ТОП 10:

Современная рыночная экономика (современный капитализм)



По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, при­спосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним услови­ям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в XX в., ры­ночная экономика свободной конкуренции превратилась в совре­менную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-преж­нему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоратив­ной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие нацио­нальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяй­ствования получают дальнейшее развитие в рамках

отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государствен­ным регулированием экономики, вплоть до осуществления обще­национальных программ и планов.

Планомерность выступает как средство активного приспособ­ления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи эко­номического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговремен­но сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к каче­ственно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая сис­тема управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, вы­пускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей про­исходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных про­грамм, государственного стимулирования НИОКР в приоритет­ных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения созданного валового внутрен­него продукта не только решается на основе традиционно сложив­шихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем обра­зования, в том числе переподготовки работников различной ква­лификации, совершенствования медицинского обслуживания на­селения, на социальные нужды.

В последние десятилетия в странах Запада и наиболее разви­тых странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего, идущего на смену современному капитализму постиндустриального общества. Его характерными чертами явля­ются:

• изменение структуры производства и потребления, преиму­щественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;

• новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;

• повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через; переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;

• гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);

• информатизация общества, вследствие чего в мире постоян­но увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (инфор­мационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);

• ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;

• глобализация хозяйственной деятельности, в результате ко­торой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для

еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематичес­кой операцией.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.004 с.)