Предмет, методы и основные функции политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, методы и основные функции политологии



Место политогии в системе наук об обществе

Факторы, определяющие значение политологии. Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: особенностями ее предмета и теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.
Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов. По сравнению с другими социальными регуляторами, такими, как скажем, мораль, религия, право, традиции, обычаи, политика наиболее эффективно влияет на общественные процессы благодаря наличию специфического инструмента, каким выступает политическая власть.
Политическая жизнь общества - достаточно сложная и постоянно меняющаяся реальность. Она включает в себя все явления, в отношении которых существует возможность выбора. Однако выбор индивидом, социальной группой, политическим институтом вариантов действия или поведения не представляет собой автоматической реализации тех или иных ценностей, которые господствуют в обществе. Этот выбор опосредован множеством случайных, но не менее важных для субъекта политики факторов: личные пристрастия, интуитивные предпочтения, конъюнктурные соображения. По этой причине политика оказывается сферой постоянного выбора то возникающих, то исчезающих возможностей развития, стандартов поведения и т.д., связанных с использованием власти. Различные стороны процесса выбора политических решений, действий, соотнесение их с затратами и конкретными результатами - предмет анализа целого спектра политических дисциплин.
Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений. Теория государства и права изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий. Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения политических явлений. Предметом политической антропологии выступает "человек политический" как субъект политического творчества. Возможности и пределы его влияния на общество политическая антропология выводит из природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства. Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.
По сравнению с указанными политическими дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических теорий и выступает их методологической основой. Из нее черпают познавательные принципы и приемы частные политические теории: теория государства и права, политическая антропология, политическая этнография, политическая психология и т.д. Другая особенность обнаруживается в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти. Прежде всего она рассматривает роль в этих процессах государства и его структур, значение политических партий, групп давления, элит, лидеров. Кроме этого, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.
Таким образом, политология изучает политическую практику, что и определяет высокую практическую направленность ее выводов. Однако политология включает в себя и теоретический анализ политических взаимодействий. Следовательно, в политологии ограниченно взаимосвязаны два уровня анализа (эмпирический и теоретический), а также институциональный (содержание деятельности политических институтов) и поведенческий (направленность политического сознания, содержание деятельности политической культуры и поведения групп, индивидов) аспекты политики.

Политические эпохи Просветительства

Просвещение – это довольно влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Самыми основными представителями эпохи Возрождения являются: Вольтер, Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Монтескье (годы жизни 1689-1755). Его основными произведениями являются «Персидские письма» (1721 год), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 год), «О духе законов» (1748 год).

У Монтескье является основоположником буржуазной теории права, географической школы социологии, автором теории политической свободы, второй разработчик теории разделения властей, основоположником новой классификации форм государства.

У Монтескье были три основные позиции:

- Он отстаивал политическую свободу, справедливые законы и надлежащую организацию государственности как ее составляющие.

- Выделял естественные законы, к которым относил следующие свойства человеческой природы, например, стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы.

- Характеризовал закон как человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому, по его мнению «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума».

Монтескье различал такие формы правления: республика, когда верховная власть находится или в руках всего народа, или же его части; монархия, когда идет правление одного человека; деспотия, когда все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

Вольтер (годы жизни 1694-1778). Его основными произведениями являются «Опыт о праве и духе народов», трактат «О веротерпимости», «Бог и люди», «Политическое завещание».

Четыре позиции Вольтера:

- о религии: следует «раздавить» церковь, но религию уничтожать не следует, так как это средство не только внутреннего удовлетворения, но и обуздания народа;

- просвещение – это первый элемент человеческого прогресса, историческая необходимость;

- смысл естественных законов и важнейшее право в том, чтобы быть свободным и иметь права;

- налоги должны взиматься пропорционально имуществу граждан, а тот, кто скрывает большие доходы, значит, научился пользоваться беззаконной властью.

Ж. Ж. Руссо (годы жизни 1712-1778). Является автором следующих произведений: «О политической экономии» (1755 год), «Суждение о вечном мире» (1782 год), «Об общественном договоре» (1762 год).

Основные позиции Руссо:

- Борьба между богатыми и бедными начинается с появлением частной собственности.

- Теория общественного договора кладет начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина.

- Основа любой законной власти среди людей – соглашения.

