Классификация сделок по слияниям и поглощениям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация сделок по слияниям и поглощениям



Сделки по слияниям и поглощениям классифицируют в зави­симости от различных признаков. В менеджменте рассматривают прежде всего характер интеграции и национальную принадлежность объединяемых компаний.

Характер интеграции компаний определяется родственностью отраслей, в которых они работают. Если объединяемые компании принадлежат к одной отрасли, производят одинаковый продукт и работают на одной стадии производства, то это слияние горизонталь­ного типа. Такие слияния характерны для автомобилестроения, бан­ковской сферы, авиационной промышленности, фармацевтической и телекоммуникационной отраслей.

Интеграция компаний разных отраслей,.связанных единым технологическим процессом производства, носит характер верти­кального объединения. Такой тип слияний предпочитают компании, принадлежащие к нефтехимической, горнодобывающей, металлур­гической, машиностроительной отраслям.

Объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные това­ры, носит название родовых слияний. Например, компании произ­водящие фотокамеры, фотопленку, фотобумагу и химические ре­активы.

Слияния конгломератного типа представляют собой объедине­ние компаний, не связанных между собой ни единством выпуска­емого продукта, ни общностью технологического процесса. Объеди­ненные компании продолжают работать в разных отраслях, т.е. яв­ляются высоко диверсифицированными. Целью таких объединений являются расширение продуктовой линии, расширение рынка либо чистое конгломератное слияние, не предполагающее никакой общ­ности. Примером объединений конгломератного типа являются компании General Electric, Zinger.

В зависимости от национальной принадлежности компаний, вступающих в сделку, различают национальные и транснациональ­ные (международные) объединения. Сделки по слияниям и погло­щениям последней волны в большинстве своем носили международный характер, в то время как на предыдущих этапах предпочте­ние отдавалось национальным сделкам. Примерами транснацио­нальных объединений могут быть слияния автомобилестроитель­ных компаний Daimler Benz (Германия) и Chrysler (США), фарма­цевтических гигантов Glaxo Wellcome (США) и SmithKline Beecham (Великобритания).

Как уже было сказано, объединение компаний может носить как дружественный, так и враждебный характер. В последнем случае поглощающая компания покупает все активы, полный или более чем контрольный пакет акций поглощаемой компании, оплачивая их своими акциями или в денежной форме. Механизм дружествен­ных слияний предполагает либо объединение всех активов и обяза­тельств или акций, либо покупку некоторой (значительной) части активов (акций). Сделки могут происходить на паритетных и непа­ритетных условиях. Объединяющиеся компании, как правило, обме­ниваются своими акциями в определенных пропорциях.

 

Мотивы объединения компаний

Более 80% компаний, участвовавших в слияниях последней вол­ны, важнейшей причиной объединений считают рост; второе место с большим отставанием занимает снижение издержек за счет эконо­мии на масштабах. Возможность достижения значительных выгод за счет расширения рамок деятельности и масштабности является одной из причин увеличения размера сделок. Все чаще в этих слу­чаях применяются термины «синергия» и «синергетический эф­фект».

Синергия (oi греч. synergos — совместно действующий) — это возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности [43], т.е. когда 1 + 1 > 2.

Существует и ряд других мотивов объединения компаний (рис. 6.1) [9].

Синергетического эффекта можно достичь посредством:

экономии, обусловленной масштабами деятельности (сокраще­ние издержек производства на единицу продукции.за счет совмест­ного выполнения маркетинговых, сбытовых, рекламных, учетных функций и т.д.);

использования взаимодополняющих ресурсов партнера;

 

 

 

 

 


Рис. 6.1. Основные мотивы слияния и поглощения компании

 

экономии на трансакционных издержках (транспортные, рек­ламные расходы и т.д.);

увеличения рыночной доли и снижения конкуренции (эффект монополии), возможности вести ценовую конкуренцию;

совместного проведения НИОКР (устранение дублирования научных разработок и их совместное использование).

Помимо синергетического эффекта компании стремятся исполь­зовать и другие преимущества объединения. Важным мотивом яв­ляется повышение эффективности управления, которое достигается выдвижением на управленческие позиции более талантливых и мо­тивированных менеджеров. Этот мотив перекликается с желанием руководителей компаний повысить свой политический вес.

Наличие избыточных средств побуждает компании к расшире­нию своей деятельности в других сферах и отраслях, т.е. к использо­ванию диверсификации. Этот мотив связан с надеждами на измене­ние структуры рынков и отраслей.

Наличие у компании налоговых льгот также является побуди­тельным мотивом к ее покупке.

Наконец, существуют и чисто финансовые мотивы. Можно ку­пить большую компанию и, продав ее по частям, получить при­быль. Приобретение уже существующей, успешно работающей компании иногда выгоднее, чем создание новой (возможна зна­чительная разница между рыночной и балансовой стоимостью компании).

Возможны и другие мотивы. Например, компании развиваю­щихся стран часто объединяются с целью защиты от иностранных конкурентов, желающих проникнуть на рынок их страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.007 с.)