Бухгалтерский учет в XIX - начале XX вв. в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет в XIX - начале XX вв. в зарубежных странах



 

Со становлением бухгалтерского учета как науки в XIX в. появляются различные методологические подходы к учету, начинают формироваться национальные научные школы.

Рассматривая зарубежный учет в XIX - начале X X в. необходимо выявить специфику национальных школ: итальянской, французской, немецкой, англо-американской, познакомиться с их представителями, уметь анализировать вклад ученых в развитие науки.

При изучении вопроса «Особенности развития учета в Италии» следует отметить, что Е Италии двойная запись получила юридическую трактовку. Здесь возникли три школы учета: ломбардская (Ф. Вилла), тосканская (Ф. Марчи. Д. Чербони) и венецианская (Ф. Беста). Итальянские ученые (Ф. Вилла, Ф. Марчи, Д. Чербони) видели причину двойной записи в смене прав и обязанностей лиц, занятых хозяйственной деятельностью. Так, глава ломбардской школы Ф. Вилла считал, что вся хозяйственная деятельность построена на работе хранителей (материально ответственных лиц), для которых открывались счета. Объем ответственности возрастал при приемке ценностей и уменьшался при отпуске или списании. Вилла совершил переход от персонификации (отождествления счетов с лицами) к персонализации (открытие счетов для лиц). Наиболее полное развитие идея персонализации получила в трудах Д. Чербони, который считается главой тосканской школы бухгалтеров. Его концепция учета - логисмография - построена на принципе персонализации. Счет открывался в том случае, если за ним стояло лицо или группа лиц.

Изучая вклад ученых, необходимо отметить своеобразие взглядов каждого из них, наличие дискуссионных проблем учета. Так, в противовес Чербони, глава венецианской школы (Ф. Беста) считал предметом учета не человека, а ценности.

С юридической точки зрения на учет целью бухгалтерского учета является контроль деятельности хозяйствующих субъектов, предметом учет - документы. Баланс рассматривался как таблица, в активе которой представлены владельцы ценностей, несущие ответственность перед собственниками а в пассиве - собственники ценностей, представляющие права на последние.

Персонализация, объясняя появление личных счетов, вытекающих из договорных обязательств, не смогла объяснить появление слетов безличных (амортизации, прибыли, резервов).

Рассматривая вопрос «Особенности развития учета во Франции», следует отметить, что там получило распространение экономическое направление науки. Бухгалтерский учет связывался здесь не с юриспруденцией, а с экономической теорией Предметом учета становятся ресурсы, а целью - выявление эффективности их использования. Наиболее полно эта трактовка учета получила развитие в трудах Э. Леоте, А. Гильбо, Ж.Б. Дюмарше, Л. Сэя. Ж.Г. Курсель-Сенеля, Р. Делапорта.

Под влиянием французской школы в учет вошли безличные счета (счета процессов, резервов, фондов, регулирующие, распределительные и сопоставляющие). Счета материальных ценностей стали рассматриваться как счета расходов, издержек. Так, например, счет «Основные средства» для французской школы - счет расходов будущих периодов, списываемых на издержки через амортизацию.

В каждом акте хозяйственной деятельности сторонники экономического направления видели обмен ценностей (смену форм стоимости), и этим объяснялась двойная запись.

Расширение рамок бухгалтерского учета до границ политической экономии способствовало распространению бухгалтерской методологии до уровня народного хозяйства и возникновению макроучета.

При изучении вопроса «Особенности развития учета в Германии» необходимо подчеркнуть, что представители немецкой школы (И.Ф. Шер, Э. Шмаленбах, Л. Кальмес, Г. Никлиш, В. Ле Кутр) отошли от поиска истоков бухгалтерского учета в других общественных науках. Предметом учета у них становятся учетные процедуры, а целью - их рационализация, формализация. Это обусловило связь бухгалтерии с математикой.

Немецкую школу отличает от французской и итальянской особый научный метод познания - дедукция, который изучает явления, двигаясь в направлении от общего к частному. Так, двойная запись рассматривается, как следствие необходимости поддерживать балансовое равенство.

В недрах немецкой школы родилось особое направление учета - балансоведение. Его создатель - швейцарский ученый И.Ф. Шер. Теория получила развитие в трудах В. Ле Кутра, Г. Ниглиша, Э. Шмаленбаха и других авторов. Последний, в противовес концепции статического баланса, выдвинул идею динамического баланса.

Рассматривая вопрос «Особенности развития учета в Англии и Америке», следует отметить, что расцвет англо-американской школы начинается между двумя мировыми войнами. Ее представителями считают Ч.Э. Шпруга. А.Ч. Литтлтона, В.Э. Патона, О. Мэйя, Ч. Гаррисона, Г. Свинея, Д. Хиггинса, Р. Антонии. Желание превратить учет в орудие управления привело бухгалтеров англоязычных стран к использованию в качестве базовой науки учета психологии. При этом бухгалтерская работа превращается в набор заранее заданных вариантов - решений. Дальнейшее развитие англо-американской системы учета вызвало появление отдельного аспекта учета - управленческий учет.

Современный учет построен на взаимодействии различных школ. Все школы сосуществуют, обогащают и дополняют друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.173.165 (0.006 с.)