Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформация управления в компаниях↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало нового тысячелетия ознаменовалось дискуссией о том, какими будут компании: какие они будут проповедовать ценности, ставить перед собой цели, как они будут устроены. Большинство ученых соглашаются с тем, что значительные изменения произойдут в организационных структурах компаний. Уйдут в небытие такие реалии, как иерархическая лестница армейского образца, обширные офисы компаний, большие трудовые коллективы. Компании станут подвижными, безграничными и нематериальными. Международные корпорации останутся лишь торговыми марками, «крышей», объединяющей в виртуальные коллективы тысячи внештатных специалистов, постоянно передвигающихся как по странам, так и по просторам Интернета. Общение между ними будет происходить посредством электронной почты. С развитием глобальной экономики компаниям, работающим по правилам и в соответствии с традициями одного региона, придется приспосабливаться к особенностям других регионов. Все больше отраслей будет работать с информацией, а не с материальными объектами. А компании, выросшие на технологиях и традициях прошлого века, будут вынуждены заново пройти весь путь к успеху. Известный ученый в области менеджмента Питер Друкер предсказывает изменения принципиальных основ деятельности компаний. Он считает, что произойдет переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации. Вступление человечества в новую стадию своего развития — в эпоху построения информационного общества — предъявляет соответствующие требования к проектированию компаний, формированию структур управления, объединению или разделению их функций. Компании постепенно будут отказываться от узкой функциональной специализации. Особое значение приобретут многочисленные горизонтальные связи на различных уровнях иерархии. Компании будут иметь квазииерархические структуры. Изменятся не только сами компании, но и традиционные связи между ними и их взаимоотношения, что повлечет возникновение компаний «без границ», сетей компаний. Более предпочтительными будут не крупные централизованные компании, а ряд мелких с гибкими специализированными формами труда. Значительно сократится число иерархических уровней управления в компаниях. Все большее значение в структуре управления компаниями будут приобретать центры прибыли — автономные подразделения, стратегические центры хозяйствования с большей степенью самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Ведущие позиции займут венчурные компании (компании рискового капитала), которые станут нововведенческими центрами в крупных компаниях. Внутри организаций будут формироваться творческие команды, способные решать весь комплекс поставленных перед ними проблем. Глобализация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний, информационные сети позволят использовать специфические рыночные возможности, что недоступно отдельно взятым компаниям. Закономерным является вопрос о том, по каким критериям будет оцениваться деятельность компаний. В настоящее время наличие обширных физических активов не всегда повышает значимость компании. Интернет-компании и производители программного обеспечения (как, например, корпорация Microsoft) имеют баснословную рыночную стоимость и довольно мало реальных активов, таких, как заводы, механизмы, сложные машины. А автокорпорация General Motors богата физическими активами, но ее рыночная капитализация существенно ниже, чем у Microsoft. В будущем большее значение для стоимости корпорации приобретут такие нематериальные активы, как изобретательность дизайнеров (например, у корпорации Inter), профессионализм программистов (как в случае с Sun Microsystems), опыт маркетологов (как у Procter & Gamble) и даже мощь внутренних ресурсов (как в случае с Southwest Airlines). Что же касается размеров компаний будущего, то они будут самыми разными, даже несмотря на большую специализированность. Размер компании имеет значение даже в условиях Интернет-экономики. В отраслях, базирующихся на сети компаний, например, в сферах программного обеспечения, развлечений или маркетинга схожих товаров, когда сходство с известным продуктом одной компании позволяет популяризировать товар другой, требуется, чтобы начинающие компании быстро достигали критической массы. Поэтому венчурный капитал все чаще направляется на развитие новых компаний. Основными видами компаний будущего будут горизонтальные и сетевые компании.
