Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний

Поиск

Ученые всего мира приходят к выводу, что система знаний о защищенности людей и окружающей среды (ноосферы) от опасностей, обусловленных деятельностью человечества, должна стать самостоятельной научной дисциплиной. Задача обеспечения безопасности человека и человечества в условиях научно-технического прогресса и накопления ядерных и других опасных видов вооружения представляет собой сложную политическую, научно-техническую и социально-экономическую задачу.

Реалии ХХ1 века – увеличение количества опасных объектов (сегодня в России их находится около 45 тысяч), усиление при этом антропогенного воздействия на окружающую среду, прогрессирующий износ основных фондов, снижение общего уровня техники безопасности и производственной дисциплины. При этом величина причиняемого ущерба растет с небывалой скоростью. Так, по данным Росгидромета за период с 1950 по 2005 год она выросла почти в двадцать раз. Опасности и угрозы сегодня носят более комплексный и взаимосвязанный характер. Антропогенная деятельность ведет к увеличению риска техногенных и природных катастроф. Военные опасности тоже все чаще приводят к ним. Глобальные угрозы становятся источником ЧС в различных сферах человеческой деятельности. Возможно обострение проблем обеспечения населения водой и продовольствием. Появились новые нетрадиционные виды опасностей – в информационной сфере, терроризм, новые виды заболеваний и др.

Исходная эмпирическая основа науки о безопасности в системе «человек — природная среда» сформировалась до­статочно давно. Вопросы безопасности привлекали внима­ние исследователей еще в X1X веке. Однако наибольшее социальное звучание она получила в наше время. Это свя­зано со значительными людскими потерями в сферах про­изводственной деятельности и быта. Число пострадавших и ущерб от воздействий негативных факторов возросли настолько, что на современном этапе общество уже не мо­жет ограничиваться только применением средств и мето­дов, характерных для техники безопасности, охраны при­роды и т.п. Оно вынуждено переходить от констатации фактов негативного воздействия и ликвидации последствий к их превентивному анализу и предупреждению их воздей­ствия на человека и природную среду оптимальными защитными мерами.

Проблемы безопасности на современном этапе вышли на первый план во многих прикладных областях знания и техногенного развития производства, в социальной сфере, стали в ряд национальных приоритетов государства. От их решения зависит благополучие всего гражданского общества и каждого человека в отдельности. Исходя из этого, необходимо выработать целостную систему защитных мер, которые обеспечат устойчивость в продвижении вперед, исключат саму возможность неконтролируемого развития процессов, позволят в полной мере осознать риски, связанные с производственной и научно-технической деятельностью, и прежде всего с опасностями природного и техногенного характера.

В конце ХХ века в обществе сложилось достаточно ясное понимание того, что сложный комплекс вопросов, касающихся различных аспектов безопасности требует не только анализа общих проблем, но и создания ее теоретической модели, формулирования конкретных задач в системе практических координат. Назрела необходимость в известной дифференциации знаний о безопасности, в определении таких ее сфер, которые, не утрачивая своих общетеоретических возможностей, могли бы способствовать продвижению вперед по конкретным направлениям, предлагая свои выводы для их практического использования. Другими словами, сегодня необходимо иметь науку о безопасности.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость перехода с уровня устоявшихся охранительных представлений о безопасности на уровень ее интеллектуального обеспечения.

Одной из основных задач такого обеспечения является формирование человека безопасного типа через подготовку компетентного в вопросах безопасности гражданина, через системное образование людей в сфере безопасности. Необходим новый подход к обеспечению безопасности человека, базирующийся на принципе «предвидеть и предупреждать», т.е. управлять процессами, происходящими в обществе и окружающей среде. Управление безопасностью является важнейшей способностью человека, обязанностью государства перед гражданами, исключительной необходимостью и ответственностью общества перед настоящим и будущим человечества. Управление безопасностью на индивидуальном, коллективном, общественном уровне становится сегодня главной заботой человечества, обязательным условием его выживания

Система управления безопасностью – многоуровневая, требующая от властных структур знания и анализа не только случившегося, но и, главное, перспектив его развития, чтобы не бить по хвостам, а видеть перспективы движения и развития, уметь предвидеть, обладать интуицией, предупреждать и направлять развитие в желательном для себя направлении.

