Общая характеристика функций менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика функций менеджмента.



Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Функции управления определяются решаемыми задачами. Наиболее общий перечень этих задач:

- выбор и обоснование целей организации (набор целей, приоритеты и пр.);

- постановка задач, которые надо решить для достижения поставленных целей;

- определение необходимых ресурсов;

- построение структуры организации, вытекающей из системы целей;

- мотивация групп и конкретных работников в выполнении порученных работ в конкретные сроки;

- регулирование и контроль над решением поставленных задач.
Кроме вышеперечисленных функций, многие авторы рассматривают функции коммуникации и руководства.

Выполнение управляющих функций связано с принятием решений, включающих сбор информации, выявление и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решений и анализ эффективности результатов.

Все функции управления взаимосвязаны и образуют систему. Действительно, для того, чтобы спланировать работу предприятия, необходимо спрогнозировать его развитие.

При этом важную роль играет анализ выполнения плана в предшествующем периоде, сделанный на основе информации, полученной в результате контроля. Кроме того, мотивация исполнителей требует определенных ресурсов, которые должны быть предусмотрены на этапе планирования и т.п.

Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности. Выполнением основных функций занят весь аппарат управления, однако решающее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет в процессе работы различные роли. Эти роли взаимосвязаны.

Можно сказать, что основной проблемой менеджмента является рассмотрение функций управления и ролей руководителя.

Анри Файоль (1841—1925), которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления — планирование, организация, мотивация и контроль.

Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Функции интересны тем, что в систематизированном виде г дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

-Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

Концепция — идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

Прогноз — научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.

Программа — законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

- Регулирование — вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс) и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров (уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта).

Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления. Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень управления, например уроне нь филиала или цеха, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

- Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. Это вторая функция менеджмента, задачами которой является формирование структуры организации, наиболее оптимально соответствующей миссии организации, ее целям и задачам и нормальное обеспечение всех видов взаимодействий внутри организации (трудовых, финансовых, материальных и пр.).

В широком смысле организация - функционально-целевая общность людей с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.

В узком смысле организация - процесс определения наиболее существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей.

При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Каждый элемент структуры управления организацией - подразделение или отдельная должность - является носителем определенных управленческих полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах фирмы.

Таким образом, имеется два аспекта организационного процесса. Первый - деление организации на подразделения, для эффективного выполнения задач. Второй -распределение полномочий и их взаимоотношения, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможности выполнения задач.

Выбор структуры организации

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого [6]6. В рамках структуры управления происходит управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и обязанности по их выполнению.

Структура организации тесно связана со всеми основными понятиями менеджмента (целями, функциями, внутренними переменными и т.п.) и поэтому имеет огромное влияние на все стороны управления. Формирование структуры сложный и многогранный процесс. Основные этапы еѐ построения отвечают следующим принципам:

- Выделение блоков, обеспечивающих основные направления деятельности в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда (первый подход»).

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности:

- компетенции (возможностей или границ действий и принятия решений);

- полномочий (прав на принятие решений);

- ответственности (меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений).

На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

По таким критериям различают:

- линейные звенья (руководитель фирмы, цеха);

- функциональные (планово-экономический отдел);

- линейно-функциональное звено (главный инженер);

- функционально-линейное звено (руководитель творческой группы).

Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

- Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

- Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей — интересы людей — мотивы деятельности - действия людей.

В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе,.многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.

В отличие от других функций менеджмента объектом управления для этой функции является непосредственно исполнительский персонал, его цели, ценности, потребности, установки. Этот набор уникален для каждого конкретного человека и поэтому управленческое воздействие рассматривается не на отдельные составляющие этого набора, а целиком, на весь комплекс, который называется мотивационной структурой. Такое воздействие осуществляется на двух уровнях.

 

 

26. Особенности стратегического плана.

Стратегическое планирование является одной из функций стратегического управления, представляющей собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Термин «стратегическое планирование»появился в 60-70-х гг. и использовался для определения разницы между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. Необходимость различать эти 2 вида управления была вызвана изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического уп­равления нашла отражение в работах таких авторов, как Франкенхоф и Гангер, Ансофф, Шендел и Хаттен, Ирвин и др. Идея концентрирования внимания высшего руководства на окружении для соответствующего и своевременного реагирования на происходящие изменения являлась основополагающей идеей.

Для определения направления и темпов развития бизнеса, выявления глобальных тенденций рынка, понимания, какие организационные и структурные изменения приведут к повышению конкурентоспособности, в чем ее преимущество - акционерами и менеджментом компании используется система стратегического планирования.

