Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и история слияний и поглощений

Поиск

Корпоративные слияния и поглощения — одно из важнейших направлений глобальных стратегий международных компаний. Цель слияний — создание преимуществ. При объединении компаний внимание сконцентрировано на положительных моментах: росте эффективности и производительности, перспективах развития, по­вышении прибыльности. Дружественные слияния нескольких ком­паний или враждебные поглощения рассматриваются компаниями как наиболее быстрый способ проникновения на новые рынки, приобретения активов по всему миру, изыскания необходимых ре­сурсов, технических и технологических новшеств. Все это позволя­ет компаниям ускорить процесс формирования инвестиционных портфелей активов, первыми получить доступ к новейшим научно-техническим достижениям, внедриться в новые отрасли, а следова­тельно, быть конкурентоспособными. Достаточно часто сделки сли­яний и поглощений осуществляются в ответ на действия конкурен­тов или в ожидании таковых.

Сделки по слияниям и поглощениям — один из самых распро­страненных способов развития, к которому прибегают даже успеш­ные компании.

Слияния {merger) — это добровольное объединение имущества и деятельности двух или более компаний с целью создания новой компании. При объединении нескольких компаний часто появля­ется новая:

D = A + B+ С.

Возможен и другой вариант, когда компания присоединяет к себе активы других компаний:

А = А + В + С.

В мировой практике под слиянием в основном понимают дру­жественное объединение партнеров. Акционерам объединяющихся компаний предлагается обменять свои акции на акции новой ком­пании в определенных пропорциях.

Сделки, которые носят недружественный, враждебный харак­тер, принято называть поглощениями. Поглощения {acquisition) — это форма принудительного слияния, когда одна компания при­обретает другую. При этом поглощаемая компания полностью ликвидируется, а поглощающая увеличивает за счет этого свои ак­тивы:

А = А + В.

В таких сделках могут участвовать более двух компаний: А = А + В + С.

Чаще всего поглощение происходит посредством скупки акций, приобретения контрольного пакета.

Многие современные международные компании зародились в конце XIX — начале XX века. Спустя несколько лет с момента своего основания они начали прибегать к интеграционным сдел­кам. Как правило, их объединение происходило по принципу род­ственности отраслей (горизонтальные объединения) (более подроб­но классификация сделок рассмотрена в п. 6.2)* В сделках участво­вало большое число компаний. В результате множественности таких операций во многих отраслях появились крупные монопольные объединения. Это была первая волна слияний и поглощений, которая привела к возникновению и активизации во многих странах анти­монопольного законодательства.

Вторая волна слияний и поглощений (1916—1929) характеризо­валась объединением компаний разных отраслей, связанных единым технологическим процессом (вертикальные объединения), и ком­паний, не связанных между собой отраслей (диверсификация деятель­ности).

Третья волна слияний и поглощений. После второй мировой вой­ны, в 60— 70-е годы XXвека, компании начали прибегать к еще более широкой диверсификации (конгломератные объединения), обусловлен­ной прежде всего жестким антимонопольным законодательством.

Четвертая волна слияний и поглощений. В 80-е годы многочис­ленные проблемы и неудачи в управлении компаниями с высокой степенью диверсификации деятельности приводили к их распаду. Смягчение антимонопольного законодательства в ряде стран позво­лило компаниям вновь обратиться к слияниям горизонтального типа. Кроме того, этот период характеризовался большим числом враж­дебных поглощений.

И наконец, последняя, пятая волна слияний и поглощений при­шлась на вторую половину 90-х годов XX столетия. Наиболее рас­пространенным типом слияний были объединения компаний одной отрасли. Примечательно, что слияние международных компаний привело к сверхконцентрации капиталов. Средний размер сделки составлял примерно 100 млн дол. Наибольшее количество сделок проводилось в области электротехники и электроники (8,8% всех слияний и поглощений в 1998 году), нефтяной промышленности (8,0%), банковских и финансовых услуг (7,8%), химической про­мышленности (7,7%), телекоммуникаций (5,7%) [25].

Однако уже в конце 90-х годов начали проявляться негативные последствия таких мегасделок. Практика показала, что увеличение в размерах за счет скупки других компаний не всегда идет на пользу бизнесу. В результате число таких сделок в начале XXI столетия значительно сократилось. Одной из основных причин сокращения числа сделок является ужесточение антимонопольного законодательства, особенно евро­пейского. Многие объявленные сделки не были заключены. Подан­ным J.P. Morgan, в 2001 году в Европе были отменены сделки по слияниям и поглощениям на общую сумму 90 млрд дол., что со­ставляло 12% суммы объявленных сделок (европейский регион). В 2000 году было отменено 5,8% сделок. В основном это коснулось крупных сделок, превышающих один миллиард долларов, прежде всего международных объединений компаний. Одним из самых громких неудавшихся слияний является объявленная в 2000 году сделка между Honeywell International и General Electric. Она была за­блокирована европейскими регулирующими органами [57]. Не ме­нее требовательно к сделкам такого рода подходит и американское законодательство.

Следует отметить и другую причину снижения числа сделок сли­яния: в процессе интеграции объединенных компаний возникало множество проблем и было сделано немало ошибок. В результате более половины таких сделок были признаны неудачными (причи­ны неудач рассмотрены в п. 6.4).

На смену буму слияний и поглощений пришла стагнация, мно­гие компании пытаются избавиться от своих приобретений. Теперь компании все чаще используют более гибкую форму интеграции — стратегические альянсы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.19.7 (0.01 с.)