Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность управления заключается в воздействии на систему либо объект, на процесс труда с целью перевода в новое состояние или поддержания в заданном, установившемся режиме.

Поиск

Сущность управления

Сущность управления заключается в воздействии на систему либо объект, на процесс труда с целью перевода в новое состояние или поддержания в заданном, установившемся режиме.

В переводе с древнееврейского слово управлять имело два значения. Первое – быть впереди и второе – возглавлять движение. Поэтому армия Израиля – это единственная армия мира, где нет команды «вперед». Ее заменяет команда «за мной» (2). В Советской армии действовал призыв: «делай как я». .

Развитие общественного производства, эволюция в подходах к управлению привело к передаче функций управления наемным работникам, менеджерам. Функции управления расширяются и дифференцируются на отдельные узкоспециализированные виды.

В составе общего менеджмента формируются стратегический, инновационный, кадровый, финансовый, производственный, маркетинговый менеджмент. Начинает пробивать себе дорогу «менеджмент изменений»

Деловое управление коммерческими организациями (банками, страховыми и транс­портными компаниями, инвестиционными структурами, туристическими агентствами, гости­ницами, транспортными компаниями и торговыми предприятиями, другими, оказывающими услуги организациями), деятельность которых направлена, главным образом, на получение, прибыли, получило название менеджмент.

Рассматривая организационно-распорядительное воздействие на организации, деятельность которых не связана с получением прибыли, мы будем апеллировать (пользоваться) термином «управление». Сюда отнесем социальные системы, само государство, его регионы, армию, церковь, библиотеки, больницы, национальную безопасность и другие подобные сферы и структуры.

Объект управления – это общество в целом, социальные системы, территориальные образования, экономические, технологические, трудовые и другие процессы, отрасли и предприятия, коллективы работников и отдельные лица.

Субъект управления – это государство и его органы, профессиональные управляющие.

Управление обеспечивает сохранение структуры и поддерживает определенный режим деятельности биологических, технических и социальных систем.

Общие закономерности управления

Во-первых. Управление общественными процессами осуществляется через отношения людей.

Во вторых. Управленческие от­ношения интегрируются на всех уровнях (государственном, корпоративном, на уровне предприятий) выработкой и реализацией наиболее экономичных управленческих решений.

В третьих. Совместный труд, общественные и индивидуальные интересы людей координируются и согласуются.

В четвертых. Управление общественным производством представляет собой сложный взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс действий людей обеспечивающий подготовку и реализацию управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей.

В пятых. Управленческие отношения самым тесным образом связаны с эко­номическими, социальными, политическими и другими общественными отно­шениями. Воздействуя и дополняя друг на друга.

Виды отношений в процессе управления

Различают следующие виды отношений:

- между управляющей и управляе­мой подсистемами; - внутри управляющей подсистемы; - межсистемные отношения (взаимодействие с определенными экономическими системами); - системно-групповые (отношения между системой и группой людей, личностью; - между руководителями и подчиненными в каждом звене управления; - между руководителями; - между под­чиненными.

Взаимоотношения каждой системы с окружающей средой опосредуются внешними отношениями.

Виды и инструменты государственного регулирования

С середины 90-х годов прошлого века Беларусь строит свою, не похожую на классическую, рыночную экономику, которую некоторые авторы называют «рыночным социализмом». Она имеет и «рыночные» и «социалистические» признаки.

К «рыночным» относятся: - цены спроса; - наличие экономически самостоятельных субъектов хозяйствования; - разные формы собственности.

К «социалистическим»:

- высокий уровень занятости населения; - высокий уровень социальной защиты граждан;

- высокая доля государственной собственности; - использование советского опыта управления экономикой.

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Республиканский уровень государственного управления. Местное управление и самоуправление. Отраслевое управление народно-хозяйственным комплексом страны. Двойное подчинение органам местного самоуправления и структурам отраслевого управления республиканского и областного уровня.

Административное упр-е

Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Он установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих.

Теоретики же школы социальных систем считают, что конфликты обусловлены самой природой организации и главную задачу видят в снижении силы последствий конфликта. Большое внимание школа социальных систем обращает на анализ частей системы и взаимодействие между ними.

Разрабатываются: методы математического моделирования процессов выработки решений в коллективах; алгоритмы выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр; количественные прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений. Греческое слово «systema» переводится как «целое, составленное из частей».