- Суверенитет неотчуждаемый и неотделимый.

- Законодательная власть осуществляется народом, а исполнительная – по решению суверена для исполнения законов и поддержания политической и гражданской свободы.

- Вчерашний Закон не имеет обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие с ним.

- Есть четыре вида законов: политические, гражданские, уголовные, и законы четвертого рода (то есть, нравы и обычаи).

Понятие и сущность выборов

Главным компонентом избирательных систем являются выборы.Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот), наследование власти (при монархической форме правления), назначения на должность высшим должностным лицом. В условиях демократии выборы являются главной функцией политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

артикуляция интересов различных социальных групп;

мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующих на власть;

легитимация структур власти;

политическая социализация и мобилизация граждан.

Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить истинную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как "выбор без выбора".

Подобная практика может иметь различные проявления:

правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждый избирательный позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 p., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);

выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соревнуются между собой за голоса избирателей.

Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, что является лишь формально многопартийными, способные ограничить право выбора:

правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, не могут составить конкуренцию для главного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;

создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;

фальсификация итогов голосования;

введение различных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовой принадлежности кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.

Соблюдение общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет предоставить выборам действительно демократический характер.

1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов, позволяет гарантировать переменность выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право выбирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с восемнадцати лет. Это своего рода ограничения принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, ограничивающие избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.

Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать только тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее десяти лет, в Ирландии этот ценз выраженный в требовании иметь место для сына.

Ценз гражданства распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше двадцати лет. В Украину кандидатом в президенты может стать гражданин не моложе тридцати пяти лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе двадцати одного года.

Имущественный ценз - владение имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство об образовании. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые перед избирателем, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов партии лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избраны в Палату Общин.

Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Сначала избирательные права получили взрослые богатые и образованные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 p., а в Лихтенштейне - до 1986 г.

4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнена. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ всех кандидатов.

Это означает:

равное количество голосов для всех избирателей. Чаще это требование выражено в формуле "Один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например, на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;

от одинакового количества избирателей выбирается одинаковое количество депутатов, требует создания примерно равных по численности выборных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковую "вес".

Принцип равенства избирателей наблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: землевладельцы (крупные помещики) мещане, владевшие недвижимостью; крестьяне-домохозяины и рабочие. Норма представительства от курий была разной. Наибольшее количество депутатов была избрана от первой курии, хотя наибольшее количество избирателей была представлена рабочей курией. В настоящее время в некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).

Известны и другие способы нарушения этого принципа:

неравномерное по численности нарезания избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинакова. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательства большинство стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей в округах. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е годы XX в. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа зависимости от демографической динамики и итогов переписи каждые десять лет перенаризаються;

манипуляции с определением географических границ округов. Подобная практика позволяет любым политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других;

наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 p., наряду с голосованием в избирательных округах, предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

5. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма отношении политических партий (кандидатов), победивших, со стороны субсидируя групп. Государство берет на себя финансирование или всех зарегистрированных кандидатов, или тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.

6. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

7. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования). Тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам, определяется словом абсентеизм. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это негативно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которых появилась меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленные сторонников на выборы. В абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны такими, которые не состоялись. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизм в некоторых странах (Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается заключение на определенный срок. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), единообразием всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинах.

8. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их тратят на избирательную кампанию.

Предмет, методы и основные функции политологии

Предмет любой науки – это тот «срез», который она изучает. По мере развития науки представления о ее предмете уточняются, пересматриваются, конкретизируются. Представления о предмете науки неразрывно связаны с представлениями о методах, которыми должны пользоваться исследователи, и основном предназначении науки. Политическая наука не является исключением.

Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIX в. Датой «рождения» политической науки многие считают 1880 г. В последней трети XIX в. формирующаяся политическая наука была связана с философскими, юридическими и историческими исследованиями. Ученые считали, что политическая наука должна заниматься изучением государства и «государственной воли», а также авторитетов, реализующих эту волю. Многие политологи полагали, что изучение конституций и правовых положений и есть суть изучения политики. Политическая наука в конце XIX в. – начале ХХ в. носила нормативный характер, поэтому этот период получил название институционального.

