка. Сюда также входит система регулирования занятости. К инфраструктуре можно отнести также различные симпозиумы, конгрессы, семинары по проблемам развития регионов,

функционированию рынка.

Важные элементы инфраструктуры:

1) Аукцион. На аукционе реализуется продукция, которая дефицитна на рынке. Различают аукционы принудительные, добровольные, региональные, международные. На аукционах происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте.

Принудительные аукционы проводятся судебными или административными органами (пример - продажа иномарок Министерства Обороны).

Добровольные аукционы производятся по инициативе владельцев (продажа квартир, антикварных вещей).

Региональные аукционы - продажа коммунальной собственности.

Международные аукционы - публичные продажи продуктов, цветов, леса и т.д., а также акций крупнейших фирм.

2) Биржа. Это рынок посредников. Биржа ведётся по правилам.

Куплю-продажу товаров, ценных бумаг осуществлять только посредникам. Ими могут быть физические лица, предприниматели, банки, инвестиционные компании, брокеры, по доверенности которых действуют посредники. Последние либо выполняют переданный приказ (приказ на исполнение) на приобретение (продажу) товаров, либо действуют на свой страх и риск. Первых называют брокерами, вторых - дилерами.

На биржу не надо привозить товар или доставлять ценные бумаги. Существование того или иного можно подтвердить сертификатами. На бирже продают не какое угодно количество ценных бумаг. Торговля ведётся партиями (каким-то общепринятым количеством, если ценные бумаги - пакетами).

4) На бирже продают товар определённого качества, а акции предприятия с достаточно высоким уровнем прибыли. Биржа за это несёт ответственность.

5) Цены постоянно указываются на табло. Причём все участники торгов находятся в одинаковых условиях.

Разновидности бирж:

· товарные;

· фондовые;

· биржи труда.

Товарные биржи - товары.

Фондовые - акции и облигации.

Биржа тиржа руда - организация, специализация на выполнении посреднических операций по предоставлению работы нуждающимся и по представлению информации о наличии рабочей силы.

Ядро - банковская система. Она включает национальный (центральный) банк, государственный банк, коммерческие, ипотечные (деньги под залог недвижимости), инновационные (кредит под ноу-хау), инвестиционные банки (кредит под новостроящиеся объекты).

Конкуренция в переводе с латыни означает столкновение, ошибку в результате каких-либо действий. Рынок делает каждого участника, сталкивающегося с другим участником субъектами рынка. Адам Смит назвал этот процесс невидимой рукой рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельного индивидуума в получении выгоды обращаться на благо всего общества, служить поступательному движению экономики. Конкуренция есть форма производственных отношений между потребителями, возникающая в связи с производством, товарами и услугами. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за

производство, куплю и продажу товара. Она стимулирует деятельность предпринимателей. Через неё они контролируют друг друга и их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, насыщению наукоёмкой технологией. В то же время конкуренция приводит к росту непроизводственных издержек, рекламе и т.д., появлению монополий и т.д. Без административного вмешательства конкуренция превращается в разрушительную силу национальной экономики (финансовые пирамиды, неэкономические методы конкурентной борьбы). Для обуздания конкуренции и держания её на уровне нормальной стимуляции экономики государство создало систему законов, определяющих правила игры соперников. Современные экономисты различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция - соперничество многочисленных производителей, создающих одинаковый объём идентичной продукции. Для неё характерны следующие черты: наличие большого числа продавцов и большого числа покупателей. Ни тот ни другой не могут влиять на цену. Цена формируется через рыночный механизм, исходя их спроса и предложения. Все товаропроизводители имеют доступ к производственным секретам. Имеется информация о продаже товаров, ценах местах продажи. Несовершенная конкуренция имеет несколько моделей:

1) монополия (один продавец, производящий товар, не имеет себе заменителей. Цена диктуется монополистом. На данный рынок вход другим производителям закрыт). Например - производство оружия.

К несовершенным относится также олигополия. На олигополистическом рынке функционируют несколько товаропроизводителей, производителей идентичных товаров. На этот рынок другие товаропроизводители также не могут войти, т.к. это требует значительных капиталовложений: добывающая промышленность, сталелитейная промышленность, транспортные системы. Причём все участники внимательно следят за действиями своих конкурентов.

Методы конкуренции:

К методам конкуренции относятся целевые и неценовые. К целевым относятся метод ценовой дискриминации и метод ценовой монополии (цены или высокие или низкие). Неценовые методы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продажи. В первом случае применяется более новый продукт, во втором используются различные способы заманивания покупателей.

К позитивным сторонам рынка относятся:

1) Эффективное распределение ресурсов: рынок отправляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров, хотя имеют место сезонные распродажи.

