Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика функций менеджмента.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. Функции управления определяются решаемыми задачами. Наиболее общий перечень этих задач: - выбор и обоснование целей организации (набор целей, приоритеты и пр.); - постановка задач, которые надо решить для достижения поставленных целей; - определение необходимых ресурсов; - построение структуры организации, вытекающей из системы целей; - мотивация групп и конкретных работников в выполнении порученных работ в конкретные сроки; - регулирование и контроль над решением поставленных задач. Выполнение управляющих функций связано с принятием решений, включающих сбор информации, выявление и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решений и анализ эффективности результатов. Все функции управления взаимосвязаны и образуют систему. Действительно, для того, чтобы спланировать работу предприятия, необходимо спрогнозировать его развитие. При этом важную роль играет анализ выполнения плана в предшествующем периоде, сделанный на основе информации, полученной в результате контроля. Кроме того, мотивация исполнителей требует определенных ресурсов, которые должны быть предусмотрены на этапе планирования и т.п. Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности. Выполнением основных функций занят весь аппарат управления, однако решающее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет в процессе работы различные роли. Эти роли взаимосвязаны. Можно сказать, что основной проблемой менеджмента является рассмотрение функций управления и ролей руководителя. Анри Файоль (1841—1925), которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления — планирование, организация, мотивация и контроль. Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования. Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. Функции интересны тем, что в систематизированном виде г дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. -Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования. Концепция — идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции. Прогноз — научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении. Программа — законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. - Регулирование — вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс) и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров (уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта). Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления. Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень управления, например уроне нь филиала или цеха, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков. - Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. Это вторая функция менеджмента, задачами которой является формирование структуры организации, наиболее оптимально соответствующей миссии организации, ее целям и задачам и нормальное обеспечение всех видов взаимодействий внутри организации (трудовых, финансовых, материальных и пр.). В широком смысле организация - функционально-целевая общность людей с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества. В узком смысле организация - процесс определения наиболее существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов. Каждый элемент структуры управления организацией - подразделение или отдельная должность - является носителем определенных управленческих полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах фирмы. Таким образом, имеется два аспекта организационного процесса. Первый - деление организации на подразделения, для эффективного выполнения задач. Второй -распределение полномочий и их взаимоотношения, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможности выполнения задач. Выбор структуры организации Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого [6]6. В рамках структуры управления происходит управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и обязанности по их выполнению. Структура организации тесно связана со всеми основными понятиями менеджмента (целями, функциями, внутренними переменными и т.п.) и поэтому имеет огромное влияние на все стороны управления. Формирование структуры сложный и многогранный процесс. Основные этапы еѐ построения отвечают следующим принципам: - Выделение блоков, обеспечивающих основные направления деятельности в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда (первый подход»). Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: - компетенции (возможностей или границ действий и принятия решений); - полномочий (прав на принятие решений); - ответственности (меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений). На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают: - линейные звенья (руководитель фирмы, цеха); - функциональные (планово-экономический отдел); - линейно-функциональное звено (главный инженер); - функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий. - Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления. В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность. - Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей — интересы людей — мотивы деятельности - действия людей. В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе,.многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации. В отличие от других функций менеджмента объектом управления для этой функции является непосредственно исполнительский персонал, его цели, ценности, потребности, установки. Этот набор уникален для каждого конкретного человека и поэтому управленческое воздействие рассматривается не на отдельные составляющие этого набора, а целиком, на весь комплекс, который называется мотивационной структурой. Такое воздействие осуществляется на двух уровнях.
26. Особенности стратегического плана. Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, представляющей собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Термин «стратегическое планирование»появился в 60-70-х гг. и использовался для определения разницы между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. Необходимость различать эти 2 вида управления была вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Франкенхоф и Гангер, Ансофф, Шендел и Хаттен, Ирвин и др. Идея концентрирования внимания высшего руководства на окружении для соответствующего и своевременного реагирования на происходящие изменения являлась основополагающей идеей. Для определения направления и темпов развития бизнеса, выявления глобальных тенденций рынка, понимания, какие организационные и структурные изменения приведут к повышению конкурентоспособности, в чем ее преимущество - акционерами и менеджментом компании используется система стратегического планирования. До недавнего времени стратегическое планирование использовалось лишь крупными международными концернами. Однако в настоящее время ситуация стала меняться, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают использовать стратегические планы. Процесс стратегического планирования в компании включает в себя несколько этапов:
В общем виде процесс стратегического планирования представлен на рис 1. [1] Рис. 1 Процесс стратегического планирования Стратегическое планирование имеет как ряд преимуществ, так и недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач. Они представлены в таблице 1. Таблица 1. Преимущества и недостатки стратегического планирования
Особенностями стратегического планирования являются то, что: • оно должно дополняться текущим; • стратегические планы разрабатываются ежегодно высшим руководством организации; • годовая детальная разработка стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета); • большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования нуждаются в усовершенствовании. [3] Организационное стратегическое предвидение невозможно без использования опыта прошлых стратегий. Оно занимается изучением, обобщением и анализом, для чего разрабатываются новые стратегические планы. Предназначения крупных строительных организаций и малых имеют существенные отличия. Малые организации чаще всего выступают в роле субподрядчика. Их деятельность, а соответственно и цели, определяются исходя из возможностей организации в создании и реализации строительных объектов. Но на практике, ориентируясь на запросы рынка строительных продуктов, и малая организация может выступать в качестве генерального подрядчика. Цели строительной организации определяют деятельность с реализацией выявленных ценностей. При формулировании целей необходимо учесть, что цели должны быть конкретными, достижимыми, а также ранжированными по времени их исполнения. Различают три временных периода постановки и реализации целей:
В условиях экономики рыночного типа, установившиеся временные рамки разработанных планов осуществить в полной мере невозможно. При разработке стратегического плана на этапе управленческого исследования сильных и слабых сторон строительной организации должны быть проведены исследования в следующих направлениях:
Маркетинговые исследования в области получения заказов на выполнение работ играют важную роль. Строительная организация должна оценить свою конкурентоспособность. Данная оценка тесно связана с изучением альтернативных стратегий:
Итогом изучения всех альтернативных стратегий является выбор одной из них, наиболее подходящей для данного предприятия. При этом такие факторы как риск, время, поведение собственников и их влияние на принятие определенных плановых стратегий должно обязательно учитываться при разработке окончательного варианта стратегии. Стратегическое планирование является самым сложным видом планирования и каждая строительная организация должно для себя решить, нужно ли ей оно. Большинство компаний считают, что стратегическое планирование нуждается в усовершенствовании, так как оно очень трудоемко и имеет ряд серьезных недостатков. В частности, для обеспечения эффективности разработанного стратегического плана необходимо тщательно разрабатывать текущий план и, ориентируясь на него, ежегодно корректировать стратегический план. Стратегический план может лишь качественно описать то состояние, к которому должна прийти организация в будущем. Наибольший эффект может дать не само планирование, а стратегическое управление строительной фирмой. Несмотря на все преимущества стратегического планирования, такие как способность снижения рисков при принятии важных управленческих решений, интеграцию целей всех структурных подразделений и большую степень обоснованности всех показателей, в настоящее время стратегические планы разрабатываются в основном крупными организациями, которые в состоянии покрыть большие затраты ресурсов и времени, необходимых для стратегического планирования.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.012 с.) |