Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационные аспекты построения стратегических альянсовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В альянсе, как и при других организационных формах предпринимательства, стратегия определяет структуру. Тип альянса зависит от целей, подхода к нему, объема и сроков его функционирования, политики каждого партнера. Различают четыре основных типа альянсов: 1) неформальные альянсы; 2) контрактные альянсы; 3) альянсы с участием в капитале партнера; 4) альянсы в виде совместного предприятия. Неформальные альянсы, или альянсы со слабой кооперацией, создаются без всяких обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров, которые стремятся лишь к увеличению дохода. Основными функциями, совместными областями деятельности таких альянсов могут быть: ■ создание совместного производства без создания самостоятельного предприятия; ■ техническое содействие; ■ совместные маркетинговые исследования; ■ совместное продвижение товара на рынок и создание единых товаропроводящих сетей; ■ взаимное лицензирование; ■ проведение совместных исследований. Контрактные альянсы предполагают реализацию одного проекта и могут содержать значительные риски при работе в условиях нестабильного рынка. В таких альянсах ни один из партнеров не получает формального права влиять на политику другого, хотя его неформальное влияние может быть значительным. Для вступления в контрактный альянс с клиентом компания может провести коренные изменения в своей системе поставок и управления качеством. В настоящее время в международной деятельности все большее развитие получают высокоинтегрированные союзы компаний-партнеров в форме консорциумов. Такие альянсы создаются для реализации капиталоемких проектов. Консорциумы имеют очерченную организационную структуру управления, а также специальный руководящий центр управления, который решает общие управленческие и маркетинговые задачи участников альянса. Альянсы с участием в капитале партнера представляют собой сложные проекты, позволяющие установить прочные связи на уровне формирования политики. Такой альянс имеет смысл, когда инвестиции сконцентрированы на изделиях и рынках, представляющих стратегический интерес для партнеров, поэтому компания, осуществляющая капиталовложения, не может влиять на партнера только в своих интересах. В подобных альянсах возникает интерес собственников и открываются возможности для участия в управлении через совет директоров. Такая форма часто используется как промежуточный шаг вертикальной интеграции. Компания — потребитель ресурсов может купить пакет акций предприятия-поставщика и вести скоординированную политику, зачастую ведущую к созданию более благоприятных условий приобретения ресурсов. Примером такой формы альянса является объединение компаний Toyota и Daihatsu, Hino и Yamaha. Toyota владеет соответственно 51,2, 33,8 и 5,4% акций названных компаний [67]. Nissan, основной конкурент Toyota, в свою очередь создал подобный альянс с французской компанией Renault (этот альянс подробно рассмотрен в п. 7.6). Такие альянсы создают дополнительные конкурентные преимущества компаниям на внутреннем и мировом рынках. Альянсы в виде совместного предприятия, учрежденного партнерами, могут объединять любые элементы их финансово-промышленного потенциала и интересов и предоставляют гораздо больше возможностей для разделения рисков и совместного контроля. Это наиболее сложная в организационном отношении форма стратегического альянса. Совместное предприятие обеспечивает совместную, но не обязательно равную собственность и контроль над использованием активов. Совместное предприятие — это самостоятельная организация, чей капитал разделен между партнерами-учредителями, имеющими право на получение доли в дивидендах в качестве компенсации пропорционально их вкладам. Общее имущество партнеров предполагает их совместную собственность на создаваемый продукт. Однако многие программы межорганизационного сотрудничества предполагают совместную собственность и без образования новой организации. Вместо этого задачи, затраты и доходы определяют тщательно разработанные нормы и формулы. В некоторых случаях партнеры ограничивают свое сотрудничество выполнением определенных функций. Например, в большинстве совместных предприятий, производящих транспортные средства и комплектующие, учредители сотрудничают лишь при разработке и производстве продукции, а ответственность за маркетинг и дистрибуцию остается за родительскими компаниями. В других случаях компании предпочитают объединить весь спектр функций. Например, американская General Electric и японская Fanuc для предотвращения жесткого глобального соперничества согласились совместно разрабатывать, производить, торговать и заниматься обслуживанием оборудования по автоматизации производства. Общая черта современных совместных предприятий заключается в том, что партнеры сотрудничают в области производства одного определенного продукта или в одной стране. При этом они могут выступать как конкуренты на других рынках. Отсюда следует, что совместные предприятия имеют тенденцию к узкой направленности. Многие международные компании создают совместные предприятия с компаниями развивающихся стран. При этом преследуются цели выхода на новые, неосвоенные и зачастую высокорискованные рынки. В этом случае стратегия создания совместных предприятий призвана снизить фактор неопределенности. В последние годы наблюдается тенденция к созданию совместных предприятий компаниями-конкурентами. Например, Toshiba и Mitsubishi Electric на паритетных началах создали совместное предприятие по производству технического оборудования для металлообрабатывающих, целлюлозно-бумажных, нефтехимических, автосборочных и пищевых предприятий. Экономический кризис в Азиатском регионе в конце 90-х годов подтолкнул и многие корейские чеболы к созданию предприятий по совместному освоению новых технологий и продукции. Главными причинами таких объединений являются усиливающаяся конкурентная борьба за потребителя и сокращение жизненного цикла продукта. С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида: 1) альянсы по реализации проектов НИОКР (научно-технические); 2) альянсы по организации совместного производства (производственные); 3) альянсы по совместному освоению новых рынков (сбытовые). Совмещение вышеперечисленных функций приводит к созданию комплексных, комбинированных альянсов. Альянсы могут создаваться компаниями одной отрасли — отраслевые, и различных отраслей — межотраслевые. Совместно объединять деятельность могут компании одной страны — национальные альянсы и разных стран — международные альянсы. Число участников такой интеграционной формы компаний, как правило, не ограничивается. Таким образом, они могут быть двусторонними и многосторонними. Создаются альянсы на временной и постоянной основе. Важной представляется классификация альянсовых объединений в зависимости от того, являются ли их члены конкурентами или нет (рис. 7.2) [10].