2) Возможность рынка успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации, а именно - цены.

3) Рынок формирует и воспитывает экономического человека, для которого характерны:

· ощущение личной ответственности за свои действия;

· расчёт деятельности;

· предприимчивость;

· готовность идти на риск.

4) Гибкость, высокая адаптированность к изменяющимся условиям.

5) Способность системы оптимально использовать достижения научно-технического прогресса, рынок стимулирует это.

6) Экономическая свобода выбора форм и способов производства.

7) Способность к удовлетворению развивающихся экономических потребностей, повышение

качества товаров и услуг.

8) Рынок является в основном саморегулирующей системой.

К негативным сторонам рынка относятся:

1) Не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов.

2) Не имеет механизма защиты окружающей среды, а законодательные акты не могут заставить предпринимателей не уничтожать её.

3) Рынок не может регулировать занятость. Рыночная система воспроизводит неравенство.

4) Не обеспечивает и не способствует фундаментальным достижениям науки, не в состоянии реализовывать стратегические идеи.

5) В условиях рынка игнорируются потенциальные последствия: производство сигарет, спиртных напитков, производство ДДТ.

6) Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (озоновый слой).

7) Рынок не создаёт стимуляцию для производства товаров и услуг общественного потребления (дороги, театры, больницы и т.д.).

8) Рынок ориентирован на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто за них платит.

9) Рынок подвержен циклическому и нестабильному развитию с присущими ему кризисами, создаёт условия для существования банкротства.

10) Рынок не может обеспечить платёжеспособный спрос и предотвратить кризис перепроизводства, инфляционные процессы.

11) Рынок не способен осуществлять в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги на перспективу.

12) Рынок формирует безработицу.

В связи с этим, рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения экономических проблем в национальной экономике.

Исходя из своих функций государство должно обеспечивать права производителей и потребителей. С этой целью принимается ряд законодательных акций, санкций для лучшего функционирования и создания стабильной обстановки в стране.

Функции государства:

1) В развитых странах составляет стратегические прогнозы развития национальной экономики.

2) Производит регулирование процессов использования природы, охраны окружающей среды.

3) Управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, обоснованное воспроизводство рабочей силы.

4) Разработка согласованных действий всей системы экономических интересов субъектов производства, преодоление между ними противоречий.

5) Государство формирует, стимулирует развитие необходимости для национальной экономики в международную интеграцию.

Основными инструментами государства являются:

· налогообложение;

· ускоренная автоматизация;

· антимонопольное регулирование.

На макроуровне:

· финансовое и налоговое регулирование безработицы, инфляции;

· социальная политика, в том числе политика регулирования доходов;

· государственное предпринимательство. Через государственное предпринимательство в государственной экономике развиваются наиболее наукоёмкие производства, добывающие отрасли, коммуникационные предприятия (связь, транспорт);

· интеррегулирование. Государство вмешивается в валютные сделки путём контроля валютного курса, формирует систему внешних торговых тарифов и льгот (акцизы, пошлины), осуществляет лицензирование внешней торговли;

Различают прямые и косвенные действия государства по регулированию национальной экономики. К прямым действиям относят законодательные акты. К косвенным относят разного рода финансовые воздействия, а именно: стимулирование капиталовложения, предоставление льготных кредитов, принятие участия в создании производства через покупку акций, обеспечение полной занятости (стимулирование в виде предоставления кредитов, субсидий, центров по переподготовке кадров), стимулирование экспорта и импорта (вывоз товаров в виде конечной продукции, ввоз необходимых для производства материалов), воздействие на общий уровень цен с целью стабилизации (через кредитные ставки, через воздействие на валютный курс, через контроль над ценообразованием), перераспределение доходов. Все эти косвенные вмешательства в экономику фискальную и кредитно-денежную политику.

Рыночный механизм функционирует в условиях рынка и производит функционирование систем, отношений между субъектами и объектами рынка. Этот механизм включает в себя:

· формирование цен;

· распределение ресурсов;

· взаимодействие субъектов рынка по поводу установления цен, объёма производства, структуры рынка; цены являются организующей силой экономических отношений. Через них суммируются и балансируются бесчисленные хозяйственные интересы. Основными экономическими субъектами рыночной экономики являются: предприятия, государство.

Спрос – отражение потребностей в том или ином товаре или услуге и желание приобрести товар на определённых условиях. Потребителей интересует не вообще товар, а товар, который:

1) может удовлетворить его потребности;

2) приемлемая цена (чтобы потребитель мог его купить).