По мере развития политической науки становилось ясно, что нормативно-институциональное описание политики не раскрывает многих причин и механизмов функционирования политических структур. Американский политолог Р. Макридис обращал внимание на то, что традиционный подход фиксирует внимание на формальных институтах государственного управления, оставляя вне поля зрения неформальные структуры общества и политики. При этом неформальные структуры играют не меньшую, а зачастую и большую роль, чем формальные институты поведения, влияющие на процесс принятия политических решений.

Новые подходы, ориентация не на юридические и исторические аспекты политической жизни, а на ее механизмы, скрытые от посторонних глаз, появились и в европейской науке. Работы В. Парето о правящей элите и Г. Моска о правящем классе, М. Вебера о легитимном господстве, Р. Михельса и М. Острогорского о политических партиях стали мощным импульсом для дальнейших политологических исследований и вошли в «золотой фонд» политической мысли.

В США в 1920-е гг. новым подходом в политических исследованиях стал бихевиорализм. Появление бихевиоралистского направления стало подлинной «революцией» в политической науке. В США бихевиорализм возник и развивался прежде всего в рамках Чикагской школы. Чикаго 1920-х гг. – это город, в котором наиболее ярко и контрастно проявлялись социальные и политические проблемы того периода. Поэтому группа ученых чикагского университета обратила внимание на исследование реальных аспектов политического процесса. Признанным лидером группы стал Ч. Мерриам (1874–1953), который считается не только одним из «отцов» политической науки, но и основоположником бихевиорализма.

Новые направления исследований требовали разработки новых методов. К ним в первую очередь относятся социологические методы сбора данных и математические методы их обработки. Наряду с количественными методами анализа формировался и метод анализа политического поведения. В центр исследования бихевиорализм ставит политические факты, а единичным политическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике. Сторонники бихевиорализма предметом изучения делали поведение как в формальных структурах, так и в неформальных группах.

Исследования представителей бихевиорализма способствовали развитию и использованию методов математизации и квантификации.

После Второй мировой войны важную роль в институционализации науки и ее укреплении сыграла комиссия ООН по образованию, науке и культуре. В 1948 г. на международном коллоквиуме по вопросам политической науки, проходившем в Париже, был принят рекомендательный документ о содержании и основных направлениях ее развития. В этом документе выделялись следующие составные части политологии:

♦ политическая теория;

♦ политические институты;

♦ партии, группы и общественное мнение;

♦ международные отношения.

Спустя год в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, роль которой в развитии политологии трудно переоценить. Во многих европейских странах были созданы национальные Ассоциации политических наук.

Главным методологическим направлением в 1940-1960-е гг. оставался бихевиорализм. Это направление возникло как реакция на неудовлетворенность результатами традиционной политической науки. Традиционные исторические и дискриптивно-институциональные подходы вызывали протест и отторжение.

Известный американский политолог Д. Истон сформулировал основные интеллектуальные принципыбихевиоральногонаправления.

♦ Закономерность, т. е. поиск единообразных характеристик в политических явлениях, и прежде всего в политическом поведении. Результатом этого поиска могут быть выводы или теории, обладающие интерпретационной или прогностической ценностью.

♦ Верификация – обоснованность выводов должна поддаваться проверке при сопоставлении с соответствующим поведением.

♦ Методика исследования должна быть надежной и обоснованной с точки зрения фиксирования и анализа поведения.

♦ Квантификация – формулирование системы критериев и количественных оценок там, где они целесообразны.

♦ Ценности должны быть аналитически дифференцированы от эмпирических данных. Толкование фактов и их этическая оценка – разные вещи.

♦ Систематизация знания, т. е. установление взаимосвязи между теорией и исследованием. Исследование без теоретической основы может быть безрезультатным, а теория без эмпирических данных – совокупностью схоластических рассуждений.

♦ Интеграция, т. е. осуществление взаимосвязи политических исследований с научными достижениями других социальных наук.

Характерными чертами политических исследований, ориентированных на изучение «политического поведения», стали:

♦ отрицание политических институтов как предмета исследований и ориентация на исследование поведения индивидов в различных политических ситуациях;

♦ разработка и применение более точных методов сбора, обработки и интерпретации данных;

♦ стремление к построению систематизированной эмпирической теории.

