Основные характеристики неформальной группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики неформальной группы.



Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

На эффективность работы формальных и неформальных групп влияют одинаковые факторы:

1. Размер группы. По мере увеличения группы общение между членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.

2. Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).

3. Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей. Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).

4. Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность функционирования всей организации.

5. Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы.

6. Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Последствия конфликта могут быть положительными, так как позволяют выявить разные точки зрения (это ведет к повышению эффективности группы). Отрицательные последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничества, смещение акцента (придание большего внимания своей «победе» в конфликте, а не решению реальной проблемы).

7. Статус членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают большее влияние на других членов группы. Желательно, чтобы мнение членов группы с высоким статусом не было доминирующим в группе.

 

Требования, предъявляемые менеджеру.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

· - знание технологии производственного процесса и его функционирования;

· - знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

· - знание общей экономической теории;

· - знание теории маркетинга;

· - а также общая эрудиция по специальности;

· - знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

· - умение быть в форме;

· - выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

· - выдержка в любой конфликтной ситуации;

· - коммуникативность;

· - умение слушать;

· - интуиция;

· - приспособляемость к ситуации;

· - восприимчивость критики, самокритичность;

· - уверенность в себе;

· - авторитетность;

· - стремление к успеху и готовность работать для этого;

· - возраст и внешние данные;

· - сила воли;

3. Личные способности:

· - умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

· - умение распределять обязанности и давать четкие указания;

· - умение стимулировать и мотивировать работников;

· - легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

· - ум и рассудительность;

· - творческий потенциал;

· - умение принять нужное решение;

· - логическое, структурное, системное мышление;

· - интуиция;

5. Рабочие приемы:

· - рациональность и системность в работе;

· - умение максимально концентрироваться;

· - умение принятия решений и снятия проблем;

· - самоменеджмент;

· - умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

· - активность и подвижность;

· - энергичность;

· - сила и здоровье.

5. Место менеджмента в условиях рынка

Для того, чтобы уяснить место менеджмента в условиях рынка, напомним основные понятия и законы рыночной экономики.

Рынок — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.(СЛОВАРЬ!!!)

Таким образом, рынок может существовать как в условиях рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот процесс опосредуется участием государства.

В развитых странах в некоторых отраслях (особенно - в отрасли сельского хозяйства) участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.

Рынок функционирует на основе единых экономических законов. В качестве основных из них выделяются следующие:

закон стоимости — в соответствии с которым продукция реализуется с учетом издержек по ее созданию, но по той стоимости, в которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей;

закон экономии ресурсов — предполагает постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек. Нарушение этого закона обусловливает невозможность полноценного действия закона стоимости;

закон равновесия — в соответствии с которым при прочих равных условиях объем товаров и услуг, предложенных к продаже, уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей. Другими словами, рынок определяет такие объемы производства, при которых в любой момент времени потребности соответствующих покупателей могли быть удовлетворены в полном объеме, причем по приемлемым для покупателя ценам.

Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.

Конкуренция предполагает существование таких условий, при которых действует закон стоимости — то есть покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже качества продукции других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права — государственная, коллективная и личная. В принципе, в эту классификацию укладываются практически все существующие формы собственности, характерные для рыночной экономики (за исключением частной, отличие которой от личной собственности заключается в том, что последняя не может быть использована для систематического получения прибыли). Однако в условиях плановой экономики государство ограничивает количество организационно-правовых форм предприятий. Тем не менее можно заключить, что право собственности является необходимым, но недостаточным условием существования рынка.

Экономическая свобода предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).

Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетное регулирование производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).

Функционирование рынка можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие), объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам, и именно такое положение наиболее желательно для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.

Таким образом, можно заключить, что, хотя рынок, как обмен продуктами, существует в любой общественно-экономической формации, собственно рыночные отношения возможны только при минимальном участии государства в регулировании процесса производства и обмена продукции. Следовательно, в условиях глобальной плановой экономики (существовавшей в нашей стране в чистом виде с конца 20-х до середины 80-х гг.) рынок, как экономическая категория существовать не может.

Уровни, на которых осуществляется управление деятельностью людей можно классифицировать по следующим признакам:

1. по уровню государственного управления

1. государство

2. экономический регион (в условиях России - субъекты Российской Федерации)

3. местное самоуправление (административный район, город и т.п. образование, аккумулирующее доходы местных бюджетов и осуществляющих руководство муниципальным хозяйством).

2. По производственно-отраслевому признаку

1. отрасль (министерство, ведомство и т.п.)

2. территориальные органы управления отраслью (в тех отраслях, где они имеются)

3. объединения предприятий и организаций (комбинаты, концерны, холдинги и т.п.)

4. предприятие, организация или учреждение

3. По организационно-правовой форме организации или предприятия

1. Хозяйственные общества

2. Хозяйственные товарищества

3. Дочерние и зависимые общества

4. Производственные кооперативы

5. Некоммерческие организации

6. Унитарные (государственные и муниципальные предприятия)

7. Объединения организаций на коммерческой основе (совместная деятельность, договор доверительного управления имуществом и т.п.)

8. Индивидуальные предприниматели (включая фермерские хозяйства)

4. По функциональным задачам структурных подразделений организации

1. Управление организацией (предприятием) в целом

2. Управление структурным подразделением организации (предприятия)

3. Управление направлением деятельности организации (производственная, торговая, рекламная и т.п.)

4. Управление производственным коллективом (цехом, производственной линией, бригадой рабочих и т.п.)

5. Управление рабочим местом

5. По виду ресурсов

1. Финансовые ресурсы

2. Материально-производственные ресурсы

3. Трудовые ресурсы

Таким образом в условиях рыночной экономики менеджмент (в смысле выполнения управленческих функций в процессе предпринимательской деятельности) не осуществляется в органах государственного управления, органах управления отраслью (федеральных и территориальных), но осуществляется на уровне предприятий и организаций и их объединений и более низких по иерархии производственных коллективов.

Классификация по функциональным задачам и видам ресурсов необходима для определения функций и принципов деятельности структурных подразделений, занимающихся менеджментом и отдельных менеджеров.

 

39. Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

В Советский период России называлось комплексное научно-техническое и социально-экономическое прогнозирование.

В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще некоторые используют словосочетание «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики государства на 25 (одно поколение) или даже 50 лет (два поколения). Стратегическое планирование есть результат расчёта плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации — России от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в России понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путём разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов и планов устойчивого развития России с учётом задач обеспечения национальной безопасности».

11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня № 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании», который направлен на формирование современной системы государственного стратегического планирования. В соответствии с Законом, стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.043 с.)