До недавнего времени стратегическое планирование использовалось лишь крупными международными концернами. Однако в настоящее время ситуация стала меняться, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают использовать стратегические планы.

Процесс стратегического планирования в компании включает в себя несколько этапов:

  1. Определение миссии и целей организации.
  2. Анализ среды, который состоит из сбора информации, анализа сильных и слабых сторон предприятия, а также ее потенциальных возможностей.
  3. Выбор стратегии.
  4. Реализация стратегии.
  5. Оценка и контроль выполнения.

В общем виде процесс стратегического планирования пред­ставлен на рис 1. [1]

Рис. 1 Процесс стратегического планирования

Стратегическое планирование имеет как ряд преимуществ, так и недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества и недостатки стратегического планирования

Преимущества Недостатки
1. Большая степень обоснованности плановых показателей и вероятности реализации планируемых событий; 2. Обеспечивает высшему руководству организации средства создания плана на длительный срок; 3. Дает основу для принятия решений; 4. Способствует снижению риска при принятии решений; 5. Обеспечивает интеграцию целей всех структурных подразделений и исполнителей организации. 1. Стратегическое планирование не дает детального описания картины будущего; 2. Не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана; 3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием; 4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. 5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.

Особенностями стратегического планирования являются то, что:

• оно должно дополняться текущим;

• стратегические планы разрабатываются ежегодно высшим руководством организации;

• годовая детальная разработка стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

• большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования нуждаются в усовершенствовании. [3]

Организационное стратегическое предвидение невозможно без использования опыта прошлых стратегий. Оно занимается изучением, обобщением и анализом, для чего разрабатываются новые стратегические планы.

Предназначения крупных строительных организаций и ма­лых имеют существенные отличия. Малые организации чаще всего выступают в роле субподрядчика. Их деятельность, а соответственно и цели, определяются исходя из возможностей организации в создании и реализации строительных объектов. Но на практике, ориентируясь на запросы рынка строительных продуктов, и малая организация может выступать в качестве генерального подрядчика.

Цели строительной организации определяют деятельность с реализацией выявленных ценностей. При формулировании целей необходимо учесть, что цели должны быть конкретными, достижимыми, а также ранжированными по времени их исполнения.

Различают три временных периода постановки и реализации целей:

  • краткосрочные цели организации, реализуемые в текущих планах (1 год);
  • среднесрочные цели (1-5 лет);
  • долгосрочные цели (свыше 5 лет). [5]

В условиях экономики рыночного типа, установившиеся временные рамки разработанных планов осуществить в пол­ной мере невозможно.

При разработке стратегического плана на этапе управленчес­кого исследования сильных и слабых сторон строительной орга­низации должны быть проведены исследования в сле­дующих направлениях:

  • маркетинг,
  • финансы,
  • строительное производство,
  • трудовые ресурсы организации.

Маркетинговые исследования в области получения заказов на выполнение работ играют важную роль. Строительная организация должна оценить свою конкурентоспособность. Данная оценка тесно связана с изучением альтернативных стратегий:

  • ограниченный рост объема строительных работ;
  • определенный и сравнительно высокий уровень;
  • сокращение объемов работ;
  • сочетание всех альтернатив.

Итогом изучения всех альтернативных стратегий является вы­бор одной из них, наиболее подходящей для данного предприятия. При этом такие факторы как риск, время, поведение собственников и их влияние на принятие определенных плановых стратегий должно обязательно учитываться при разработке окончательного варианта стратегии.

Стратегическое планирование является самым сложным видом планирования и каждая строительная организация должно для себя решить, нужно ли ей оно. Большинство компаний считают, что стратегическое планирование нуждается в усовершенствовании, так как оно очень трудоемко и имеет ряд серьезных недостатков. В частности, для обеспечения эффективности разработанного стратегического плана необходимо тщательно разрабатывать текущий план и, ориентируясь на него, ежегодно корректировать стратегический план. Стратегический план может лишь качественно описать то состояние, к которому должна прийти организация в будущем. Наибольший эффект может дать не само планирование, а стратегическое управление строительной фирмой. Несмотря на все преимущества стратегического планирования, такие как способность снижения рисков при принятии важных управленческих решений, интеграцию целей всех структурных подразделений и большую степень обоснованности всех показателей, в настоящее время стратегические планы разрабатываются в основном крупными организациями, которые в состоянии покрыть большие затраты ресурсов и времени, необходимых для стратегического планирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.03 с.)