Горизонтальные компании Горизонтальными принято считать компании с плоской иерархией, при которой сокращается вертикальное администрирование и сочетаются фрагментарные задачи. Организационные структуры горизонтального типа повышают гибкость компании, позволяют ей максимально приспособиться к постоянно меняющимся требованиям рынка, сократить нерациональные затраты и мобилизовать все ресурсы компании. Основными базовыми процессами таких компаний являются разработка новых изделий, производство, сбыт продукции и т.п. Таким образом, упраздняется функциональное разделение труда. Затем компании стремятся минимизировать деятельность внутри каждого базового процесса. Основными структурными подразделениями, ячейками становятся межфункциональные рабочие группы, имеющие определенные цели, за реализацией которых осуществляется контроль. Группы (команды) — основные «строительные» блоки компании. В них могут входить представители всех функциональных служб, им предоставляются необходимые ресурсы. Группа характеризуется получением определенного синергетического эффекта, когда целое больше суммы частей. Такие автономные рабочие группы зачастую получают статус центра прибыли, а в отдельных случаях являются самостоятельными компаниями. Горизонтальные принципы управления привносят серьезные изменения в систему подготовки кадров. Системы и оценки оплаты труда направлены не только на индивидуальные действия и достижения работников, а прежде всего на результаты деятельности группы (команды) в целом. Поощряются развитие различных умений и овладение персоналом несколькими профессиями вместо узкой специализации. В некоторых компаниях внедряются так называемые 360-градусные шкалы оценки, в соответствии с которыми трудовой вклад каждого сотрудника оценивается всеми участниками группы, как равными ему по должности, так и выше- и нижестоящими. В идеальном, законченном виде горизонтальная организация будет иметь лишь несколько менеджеров высшего звена, в ведении которых будут централизованы функции финансов и управления персоналом. Такая организационная структура будет ограничиваться максимум тремя или четырьмя промежуточными уровнями управления базовыми процессами. Компании будут стремиться использовать минимально возможное количество автономных групп, главной задачей которых станет наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного покупателя. Именно степень удовлетворения таких потребностей будет основным критерием эффективности деятельности компании, а не ее прибыльность или котировка акций. Предполагается, что, если потребители будут удовлетворены, будут обеспечены прибыль и рост производства товаров. Замена иерархических структур более плоскими часто представляет собой сложный, болезненный и длительный процесс. Даже простое выявление основных направлений деятельности компаний, базовых процессов порой является сложной и трудоемкой задачей. Пионерами внедрения подобных горизонтальных структур управления считаются компании АТ&T, General Electric, Volvo. Сетевые компании В основе построения сетевой организации лежит принцип организационного сотрудничества между потенциальными ресурсами, компаниями и группами компаний. Стратегия сетизации заключается в том, что компания перестает сама заниматься какими-то направлениями и передает их внешним пользователям. Например, маркетинговые исследования, обеспечение сырьем и материалами, составление бухгалтерской отчетности, подбор кадров и повышение их квалификации, послепродажное обслуживание продукции могут быть переданы специализированным компаниям. Это явление получило название аутсорсинга (от англ. outsourcing — процесс получения чего-либо из внешних источников). Таким образом, компания может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации и собственных уникальных процессах. Уникальными для компании являются те области, которые могут создавать ей конкурентные преимущества. Прежде всего к ним следует отнести научно-технические разработки и производственный процесс. Сетевая структура означает распределение основных функций между отдельными подразделениями и компаниями. Координация действий осуществляется небольшим центральным офисом. Главное отличие такой структуры в том, что основные операции, такие, как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет, выполняются отдельными компаниями (подразделениями) по контракту или согласно какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными компаниями (подразделениями), как правило, осуществляется с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Революционность такого подхода к организации бизнеса состоит уже хотя бы в том, что, полагаясь на привычные определения и понятия, трудно представить, что из себя представляет и где именно находится подобная компания. В качестве примера можно привести компанию, занимающуюся разработкой программного обеспечения. К разработке различных частей крупного программного продукта (ядро, оболочка), как правило, привлекают команды со всего мира. Крупные промышленные компании, специализирующиеся на выпуске электронной аппаратуры и компьютеров, такие, как Compaq и IBM, прежде полностью выполнявшие самостоятельно весь цикл разработки и производства техники, теперь заказывают по своим чертежам и технологическим картам изготовление аппаратуры азиатским компаниям. Так им удается снизить себестоимость своей продукции и легче выдерживать конкуренцию с производителями более дешевых аналогов. Компаний, передающих производство на контрактной основе внешним исполнителям, т.е. оболочечных компаний, становится все больше. Такие компании сами занимаются трансакционными составляющими бизнеса: определением объемов производства и сбыта, ассортимента продукции. Самой первой компанией, которая в ходе расширения и глобализации бизнеса применила модульную структуру и добилась оглушительного успеха, стала Nike — лидер американского рынка по производству и продаже спортивной одежды и инвентаря (рис. 8.1) [81. С. 176].
