Характеристика среды косвенного воздействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика среды косвенного воздействия.



внешняя среда – это совокупность неконтролируемых субъектов и сил, действующих за пределами организации. Внешняя среда включает в себя среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это: поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории, законодательство Украины.

Поставщики – обеспечивают предприятие необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами.

Посредники – организации или отдельные физические лица, которые помогают производителям реализовывать их товары. Это: торговые посредники, фирмы по организации товарооборота (транспортные предприятия, складская сеть), агентства по оказанию маркетинговые услуг (специальных исследований, консалтинг, реклама и др.), кредитно-финансовые учреждения коммерческой направленности (коммерческие банки, страховые компании).

Потребители – клиенты товаропроизводителей. Чтобы знать конъюнктуру рынка и оперативно реагировать на ее изменения, товаропроизводители должны тщательно изучать своих потребителей.

Конкуренты – организации и физические лица, занимающиеся аналогичной деятельностью.

Государственные органы управления – имеют регулирующий характер и влияют непосредственно на уровень и степень жестокости конкуренции; это законодательные органы, различные государственные учреждения представительной и исполнительной власти, которые наблюдают за соблюдением законов и выдают необходимые нормативные акты; местные административные органы: профсоюзные и другие общественные организации и объединения граждан (ассоциации потребителей, предпринимателей и др.);

Контактные аудитории:

- средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телецентры и т.п.);

- гражданские группы действий (общество по защите прав потребителей);

- контактные аудитории государственных учреждений;

- финансовые круги;

- местное население – препятствует деятельности предприятия, почувствовав на себе негативное его влияние (шум, загрязнение окружающей среды и др.), или поддерживает – в случае создания им новых рабочих мест, своевременной уплаты налогов, участия в благотворительных мероприятиях и др.

законодательство Украины о предпринимательстве, собственности, охране труда, защите прав потребителей, ограничение монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции; правительственные декреты и постановления; нормативные документы отраслевых и территориальных органов управления, которые направлены на правовое и организационное регулирование отношений между государственными властными структурами и хозяйствующими субъектами.

Таблица 4.4 - Факторы внешней среды организации прямого воздействия

Факторы прямого воздействия Характеристика факторов
Влияние факторов на организацию Влияние организации на факторы
     
Потребители Любая организация в рыночных условиях ориентируется в своей деятельности на обеспечение потребностей потребителей, изготовляя такие товары и услуги, на которые существует неудовлетворенный спрос. Организация может воздействовать на формирование спроса и запросов потребителей с помощью рекламных кампаний, предоставления дополнительных услуг, привлекательного предложения.
Поставщики Поставщики обеспечивают организацию необходимыми ресурсами. При этом несвоевременные поставки, повышение цен на ресурсы, несоблюдение требований поставщиками снижает эффективность деятельности организации. Организация может использовать диверсифицированный подход к поставщиками, и таким образом защитить себя от некоторых рисков и выдвигать определенные условия.
Конкуренты Конкуренция поощряет организацию постоянно совершенствовать свою производственно-реализационную деятельность с целью достижения необходимого уровня конкурентоспособности Улучшение экономических, технологических и других характеристики продукции существенно влияет на рыночные позиции конкурентов.
Органы государственной власти К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судовой власти. Это Верховный Совет Украины, Администрация Президента Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, Государственная налоговая администрация Украины, региональные органы управления и др. Они разрабатывают, формируют и утверждают основы функционирования организаций в государстве, контролируют выполнение и соблюдение законодательства и других требований. Организации могут вносить определенные предложения, касающиеся деятельности государственных органов власти, оспаривать отдельные инструкции органов государственной власти, требуя осуществления соответствующих действий и др.
Инфраструктура Охватывает финансовые институты, транспортные сообщения, связь, консалтинговые службы и др. Влияет на скорость и качество расчетов, перевозки, получение необходимо информации, которая определяет деловые отношения организации. Организация может быть задействована в построение инфраструктуры региона, предоставлять конкретные предложения по совершенствованию определенных составляющих инфраструктуры и т.д.
Контактные аудитории Оказывают реальный или потенциальный интерес к деятельности организации, влияют на формирование общественного мнения. Организации могут воздействовать на контактные аудитории с помощью рекламных компаний, пропаганды, паблик рилейшнз.
Законодательные акты Каждая организация функционирует на основе базовых законодательных актов: хозяйственный Кодекс Украины, ЗУ «О налогообложении прибыли», «Об информации» Организации могут предлагать определенные изменения к законодательным актам, инициировать принятие конкретных законов, критиковать законодательную базу и др.

 

 

Уровни управления.

