Основные концепции и принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции и принципы



УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

  1. Концепции и принципы УР
  2. Парадигмы эмоциональных и рациональных решений

1. Концепции и принципы УР

Концепция – это обобщенная система взглядов на рассматриваемый объект или явление, представление о том, как подходить к восприятию и изучению этого объекта (например, концепция мироздания, эволюционного развития). Принцип – это то, чем обязательно следует руководствоваться активно действующему субъекту в его деятельности. С позиции теории принятия решений неважно, какая это деятельность: теоретическая или практическая. Наиболее значимые принципы управления и теории принятия решений (ТПР): принцип главного звена в управлении, единоначалия, цели, свободы выбора решений.

Взаимосвязь концепций и принципов по горизонтали и вертикали представим в виде структуры (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 – Структура концепций и принципов ТПР

Концепция «Системы» отражает представления о единстве мира, о всеобщей связи и взаимной обусловленности процессов и явлений материального мира. Согласно этой концепции при осуществлении актов управления следует постоянно помнить и понимать, что мы «никогда не делаем что-то одно». Стремясь к достижению цели и приводя в действие активные ресурсы (идеи, людей, машины, денежные средства, сырье и материалы), осознанно или непроизвольно мы создаем или разрываем связи между самыми разнообразными объектами. Эти объекты (и материальные, и идеальные, естественные или искусственные) изменяются. Мы одновременно влияем на понятия и представления свои и других людей. В результате мы порождаем не только желаемый полезный эффект, но и массу неожиданных побочных последствий. Концепция системы требует от ЛПР при разработке решений глубоко вникать в суть проблемы.

Такой методологический подход требует от ЛПР при принятии ответственных решений рассматривать операционную среду как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Этот подход называется системным подходом. Сама рассматриваемая система также является элементом более широкой системы, а потому при анализе целей предстоящих действий нужно обязательно обращаться за информацией к этой «надсистеме». Эта идея называется принципом внешнего дополнения.

Важное место в ПРУР занимает цель предстоящих действий. В методологическом плане принцип цели напрямую следует из концепции системы, системного подхода и принципа внешнего дополнения. Именно этим принципом руководствуется ЛПР при разработке своих решений.

Суть концепции рациональных решений состоит в том, что решающим аргументом при сознательном выборе варианта среди других принято считать логически непротиворечивую, полную и, лучше всего, количественно подтвержденную систему доказательств. Здесь и формулируется принцип множественности альтернатив: Никогда не следует принимать и никогда не следует отвергать вариант решения, если он является единственным. Нужно обязательно поискать другие варианты, выработать другие альтернативы для решения проблемы. Это позволит на основе рационального сравнения их между собой выбрать действительно наиболее предпочтительное решение.

Суть концепции «наилучшего решения» можно сформулировать так: выбирайте ту альтернативу, лучше которой нет ни одной другой, а сама она – лучше любой из рассматриваемых альтернатив. Для сравнения альтернативы подвергают критике с помощью критериев. К критериям, без которых практически невозможно оценивать предпочтительность альтернатив в экономических операциях, относят: эффективность, время, риски, затраты и потери. Значения, которые принимает критерий и которые отражают в сознании ЛПР степень предпочтительности тех или иных альтернатив, называются оценкой критерия. Они выражаются в принятых для их измерения шкалах.

Здесь следствием является принцип измерения. Важный постулат управления гласит: «Измерено – значит сделано». Человек в процессе измерений глубже проникает в суть вещей, лучше разбирается в связях между объектами, точнее может представить себе, как на эти объекты и связи воздействовать, чтобы изменить их самих или их свойства в желательном направлении.

2. Парадигмы «эмоциональных» и «рациональных» решений

Для современной теории принятия решений определена система теоретических и методологических предпосылок, на которых базируется наука, и которые воплощают на практике. Для обозначения указанной совокупности предпосылок, вытекающей из системы принципов, а также постановок задач и основных методов их решения, американский ученый – науковед предложил термин «парадигма». Ее определяет, во-первых, как строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, и, во-вторых, как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода.