Рис. 8.1. Укрупненная структура сетевой организации компании Nike Сетевая (модульная) компания представляет собой костяк, окруженный гибкой сетью наилучших поставщиков необходимых услуг, которые как модули в конструкторе могут быть задействованы (исключены) по мере необходимости. Сети из компаний могут быть представлены двумя организационными моделями: 1) сеть, формирующаяся вокруг крупной компании. Крупная компания является ядром сети, собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. Крупная компания является головным заказчиком и занимает доминирующее положение в деловых операциях. Совершенно очевидно, что мелкие компании становятся очень зависимыми от крупной компании; 2) сеть компаний, близких по масштабам. Это объединение юридически самостоятельных компаний, поддерживающих друг с другом устойчивые хозяйственные отношения. Важнейшими преимуществами сетевых компаний являются: ■ присутствие компании во многих странах и возможность завоевывать в них рыночные позиции; ■ консолидация ресурсов по всему миру. Позволяет добиться наилучшего качества продукции при максимально низкой стоимости, что является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами; ■ гибкость в выборе рабочей силы. Выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис, можно заказать любой профильной компании в какой угодно точке мира; ■ практически неограниченная возможность замены компании — исполнителя каждой функции более предпочтительной; ■ возможность постоянно менять свою структуру для того, чтобы выходить на рынок с новой продукцией; ■ более высокая производительность, а следовательно, и удовлетворенность головного руководства выполняемой работой благодаря намного более гибкой структуре компании. Вместе с тем сетевые компании не лишены недостатков. К ним относятся: ■ слабый непосредственный контроль над всеми процессами. Руководители компании не имеют возможности наблюдать за ходом выполнения поручений, поскольку большинство подчиненных удалены географически и доступны только по каналам электронной и телефонной связи; ■ сильная зависимость от работы смежников. Если нанятая компания не выполнит свои обязательства по поставкам, работам, услугам, уйдет из бизнеса, то весь бизнес окажется под угрозой провала; ■ недостаточная преданность общему делу удаленных работни ков. У сотрудников может возникнуть стойкое ощущение ненадежности их рабочих мест в связи с большой возможностью заключения контрактных соглашений со сторонними организациями, поэтому текучесть кадров, как правило, в таких организациях выше, чем в традиционных бизнес-структурах; ■ необходимость перетасовывать сотрудников в случаях смены линии продукции или рыночной ниши для достижения оптимального набора квалификаций (skillmix). Сетевые компании часто называют виртуальными, поскольку основным средством взаимосвязи в них выступают телекоммуникационные средства. Современные телекоммуникационные технологии расширяют границы сотрудничества. Для эффективной совместной работы больше не требуется пространственное сосредоточение персонала (работать за соседним столом, находиться в одном офисе, здании, городе или даже стране). Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Поэтому межфункциональные рабочие группы (команды), которые являются основой построения горизонтальных организаций, также могут быть виртуальными. Виртуальными они становятся не только в силу того, что отдельные участники этой группы работают в удаленном режиме через некое неосязаемое электронное пространство, но и в силу того, что изменяется сам статус работника в компании: его рассматривают уже не с позиции занимаемой должности, не как функционера, а как потенциальный ресурс, представляющий собой совокупность знаний и умений и доступный для всех в рамках компании. Формально для виртуальной компании имеют значение только содержание ресурса и его доступность. Структура сетевой (виртуальной) корпорации представляет самую гибкую из всех возможных форм существования деловых организаций. Формирование сетевой структуры, а тем более виртуальной, нельзя представить в виде последовательно осуществляемых этапов. Это интерактивный, непрерывный и очень длительный процесс. Однако многие ученые и предприниматели высказывают уверенность в том, что именно формирование сетевых организационных структур станет важнейшим направлением реструктуризации компаний.
