Традиционный подход к изучению организации. Универсальные принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционный подход к изучению организации. Универсальные принципы



Традиционный подход к изучению организации, формировавшийся в начале XX в., делает упор на разработку принципов (правил), которые подходят для любой организации, эти «универсальные» принципы объявляются своего рода предписанием типа: «Существует единственно правильный путь управлять организацией и людьми». Традиционное направление представлено школами управления, классическими представителями которых считаются Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и их последователи вплоть до Д. МакГрегора, А. Маслоу и Ф. Герцберга, привнесшими в менеджмент «человеческий фактор», что явилось значительным продвижением в понимании и использовании принципов традиционного подхода на практике.

В основу современной теории и практики управления поло­жены следующие концепции:

• научное управление;

• административное управление;

• управление с позиции психологии и человеческих отно­шений;

• управление с позиции науки о поведении человека;

• управление с позиции количественных методов.

1. Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856—1915), книги которого «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента, а затем и теорию управления — наукой.

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительно­сти труда и видел ее решение в рационализации трудовых опе­раций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать ин­формацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также возрастать.

Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем:

• создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы;

• научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;

• отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;

• сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;

• равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.

Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе (т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные ме­тоды и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы), то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой.

Идеи Ф. Тейлора были поддержаны и другими исследовате­лями. В их числе были Генри Гантт (1861—1919) и супруги Ли­лиан (1878—1972) и Фрэнк (1868—1924) Гилберты.

Следуя за Тейлором, Гилберт разработал оптимальный метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные спо­собы подачи материалов.

Вместе со своей женой, Лилиан Гилберт, психологом по об­разованию, Фрэнк Гилберт всю жизнь посвятил исследованию трудовых движений, достигнув значительных успехов. Он стал горячим защитником идеи экономии человеческих затрат в тру­де, разработал множество методов и изобрел десятки приборов, применяющихся и поныне. Наибольшую известность получили его предложения по оптимизации работы хирургов, позволившие резко сократить пребывание пациента на операционном столе.

Вопросы научной организации труда особенно широко иссле­дованы Г. Эмерсоном, разработавшим комплексный, системный подход к организации управления. Основные его положения приведены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности». Принципы даны в следующей последова­тельности:

• точно поставленные цели;

• здравый смысл;

• компетентная консультация;

• дисциплина;

• справедливое отношение к персоналу;

• оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

• диспетчирование;

• нормы и расписания;

• нормализация условий;

• нормирование операций;

• написанные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительный труд.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое научное на­правление – школа научного управления. Благо­даря разработке этой концепции теория управления была при­знана наукой и было доказано, что методы, применяемые в нау­ке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства.

2. Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841—1925) утверждал:

Управлять — это, значит, предвидеть, организовывать, рас­поряжаться, согласовывать, контролировать.

Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управле­ния на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и спе­цифические, относящиеся непосредственно к управлению про­мышленным предприятием.

По существу, теория А. Файоля сводится к следующим прин­ципам: дисциплина, единство руководства, единство распоряди­тельства, разделение труда, подчинение частных интересов об­щим, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, ие­рархия, справедливость, доброта и порядочность, стабильность персонала, инициатива. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управле­ние как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Ему также принадлежит разработка принципов построения струк­туры организации и управления производством.

Идеи А. Файоля легли в основу научного направления – административной школы. Цель классической шко­лы – создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Из представителей классической школы назовем М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «Менеджмент персонала», и Макса Вебера (1864—1920), давшего оценку идеальных типов государства и выдвинувшего положение, что бюрократия — это устанавливаемый правилами порядок, который является самой эффективной формой человеческой организации. Им сформу­лированы следующие принципы бюрократического управления:

• иерархия власти и ответственности;

• разделение труда и специализация

• профессиональные знания на каждой ступеньке иерархии;

• процедура решения проблемных ситуаций;

• правила поведения должностных лиц;

• вознаграждение по чину;

• ограничение власти чина;

• имперсональность (безличность) контактов;

• упор на письменные коммуникации;

• рационализация дисциплинарных требований;

• административная отстраненность от собственности пред­приятия.

В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Мери Паркер Фоллетт определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». В основе концепции управления с позиций психологии и челове­ческих отношений положены достижения психологии и социоло­гии (наук о человеческом поведении). Поведенческое направле­ние этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений.