Исторически первой следует считать парадигму «эмоциональных решений». Ее основой были исключительно интуиция и опыт. Так как основные задачи касались низко продуктивной хозяйственной деятельности и не отличались масштабностью, названная парадигма вполне удовлетворяла требованиям. Это приводило к тому, что ошибки даже в 20 – 25 % от наилучшего результата в выборе способа решения задачи не приводили к серьезным потерям. Принципы, заложенные в парадигму эмоциональных решений, требовали строгого следования традициям, установившимся канонам и этическим нормам. Думать и рассуждать обычно было некогда, а потому и не допускались инициатива и творческие колебания со стороны персонала. Использовался здравый смысл и качественные рассуждения для незначительной модификации существующих на данный момент времени средств и способов достижения целей. Здесь не использовались количественные методы, и исключалась оценка длительной перспективы в экономических операциях.

Рост масштабов и сложности задач управления, повсеместное внедрение принципа разделения труда и вытекающего из него принципа делегирования части полномочий по принятию решений исполнителям со временем потребовали решительного снижения ошибок в выборе наилучшего решения. Это привело к необходимости обобщить опыт и знания, превратить их в стройную систему научных взглядов на управление и разработку решений.

Родилась парадигма «рациональных решений». Здесь доминирует принцип моделирования реальной ситуации, то есть представление ее в упрощенном для изучения виде с сохранением всех значимых характеристик и связей. После моделирования ситуации моделируют цель, формируя и измеряя требуемые результаты. При этом появились такие классические постановки задач и методы исследования операций, как «транспортная задача», «задача массового обслуживания», «задачи сетевого планирования», «управления запасами» и др. Важными их достоинствами являются акцент на ясность и логическая согласованность. Однако перечисленные задачи не всегда оказывались хорошо приспособленными к практическим делам, т.к. ограничивался перечень альтернатив попытками заключения их в жесткие рамки количественных измерений.

Обе парадигмы диалектически связаны друг с другом, тесно переплетены в сознании ЛПР. Среди аргументов при принятии решений чаще всего выделяется оперативность, полнота, достоверность, точность и пр. Более того, психологической теорией решений установлен важный феномен: тот факт, что ЛПР знает, как ему рационально поступить, сам по себе еще не означает, что ЛПР именно так и поступит. Это обусловлено, прежде всего, тем, что степень эмоциональной привлекательности вариантов решения различна.

Вопросы для самоконтроля

  1. Концепции и принципы управленческих решений.
  2. Парадигмы «рациональных» и «эмоциональных» решений.
  3. Значение знания психологии в работе менеджера.
  4. Психофизиологическая дифференциация руководителей и исполнителей.
  5. Психологические аспекты, влияющие на разработку и принятие решений.
  6. Психологические подходы, учитываемые при распределении задач среди исполнителей с целью выполнения принятых решений.
  7. Наука самоменеджмента: назначение, задачи, возможности.
  8. Наука тайм-менеджмента: назначение, задачи, возможности.

 

Список литературы

а) основная

1. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьёв, В.Б. Уткин. – 6-еизд. – М.: Дашков и К, 2009. – 496 с.: ил. – ISBN 978-5-394-00430-8.

 

б) дополнительная

1. Лифшиц, А.С. Управленческие решения: учебное пособие. / А.С. Лифшиц. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.:КНОРУС, 2009. – 248 с. ISBN 978-5-390-00518-7.

2. Лукичёва, Л.И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 383 с.: табл. – (Высшая школа менеджмента). ISBN 978-5-370-00885-6.

3. Пирогова, Е.В. Управленческие решения Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. AUP.Ru Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m1398/

4. Управленческое решение. Менеджмент. Мариинско-Посадский филиал ГОУ ВПО «МарГТУ». [Электронный ресурс]. URL: http://manager.mpfmargtu.edusite.ru/p16aa1.html

 


ТЕМА 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.008 с.)