Сенсуализм как направление в философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсуализм как направление в философии



Если представители рационализма (лат. rationalis – разумный) Р. Декарт, Б. Спиноза (1632–1677), Г. Лейбниц (1646–1716) отводили решающую роль в познании разуму, то представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) – чувствам.

Однако как сенсуализм, так и рационализм могут быть материалистическими и идеалистическими. Различие между ними состоит в том, что они принимают за источник, основу знания. Для материалистического сенсуализма и рационализма таким источником является материальный мир. Для идеалистического сенсуализма – Бог, ощущение, восприятие, опыт, а для идеалистического рационализма – идеи, аксиомы, суждения и другие проявления разума.

Согласно теории познания Дж. Локка, мышление основывается на чувственно воспринимаемой реальности и истинное знание мы получаем из опыта. Он отрицает существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно Локку, подобна чистой доске (лат. tabula rasa). Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет ее письменами. Ощущение является основой всякого познания.

На основе чувственного восприятия возникают простые, элементарные идеи. При восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта или рефлексии. И тот, и другой опыт порождают только простые идеи.

Общие или сложные идеи формируются в результате размышления, свойственного душе. Размышление – это процесс, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно в чувственном опыте. Так, сложная идея субстанции возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и так далее. Частая повторяемость совокупности простых идей приводит к представлению о том, что есть носители этих идей.

Важной частью теории познания Локка является учение о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира, таких, как размерность, форма, масса, движение. Это – объективно существующие качества. Возникновение вторичных качеств связано со спецификой органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и другие. Эти свойства существуют лишь для нашего сознания. Таким образом, Локк является представителем эмпиризма и сенсуализма, и в его теории познания просматривается стремление объяснить мир на основе естественных законов.

В отличие от материалистически окрашенного сенсуализма Дж. Локка Д. Беркли разработал субъективно-идеалистическую версию сенсуализма.

Если Локк признает объективность первичных качеств, а вторичные качества понимает как зависящие от работы органов чувств, то Беркли доказывает, что все качества вторичны. Так, тяжесть, пространственные свойства, которые Локк относит к объективным качествам, определяются способностями органов чувств человека: один и тот же предмет нам кажется большим при малой от него удаленности, и малым при большой от него удаленности. Поэтому, заключает Беркли, ни о каких первичных качествах речи быть не может. Все идеи возникают на основе ощущений, опосредованных работой органов чувств.

В результате «быть» означает «быть воспринимаемым». Все вещи, согласно Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». В тоже время он допускает «непрерывное», постоянное существование вещей, непосредственно не воспринимаемых сознанием индивида.

Мир, с точки зрения мыслителя, – это не представление отдельного человека, а результат действия одной верховной духовной причины – Бога. Так субъективный идеализм Беркли переходит в объективный.

Представления философа о пространстве и времени противоположны механике И. Ньютона. Пространство и время, которые Ньютон характеризует как абсолютные, Беркли понимает субъективистски. Пространство он считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности. Философия Беркли – яркий образец субъективно-идеалистического сенсуализма.

Представителем субъективно-идеалистического сенсуализма является и Д. Юм. Однако он не принимает не только гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, внешний мир не существуют. Наши восприятия так же мало говорят как о существовании материального мира, так и о его несуществовании, и мы имеем дело только с ощущениями. В этом отношении позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отрицает существование и духовной субстанции (Бога): содержание впечатлений и идей (представлений) не имеет никакого объективного носителя – ни материального, ни духовного. Как субъективный идеалист, Юм весьма последователен и своим скептицизмом он отмечает активность познающего субъекта.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Дайте характеристику социально-исторических и мировоззренческих предпосылок философии Нового времени. 2. Какое влияние оказало развитие экспериментально-математическо-го естествознания на проблематику философии? 3. Какая картина мира формируется в эпоху Нового времени? 4. Каков образ новоевропейского человека? 5. Какие вопросы являются центральными для новоевропейской философии? 6. Каковы направления философии Нового времени? 7. О каких препятствиях на пути познания говорит Бэкон? 8. В чем суть индуктивного метода познания с точки зрения Бэкона? 9. Поясните смысл высказывания Декарта «Мыслю, следовательно, существую». 10. Раскройте содержание дедуктивного метода познания. 11. Почему у Декарта математика становится методом познания природы? 12. Как Беркли оценивает учение Локка о первичных и вторичных качествах? 13. В чем сущность агностицизма Д. Юма?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. В эпоху Нового времени формируется картина мира: а) космоцентрическая; б) эволюционистская; в) субъект-объектная; г) антропоцентрическая. 2. В философии на первый план выходит проблематика: а) гносеологическая; б) аксиологическая; в) онтологическая; г) социальная. 3. Основоположником эмпиризма является: а) Декарт; б) Бэкон; в) Локк; г) Юм. 4. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты: а) идолы пещеры; б) идолы рода; в) идолы театра; г) идолы рынка. 5. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) рационалистическим; г) эмпирическим. 6. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) анализом; г) синтезом. 7. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит: а) Декарту; б) Бэкону; в) Юму; г) Локку. 8. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует: а) рационализм; б) эмпиризм; в) сенсуализм; г) номинализм. 9. Учение о первичных и вторичных качествах развито: а) Локком; б) Бэконом; в) Декартом; г) Беркли. 10. Философия Беркли характеризуется как: а) материалистический сенсуализм; б) идеалистический сенсуализм; в) дуализм; г) материализм. 11. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений: а) Бог; б) этот вопрос неразрешим; в) материальный мир.  

VII. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.005 с.)