Вопросы для самопроверки Как происходит трансформация управления в международных компаниях? Как Питер Друкер описывает компании будущего? Какие компании принято считать горизонтальными? На каких принципах основано построение сетевых организационных структур? В чем преимущества и недостатки сетевых структур?
Литература
Глава 9 Менеджмент в компании General Electric История компании История компании General Electric (GE) берет начало с 1878 года, когда знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон основал компанию General Electric Light. В 1892 году после слияния Thomson-Houston Electric компания была преобразована в General Electric. General Electric является единственной компанией, которая была включена в индекс Dow Jones в 1896 году и остается в его расчетной базе по сей день. За свою 125-летнюю историю компания GE внесла существенный вклад в развитие общества. В 1902 году GE выпустила первый в мире электровентилятор, в 1903 году — электроутюг и тостер. В том же году компания создала крупнейшую по тем временам паровую турбину. В 1906 году GE выпустила первую радиопередачу, в 1908 году — первую лампу накаливания с вольфрамовой нитью. В 1910 году GE изготовила первую партию электроплит, в 1917 го -ду — бытовых холодильников, в 1918 году был изобретен метод приготовления пищи, используемый в микроволновых печах. В 1913 году была изобретена рентгеновская трубка, а в 1920-м — переносной рентгеновский аппарат. В 1923 году GE построила первый в США дизель-электровоз. В 1926 году запатентовала метод записи звука на фотопленку, благодаря чему появилось звуковое кино. В 1927 году компания провела первую телетрансляцию и создала крупнейший в мире электрогенератор. В 30-е годы был налажен выпуск электрических бытовых приборов — от кондиционеров до миксеров. В 1940 году появилась первая телевизионная сеть. Для военных нужд в 1941 году компания выпустила первый реактивный авиационный двигатель, в 1943 году создала автопилотное устройство, а в 1945 году — навигационные радары. В 1942 году GE выпустила первый в мире электронный микроскоп, в 1947-м — первую автоматическую стиральную машину. В 1946 году компания разработала технологию рассеивания туч и облаков. В 1955 году в GE был открыт метод выращивания искусственных алмазов, в 1960-м появились карбидные шарики для шариковых ручек и был создан космический аппарат многоразового использования. В 1962 году компания создала сверхпроводящий магнит и твердотельный лазер, благодаря которому появились проигрыватели компакт-дисков, лазерные принтеры и современная оптоволоконная связь. В 1969 году американский астронавт Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны в ботинках из силиконовой резины, разработанной в GE. Большие достижения у GJE1 и в области медицинского оборудования: в 1968 году был создан рентгеновский аппарат с пониженным вредным воздействием излучения, в 1976-м — разработан сканер компьютерного томографа, в 1993-м — изобретен метод магнитно-резонансной терапии, в 1999-м — метод функциональной анатомической картографии, в 2000 году разработана хирургическая визуальная система, в 2001 -м — цифровая рентгенографическая кардиологическая система. В 1992 году компания создала космический корабль «Марс-Обзервер». Это лишь незначительная часть изобретений компании. Всего в GE с момента ее возникновения до 2002 года было зарегистрировано 67 588 патентов, а два ее изобретения удостоены Нобелевской премии. General Electric является одной из самых многопрофильных компаний в мире. Свое предназначение она формулирует следующим образом: «General Electric — многопрофильная компания, работающая в сфере высоких технологий и производственных услуг. Деятельность General Electric охватывает разнообразные сферы: от производства авиационных двигателей, турбин и пластмасс до оказания финансовых услуг, разработки методов визуализации в медицине и создания телевизионных программ». В списке Financial Times 500 по уровню капитализации GE заняла первое место в 2005 и второе в 2006 году (353,3 млрд дол. На19 марта 2007 г.). По итогам 2006 года оборот компании составил 163,4 млрд дол. (для сравнения: в 2005 году —147,9 млрд дол.); чистая прибыль компании составила 26,3 млрд дол. (в 2005 году — 23,4 млрд дол.) Число занятых в компании — 290 тыс. человек. Штаб-квартира расположена в городе Фэйрфилд, штат Коннектикут, США. Миссия компании General Electric «We bring good things to life», что по русски звучит «Мы приносим хорошее в жизнь». Задача компании «Driving a 21t century GE», что можно перевести как «GE — движущая сила XXI века». Главную цель своей деятельности GE определяет следующим образом: «Стать самой конкурентоспособной фирмой в мире, выйдя на первое или второе место в каждой из сфер нашей деятельности». До недавнего времени в состав GE входили телекомпания NBC и 12 отделений (рис. 9.1). Практически все они — мировые лидеры в своей области.