Системный подход как научная методология – это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями. Системный подход предполагает выделение наиболее существенных связей, которые оказывают непосредственное и значительное влияние на свойства системы и решение поставленных задач в исследуемом объекте. Важнейшим признаком системы в этом случае и выступает ее целостность. Особое значение имеет изучение социальных систем.

Социальные системы - это все материальное производство, это и города, районы, отрасли народного хозяйства и даже государство в целом. Социальные системы отличаются условиями их объединения, т.е. системообразующими факторами. К ним относятся: конкретная общая цель всей совокупности элементов; подчинение задач каждого элемента обшей цели системы; осознанность каждым элементом своих задач и понимание общей цели; выполнение каждым элементом функций, вытекающих из поставленной за-дачи; конкретные отношения между элементами системы; наличие органа управления; обязательная обратная связь.

В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. В маленьких социальных системах общие цели определяются в результате совместного обсуждения и достижения договоренности между членами системы.

Ситуационный подход. Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Он эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации.

Организационная культура

В 80-90 гг. прошлого столетия возросло значение организационной культуры как сильного инструмента управления. Внимание управленческой мысли сейчас приковано к таким важным вопросам международного менеджмента, как определение общих особенностей и выделение специфических универсальных форм и методов управления, наиболее эффективное выполнение функций управления в условиях разных стран, приспособление к национальной местной среде и ряд других.

Зак-ны и принципы мен-та

Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени. Наряду с тремя вышеперечисленными законами при организации управления целесообразно руководствоваться требованиями следующих специфических законов: синергии – потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов; дополнения – внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными (например, дифференциация и интеграция);

Пропорциональности производства и управления. При любых изменениях в организации между всеми элементами должна сохраняться пропорциональность; самосохранения – любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов. соотносительности (соответствия) управляющей и управляемой подсистем.

Принцип обратной связи — этот принцип предполагает необходимость для субъекта управления регулярно получать ин-формацию о результатах своей деятельности, о реакции непосредственных исполнителей и тех, на кого направлена эта деятельность.

Специальные принципы.

Единство руководства; принцип субординации личного интереса и общей цели; вознаграждения; порядок, логистика управленческих действий и процессов, рациональное использование ресурсов, контроль деятельности; принцип равенства и справедливости: обеспечение лояльности, уважительного и справедливого отношения руководителей к подчиненным; стабильность персонала; скалярная цепь, т. е. четкость и целесообразность линий управленческих взаимоотношений, команд сверху донизу; корпоративный дух; принцип инициативы; принцип централизации.

Основной принцип менеджмента: 1) принцип научного отбора рабочего; 2) принцип научного изучения и обучения рабочего; 3) принцип специализации работы; 4) принцип важности побудительных мотивов заработной платы; 5) принцип справедливого распределения ответственности между рабочими и управляющими.

Частные принципы менеджмента: Представляют собой важнейшие требования, которые применяются при анализе и управлении определенными организациями или сферами деятельности. Принципы управления в конкретной сфере жизнедеятельности общества:

• Принципы, изложенные в законодательных актах:

• Принципы управления отдельными организационными структурами:

Другие частные принципы

- принцип уважения и доверия к человеку; - принцип целостного взгляда на человека; -принцип социальной справедливости; - принцип индивидуального подхода; - принцип обогащения работы сотрудников;

- принцип личного стимулирования; - принцип единого статуса; - принцип консенсуса;

- принцип участия в управлении и делегирования полномочий; - принцип целевой гармонизации; - принцип горизонтальных связей; - принцип автономизации управления; - принцип постоянного обновления.

Методы мен-та

Методы управления - это совокупность способов, приемов и средств целенаправленного воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности, сфокусированное как на трудовых коллективах, так и направленное на отдельных работников.

Под экономическими методами управления понимается использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые целенаправленно воздействуют на создание благоприятных условий работы, развитие организаций и обеспечение их эффективного функционирования.

Инструменты экономических методов управления:

Хозрасчет основан на соизмерении затрат предприятия с результатами производственно-хозяйственной деятельности и обеспечении прибыльности производства т.е. на самоокупаемости и самофинансировании. Коммерческий расчет осуществляется между различными собственниками, а внутрипроизводственный расчет осуществляется в рамках организации между подразделениями.

Хозрасчет синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты. Он способствует обеспечению рентабельности производства, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политики. При этом руководитель подразделения действует в рамках единой экономической политики организации в вопросах: - ценообразования; -внедрения в производство инноваций; -маркетинговой стратегии;-рекламирования продукции; -оплаты труда.