Уровни управления — это проявление разделения труда в организациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при которой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предписанные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций.
сечение труда может быть вертикальным и горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределение задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии. При этом, чем выше должность, которую занимает работник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение работника в иерархии, тем более частными приходят стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом «верху», то есть руководством предприятия.
При горизонтальном разделении труда специалисты распределяются между различными функциональными областями и им поручается выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. Ярким примером горизонтального разделения труда является конвейерное производство, иногда каждый из работников выполняет отдельную операцию и находится на том же уровне иерархии, что и другие работники, участвующие в производстве той же продукции.
Внутреннюю структуру организации не следует воспринимать как нечто устоявшееся, то, что будет существовать всегда. Менеджеры, особенно менеджеры высшего звена, должны понимать, что структура организации создается для решения стоящих перед организацией проблем. Со временем положение организации на рынке меняется, меняются и условия ее деятельности (появление конкурентов, законодательная база, экономические условия, политическая обстановка); кроме того, может меняться и численность трудового коллектива. Естественно, это приводит к тому, что цели организации изменяются. А вместе с ними должна изменяться и внутренняя структура организации, поскольку старая структура может быть (и обычно является) непригодной для решения новых задач.
Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях имеется большое количество начальников, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании принято выделять менеджеров низшего, среднего и верхнего звена; эта классификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса.
По мнению Парсонса, любая организация имеет три уровня управления:
1) институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, начинают решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д. Еще одна отличительная свойство этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — конкурентами, государством, общественными объединениями и т. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов);
2) управленческий ватерпас — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах — деканы);
3) технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот ватерпас можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организации. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель подотдела, в вузах — заведующие кафедрой и т. д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.
Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти отличия обусловлены в первую очередь тем, что руководители каждого уровня должны управлять разными видами работ. Любой человек, стремящийся стать руководителем, должен хорошо представлять себе особенности деятельности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществляет свои функции.
Не следует думать, что руководители какого-то уровня важнее для предприятия, чем руководители другого уровня. занятие руководителя любого уровня управления важна для нормального функционирования организации. Высшее звено управления будет беспомощным, если оно не будет опираться на низшее и среднее звено, то же справедливо и для всех остальных уровней.
На руководителей высшего звена возлагается задача принятия жизненно важных для организации или ее крупного подразделения решений. Как правило, такие решения являются стратегическими: они, в отличие от решений тактических, определяют не способы достижения целей, а сами цели, к которым должна стремиться организация.
Как правило, руководители высшего звена не имеют большого числа контактов с людьми: их коммуникации внутри организации ограничиваются общением с другими руководителями высшего звена, а также общением с небольшим количеством подчиненных. Однако это не обозначает, что их работа проще или легче, чем работа руководителей других уровней. Во-первых, они несут огромную ответственность. Если неправильное решение, принятое руководителем среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности организации, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка руководителя высшего звена может привести к гибели организации. По этой фактору одна из наиболее важных способностей, необходимых для руководителя высшего звена, — это умение рисковать. Далеко не каждый человек способен на это.
Руководители среднего звена, как исправляло, занимаются координированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, а также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена. Рассмотрим их функции подробнее.
Руководители среднего звена нередко привлекаются для принятия решений, совершаемого руководителями высшего звена. Их участие в этом движении может заключаться как в предложении конкретных нововведений, так и в сборе информации, значимой с точки зрения проблемы, или в экспертизе принятого решения. Руководители высшего звена располагают едва самой общей информацией о деятельности организации; нередко они могут не осознавать тех проблем, которые либо существуют в организации, либо возникают в результате принятия неправильного решения. Естественно, начальники среднего звена обладают более полной информацией о жизни предприятия; по крайней мере, они лучше знают о том, как функционирует то подразделение организации, деятельностью которой они управляют. отличие между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена состоит в том, что первые имеют дело с организацией в целом, тогда как руководители среднего звена лучше осведомлены относительно некоторой количества деятельности организации. С этой точки зрения, руководители низшего звена располагают слишком частной информацией о деятельности организации.
Еще одна задача, стоящая перед руководителями среднего звена, заключается в посредничестве между высшим и низшим звеном управления. Обычно оптимальная интерпретация принятого на высшем уровне решения ложится именно на них. И это совершенно естественно, поскольку они обычно могут сообщить этим решениям форму, оптимальную с точки зрения низшего звена управления. В этом случае руководители среднего звена распределяют конкретные задания, назначают сроки, в которые они могут быть осуществлены. Стоящие перед ними задачи можно определить как конкретизацию решений, принятых на высшем уровне.
Руководителю среднего звена приходится крайне много общаться, и это обусловлено прежде всего предметом, что они выполняют функции посредников между другими уровнями управления. По этой причине они должны уметь выделять значимую информацию и отбрасывать то, что не важно.
Если система состоит из большого числа работников, в среднем звене управления могут выделяться дополнительные уровни. В частности, нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одни руководители среднего звена координируют занятие руководителей низшего звена, а другие координируют деятельность руководителей среднего звена. Последних нередко называют руководителями верхнего звена: они занимают более высокое положение, чем обычные руководители среднего звена, однако не принадлежат к высшему звену управления, так как подчиняются ему.
Необходимо отметить, что технологический прогресс, а также некоторые другие причины привели к тому, что количество среднего звена управления постепенно снижается. Однако это не означает, что в руководителях среднего звена нет необходимости. Дело лишь в том, что функции, возлагаемые на этих начальников, подвержены наиболее сильным изменениям.
Главная особенность работы руководителей низшего звена заключается в том, что они обязаны контролировать производственный процесс: решать проблемы, связанные с использованием ресурсов в конкретной ситуации, контролировать качество и сроки выполнения производственных операций. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться руководителю низшего звена, состоит в том, что ему приходится весьма быстро переключаться с одной работы на другую. По этой причине руководитель низшего звена должен уметь быстро принимать решения, поскольку времени для обдумывания решения обычно нет.
У начальника низшего звена по-особому складываются отношения с подчиненными. Ему приходится не только принимать решения и осуществлять контроль за их деятельностью, но и выступать в роли наставника, лидера. И действительно, именно на этих руководителей осознанно или неосознанно возлагается задача обучать молодых и/или новых сотрудников. Руководители других уровней выполняют такие функции гораздо реже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.037 с.)