Партнерства неконкурирующих компаний, как правило, образуются компаниями, деятельность которых сосредоточена в различных отраслях. Такие альянсы создаются с целью освоения новых видов производственной деятельности, обычно тех, которыми занимается другой партнер альянса. Это позволяет компаниям вступить на новые пути развития: интернационализации деятельности, вертикальной интеграции или диверсификации. Транснациональные совместные компании создаются компаниями разных стран. Например, один из партнеров разрабатывает продукт и пытается распространить его на новом рынке, в то время как другая, местная компания уже имеет привилегированный доступ к этому рынку и соглашается помочь первой компании. Для иностранной компании создание совместного предприятия является альтернативой созданию филиала на принимающем рынке или обыкновенному экспорту. Для местной компании совместное предприятие является, с одной стороны, альтернативой простому экспорту продукции, а с другой — разработке и выпуску в местных условиях похожей продукции. Таким образом, интересы обоих партнеров пересекаются. Вертикальные партнерства образуют компании, деятельность которых сосредоточена в смежных секторах цепочки производства. Их можно охарактеризовать как отношения между поставщиком и клиентом. Подобные альянсы являются альтернативой обыкновенным договорам о поставках и полной вертикальной иерархической интеграции. При таком партнерстве компания (поставщик или клиент) не переходит в собственность своего партнера и не стремится стать его конкурентом. Межотраслевые соглашения заключаются между компаниями, которые не только относятся к различным секторам, но и выпускают не связанную единым производственным циклом продукцию. Такие альянсы необходимы компаниям, которые собираются расширить свою производственную деятельность. Изменение характера конкуренции в последние десятилетия привело к созданию альянсов между компаниями-конкурентами. Несмотря на то что в отношении этих альянсов возможно применение антимонопольного законодательства, такие партнерства составляют не менее 70% общего числа соглашений о сотрудничестве между компаниями [76]. Такие альянсы отличаются двойственностью отношений между партнерами: соперничеством и сотрудничеством. В связи с этим у участников альянса возникают проблемы из-за излишней открытости информации. Это слабый уровень сотрудничества, поскольку компании стараются не открывать партнеру свои секреты. Интеграционные альянсы компании создают с целью добиться эффекта масштаба производства при изготовлении отдельных комплектующих или осуществлении ограниченной стадии производственного цикла. Совместно произведенными составляющими укомплектовываются собственные продукты компаний-партнеров и одновременно конкурентов. Такие альянсы часто создаются в автомобилестроительной промышленности, например, Volkswagen и Renault совместно производят автоматические коробки передач. Компании, вступающие в подобные альянсы, как правило, имеют схожие экономические показатели. Псевдоконцентрационные альянсы создаются с целью увеличения объемов производства. Партнеры предоставляют в совместное распоряжение активы и научно-технические разработки и выпускают на рынок единую продукцию, которая принадлежит всем партнерам. Это устраняет конкуренцию между партнерами. Псевдоконцентрационные альянсы выполняют все функции, необходимые для организации совместного производства (научно-исследовательские работы, производство и сбыт продукции). В большинстве случаев партнеры распределяют эти функции между собой. Как правило, такая форма сотрудничества применяется в авиастроении и оборонной промышленности и объединяет более двух партнеров. Комплементарные альянсы компании создают в целях привлечения к участию в партнерском проекте различных по своему характеру активов и научно-технических разработок. Например, один партнер производит продукцию, а ее реализация осуществляется через сбытовую сеть другого партнера. Это возможно только тогда, когда продукция партнеров не вступает в прямую конкуренцию. Подобные альянсы создают компании, которые выпускают разнородную продукцию либо работают на четко определенных рынках. Например, компания Ford Motor распространяет в США модели, разработанные ее японским партнером — фирмой Mazda. При этом выпускаемые этими компаниями машины несопоставимы по модельному ряду. Комплементарные альянсы заключаются чаще всего между двумя компаниями в автомобилестроении и сфере телекоммуникаций. Характерной чертой современных альянсов является их международный и сетевой характер. Стратегические сети гибко связывают между собой всех участников (независимые производственные и торговые фирмы, научно-исследовательские и проектные институты, правительственные учреждения), объединенных между собой многочисленными соглашениями, направленными на достижение общих целей. Коммерческая отдача за счет сотрудничества в сети суммируется с результатами собственной независимой деятельности. Стратегические сети могут быть мощным орудием для разработки новых изделий, процессов, технологий, они открывают доступ партнерам к лицензиям и ноу-хау друг друга, являются важным фактором деловой стратегии, хотя могут и не иметь юридического оформления. Прочность сети обеспечивается взаимной собственностью, например, участием торговых партнеров в акционерном капитале друг друга, торговыми отношениями, мощным центральным банком. Такие сети, объединенные собственностью, могут функционировать как стратегические альянсы в том случае, если участники оценивают стратегическую потребность в партнере выше, чем сумму капиталовложений в его акционерный капитал. Обязательным условием являются также наличие общей цели и готовность совместно рисковать для ее достижения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.01 с.) |