Кредиты – это внешние источники финансирования. Они могут быть получены от коммерческих банков, финансовых групп (фондов, агентств и т.п.), международных финансовых организаций, государственных организаций.

Ценообразование. Управление ценообразованием строится: -на основе использования рыночных механизмов установления цены; -на основе долгосрочных прогнозов спроса и предложения; -с учетом стадий жизненного цикла товара, его новизны, покупательной способности населения; -на основе издержек производства и обеспечения прибыльной работы предприятия. Анализ хозяйственной деятельности. Проводится за год, квартал, месяц. Способствует выявлению отклонений от намеченных параметров производства и реализации продукции, выполнения экономических показателей, выявлению резервов и неиспользованных возможностей, выработке обоснованной стратегии и тактики развития предприятия, определения его маркетинговой стратегии.

Материальное стимулирование. В его основе лежит принцип материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников в результатах своего труда. При этом предполагается использование справедливых систем оплаты труда.

Организационные методы управления используются при решении перспективных задач и создании организационных основ предприятия, т.е. при определении структуры управления, уровня разделения и специализации труда, организации производства, установлении характера отношений с партнерами. 2) Оперативно-распорядительные методы управления – это оперативное управление с помощью приказов, распоряжений, указаний.

Социально-психологические методы управления - это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллектива и отдельных работников для достижения поставленной цели. Они основаны на учете и использовании нематериальных интересов людей. Они направлены на удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива и действуют как регуляторы социальных, психологических, идеологических и этических отношений.

Социальные методы управления Методы социальных норм. Предполагает использование выработанных обществом норм: гуманность, соучастие, критическое отношение к своим недостаткам, честность, мораль и этика поведения в трудовом коллективе и т.п.

Методы психологического побуждения (мотивации) к труду. Мотивация – психологическое побуждение к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью трудовой деятельностью, заработной платой, возможность продвижения по работе и др.

Мотивация труда зависит от следующих факторов: - возраст. - пол. - уровень образования; - особенности личности.

Предприимчивость менеджера

В общепринятом понимании предприимчивость – это находчивость, соединенная с информированностью, способностью к неординарным мышлению и действиям, к постоянному поиску нового, с энергией и практичностью.

Получившие право на жизнь частная собственность и малый бизнес дал широкий простор развитию предпринимательства. В стране сформировался социальный слой, слой предпринимателей. И сегодня развитие предпринимательства связывают в первую очередь с новыми структурами, с возвратом, в определенной степени, к частной собственности. Получив определенную свободу, слой предпринимателей снял целый ряд проблем, над разрешением которых десятилетиями безуспешно билось государство. Но не менее важным является то, что в стране формируется средний класс, класс предприимчивых и инициативных людей, мыслящих и действующих по-новому, по-современному, активно вписывающихся в новые экономические реалии, в требования рыночной экономики. Предприимчивость чаще связывают с деятельностью предпринимателей. Предприимчивость, как категория экономическая, в не меньшей мере присуща и для руководителей крупных предприятий как государственной, так и коллективной, акционерной форм собственности.

В практической деятельности руководи­теля предприимчивость – это умение:

- находить и использовать ре­зервы для повышения эффективности личной работы и деятельности коллекти­ва; преодолевать трудности в работе; обеспечивать наиболее полное удовлетворение запросов коллектива в результате хорошо на­лаженной организационно-производственной и коммерческой работы; ориентироваться на новизну управленческих решений пу­тем обоснования необычности, неординарности управленческих поступков.

Предприимчивый руководитель – это человек:

- способный к самостоятельным действиям, мыслящий гибко, масштабно и перспективно; умеющий анализи­ровать, распознавать и использовать сложившиеся обстоятельства в интересах задуманного дела; способный своевременно решать сложные вопросы хозяйственной дея­тельности, идти на риск; принимающий решения на базе глубокого экономического анализа сложившихся обстоя­тельств и социальных явлений; в полной мере применяющий достижения научно-технического прогресса.

Важнейшими чертами предприимчивого менеджера являются:

-обостренное чувство нового; умение мыслить категориями экономической эффективности; проявление энергии и настойчивости в достижении целей; понимание личной ответственности за принятые рискованные решения.

С учетом этого возникает объективная необходимость выдвигать на первый план людей:

- ведущих постоянный поиск резервов рационального использования труда, производственных фондов, совершенствования технико-технологического уровня производства; способных ломать устаревшие установившиеся порядки, бюрократические препоны; способных от разговоров о рыночной экономике перейти к непосредственному осуществлению ее принципов; умеющих вдохновить и научить людей действовать предприимчиво, использовать все доступные меры для отстаивания принципа предприимчивости.

