Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс принятия управленческого решенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано…», «требуется определить…». Для индивидуального ЛПР задача принятия решений может быть записана в следующем виде: (С, Т, Р, / Сд, П, Ц, О, А, К, f, А*), где слева от вертикальной черты расположены символы, описывающие известные, а справа – известные элементы задачи: С – исходная проблемная ситуация; Т – время для принятия решения; Р – потребные для принятия решения ресурсы; Сд – доопределенная проблемная ситуация; П – множество предположений (гипотез)о развитии ситуации в будущем, как частный случай может использоваться одно предложение; Ц – множество целей, на достижение которых направлено решение, как частный случай решение может быть направлено на достижение одной цели; О – множество ограничений; А – множество альтернативных вариантов решения (как минимум, два); К – множество критериев выбора наилучшего решения, как частный случай может использоваться один критерий; f – функция предпочтения ЛПР, включающая как объективные критерии из множества К, так и личные субъективные предпочтения ЛПР; А* – оптимальное решение. В ряде случаев время и ресурсы на принятие решения могут быть неизвестны и подлежат определению самими ЛПР и системными аналитиками. Тогда необходимо располагать символы Т и Р в формуле справа от вертикальной черты. Если исходная проблемная ситуация С определена с уровнем конкретности, достаточным для принятия решения, то ее доопределения не требуется, и Сд справа от вертикальной черты отсутствует. Ресурсы, необходимые для реализации отдельных вариантов решений, входят во множество ограничений О, кроме того, они учитываются в множестве К в качестве одного из основных критериев. Под проблемой в теории принятия решений понимается разница между фактическим и желаемым состоянием объекта принятия решения. Проблема всегда связана с определенными условиями и причинами ее возникновения, которые обобщенно называются ситуацией. Например, проблема, связанная с необходимостью обновления ассортимента выпускаемой продукции, по-разному звучит для передовых и отсталых в технологическом плане предприятий, ее решение зависит от возможности привлечения и использования необходимых ресурсов. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию. Исходная проблемная ситуация С описывается содержательно и, если это возможно, совокупностью количественных характеристик. Описание проблемной ситуации должно заканчиваться краткой содержательной формулировкой проблемы, которую необходимо решить. В качестве ресурсов Р для нахождения оптимального решения (но не его реализации) могут использоваться знания и опыт ЛПР, системных аналитиков и экспертов, научно-технический и информационный потенциал организации. Для четкого определения вариантов устранения проблемной ситуации необходимо сформулировать множество целей Ц. Реальные задачи, как правило, многоцелевые, и только в отдельных частных случаях может формулироваться единственная цель. Всегда необходимо четко формулировать ограничения О (финансовые, материальные, кадровые, правовые и т.п.). Для достижения множества целей формируется множество альтернативных вариантов решений А, из которых должно быть выбрано единственное оптимальное или приемлемое решение А*. В множестве возможных решений может включаться и решение о бездействии, при котором сохраняется проблемная ситуация. Решение описывается содержательно и формально – набором определенных характеристик, в число которых обязательно включают также ресурсные характеристики. Множество критериев К используется для оценки вариантов решений по достижению целей в условиях выбранной ситуации и их ранжирования по приоритетам. С помощью К можно получить абсолютную и относительную оценку решений. Абсолютная оценка решений может быть произведена только в частных и весьма редких случаях. Выбор окончательного наилучшего решения А* производится ЛПР на основе своей функции предпочтения f. Т.о., задачу принятия решения ЛПР можно кратко сформулировать следующим образом. В условиях проблемной ситуации С, располагаемого времени Т и ресурсов Р необходимо доопределить ситуацию, получив Сд, сформулировать множество целей Ц, ограничений О, альтернативных решений А, произвести оценку решений и найти оптимальное решение А* из множества А, руководствуясь сформулированными критериями выбора К и функцией предпочтения ЛПР f. 2. Общая характеристика процесса принятия решения Принятие решений – это наука и искусство. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур. Упорядочение процесса принятия решения компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникших проблем в строго логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества. Схема процесса принятия решения имеет следующий вид (рис. 1.1). Важным аспектом анализа проблемной ситуации является классификация проблем на внутренние и внешние. Очевидно, что решать внешние проблемы прямым образом руководители данной организации не могут. Нельзя же конкуренту приказать покинуть рынок или государству изменить в выгодную сторону ввозные пошлины. Однако могут существовать косвенные методы возможного влияния на решение таких проблем за счет внутренних возможностей организации. Например, на расширение деятельности конкурента можно повысить качество выпускаемой продукции, снизить цены и т.п. На этапе выработки гипотез осуществляется разработка сценариев развития ситуации. Под сценарием понимается вербально-аналитическое описание Рисунок 1.1 – Процесс принятия управленческого решения существующего и прогнозируемого состояния объекта исследования, вариантов развития проблемной ситуации. На этапе определения целей формулируются цели решения базовых, кардинальных проблем. На практике используют достаточно широкий диапазон способов задания целей: от их простого перечня до построения графа (дерева) целей с показателями их приоритетов. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Если цели носят альтернативный характер, то выбирается набор целей, который кладется в основу последующих действий по поиску наилучшего варианта решения.Процесс поиска наилучшего варианта решения начинается с выявления полного перечня альтернатив (привести примет с лифтами и зеркалами). Если вариантов альтернатив достаточно много, то оценка каждого из них может представлять трудноразрешимую задачу. Выбор допустимых альтернатив происходит путем их пропуска через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических). Здесь имеются в виду ограничения, учет которых не предполагает проведения трудоемких расчетов, а основан, прежде всего, на экспертных оценках. Т.о., задача нахождения наилучшего варианта распадается на две части. Первая задача заключается в том, как из множества возможных вариантов отобрать допустимые, а вторая – в том, как из сравнительно небольшого числа допустимых вариантов выбрать наилучший. На этапе предварительного выбора лучшей альтернативы производится детальный анализ допустимых альтернатив с т.з. достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. Делая заключение о выборе того или иного варианта решения, ЛПР может принимать в расчет дополнительные факты и моменты, не учтенные системными аналитиками, исходя из своего предпочтения. Предпочтение – это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе, осуществленном системными аналитиками, и субъективном понимании ценности, эффективности вариантов решений со стороны ЛПР. Для этого ЛПР анализируют несколько вариантов решений с указанием их плюсов и минусов, с выделением наилучшего варианта. Такой результирующий документ должен содержать 1 – 2 страницы. Наглядность полученных результатов повышается, если результирующие документации представляются в виде таблицы. Например, решается задача выбора наилучшего варианта транспортировки продукции предприятия в различные регионы. Системные аналитики на основе методов линейного программирования выбрали оптимальный вариант, отвечающий условию минимальности транспортных затрат. Однако ЛПР, учитывая дополнительные требования надежности поставок, соблюдения их сроков, личное знакомство с руководителями ряда транспортных предприятий, выбрало другой вариант транспортировки, не самый эффективный с т.з. транспортных задач, но самый надежный. В тех случаях, когда ЛПР затрудняется в окончательном выборе наилучшей альтернативы и имеются соответствующие возможности, осуществляется экспериментальная проверка 2 – 3 наиболее предпочтительных альтернатив. Такой подход характерен для принятия решений в области научно-технической деятельности. В области управления в качестве примера можно назвать рыночное тестирование нового продукта, экспериментальную проверку различных вариантов оргструктуры управления, систем оплаты труда и премирования, организации контроля. Можно выделить два подхода к проведению экспериментов. В первом одновременно проводится серия экспериментов, дающая необходимую информацию, на базе которой принимается решение. Во втором – эксперименты проводятся последовательно, причем после каждого эксперимента необходимо принять процедурное решение о продолжении или окончании экспериментов. При этом надо уметь грамотно интерпретировать полученные результаты и делать из них правильные выводы. Выбор единственного решения осуществляется с учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации. В ряде случаев возможно согласование решения с вышестоящим руководством. Далее осуществляется деятельность по реализации принятого решения, включающая определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения, стимулирование их эффективной работы, координацию и контроль исполнения решения. Конечным результатом реализации решения является достижение поставленных целей в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов.
Вопросы для самоконтроля 1. Составляющие задачи принятия управленческого решений. 2. Понятие проблемной ситуации. 3. Ограничения и критерии при принятии решения. 4. Схема процесса принятия управленческого решения. 5. Механизм предпочтений лица, принимающего решение. 6. Варианты алгоритмов разработки и принятия решений с учетом проблем и задач, стоящих перед лицами, принимающими решения. 7. Содержание и особенности этапов полного процесса разработки управленческого решения. 8. Линейное уравнение: характеристика, построение, решение примеров задач. Список литературы а) основная 1. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьёв, В.Б. Уткин. – 6-еизд. – М.: Дашков и К, 2009. – 496 с.: ил. – ISBN 978-5-394-00430-8. 2. Лексина, А.А. Управленческие решения: учебно-методическое пособие / А.А. Лексина, С.В. Генералова, С.С. Игнатьева. – Учебно-методическое пособие к практическим занятиям и выполнению самостоятельных работ по дисциплинам «Управленческие решения», «Разработка управленческих решений», «Разработка производственных управленческих решений» / «Саратовский источник». – Саратов, 2011 г. – 91 с. б) дополнительная 1. Лифшиц, А.С. Управленческие решения: учебное пособие. / А.С. Лифшиц. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.:КНОРУС, 2009. – 248 с. ISBN 978-5-390-00518-7. 2. Лукичёва, Л.И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 383 с.: табл. – (Высшая школа менеджмента). ISBN 978-5-370-00885-6. 3. Пирогова, Е.В. Управленческие решения Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. AUP.Ru Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m1398/ 4. Управленческое решение. Менеджмент. Мариинско-Посадский филиал ГОУ ВПО «МарГТУ». [Электронный ресурс]. URL: http://manager.mpfmargtu.edusite.ru/p16aa1.html
ТЕМА 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.012 с.) |