С учётом этих обстоятельств следует говорить не вообще, а платёжеспособном спросе. Платёжеспособный спрос – масса товара, который покупатель желает приобрести и для этой цели у него имеется определённая сумма денег. Отсюда спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определённый промежуток времени. Зависимость объёма спроса на определённый товар от данных и других факторов выражает функция спроса:

Qd = f(Pa, Pb, … Pi, I, T, M, … n)

Где:

Qd – объём спроса;

a, b, … i – товары и доходы потребителя;

Т – вкусы потребителя;

М – общее число покупателей;

n – иные факторы.

 

Как правило, все факторы в определённый отрезок времени неизменны, кроме цены товара или услуги. Следовательно, функция выглядит:

Qd = f(Px)

Где Px – любой товар.

Функция спроса может быть задана через таблицу или графическим способом.

Такое изображение соотношения между рыночной ценой товара и спроса на него называется графиком спроса (кривой спроса). Между ценой и спросом существует определённая зависимость:

1) чем ниже цена, тем больше спрос. Круг покупателей расширяется.

2) чем меньше товаров предложено, тем выше покупатель оценивает его полезность и готов за него платить более высокую цену.

Величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при её увеличении. В этом суть закона спроса. Следует различать изменение величины объёма спроса и изменение самого спроса. Величина объёма спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Сам спрос, его характер изменяются под влиянием других факторов, которые ранее считались неизменными. Так, при уменьшении Px происходит движение из одной точки к другой и вызывает изменения в объёмах dx продажи товаров, но не спроса как такового. Передвижение по кривой спроса называется изменением величины спроса. При изменении неценовых факторов спроса происходит сдвиг всей кривой спроса.

Краткую характеристику воздействия неценовых факторов на изменение спроса:

1) Доходы потребителей. При увеличении доходов спрос на большинство товаров растёт, или наоборот, при его снижении падает.

2) Вкусы покупателей. Они могут изменяться под воздействием рекламы, изменением моды и других факторов.

3) Рост общего числа покупателей. Он вызывает увеличение спроса.

4) Цены на сопряжённые товары. Если товары взаимозаменяемы, их называют субститутами. Взаимозаменяющие называются комплементами. Например: маргарин и масло – при повышении цен на масло спрос на него падает и потребители покупают маргарин. Или, например, машины и бензин. Следовательно, между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь, а между ценой на один из товаров-комплемент и спросом на другой товар существует обратная связь. Существуют также независимые друг от друга товары: цены на один из них не влияют на спрос на другой товар.

5) Потребительские ожидания. Ожидание увеличения цены на товар побуждает потребителей проявлять повышенный спрос на данный товар. Ожидание повышения дохода также будет побуждать увеличение спроса на товар.

Спросы на различные товары отличаются друг от друга. По степени чувствительности к изменению факторов, определяющих степень изменения величины спроса при изменении того или иного фактора называется эластичностью спроса. Различают эластичность по цене и по доходу. Эластичность по цене показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товаров, на которые предъявлен спрос. Она определяется как отношение процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос к процентному изменению в цене, т.е. эластичность определяется:

Качественно можно выразить три формы спроса:

1) Спрос эластичен, если величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, т.е. когда снижение цены вызывает такое движение объёма продаж, что общая выручка возрастёт. Эластичность спроса в этом случае больше 1.

2) Неэластичный спрос появляется тогда, когда величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена, т.е. когда снижение цены P обуславливает незначительный разброс Q, выручка падает. Эластичность будет меньше 1 но, больше 0.

3) Спрос с единичной эластичностью. Он предполагает пропорциональное изменение цены. Выручка остаётся неизменной. Эластичность спроса в этом случае Ed = 1.

Различают также частные случаи, как совершенно неэластичный спрос и совершенно эластичный. Совершенно неэластичный спрос наблюдается тогда, когда величина спроса будет постоянной независимо от изменения цены на единицу товара. Кривая спроса имеет вид вертикальной прямой. Совершенно эластичный спрос изображается в виде горизонтальной прямой. Если цена повышается, превысив определённую величину, то товар не будет реализован. При цене, равной данной, или ниже, он может быть реализован.

Ко всему функционирование рыночной экономики показывает, что закон спроса не имеет абсолютного характера. В особых ситуациях можно наблюдать отклонения. Это касается товаров «низших», т.е. низкокачественных товаров. При повышении цены на эти товары спрос также растёт. Это явление называется парадоксом Гиффмена. Второе отклонение касается товаров роскоши. При снижении цены спрос на эти товары падает. Эти товары покупаются не для потребления, а через их обладание люди стремятся подчеркнуть свой высокий социальный статус. Снижение цены на эти товары понижает их социальный престиж. Это эффект Сноба или эффект Веблена. Третье отклонение – реакция спроса на кратковременный период, когда за ростом цены наблюдается и рост спроса:

а) из предположения, что завтра будет ещё хуже;

б) из-за влияния цен на другие товары.

