Способствует ли развитие наук и искусства моральному совершенствованию человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способствует ли развитие наук и искусства моральному совершенствованию человека.



(Полемика между Вольтером и Руссо в контексте глобальных проблем современности)

Цель игры: усвоение понятий: прогресс, социальный прогресс, технический прогресс, прогресс в сфере искусства и морали; усвоение взаимосвязей технического прогресса и глобальных проблем современности; технического прогресса и демократии.

Установка на проведение игры.

Преподаватель должен объяснить студентам цель игры, раскрывая важность обсуждаемых вопросов не только для эпохи Просвещения, но и для дальнейшего существования всего человечества.

Студентам должны четко уяснить позиции, которые они будут отстаивать, для чего надо познакомиться с рекомендованной преподавателем литературой и найти собственные аргументы для обоснования отстаиваемой точки зрения.

Все участники игры должны понимать, что единственно правильного, тем более заранее заданного ответа на обсуждаемый вопрос не существует.

Сценарий игры

Подготовительный этап. За 2 – 3 недели до проведения деловой игры студенты получают указания для самостоятельного изучения литературы и уяснения основных вопросов темы:

Ø Что такое прогресс и каковы его критерии?

Ø Какие факторы определяют общественное развитие и можно ли говорить о социальном прогрессе?

Ø Как связаны между собой такие явления, как техника, демократия, искусство, мораль?

Основой игры должна стать полемика между Вольтером и Руссо, возникшая после публикации работы последнего «О влиянии наук на нравы», послужившей ответом на вопрос Дижонской Академии «Улучшило или испортило нравы людей распространение наук и искусств?». Если Вольтер видит в прогрессе науки источник социального прогресса в целом, то Руссо занимает прямо противоположную позицию: развитие просвещения ведет к упадку нравов.

Этап I. За 1 – 2 недели до проведения игры группа студентов разбивается на несколько подгрупп: сторонники Вольтера, сторонники Руссо, члены Совета, слушатели. За оставшееся до игры время участники должны выработать свою стратегию и тактику ведения игры, продумать основные вопросы, которые будут заданы противоположной стороне, взвесить аргументы, с помощью которых игроки будут отставить свою точку зрения.

Для проведения игры необходимо избрать Совет. В него должны войти достаточно подготовленные студенты, так как основная задача Совета – следить за порядком ведения дискуссии и по ее завершении сформулировать для слушателей и участников основные положения, приводимые каждой стороной.

Студенты-слушатели по завершении дискуссии могут задать вопросы любому из участников игры. Они также могут выступить в поддержку той или иной команды, той или иной точки зрения, дать оценку работы Совета.

Этап 2. Проведение игры на семинарском занятии. Игра начинается с того, что преподаватель еще раз даёт установку на игру, напоминает задачи каждого участника. Затем преподаватель представляет членов Совета и участников подгрупп, представляющих сторонников Вольтера и сторонников Руссо, после чего передает ведение дискуссии Совету. Начинается дискуссия. По окончании полемики представителей обозначенных точек зрения, подведения итогов Советом высказываются слушатели. Только после этого подводятся окончательные итоги дискуссии и формулируются выводы. В подведении окончательных итогов принимает участие и преподаватель.

Заключительный этап. По окончании игры проводится ее анализ: оценивается участие каждого, сильные и слабые моменты, качество выступлений, умение работать самостоятельно и в команде, умение вести полемику.

Задание участникам игры.

Задание 1-й группе. Излагает и отстаивает позицию Вольтера и энциклопедистов (Монтескье, Дидро, Д'Аламбер, Гельвеций). Студенты должны обратить внимание на следующие моменты: проповедуя просвещение, распространяя его, расчищая путь для свободного развития цивилизации, подавленной деспотизмом господствующих классов, Вольтер и энциклопедисты верили, что тем самым они расчищают путь для всеобщего счастья, для народного блага и свободы. Просвещение и цивилизация были для них синонимами прогресса.

Задание 2-й группе. Излагает и отстаивает позицию Руссо, которую коротко можно обозначить так: люди по природе добры, но людские учреждения делают их злыми; добродетель – это естественное состояние человека, порок и преступление – это порождение учреждений, принесенных цивилизацией; поэтому первобытное естественное состояние является состоянием справедливым и благим, а цивилизация есть главный источник зла, порока и несчастья.

Если мы обратимся к временам, когда науки и искусство еще не успели повлиять на нравы, то увидим, что люди тогда были грубы, но искренни и правдивы. Различия диктовались природой – теперь же все определяется общественным положением. С развитием цивилизации появилось социальное неравенство, породившее социальные антагонизмы. Столкновение интересов уничтожило правдивость, под деликатностью скрывается лживость. Родилась вражда, недоверие, клевета, разные пороки и преступления. Растление нравов – удел цивилизованного общества.

Из неравенства возникает богатство. Из богатства родится роскошь и праздность. Искусства же пробуждаются роскошью, а науки – праздностью. Что будет с нравственностью, если общество стремится к богатству? Оно будет уничтожено. Общество может прожить без богатства, но без нравственности – никогда.

Для активизации дискуссии и подведения итогов Совет может задать участникам и слушателям следующие вопросы.

Ø Действительно ли в развитии культуры и заключается вся задача и весь интерес человечества?

Ø Действительно ли культура всегда благодетельна и ведёт человечество к добру и правде?

Ø Действительно ли программа, провозглашенная Вольтером и просветителями, есть программа народного блага и справедливости?

Ø Каковы последствия научно-технического прогресса в современном мире, в чем его противоречивость?

Ø Существует ли общественный прогресс?

Список литературы

1. Введение в философию (рук. авторского коллектива Фролов И.Т.) Изд.2-е. М., 2002. Гл. 5,12.

2. Южаков С.Н. Жан-Жак Руссо. Библиотека Флорентия Павленкова. Биографическая серия. Т. 13. Челябинск, 1996.

3. Кузнецов В.Н., Мировский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

4. Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

5. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

 

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО – ВЕЧНЫЙ СПОР

Цель игры: усвоение методологических основ теоретических построений представителей разных социально-философских направлений в полемике о путях развития России и осмысление актуальности вопроса в XXI веке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.009 с.)