Начало данному направлению положил в начале XIX в. Роберт Оуэн (1771—1858), который заметил, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (ремонт, смазка) и мало заботится о людях, обслуживающих эти станки и машины. Со­гласно Оуэну необходимо сделать акцент на людях в системе управления и производства. Позднее проблемы внимания к людям исследовал Гуго Мюнстерберг (1863—1916) — создатель промыш­ленной психологии.

Основателем школы управления с позиции психологии и че­ловеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880—1949). Он об­наружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производитель­ности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руково­дства и на материальные стимулы. И как впоследствии предпо­ложил Абрахам Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследования Мэйо показали, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от соци­альных условий на работе, от отношений, существующих у ра­бочих между собой, от отношений менеджеров к потребностям работников. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабо­чий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек станет трудиться наиболее продуктивно.

На рубеже 1940-х годов в рамках указанной концепции по­является «школа бихевиористов» (поведенче­ская школа). В рамках этой школы было разработано не­сколько теорий мотиваций.

Мотивация — это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение инди­видуальных и общих целей организации.

Из существующих теорий мотивации классической признана теория удовлетворенности Ф. Тейлора, основу которой составляет принцип: «Дайте людям возможность больше зарабатывать, больше производить продукции». Эту проблему Ф. Тейлор ре­шает так: он в систему заданий вводит два новшества — хроно­метр и премиальную оплату. Тейлор считал, что деньги — луч­ший мотиватор. Большой вклад в развитие теорий мотивации внесли Абрахам Маслоу (1908—1970), Дуглас Мак-Трегор (1906— 1964), (Фредерик Герцберг и др.

А. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей человека и показал, что управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответст­вующих методов мотивирования.

Конкретное противопоставление «научного управления» и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобще­ния нашло отражение в теории «X» и теории «Y», разработанной Дугласом Мак-Грегором. В соответствии с этой теорией сущест­вует два типа управления, отражающих два типа работников или же, вернее, два типа взглядов на работников.

Для организаций типа «X» характерны следующие предпо­сылки:

• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;

• из-за нежелания работать большинство людей только пу­тем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществ­лять нужные действия и затрачивать должные усилия, не­обходимые для достижения организацией своих целей;

• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, ста­рается не брать на себя ответственность, имеет относи­тельно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «Y» имеет такие предпосылки:

• выражение физических и эмоциональных усилий на рабо­те для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследст­венной чертой человека. Человек может воспринимать ра­боту как источник удовлетворения или как наказание в за­висимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания — не единственные средства побуждения чело­века к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопо­буждение к деятельности ради интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отно­шению к организации;

• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением яв­ляется то, которое связано с удовлетворением потребно­стей в самовыражении и самоактуализации;

• обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стре­мится к этому.

Применительно к теории «Y» Мак-Грегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека.

Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» го­раздо более эффективно, и высказал рекомендацию менедже­рам, состоящую в том, что их задача — создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей ор­ганизации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.

4. Концепция управления с позиции науки о поведении — это со­временная теория, получившая развитие в 1950-е годы. Интен­сивное развитие психологии и социологии в этот период сдела­ло изучение поведения человека на рабочем месте в большей степени строго научным. В основе этой концепции лежит принцип повышения эффективности про­изводства в результате повышения эффективности челове­ческих ресурсов организации. Это возможно в результате при­менения эффективных методов социального взаимодействия, мотивации, выбора характера власти и авторитета, организаци­онной структуры, коммуникации в организации, лидерства, из­менения содержания работы и качества трудовой жизни. Пред­ставителями этого направления являются Крис Арджирис, Рейс Лайкерт, Дуглас Мак-Ррегор, Фредерик Герцберг и др.

5. Концепция управления с позиции количественных методов свя­зана с развитием точных наук, прежде всего математики. В со­временных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов — В.К Дмитриев, П.А. Фельдман, Л Л. Канторович — внесли боль­шой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному свои­ми работами по теории вероятности и математической статисти­ке. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансирован­ности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборато­рия экономико-математических методов создана в 1958 г. в Ака­демии наук СССР.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили извест­ные экономисты И. Шумпеттер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительная особенность науки управления — использо­вание моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е годы XX в. характеризуются формиро­ванием нового этапа в развитии управленческой мысли. На ос­нове синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплекс­ного подхода к управлению.

Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей еже­дневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положе­ние быстро меняется, т.к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применением электронных вычислительных машин.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.034 с.)