Эластичность спроса по доходу Ei представляет собой пропорциональное изменение объёма спроса, вызванное однопроцентным увеличением дохода.

Изменить диаграмму спроса какой-либо товар может цена на другой товар. В таком случае говорят о перекрёстной эластичности спроса.

 

Выводы

«Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продав­цов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предприни­мательства.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.

Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, ин­формационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.

Конкуренция — одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать кон­венцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неце­новую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конку­ренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.

Экономическая деятельность связана с неопределенностью и риском. Неопределенность выбора обусловливается неполнотой и неточностью информации, неизбежностью ошибок в процессе прогнозирования. Не существует «патентованных» рецептов снижения риска. Повышению надежности выбора могут служить диверсификация размещения средств, всесторонняя оценка принимаемых решений.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой.

Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонение от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка.

Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он не пригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.

Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Из­менения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введени­ем дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благо­даря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно за­кону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зави­симость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высо­кой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается эко­номическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия поку­пателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Основу этого механизма описывает двухфакторная мо­дель ценообразования, объясняющая величину цены как компромисс между из­держками производства и полезностью товара.

Ценность (стоимость) — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется на базе лучшего из доступных ему товаров с кор­ректировкой на свойства данного товара».1

 

1Экономика под ред. А.С. Булатова,М.,Юритсъ,2000,с.107,122

Методы экономической теории

Каждая наука познаёт свой предмет исследования посредством соответствующих методов, средств и способов, применяемых в процессе исследования. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Выделяют общие мировоззренческие, общие научные и частные методы исследования.

Общим, мировоззренческим, методом, является матери­алистическая диалектика — единый для всех наук метод. Однако специфика предмета каждой науки обусловливает специфику его применения к познанию объективного мира. В частности, способы, используемые исторической наукой, занимающейся вопросами исторического развития общест­ва в его конкретном многообразии, не могут быть во всем одинаковыми со способами, применяемыми экономической теорией при изучении экономического строя общества. Что касается естественных наук, то в процессе познания зако­нов природы они широко используют экспериментирова­ние, постановку опытов, проводимых в искусственно со­здаваемых лабораторных условиях с тем, чтобы воспроиз­вести явление в его чистом виде.

Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующи­ми — они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что мы должны рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвиж­ные, вечные, а как изменяющиеся, развивающиеся. Необ­ходимо строго выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают экономические явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают.

Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему про­стое. Применительно к экономической теории это означает, что при движении от абстрактного к конкретному экономи­ческие категории располагаются в последовательности, кото­рая выражает процесс перехода от наиболее простых эконо­мических отношений ко все более сложным. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству. И в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит и черты, которые имели место в предшествующем простом отношении.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущая сила развития есть единство и борьба противо­положностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, между различными видами интересов и т.д.

Общенаучные методы включают в себя прежде всего метод научной абстракции. Он состоит в выделении наи­более существенных сторон изучаемого явления и отвлече­нии от всего второстепенного, случайного. Научное абстра­гирование — не отрыв мышления от жизни, а средство проникновения в нее, способ отражения в теории сущест­венных связей реальной действительности. В процессе абстрагирования формулируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные сторо­ны (внешние или внутренние) предметов, процессов, явле­ний. Выделение наиболее существенных черт при исследо­вании предмета, явления или системы в экономической теории особенно важно, ибо в отличие от естественных наук в общественной жизни нельзя моделировать явления в чистом виде.

К общенаучным методам относятся анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается намечаются пути их устранения.

Анализ и синтез находятся в органическом единстве:

Анализом начинается процесс раскрытия сущности, синте­зом он завершается. Только путем анализа и синтеза можно проникать в суть явлений, выявлять законы развития составных частей и общие законы всей системы в целом. Принято различать позитивный и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономичес­кой теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). Нормативный подход основан на иссле­довании того, как должно быть. Здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, госу­дарственным деятелям при разработке экономической по­литики. Обоснование экономической политики, программ рыночной экономики должно опираться на объективные экономические законы, закономерности и принципы. На­пример, существует взаимосвязь между расходами на науку и научно-техническим прогрессом и экономическим ростом. Зная этот принцип взаимосвязи, можно предска­зать направление развития экономики в определенном промежутке времени.

Выявлению сущности явлений служат индукция и де­дукция. Первая —движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. На основе частностей логически выводятся общие положения, прин­ципы. Вторая — движение мысли от общего к ча



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.012 с.)