Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционный подход к изучению организации. Универсальные принципыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Традиционный подход к изучению организации, формировавшийся в начале XX в., делает упор на разработку принципов (правил), которые подходят для любой организации, эти «универсальные» принципы объявляются своего рода предписанием типа: «Существует единственно правильный путь управлять организацией и людьми». Традиционное направление представлено школами управления, классическими представителями которых считаются Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и их последователи вплоть до Д. МакГрегора, А. Маслоу и Ф. Герцберга, привнесшими в менеджмент «человеческий фактор», что явилось значительным продвижением в понимании и использовании принципов традиционного подхода на практике. В основу современной теории и практики управления положены следующие концепции: • научное управление; • административное управление; • управление с позиции психологии и человеческих отношений; • управление с позиции науки о поведении человека; • управление с позиции количественных методов. 1. Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856—1915), книги которого «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента, а затем и теорию управления — наукой. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать информацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также возрастать. Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем: • создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы; • научное исследование каждого отдельного вида трудового действия; • отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев; • сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда; • равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач. Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе (т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы), то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой. Идеи Ф. Тейлора были поддержаны и другими исследователями. В их числе были Генри Гантт (1861—1919) и супруги Лилиан (1878—1972) и Фрэнк (1868—1924) Гилберты. Следуя за Тейлором, Гилберт разработал оптимальный метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов. Вместе со своей женой, Лилиан Гилберт, психологом по образованию, Фрэнк Гилберт всю жизнь посвятил исследованию трудовых движений, достигнув значительных успехов. Он стал горячим защитником идеи экономии человеческих затрат в труде, разработал множество методов и изобрел десятки приборов, применяющихся и поныне. Наибольшую известность получили его предложения по оптимизации работы хирургов, позволившие резко сократить пребывание пациента на операционном столе. Вопросы научной организации труда особенно широко исследованы Г. Эмерсоном, разработавшим комплексный, системный подход к организации управления. Основные его положения приведены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности». Принципы даны в следующей последовательности: • точно поставленные цели; • здравый смысл; • компетентная консультация; • дисциплина; • справедливое отношение к персоналу; • оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет; • диспетчирование; • нормы и расписания; • нормализация условий; • нормирование операций; • написанные стандартные инструкции; • вознаграждение за производительный труд. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое научное направление – школа научного управления. Благодаря разработке этой концепции теория управления была признана наукой и было доказано, что методы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства. 2. Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841—1925) утверждал: Управлять — это, значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. По существу, теория А. Файоля сводится к следующим принципам: дисциплина, единство руководства, единство распорядительства, разделение труда, подчинение частных интересов общим, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, иерархия, справедливость, доброта и порядочность, стабильность персонала, инициатива. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Ему также принадлежит разработка принципов построения структуры организации и управления производством. Идеи А. Файоля легли в основу научного направления – административной школы. Цель классической школы – создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной. Из представителей классической школы назовем М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «Менеджмент персонала», и Макса Вебера (1864—1920), давшего оценку идеальных типов государства и выдвинувшего положение, что бюрократия — это устанавливаемый правилами порядок, который является самой эффективной формой человеческой организации. Им сформулированы следующие принципы бюрократического управления: • иерархия власти и ответственности; • разделение труда и специализация • профессиональные знания на каждой ступеньке иерархии; • процедура решения проблемных ситуаций; • правила поведения должностных лиц; • вознаграждение по чину; • ограничение власти чина; • имперсональность (безличность) контактов; • упор на письменные коммуникации; • рационализация дисциплинарных требований; • административная отстраненность от собственности предприятия. В целом для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. 3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Мери Паркер Фоллетт определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». В основе концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поведенческое направление этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений. Начало данному направлению положил в начале XIX в. Роберт Оуэн (1771—1858), который заметил, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (ремонт, смазка) и мало заботится о людях, обслуживающих эти станки и машины. Согласно Оуэну необходимо сделать акцент на людях в системе управления и производства. Позднее проблемы внимания к людям исследовал Гуго Мюнстерберг (1863—1916) — создатель промышленной психологии. Основателем школы управления с позиции психологии и человеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880—1949). Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. И как впоследствии предположил Абрахам Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Исследования Мэйо показали, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от социальных условий на работе, от отношений, существующих у рабочих между собой, от отношений менеджеров к потребностям работников. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек станет трудиться наиболее продуктивно. На рубеже 1940-х годов в рамках указанной концепции появляется «школа бихевиористов» (поведенческая школа). В рамках этой школы было разработано несколько теорий мотиваций. Мотивация — это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Из существующих теорий мотивации классической признана теория удовлетворенности Ф. Тейлора, основу которой составляет принцип: «Дайте людям возможность больше зарабатывать, больше производить продукции». Эту проблему Ф. Тейлор решает так: он в систему заданий вводит два новшества — хронометр и премиальную оплату. Тейлор считал, что деньги — лучший мотиватор. Большой вклад в развитие теорий мотивации внесли Абрахам Маслоу (1908—1970), Дуглас Мак-Трегор (1906— 1964), (Фредерик Герцберг и др. А. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей человека и показал, что управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования. Конкретное противопоставление «научного управления» и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобщения нашло отражение в теории «X» и теории «Y», разработанной Дугласом Мак-Грегором. В соответствии с этой теорией существует два типа управления, отражающих два типа работников или же, вернее, два типа взглядов на работников. Для организаций типа «X» характерны следующие предпосылки: • обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы; • из-за нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять нужные действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей; • средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации. Теория «Y» имеет такие предпосылки: • выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследственной чертой человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания — не единственные средства побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности ради интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отношению к организации; • ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации; • обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому. Применительно к теории «Y» Мак-Грегор подчеркивал, что многим людям присуща готовность использовать свой опыт, знания и воображение в решении проблем организации. Однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал обычного человека. Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо более эффективно, и высказал рекомендацию менеджерам, состоящую в том, что их задача — создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей. 4. Концепция управления с позиции науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 1950-е годы. Интенсивное развитие психологии и социологии в этот период сделало изучение поведения человека на рабочем месте в большей степени строго научным. В основе этой концепции лежит принцип повышения эффективности производства в результате повышения эффективности человеческих ресурсов организации. Это возможно в результате применения эффективных методов социального взаимодействия, мотивации, выбора характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Представителями этого направления являются Крис Арджирис, Рейс Лайкерт, Дуглас Мак-Ррегор, Фредерик Герцберг и др. 5. Концепция управления с позиции количественных методов связана с развитием точных наук, прежде всего математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов — В.К Дмитриев, П.А. Фельдман, Л Л. Канторович — внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов создана в 1958 г. в Академии наук СССР. В 1930 г. в г. Кливленде (США) образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные экономисты И. Шумпеттер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация выпускала журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительная особенность науки управления — использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. Таким образом, 50-е годы XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применением электронных вычислительных машин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.217 (0.013 с.) |