Рис. 9.1. Структура компании General Electric В течение 2003-06гг. GE провела реорганизацию корпоративной структуры, по состоянию на 1 января 2007 года компания объединяла шесть отделений: GE Infrastructure GE Healthcare GE Commercial Finance GE Money GE Industrial NBC Universal Цели и девизы компании определены следующим образом: ■ «Прогресс — наш самый главный продукт»; ■ «Жизнь лучше электрифицированная»; ■ «GE имеет богатые традиции построения компании, основывающиеся на прогрессе. Это очень традиционно, что мы привлекаем Вас копыту». General Electric выделяет три свои основные традиции: 1) безупречная корпоративная репутация; 2) высокая результативность; 3) стремление к переменам. Ценности компании сегодня определяет так: ■ желания наших клиентов: наши успехи — это успехи наших клиентов, подкрепляемые программой качества 6 Sigma и духом новаторства; ■ система определений: создавать благоприятные условия для профессионального роста лучших специалистов GE во всем мире, направленные на рост и исполнение их желаний; ■ ускорение процессов, глобальная ориентация: рост наших людей, рынков и бизнеса во всем мире; ■ каждый индивидуум, каждая идея учитываются: уважение к индивидуальности и ценность вклада каждого работника; ■ активная наступательная позиция: идти на риск и реализовывать новые идеи, используя преимущества крупной компании. Не допускать ситуации, когда масштабы компании становятся препятствием для ее дальнейшего динамичного роста; ■ скорость воплощения идей и стремление к совершенству: использование выгод от «трехзначного» возраста компании для ускорения нашего успеха и построения динамичной и высокоинтеллектуальной компании. Действующие принципы GE: ■ стремление к обучению и обмену идеями; ■ максимальная результативность работы в любых условиях; ■ способность заряжать энергией и вдохновлять на новые достижения коллективы (Ж по всему миру; ■ жить интересами компании и заказчиков, принося пользу той стране, где работает GE. Быть частью мирового сообщества. Определяя сегодняшние ориентиры, цели, GE выделяет наиболее значимые бизнес-стратегии. К ним относятся: 1)глобализация; 2) программа качества 6 Sigma;, 3) расширение сферы производственных услуг; 4) использование цифровых технологий во всех аспектах бизнеса. General Electric имеет уникальный опыт реструктуризации компании и реализует в настоящее время несколько новых программ развития бизнеса.
