Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Конвенциональные и межличностные роли.
Какими роли бывают? Существует множество их классификаций. Прежде всего, роли делятся на конвенциональные и межличностные. Конвенциональную роль можно определить как предписанный шаблон поведения в некоторой конкретной групповой ситуации. Исполнение той или иной роли требуется не от данного конкретного человека, а от любого, занимающего ту или иную статусную позицию в группе. Конвенциональная роль безлична, стандартизирована, но при этом каждый человек обязательно вносит в ее исполнение свою индивидуальность. Конвенциональные роли касаются деловых, формальных отношений между людьми. Параллельно с деловыми отношениями члены группы выстраивают друг с другом и эмоциональные отношения. Соответственно, в этих отношениях они также играют определенные роли — межличностные. Эти роли суть совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей по отношению друг к другу. Однако эти роли принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.
1.2. Управленческие роли по Г. Минцбергу. Эффективный менеджер - это тот, кто умеет браться за дело и делает то, что должен делать. Однако эффективность любого менеджера зависит от целого ряда факторов, влияющих на качество выполняемой им работы: личных психофизических особенностей и работоспособности, деловых способностей и подготовленности, образования и желания, опыта и т.д. Но, касаясь содержания работы менеджера, целесообразно рассматривать теорию Г.Минцберга, который рассматривал вопрос, чем занимаются менеджеры. Он выделяет 10 ролей руководителя и группируют их в три основные категории. В табл. 3 представлена эта типизация ролей.
Таблица 3. Десять управленческих ролей по определению Г.Минцберга.
Роль
| Описание
| Характер деятельности по материалам обследования работы менеджера
| Самооценка
|
| Межличностные роли
|
| Глав-ный руково-дитель
| Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера
| Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
| Достаточно ли серьезно отношусь я к обязанностям символического характера?
| Лидер
| Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
| Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
| Знаю ли я чего ждет каждый из моих подчиненных от работы, какая подготовка им необходима и какую каждый хочет получить?
| Связу-ющее звено
| Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги
| Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
| Какие контакты у меня есть с менеджерами в других организациях, достаточно ли этих контактов для моих потребностей в информации?
|
| Информационные роли
|
| Прием-ник информации
| Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию
| Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
| Являюсь ли я достаточно чувствительным нервным центром для моего отдела или группы, достаточно ли информации поступает ко мне из организации и извне?
| Распро-страни-тель информации
| Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации
| Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)
| Обеспечиваю ли я своим сотрудникам и другим работникам организации достаточный объем информации?
| Предс-тави-тель
| Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли
| Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам
| Обеспечиваю ли я достаточную и точную информацию людям за пределами организации?
|
| Управленческие роли
|
| Пред-прини-матель
| Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", контролирует разработку определенных проектов
| Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
| Ищу ли я возможности для совершенствования работы отдела или организации?
| Устра-няющий наруше-ния
| Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью неожиданных нарушений
| Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
| Подхожу ли я конструктивно к разрешению проблемных ситуаций?
| Распре-дели-тель ресурсов
| Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений организации
| Составление графиков, ¦запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
| Делаю ли я то, что должен делать и делает ли каждый из моих сотрудников нужную работу?
| Веду-щий переговоры
| Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах
| Ведение переговоров
| Когда я должен вести переговоры от лица подчиненных, отдела или организации, всегда ли я достаточно хорошо готовлюсь и правильно ли веду себя?
| Деятельность менеджера не ограничивается каким-либо одним направлением, скорее для него характерным является выполнение всех 10 ролей, выделенных Г.Минцбергом. Межличностные роли описывают отношения, существующие между менеджером и его подчиненными, а также с другими людьми внутри и за пределами организации. В силу своего положения, менеджер является информационным центром; информация поступает, обрабатывается, получает оценку и передается, по мере необходимости, подчиненным. Наконец, менеджер принимает решения от имени своего подразделения, вводит изменения и реагирует на изменения внешнего окружения, распределяет ресурсы. Так как информация является решающим фактором в управленческой деятельности, Г.Минцберг попытался продемонстрировать ее ведущее значение
|