В поле зрения приверженцев бихевиорального направления попадали неформальные структуры власти: заинтересованные группы, влияющие на политический процесс; мафиозные группировки; средства массовой информации; организация процесса выборов и поведение электората; феномен «корпоративизма». Их изучение базировалось на использовании методов моделирования, системного и структурно-функционального анализа, заимствованных политологами из социологии.

В послевоенный период появились глубокие исследования по проблемам демократии – Р. Даля, Х. Линца, Л. Даймонда, Ф. Шмиттера, Г. ОДоннела, С. Хантингтона. Их теории сочетали в себе элементы как нормативного, так и эмпирического анализа. Круг интересов политологов значительно расширился. Появились работы по сравнительному анализу политических институтов, процессов в различных странах и регионах. Методология сравнительных исследований была разработана совместными усилиями Г. Ал-монда, А. Пшеворского, С. Липсета и др.

Середина 1960-х – начало 1970-х гг. отмечаются кризисом бихевиорального подхода. Достаточно часто количественный анализ становился для исследователей самоцелью и оказывалось, что «за деревьями не видно леса». В 1969 г. Д. Истон провозгласил новую постбихевиоральную революцию в политической науке. Суть этой революции сводилась к тому, чтобы, во-первых, ориентировать политические исследования на реальные потребности общества и политики, во-вторых, преодолеть идеологию эмпиризма, которая была свойственна бихевиорализму и, в-третьих, большее внимание уделить ценностным ориентациям в процессе познания и их конструктивному развитию, так как научная нейтральность невозможна.

Назревшие потребности в переменах привели к возникновению новых подходов и течений в политической науке. Примерами таких новых подходов и течений могут служить политическая феноменология и концепция «символического взаимодействия». Их возникновение – свидетельство возрождения интереса к традиционным нестрогим (качественным) методам, и прежде всего методу интерпретативного понимания.

Суть политической феноменологии сводится к тому, что политическое поведение может быть понято и объяснено только в том случае, когда учитывается индивидуальное восприятие вступающих во взаимодействие индивидов.

Гуманизация политологии, выразившаяся в отходе от представлений о политической системе как техническом устройстве, и обращение к человеку проявились в формировании политологической герменевтики.

Приверженцы этого подхода делают акцент на главной функции политики, которая, по их мнению, сводится к коммуникации между индивидами, поколениями, представителями различных социальных групп, расовых и культурных сообществ. Целью коммуникации выступает налаживание контактов, взаимопонимания на основе диалога и обмена информацией, культурными формами и ценностями. Таким образом, политика предстает разновидностью человеческой коммуникации и, как утверждалось в одном из сборников статей ведущих западных политологов, «на этой почве следует строить всю систему политологических представлений».

Наряду с «человеком коммуникационным» в политической науке возникла модель «человека рационального». Речь идет о теории рационального выбора, которую иногда называют когнитивной политологией. Исходным положением теории рационального выбора является представление о деятельности индивида в политике. Такая деятельность основывается на прогнозировании соотнесения прибыли и издержек.

Новым направлением в политической науке в 1980-е гг. стал подход, получивший название «неоинституционализм». Это понятие было введено в научный оборот Дж. Марчем и Й. Ольсеном в 1984 г. С точки зрения традиционного подхода институт – это учреждение, организация. С позиций неоинституционализма институт – это совокупность устойчивых формальных и неформальных правил, регулирующих поведение и задающих «рамки» взаимодействия. Под таким углом зрения парламенты, партии, группы интересов предстают как «связывающие ограничения» взаимодействий политических акторов.

Поскольку институты – это главное условие деятельности акторов, то проблема приспособления к институтам является в неоинституционализме одной из главных.

Политическая наука обладает целым рядом функций. Прежде всего политология выполняет гносеологическую, т. е. познавательную функцию. Это означает, что она ориентирована на познание основных тенденций и закономерностей развития мира политики. Кроме того, на основе познания политики политология вырабатывает практические рекомендации о способах реформирования политической системы, ее основных компонентов и структур. Эта функция может быть названа прикладной. Наряду с указанными выше функциями политическая наука также ориентирована на выработку прогнозов политического развития, результатов политической деятельности, разработку альтернативных сценариев политики. Важнейшей функцией политической науки выступает функция социализации. Ее содержанием является приобщение индивидов к нормам и ценностям политической системы, формирование граждан, сознающих свои интересы и умело их отстаивающих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.058 с.)