Право на риск

Классификация рисков

В общем виде рискиможно оп­ределить как вероятность потерь, возникающих в процессе предпринимательской деятельности.

Встречаются различные классификации рисков: классификации, осно­ванные на различиях видов деятельности: финансовые риски, производственные риски, риски материально-технического снабжения и др.; классификации по областям их проявления: политические риски, социальные риски, природ­ные риски и др.

По источникам возникно­вения: собственно хозяйственный, связанный с личностью человека, обуслов­ленный природными факторами.

По причине возникновения, вследствие: неоп­ределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации.

Объективный характер риска

Делегирование полномочий

Сущность и цели делегирования полномочий.

Современный руководитель не может самостоятельно и единолично эффективно управлять крупной организацией, поэтому управленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий.В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Не подлежат делегированию: постановка задач и выдача заданий подчиненным, контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных, подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников, задачи особой важности и высокой степени риска, срочные дела, задачи строго доверительного характера.

Делегировать в любом случае надо: рутинную работу, специализированную деятельность, неактуальные, частные вопросы, подготовительную и вспомогательную работу (справочные материалы, отчеты и т.п.).

Положительные аспекты делегирования полномочий:

1) Мобилизующим фактором для работника, которому делегированы полномочия, является то, что он получает самостоятельный участок работы. Это повышает его собственную значимость и значимость среди окружающих. 2) Делегирование полномочий является своеобразной школой выявления способных руководителей. Когда работнику поручается самостоятельный уча­сток деятельности, он получает право принимать решения под свою ответствен­ность. 3) Руководитель, делегируя свои полномочия, освобождает се­бя от множества текущих обязанностей, что в свою очередь высвобождает время для профессионального роста. 4) Делегирование полномочий является формой разделения управленческого труда, повышающей его потенциал. 5) Путем делегирования линейных полномочий создается иерархия уровней управления организацией. 6) Через линейные полномочия передается менеджеру узаконенная власть от собственника. 7) Делегирование полномочий развивает их инициативу подчиненных, в результате они порой выполняют порученную работу лучше руко­водителя.

Требования при делегировании полномочий:

1) Руководство должно делегиро­вать работнику полномочия, которые обеспечиваются возможностя­ми их выполнения. 2) Цели и задачи, которые ставятся подчиненным, должны быть ясными и понятными. Права и обязанности должны делегироваться в конкретной форме. 3) При делегировании полномочий не должны снижаться требовательность и ответственность менеджера. 4) Деятельность подчиненного сле­дует оценивать с учетом общих результатов, а не отдельных ошибок. 5) Информационное обеспечение. Важную роль в выполнении делегированных полномочий играет информация, которой руководитель и подчиненные должны обмениваться свободно.

9) Контроль. Для повышения реальной ответственности подчиненных за де­легированные полномочия необходим строгий контроль. Чем больше полномо­чий делегирует руководитель, тем выше потребность в контроле за их исполне­нием.

Причины нежелания передавать полномочия:

1) Заблуждения. «Я это делаю лучше». 2) Отсутствие способности руководить. 3) Отсутствие доверия к подчиненным. Недоверие к подчиненным ведет к потере у них инициативы.4) Боязнь риска. 5) Недостаточный контроль за исполнением полномочий. 6) Опасение потерять контроль над делом.7) Нежелание развивать подчиненных.

Организация труда менеджера.

Общеизвестен такой образ хозяйственного руководителя. Он чрезмерно загружен на работе, у него масса неотложных дел, рабочий стол завален не про­работанными бумагами, отсутствует установленный распорядок дня. Опекает по мелочам подчи­ненных, решения принимают только сам. Увлекается совещаниями, выполнением контрольных функций, не рационально тратит время на посещение производственных подразделений, стремится везде побыть сам. Работает с перегрузками, а потому часто срывается в отношениях с подчиненными, жалуется на нехватку времени и т.д. и т.п.

В результате специальных обследований установлено, что в большинстве случаев острая нехватка времени у руководителей является следствием непра­вильной организации труда.

Руководители часто не умеют отделить главное от второстепенного, распределить время на решение перспективных и текущих задач, сосредото­читься на поиске резервов производства, повышении ка­чества управления и производимой продукции. Поэтому сделаем попытку отметить наиболее общие, характерные для современного менеджера подходы к организации управленческой миссии.