9.2. Трансформация менеджмента в GE Наиболее значительные изменения в управлении компанией General Electric связаны с именем легендарного Джона Фрэнсиса Уэлча, который возглавлял GE в 1981—2001 годы. Джек Уэлч, так называют его чаще, вывел компанию в лидеры по многим направлениям бизнеса, за что вполне заслуженно на протяжении многих лет признавался человеком № 1 в мире бизнеса. За 20 лет Джек Уэлч осуществил в компании пять «революций», превративших «динозавра» американской индустрии в открытую для новаций корпорацию, которая сегодня занимает ведущие позиции в мире по всем направлениям своей деятельности. Джек Уэлч окончил Массачусетский университет, после чего ему было предложено продолжить образование в аспирантуре университета Иллинойса. В 1960 году 25-летний доктор химических наук получил три приглашения на работу, выбрав из них отделение GE в Питтсфилде. Уэлч начал свою карьеру в GE, имея в помощниках всего одного лаборанта, а в итоге его руководства подразделением GE Plastics привело к появлению многомиллиардного бизнеса. В 1968 году Уэлч стал самым молодым генеральным менеджером в GE, пройдя затем за тринадцать лет путь до самого молодого в истории Сопредседателя Совета директоров. Тогда никто еще не предполагал, какие перемены произойдут в одной из крупнейших компаний мира. На первом же собрании в присутствии 500 генеральных менеджеров Джек Уэлч изложил свое кредо: «В мире бизнеса можно быть только первым номером или, в крайнем случае, вторым. Третье место нас уже не устраивает. Малодоходные предприятия должны быть либо реорганизованы, либо закрыты, либо проданы». Так началась грандиозная реструктуризация GE, в целесообразности которой не был уверен никто, кроме Уэлча. Первая революция. Если в каком-то из направлений бизнеса у GE не было шансов догнать ушедших вперед конкурентов, Уэлч отказывался от этого направления, даже несмотря на то, что этот бизнес приносил доход на внутреннем американском рынке. В итоге за время реструктуризации Уэлч продал более 300 малорентабельных компаний на сумму почти 15 млрд дол., одновременно приобретя свыше 500 перспективных предприятий на сумму 53,2 млрд дол. Численность работающих в GE уменьшилась с 440 тыс. в 1981 году до 290 тыс. в настоящее время. За это Уэлч получил в начале 80-х годов прозвище «Нейтронный Джек» — по аналогии с нейтронной бомбой, уничтожающей людей, но оставляющей невредимыми промышленные объекты. Однако из 12 оставшихся производственных подразделений GE 11 стали занимать первые или вторые места в мире в своей сфере бизнеса. Реструктуризация принесла компании рост ежегодной прибыли по США с 1,7 до 2,3 млрд дол. В 1985 году, когда программа реструктуризации была в основном завершена, уже никто не вспоминал о прозвище «Нейтронный Джек». А в 90-х, когда многие ведущие мировые компании столкнулись с трудностями, вызванными несовершенством их структуры, стало ясно, что Уэлч обошелся малой кровью, предвосхитив грядущие проблемы. Если в начале 80-х годов практически всем сокращенным работникам GE удавалось без труда найти новую работу, то социальные последствия реструктуризации в 90-е годы оказались для сотрудников других компаний гораздо более плачевными. Однако структурные изменения были лишь первым этапом в планах Уэлча по преобразованию GE. Вторая революция. «В первой половине 80-х мы провели реструктуризацию и изменили внешний облик компании,— говорил Уэлч.— Это был самый легкий этап. После него нам предстояло изменить самих себя» [28]. Лен Шлезингер — консультант, которого пригласили для претворения в жизнь этой программы Уэлча, назвал ее самым крупномасштабным запланированным изменением человеческого поведения после Китайской культурной революции. Программа была направлена на достижение четырех основных целей: 1) создание в компании атмосферы доверия; 2) придание всем без исключения работникам уверенности в себе; 3) ликвидация ненужных бюрократических препонов; 4) создание компании, свободной от барьеров. Прежде всего в компании началась борьба с бюрократией. По образному выражению вице-президента GE Денниса Даммермана, на кухне внезапно включили свет, и вдруг выяснилось, что укрыться в привычных щелях бюрократизма уже невозможно. Бюрократы уходили из компании толпами [27]. Управленческая вертикаль GE в эти годы представляла собой систему барьеров и фильтров, через которые трудно было пробиться наверх идеям, рожденным на нижних управленческих уровнях. Например, работу бойлерной на одном из заводов контролировал пятиступенчатый менеджмент. В соответствии с новой программой роль менеджеров менялась кардинально. Теперь работник любого уровня мог стать генератором идеи, не боясь того, что инициатива будет наказана. Он же мог стать человеком, которому