Сущность, осн-е черты и разв-е мен-та. Научный мен-т. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, осн-е черты и разв-е мен-та. Научный мен-т.



Итак, мен-т - это профессионально осущ-е упр-е хоз-й деят-ю пред-ия, обеспечивающее эффективное функционирование организации и получение прибыли на основе эффективного использования факторов производства, и в первую очередь, труда, интеллекта, мотивов поведения других лю­дей. Предмет менеджмента – это совокупность общественных и управленческих отношений, способы управленческой деятельности, их закономерности, устойчивые взаимосвязи и взаимоотношения людей и коллективов в процессе управлен­ческого труда.

Структура предмета менеджмента включает в себя: теоретико-методологические основы менеджмента; категории; принципы менеджмента; функции менеджмента; методы менеджмента; субъект-объектные взаимоотношения; стратегии менеджмента; виды менеджмента (инновационный, стратегический, ситуаци­онный, производственный, финансовый, страховой, кадровый, менеджмент изменений); технологии и стили менеджмента; информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления; логистика управленческих процессов; проектирование организационных структур и структур управ­ления неформальные взаимоотношения в организации (неформаль­ные группы, лидерство); управленческая риторика и проч. Менеджмент как наука. Законы менеджмента, отражают общие, устойчивые, существенные и необходи­мые связи между определенной совокупностью явлений и имеющие место в организации. Выделяют следующие законы:м- синергии; - дополнения;м- пропорциональности;- самосохранения;

- сочетания централизации и децентрализации управле­ния; м- закон соотносительности (соответствия) управляющей и управляемой подсистем;м- специализации управления;

- интеграции управления; - демократизации управления; - экономии времени.

Основные черты менеджмента

Возрастание роли менеджмента

Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут влиять на судьбы миллионов людей, государств и регионов.

Менеджмент рассматривает предприятие как социальную подсистему ры­ночной экономики, а не как технологическое звено общественного производства. В связи с этим менеджмент главным образом направлен на: – выявление и изучение микросоциальной структуры предприятия. – формирование малых групп – учет факта существования и роли «неформальных групп». Необходимость проведения анализа и многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений. Менеджмент рассматривается как организация управления предприятием. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная орга­низация людей, при которой их способности раскрываются наилучшим образом. Менеджмент рассматривается также как процесс принятия и выполнения управленческих решений. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предпри­ятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой тех­нологию менеджмента. Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной дея­тельности, для которой требуется наличие субъекта – профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организа­ции в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

В качестве объекта менеджмента может выступать хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера: -финансы; - внедрение технологического процесса; - инновационная деятельность организаций; - поддержание необходимого уровня качества продукции; - материально-техническое снабжение; -учет и отчетность,

- обеспечение кадрами и др.

Одной из главных задач менеджмента является определение целей дея­тельности организации. В связи с этим к главным задачам менеджмента относятся:

– определение конкретных целей развития фирмы с выделением в них приори­тетных целей по периодам и очередности решения; - разработка планов и программ инновационного развития организаций; – разработка плана развития фирмы на дальнюю перспективу с определением путей его решения; – обеспечение перехода на современные технологии с использованием высоко­квалифицированных специалистов; – определение объемов производства и источников их обеспечения; – создание оптимальных условий работы и материального стимулирования ра­ботников; – создание системы тщательного контроля за выполнением поставленных за­дач.

Развитие менеджмента

Современный менеджмент начинает свой отсчет с 1881 г., когда американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.

Первая радикальная идея о необходимости формирования данной области научных исследований принадлежит американцу Генри Тауну, который изложил ее в 1886 г. в своем докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков.

Первым системным изложением идей менеджмента считают книгу американца Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», написанную в 1911 г., где предложены основные принципы менеджмента, которые остаются фундаментальными до сих пор.

В начале ХХ в. в США и странах Западной Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение четыре основные концепции менеджмента:

1) научное управление (Ф.У.Тейлор); 2) административное управление (А.Файоль);

3) управление с позиции человеческих отношений (М.Паркер Фоллетт, Э.Мэйо);

4) управление с позиции поведенческих наук (К.Ареджирис, Д.МакГрегор и др.).

Были выдвинуты также три подхода к управлению:

подход к управлению как процессу; системный подход и ситуационный подход.

Научный менеджмент

Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.

Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные методы. Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности. В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими. В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими.

Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора: 1. Расчленение производственных операций на составные элементы. 2. Разделение труда непосредственно в сфере управления. 3. Выделение планирования в качестве особой функции управления. 4. Принцип централизации условий и методов труда. 5. Введение карт – инструкций. 6. Введение высоких научно обоснованных норм. 7. Введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки. 8. Строгое иерархическое подчинение. 9.Тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Однако Тейлор обращал внимание на то, что высокие нормы необходимо стимулировать более высокой оплатой.

Со школой научного менеджмента связаны имена таких исследователей, как Фрэнк и Лилиан Джилберты, Генри Гант. К создателям научного менеджмента историки относят также американско­го мыслителя Гаррингтона Эмерсона. Под термином «производительность» Эмерсон понимал оптимальное со­отношение между совокупными затратами и экономическим результатом.

 

 

Административное упр-е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.005 с.)