Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, которая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального общественного строя - буржуазным. В 1609 г. совершилась первая буржуазная революция в Европе. Нидерландская буржуазия свергла феодализм в своей стране и подала пример буржуазии других стран Европы. Ему последовала Англия, наиболее развитая в промышленном отношении страна. Развитие нового - буржуазного - общества привело к ослаблению духовной диктатуры Церкви. Новое мировоззрение с особой остротой поставило проблему выбора исторического пути развития европейской цивилизации: духовный или научно-технический прогресс? Отсюда и новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над Природой. Новые цели и задачи науки приводят к значительному накоплению фактических данных, становлению экспериментально-математического естествознания. В философии она предстала как проблема связи опытного и абстрактного способов исследования природы. Кроме того, новая наука опиралась на практику материального производства: Э. Торичелли изобрел ртутный барометр и воздушный насос, И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики, Р. Бойль применил механику в химии, углубляя тем самым разработку проблемы атомистики. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика? аналитическим или синтетическим должно быть познание? и т. д. Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два революционных потока: социальную революцию в обществе, связанную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания. Это побудило мыслителей по-иному смотреть на мир.
Начало новой европейской философии связано с фигурой английского мыслителя, естествоиспытателя и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626 гг.), который является основателем эмпиризма – направления в философии, в основе которого находится чувственный опыт. Основные работы: «Великое Восстановление Наук», «Новый Органон». «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие. Основной задачей философииБэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Науку следует развивать, по мнению Бэкона, «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила». Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, является опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели. Специально для этого он разрабатывает логический метод, который называется индукция – это форма умозаключения, в которой познавательный процесс движется от знаний единичных фактов к общим теоретическим положениям (от частного к общему). Учение об «идолах» познания. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.
1) идолы рода – присущи всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир. 2) идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идолов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида существует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, поскольку они выражают индивидуальные различия каждого человека в отдельности. 3) идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины. 4) идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. Джон Локк (1632—1704 гг.) - английский философ основатель сенсуализма – направления в философии, в котором главным источником и критерием истины в познавательном процессе являются ощущения. Основные труды:«Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании». Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabula raza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни. Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств). Опыт делится на внешний,где нам приходят ощущения, и внутренний, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей). Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов — так называемые первичные качества,т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными — так называемые вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования,составляет сложные идеи. Локк сформулировал главный тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях».
В своем социально-этическом учении, Локк разрабатывал проблему страдания, удовольствия и счастья, пришел к выводу, что «счастье - это наличие максимума удовольствий и минимума страданий». Был сторонником конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Утверждал, что в «естественном состоянии» царили отношения «Человек человеку – друг». Томас Гоббс (1588–1679 гг.) - английский философ представитель сенсуализма. Основные труды: «Левиафан», Философская трилогия «Основы философии»: «О теле»; «О человеке»; «О гражданине». Центральной проблемой философских рассуждений Гоббса, была проблема общества и государства. В основе его теории лежит тезис о «естественном состоянии»,при котором четко обнаруживается склонность людей вредить себе в силу необузданных страстей, тщеславного самолюбия и права всех на все. Т.е. «Человек человеку – волк», полагает Гоббс, естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была война, и не простая, а «война всех против всех». В этой войне, не может быть победителей, поскольку каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Рене Декарт (1596–1650 гг.) - французский философ, основатель рационализма – направления в философии, согласно которому в основе познавательного процесса находится разум. Основные труды: «Рассуждения о методе» «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др. В них рассматривались вопросы онтологии и теории познания, были сформулированы правила научного метода. Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные (дуализм). Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. В человекенаходятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеямДекарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего».
Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт в «Рассуждении о методе» разработал дедуктивный метод, который, по его мнению, сулит человечеству неведомые прежде возможности и сделает людей хозяевами, господами природы. Дедукция – это форма умозаключения, в которой процесс познания движется от общих теоретических положений (аксиом) к конкретным явлениям и фактам (от общего к частному). Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) - голландский философ представитель рационализма и пантеизма – это направление в философии, согласно которому происходит слияние Бога и Природы. Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума», «Политический трактат» и другие. Спиноза пытается преодолеть дуализм Декарта в учении о субстанции. Он поставил перед собой цель создать учение о единой субстанции (монизм). По мнению философа, истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа. Кроме Бога, не существует никакой другой субстанции. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие, Бог не стоит над Природой, не является Творцом вне Природы, Он находится прямо в ней. Субстанция имеет внутренне присущую причину самой себя (causa sui). Также субстанция обладает атрибутами и модусами. Атрибут – это неотъемлемое, фундаментальное свойство субстанции, число атрибутов в принципе бесконечно. Модус – это понятие для описания вещей, которые являются «конечными». Единичные вещи, именуемые модусами, имеют «внешнюю причину» своего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.
Учение об этике занимает одно из центральных мест в философии Спинозы, главной проблемой которой является соотношение свободы и необходимости. В результате глубоких размышлений он пришел к выводу, что «Свобода – это осознанная необходимость». Вильгельм Фридрих Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.) – немецкий философ представитель рационализма. Основные труды: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология». Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции, учение о множественности субстанций (плюрализм), которые он назвал монадами. А это означает, что монада не является материально-вещественным образованием, не имеет протяжения. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Нечто подобное мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Понятие «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица». А вообще, это единая, неделимая, духовная субстанция, первооснова многообразного бытия. Лейбниц дополнил главный принцип сенсуализма, который сформулировал Локк, что коренным образом изменило его смысл на противоположный: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях... кроме самого разума, который не выводим ни из каких ощущений». Джордж Беркли (1685–1753 гг.) – английский философ и епископ ирландского происхождения, считается основателем субъективного идеализма – направления, согласно которому все объективное во внешнем мире сводится к субъективному, а все вещи отождествляются с «комбинациями» ощущений. Основные труды: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания». Согласно учению Беркли материи как таковой вообще не существует, в действительности существуют, прежде всего «души», сотворивший их Бог, а также «идеи» или ощущения, которые Бог влагает в человеческие души. Для него «существовать – значит быть воспринимаемым». Беркли заявлял, что все вещи находятся в уме Бога. Дэвид Юм (1711–1776 гг.) – английский философ, представитель крайней формы субъективного идеализма (солипсизм) и агностицизма – направления философии, отрицающего познаваемость мира. Основные труды: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разума». Так же как и Беркли, Юм выступает против материалистического понимания субстанции. Однако он отвергает не только реальное существование материальной субстанции, но и духовной. Главный вопрос, который рассматривает Юм, это вопрос: существует ли внешний мир как источник наших ощущений? Пришел к выводу, что доказать его существование мы не можем, поскольку наш разум оперирует лишь содержанием ощущений, а не тем, что их вызывает. Поэтому «весь мир – это лишь мир моих ощущений», а человек как личность – это всего лишь связка или пучок различных восприятий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.099 с.) |