эту идею поручали претворить в жизнь, причем в этом случае он имел прямой выход на самый верх, а менеджерам предписывалось ликвидировать все барьеры, мешающие реализации идеи. Принцип «свободы от барьеров» превратил 12 существовавших тогда глобальных подразделений GE в одну громадную лабораторию по генерированию новых идей. Благодаря этой «культурной революции» компания в 1992 году получила прибыль в 4,7 млрд дол. (в 2002 году — 14,1 млрд дол.). Третья революция. Далее Джек Уэлч поставил задачу ускорения перемен, происходящих в компании, и сокращения времени на принятие самих решений. Свобода от барьеров помогла внедрить новый механизм решения проблем и принятия решений. Любое из 12 подразделений теперь могло подключиться к реализации задачи, с выполнением которой у другого подразделения возникали проблемы. Если раньше неудача какого-либо подразделения воспринималась другим подразделением как фон, на котором она будет выглядеть еще лучше, то теперь GE рассматривает все свои составляющие как единое целое. Джек Уэлч добился этого, в том числе, благодаря 17-миллиардной программе по выкупу собственных акций, начатой в 1994 году. К концу 1998 года GE выкупила 287 млн акций (на сумму 13,6 млрд дол.), которыми владеют более 27 тыс. работников компании. Теперь в подразделениях GE нет понятия «это не моя проблема» и все заинтересованы в общем успехе. Достижением компании можно считать значительное ускорение процесса принятия решений. Решения в GE принимаются за считанные дни, в то время как в других компаниях на это уходят месяцы и годы. Своеобразный рекорд — покупка телекомпанией NBC, являющейся подразделением GE, эксклюзивных прав на трансляцию Олимпийских игр вплоть до 2008 года. Решение о сделке стоимостью 4 млрд дол. было принято за два дня. Четвертая революция. В 1995 году Джек Уэлч объявил о начале внедрения в компании программы 6 Sigma (более подробно см. п. 9.3), которая призвана сократить количество допускаемых работниками компании ошибок путем обучения сотрудников статистическим методам анализа деятельности. Эффективность работы достигает уровня 6 сигм, когда количество совершаемых ошибок равно 3,4 на один миллион действий. Достичь такого уровня GE, по замыслу Джека Уэлча, должна была к 2000 году. По его мнению, только подобным образом можно было заставить работников мобилизовать все свои ресурсы. Выполнить эту задачу было невероятно сложно, поскольку в 1997 году эффективность GE no этой шкале равнялась 3,5 сигм — примерно 50 тыс. ошибок на миллион. На эту программу компания тратит почти по 0,5 млрд дол. в год. В 1997 году на обучение сотрудников GE было потрачено 325 млн дол., а в 1998 году — 450 млн дол. Отдача от программы составила 600 млн дол. в 1998 году, чистая прибыль — 200 млн дол. Прибыль второго года реализации программы — 700 млн дол.; отдача от ее реализации в 1999 году составила уже 1,2 млрд дол. [46]. Пятая революция. Пятый этап преобразований —развитие электронного бизнеса — в GE был также начат Джеком Уэлчем и продолжен его последователем Джеффри Иммельтом. В настоящее время это направление является для компании приоритетным. Стратегия развития электронного бизнеса GE с 2000 года предполагает, что каждое отделение компании будет оснащено web-центром; заказы для внутренних нужд GE будут переведены в режим online. GE намерена искать новые решения и внедрять новые услуги для увеличения объема продаж в режиме online. Примером успешного освоения электронных технологий в сфере продаж является подразделение Polymerland, входящее в отделение GE Plastics. В 1997 году Polymerland открыло свой пробный web-сайт, услугами которого пользовались тогда не более десяти клиентов, а объем продаж не превышал 10 тыс. дол. в неделю. Вначале 1999 года объем продаж через Интернет составил 50 тыс. дол. в неделю, число постоянных клиентов возросло до 50, а к концу года объем продаж Polymerland в режиме online превысил 100 млн дол., что составило примерно 13% доходов этого отделения. На сегодняшний день услугами сайта пользуются около 900 постоянных клиентов, а ежедневный объем продаж достигает 1,5 млн дол. Объем продаж, осуществляемый в режиме online, планируется довести до 60—70% общих продаж. В результате внедрения программы электронного бизнеса в 2000 году объем продаж бытовой техники увеличится на 10—20%. Электронный бизнес (e-business) помогает GE сокращать время и стоимость затрат на проведение сделок. Затраты на оформление необходимой документации по приобретению товаров обычно составляют от 50 до 200 дол., а в режиме online — всего 1 дол. Электронная коммерция позволила сократить издержки компании в 2000 году на З%. Стратегия GE no вне
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.168 (0.019 с.) |