Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный анализ в процессе принятия управленческих решений

Поиск
  1. Логические элементы системного анализа
  2. Модель в системном анализе
  3. Критерии

1. Логические элементы системного анализа

Системный анализ – это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом. Системный анализ предназначен для решения, в первую очередь, слабоструктурированных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Основные элементы системного анализа раскрывают его логическую последовательность:

Цели – Средства достижения целей – Потребные ресурсы

Например, в общем по статистике, главные причины неудач в проведении работ – отсутствие явно сформулированной цели (26 %), неудовлетворительное составление и контролирование программ работ (35 %), отсутствие обоснованного распределения ресурсов и неудовлетворительный экономический анализ (26 %). Только 13 % неудач связаны с частными, специфическими трудностями индивидуального порядка.

Логической основой изучения любой системы является точное определение ее целей, т.е. смысла существования. Цель – это желаемые состояния системы или результаты ее деятельности, достижимые в пределах некоторого интервала времени. Согласно принципу целенаправленности, каждая система существует и развивается в соответствии со стоящими перед ней целями. Неправильный выбор цели обусловливает последующий неправильный подход к определению средств их достижения (табл. 7.1).

Проблема нахождения наилучшего средства достижения поставленной цели состоит из двух частей. Первая часть проблемы заключается в том, как из множества возможных вариантов отобрать наиболее рациональные и доминирующие, а вторая – как из сравнительно небольшого числа рациональных вариантов выбрать наилучший.

Ресурсы являются как бы фильтром, сквозь который приходится пропускать принимаемое решение. Поскольку ресурсы, затраченные на достижение данной цели, не могут быть использованы для других целей, возникает вопрос распределения ресурсов. Если исследование показывает, что потребности в ресурсах удовлетворить невозможно, то приходится пересматривать цели и стратегии до тех пор, пока не будет достигнута их обеспеченность ресурсами.

 

2. Модель в системном анализе

Модель – это аналог реального мира, который может быть построен и исследован с помощью различных средств, начиная от словесного описания и заканчивая использованием системы математических уравнений или имитации на ЭВМ. Модель – это упрощенное представление существенно важных характеристик реального объекта или ситуации.

Таблица 7.1

Классификация целей

№ п/п Классификационный признак Тип цели
  Уровень стабильности Стабилизация
Развитие
  Степень охвата и влияния Стратегические (долгосрочные)
Тактические (среднесрочные)
Оперативные (текущие)
  Содержание Социальные, экономические, политические, технические и др.
  Функциональный Финансовые, производственные, снабженческие, кадровые, маркетинговые и др.
  Уровень управления Государственные
Региональные
На уровне отдельных организаций
Внутри организаций
  Функции управления Плановые
Организационные
Мотивационные
Контрольные
  Степень важности Жизненно важные
Альтернативные
  Степень открытости Открытые (провозглашенные)
Закрытые (непровозглашенные)

Существующие модели по характеру связи с реальным объектом, который они имитируют, можно разделить на пять типов:

1. Описательные модели, т.е. вербальные, словесные (модели развития демографической ситуации, систем и методов управления);

2. Изобразительные модели, т.е. модели графического подобия, которые удобны для отображения статического или динамического явления в определенный момент времени, но не подходят для изучения изменяющегося процесса (картины, скульптуры, глобус);

3. Модели-аналоги – в них набор одних свойств используется для отображения набора совершенно иных свойств. Это графики, схемы информационных и материальных потоков предприятия, в которых пользуются расстоянием для отображения таких свойств, как время, %, вес и др. Подобные модели удобны для отображения динамических процессов или систем и обладают большой универсальностью.

4. Функционирующие модели, воспроизводящие все основные особенности системы, но отличающиеся от реальной системы по размеру, прочности, масштабности или др. характеристикам. Например, стендовый двигатель, лабораторная технологическая линия по производству промышленной продукции.

5. Символические модели, которые с помощью математических и логических символов отображают свойства изучаемой системы (любая формула или уравнение).

К моделям, применяемым в качестве инструмента исследований и принятия решений, предъявляются следующие специфические требования:

1. Модель должна описывать исследуемую систему с достаточной полнотой и обладать свойством эволюционности.

2. Степень абстрактности модели не должна вызывать сомнений в ее практической полезности.

3. Возможность получения хотя бы приближенного решения к требуемому моменту времени.

4. Возможность использования вычислительной техники при получении решения с помощью модели.

5. Возможность проверки истинности модели в процессе ее построения.

Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с различных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации. В качестве нее примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решения, предварительное решение которых приведет к желаемой цели – выбору наилучшей альтернативы (рис. 7.1). Для того чтобы получить математическую постановку модели проблемной ситуации, вводят идентификаторы, обозначающие переменные и константы, а фигурирующие в вербальных высказываниях физические, экономические, социальные и др. связи моделируют введением логических, арифметических, алгебраических и математических соотношений между переменными и константами.

Области допустимых значений управляемых и неуправляемых факторов моделируют проявления законов природы, ограничения на активные ресурсы и т.д.

Задача анализа проблемы – наиболее ответственная часть модели проблемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы с целью проверки ее на истинность, чтобы не взяться за решение мнимой, неактуальной проблемы. После этого проводят вербальное описание выбранной проблемы и вербально формулируют цель предстоящих действий. Окончательным результатом решения задачи будет формально заданная цель и критерии оценки. Работая над этой задачей, ЛПР должно принять еще одну аксиому и верить в то, что «решение проблемы есть всегда».