Первое. Важным моментом в организации труда руководителя является подбор и расстановка кадров руководящего звена, за­местителей и главных специалистов.Желательно учитывать их психологическую совместимость.

Каж­дый работник должен нести персональную ответственность за свой участок ра­боты, не вмешиваясь в компетенцию других. Во всех структурных подразделениях должен действовать принцип «не делай того, что с успехом может сделать подчиненный».

Второе. Разработка и утверждение регламента работы организации. В нем должны быть четко определены функции всех кадров руководящего звена, начиная с руководителя, их полномочия, курируемые вопросы, обязанности, права, включая права подписи на тех или иных документах, а также порядок выполнения функций и замещения должностей на период отпусков, командировок и иных отлучек.

Третье. Планирование рабочего времени. Руководители, как правило, работают по 10-14 часов, но редко получают удовлетворение от результатов своего труда. У них не выработан рациональный стиль управления, не упорядочены приемы и техника личной работы. Рабочее время чрез­мерно дробится, не выделяются сложные и важные задачи, не систематизирован контроль их исполнения.

Для более глубокого анализа организации труда руководителя следует определять эффективность структуры рабочего дня (Эс) по следующей формуле:

, где n – время на решение перспективных задач; о – время на оперативную деятельность.

Целесообразно планировать рабочий день руководителя в следующей по­следовательности:

1. Планирование кон­тактов руководителя с вышестоящим руководством, партнерами по горизонтали, подчиненными. 2. Анализ содержания выполняемых задач и определение времени, требуе­мого для их решения. 3. Выявление, в какой мере планируемый объем работы согласуется с бюджетом личного времени. 4. Организация планирования каждого отдельно взятого рабочего дня с записью всех текущих дел.

Четвертое. Упорядочение совещаний. Большой удельный вес в бюджете рабочего времени руководителя занимают совещания. Как форма обсуждения сложных проблем и подготовки ре­шений коллегиальным путем они необходимы.

Шестое. Повышение роли помощника и технического секретаря в организации рабочего времени руководителя. Использование средств связи и современных компьютерных технологий.

Седьмое. Руководитель, планирующий свой рабочий день, должен работать в определенном режиме, и на конкретные дела должно отводиться конкретное время.

Восьмое. Важное место в работе руководителя занимает информация. Полная и дос­товерная информация о рынке, деятельности других предприятий, отрасли в це­лом – залог правильных и своевременных решений.

Все это требует улучшения организации труда руководителя. Работу нуж­но поставить так, чтобы руководитель имел под рукой всегда необходимую информацию, но только такую, которая необходима для выработки решений в рамках его компетенции.

Функции менеджмента

Прогноз – это система научно обоснованных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В большинстве случаев он сводится к разработке многовариантных моделей развития объекта, из числа которых можно выбрать наиболее приемлемую. Прогнозирование - это стратегическое видение роста и развития организации на длительную перспективу. Вырабатываются прогнозные ориентиры, показатели, на которые ориентируется организация в перспективе. Выделяют следующие виды прогнозов: По функциональному назначению: прогнозы будущих состояний объекта, прогнозы проблемных ситуаций, которые могут возникнуть, прогнозы возможных последствий принимаемых решений, прогнозы эволюции среды, прогнозы путей и методов достижения поставленных целей. По содержанию: экономические, рыночные, военно-политические, научно-технического развития страны и регионов, развития отдельных направлений науки и техники, а также решения межотраслевых научно-техни­ческих проблем, отраслевые научно-технические, развития самостоятельных ИП, развития отдельных видов техники, совершенствования элементов техники (узлов, агрегатов, механизмов и т.п.), изменения отдельных параметров и характеристик проектируемой техники. Факторы прогнозирования. Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Поэтому для выработки более достоверных прогнозов следует учитывать факторы внутренней и внешней среды: изменение спроса на прогнозируемую продукцию;ужесточение требований к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (черные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);по­вышение цен на продукцию поставщиков ком­плектующих узлов и агрегатов и др.изменение цен и при­были на продукцию; объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;перспективы развития инноваций; условия доступа к источникам сырья и рынкам сбыта;постоянно ужесточающиеся требования экономической и экологической безопасности; повышение требований к качеству рабочей силы, что неизбежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;

Планирование.