Технологически задача анализа проблем представляет собой составление списка проблем, выбор наиболее важной цели предстоящих действий и трансформация ее в четко сформулированный вопрос, одинаково понимаемый всеми участниками разработки решения.

3. Критерии

Критерий – это показатель или правило, с помощью которых различные варианты решений располагаются в порядке их желательности и выделяются наиболее предпочтительные из них. Это некоторая функция от принятого решения, которая позволяет количественно оценить его целесообразность.

Критерии используются на различных этапах принятия решений: при ранжировании целей, оценке уровня их достижения, выборе и определении эффективности используемых при этом средств, при распределении ресурсов. Используемые с системном анализе критерии можно классифицировать на:

1. оптимизационные, когда наилучший вариант решения соответствует минимальному или максимальному значению этого критерия;

2. ограничительные, вводимые для того, чтобы установить диапазон желаемых значений важнейших характеристик системы и исключить варианты решения, по которым хотя бы одна характеристика не попадает в требуемый диапазон.

 

Рисунок 7.1. Графическая модель проблемной ситуации

Математическое выражение критерия оптимальности называют также целевой функцией, поскольку экстремум критерия является математическим отображением поставленной цели. Среди оптимизационных критериев можно выделить простые, состоящие из одного показателя, например прибыль, себестоимость, и составные, включающие в себя несколько показателей, например критерий типа «стоимость – эффективность». Они могут включать не только измерение технико-экономических показателей, но и социальные последствия того или иного решения.

Лучший вариант решения в ряде случаев, особенно когда задача полностью не формализуется, определяется на основе «взвешивающих» критериев, представляющих собой эвристически построенные «веса», «коэффициенты относительной важности», которые присваиваются экспертами различным важнейшим характеристикам и позволяют рассчитывать «индексы сравнительной значимости вариантов решения».

Взвешивающие критерии могут быть построены в виде определяемых экспертно величин предпочтительности сочетаний различных значений отдельных показателей. В этих целях для сочетания значений показателей, характеризующих возможные варианты решения (например, варианты плана), указывается, какое из сочетаний наиболее желательно. При построении таких критериев используются экспертные оценки.

Критерий должен быть представительным, критичным (чувствительным) к изменению исследуемых параметров и по возможности простым.

Представительность критерия означает оценку основных (а не второстепенных) целей системы и учет всех главных сторон ее деятельности.

Критичность (эластичность) к исследуемым параметрам состоит в значительных изменениях величины критерия при сравнительно малых изменениях исследуемых параметров.

Простота, прежде всего, предполагает ясность смысла критерия и единиц его измерения.

Заранее почти невозможно выбрать хороший критерий. Реальный путь заключается в том, чтобы принять сначала грубую шкалу ценностей, посмотреть, к каким решениям она приведет, и, если решения содержат противоречия, выбрать другую меру ценности.

Процесс формирования критериев должен идти сверху вниз при условии, что снизу вверх поступает для этого необходимая информация. Поэтому важнейшей обязанностью руководителей является обеспечение нижестоящих иерархических уровней критериями оценки, а нижестоящих – необходимой информацией.

Вопросы для самоконтроля

1. Системный анализ: содержание, логические элементы, задачи, возможности.

2. Понятие и типы моделей.

3. Требования, предъявляемые к моделям, применяемым при разработке решений.

4. Составляющие элементы модели проблемной ситуации.

5. Понятие критерия.

6. Классификация критериев, используемых в системном анализе.

7. Требования, предъявляемые к критериям при разработке управленческих решений.

Список литературы

а) основная

1. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьёв, В.Б. Уткин. – 6-еизд. – М.: Дашков и К, 2009. – 496 с.: ил. – ISBN 978-5-394-00430-8.

2. Лексина, А.А. Управленческие решения: учебно-методическое пособие / А.А. Лексина, С.В. Генералова, С.С. Игнатьева. – Учебно-методическое пособие к практическим занятиям и выполнению самостоятельных работ по дисциплинам «Управленческие решения», «Разработка управленческих решений», «Разработка производственных управленческих решений» / «Саратовский источник». – Саратов, 2011 г. – 91 с.

 

 

б) дополнительная

1. Кодин, В.Н. Как работать над управленческим решением. Системный подход: учебное пособие / В.Н. Кодин, С.В. Литягина. – М.: КНОРУС, 2013. – 190 с. ISBN 978-5-406-02429-4.

2. Лифшиц, А.С. Управленческие решения: учебное пособие. / А.С. Лифшиц. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.:КНОРУС, 2009. – 248 с. ISBN 978-5-390-00518-7.

3. Лукичёва, Л.И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 383 с.: табл. – (Высшая школа менеджмента). ISBN 978-5-370-00885-6.

4. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: учеб. пособие по специальности «менеджмент орг.», рек. УМО по образованию в области менеджмента по специальности «Менеджмент организации» / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Никифорова, С.В. Петухова. – 2-е изд. стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 398 с.: табл., ил. – (Высшая школа менеджмента). ISBN 978-5-370-02146-6.

 


ТЕМА 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.009 с.)