Планирование — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития организаций, подготовка реше­ний, необходимых для их безусловного достижения. План определяет: конкретные задачи развития всего предприятия и каждого его звена на конкретный период; определяет способы их достижения; устанавливает сроки и последовательность выполнения; потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, требуемых для выполнения поставленных задач. Функции планирования: 1). Целевая ориентация всех участников. 2). Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. 3). Координация деятельности всех участников. 4). Подготовка управленческих решений. 5). Создание объективной базы для эффективного контроля. 6). Информационное обеспечение участников процесса. 7). Мотивация участников. Виды планирования: по объектам: планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта, финансов, информационного обеспечения и т.д.; по факторам производ­ства: модернизация оборудования; усовершенствование техноло­гии; обновление основных производственных фондов; обеспече­ние сырьем и материалами и т.д.

В зависимости от периода (времени) планирования различают планы:

долгосрочные, ориентированные на пять и более лет; среднесрочные — до пяти лет; краткосрочные, охватывающие период времени до года; оперативные, (месяц, квартал).

Системы планирова­ния могут быть централизованными и децентрализованными. При централизованной системе планирование возлагается на центральные органы планирования инноваций. При децентрализованной схеме планирование начинается с предложений структурных подразделений.

 

Коммуникации в мен-те

Коммуникации – это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).

Средства коммуникации включают: сети и каналы связи (телефон, телефакс, телекс, почту, электронную почту); служебные записки, отчеты, справочные материалы, рекламу и т. п.; общение подчиненных и руководителей на собраниях, раз­говоры по телефону, составление документов и т.д.

Формирование коммуникаций зависит от: характеристик внешней среды; задач, решаемых организацией; основных характеристик организации.

Классификация коммуникаций

Коммуникации можно классифицировать как действие, как взаимодействие и как коммуникационный процесс. Коммуникации подразделяются на две группы: между организа­цией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями. К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собою информационное взаимодействие с: внешней средой; средствами массовой инфор­мации; потребителями и поставщиками; органами государственного регулирования и контроля, союзами и общественными организациями и т.п.

Ко второй группе относятся межуровневые коммуникации: комму­никации между различными подразделениями; коммуникации «руководитель – подчиненный»; коммуникации между руководителем и рабочей группой; не­формальные коммуникации.

Коммуникационный процесс

Коммуникационный процесс представляет собой передачу информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания. Выделяют следующие основные составляющие коммуникационного процесса: 1) В самом сжатом виде это: отправитель информации; сообщение; средство передачи информации; получатель информации. 2) В детализированном виде это: источник информационного сообщения; сообщение; передатчик; отправитель; приемник; декодирование; получатель; обратная связь.

Виды коммуникационных сетей: открытые сети типа: змея, звезда, шпора, тент, палатка, дом. замкнутые сети типа: круг, колесо.

Управление изменениями

Два крайних подхода к управлению изменениями: изменения в стратегии, производственных процессах, структуре и культуре могут осуществляться постепенно, в виде мелких шагов или же радикально, в виде крупных скачков. В этой связи соответственно говорят об эволюционной и революционной моделях изменений.

Радикальная, революционная модель изменений. Это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование пред­приятия. Результатом является резкое улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, об­служивания и сроков. Важной предпосылкой является ориентация на производственный процесс и клиента.

Эволюционные изменения. Эволюционная модель – долгосрочный и всеобъемлющий процесс изменений и развития организации и ее сотрудни­ков. Подразумевается концепция планиро­вания, инициирования и осуществления процессов изменения социальных систем с привлечением широкого круга участников. В первую очередь должны меняться взгляды, ценностные представления и модели поведения членов социотехнической системы, а затем и сама система ("организация" в институциональном понимании). Осуществляется долгосрочный, тщатель­ный, всеобъемлющий процесс изменения и развития организации и работающих в ней людей.

Отношение сотрудников к изменениям (инновациям).

Поведение работников в отношении изменений неоднозначно.

1) Существует категория людей, которая внутренне постоянно направлена на совершенствование, стремление к повышению эффективности своей деятельности и работы всей организации. Они являются проводниками изменений.

2) Другой категории людей присуще сопротивление нововведениям.

3) Кроме перечисленных категорий, существуют промежуточные типы работников. Это могут быть индивиды, которые не являются инициаторами нововведений, но и не препятствуют их реализации.

Классификация инноваций

Различают продуктовые и процессные инновации.

Продуктовые инновации охватывает создание, внедрение и практическое использование новых или усовершенствованных продуктов. Продуктовые инновации иначе принято называть инновационной продукцией. П родуктовые инновации подразделяют на: базисные продуктовые; улучшающие продуктовые; псевдоинновации.

Проц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.012 с.)