Изменилось само содержание проблемы: вместо вопроса какими средствами обеспечивать безопасность ключевым становится вопрос о приоритете вопросов безопасности при принятии решений, в том числе и управленческих. В сло­жившейся многолетней практике главенствующую роль иг­рала необходимость (а в последние годы коммерческие ин­тересы) реализации того или иного проекта или объекта, где вопросы безопасности для человека, для окружающей природной среды и техносферы рассматривались в рамках уже принятых административных и технико-технологи­ческих решений. Такой подход можно понять, ибо человечеству казалось, что «запас прочности» планеты Земля ничем не ограничен, и она выдержит любые виды воздей­ствий любой интенсивности и в любом нужном человеку месте. Поэтому в качестве основного механизма решения вопросов безопасности широкое развитие получил инже­нерно-технический подход, когда под уже заданные тех­нико-технологические параметры системы или объекта адаптируются известные методы и средства обеспечения безопасности. Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, что сама техносфера, созданная на этих принципах, трансформировалась под ее безудержным натиском из при­родной в природно-техногенную. Созданные человеком быстро растущие и качественно изменяющиеся технические системы поставили проблему управления формированием этих систем. Среда обитания всего живого на планете и самого человека стали приносить не благо, но вред в виде аварий, стихийных бедствий, болез­ней, разрушений и т.п.

Характер взаимоотношений человека и общества (государства) должен быть доведен до простых и ясных каждому правовых и технологических решений, сведен к немудреным правилам, инструкциям, нормам и регламентам, выполнение которых основывается на принципе взаимной ответственности за безопасность человека.

 

Понятно, что поведение человека в этот критический для человеческой цивилизации период должно быть точно выверено, и все человечество, а не только отдельные госу­дарства, должны научиться жить в рамках новой культу­ры, культуры разумных ограничений потребностей, куль­туры гармонии человека и созданной им техносферы с природой. Наступило время, когда невозможно развиваться дальше, исходя из существующих морально-нравственных ценностей, критериев выживания и способов жизнедеятельности людей, направленных на потребление материальных благ. ХХ1 век, чтобы не стать последним в истории че­ловечества, должен изменить парадигму жизни, поставив во главу безопасность жизнедеятельности как обязатель­ное условие выживания. Миру необходимо принять на себя бремя самоотречения, принять новую логику взаимодействия единого человечества и отказаться от ряда иллюзий общества потребления.

В контексте современной неустойчивой ситуации оче­видна необходимость переосмысления опыта историческо­го прошлого, выявления творческого потенциала для вос­создания культурных традиций общества и

восстановления среды обитания для нынешнего и будущего поколений, Происходят глобальные изменения природной среды обитания человека. В начале третьего тысячелетия остро встал вопрос:

как спасти само человечество, цивилизацию и биосферу в целом от самоуничтожения. Новые проблемы не могут ре­шаться на фундаменте старых знаний. Кардинальной пе­рестройки требует не внешний антураж окружающего мира, а сам человек, его мировосприятие, система ценностей, внутренний духовный мир. В каждой отрасли знаний и экономики должны быть с единых позиций определены величины рисков, с учетом которых будут устанавливаться технические регламенты.

Создается новая самостоятельная область знаний – теория управления рисками, или теория БЖД.

Что такое безопасность жизнедеятельности? Комплекс теоретических и практических решений, направленных на реализацию указанных выше

задач, составляет основу новой области научных знаний о безопасности взаимодействия человека со средой обитания – области знаний о выживании человека в среде обитания. То есть, безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область научных знаний, в которой изучается природа опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения проявления опасностей, защиты от них и ликвидации их последствий.

Особенностью БЖД как науки является ее несводимость к теоретическому знанию. В ней наряду с теоретическим существует и концептуальное или практическое знание, значительно отличающееся от теоретического. Оно представляет собой конкретный образ той или иной деятельности (или их совокупности), на основе которого осуществляется деятельность как субъекта так и объекта. Оно является доминирующей формой знания, особенно управленческого и в соотношении с теоретическим делает БЖД наукой. Это и методологические и оценочные знания, «знания-умения».

Целью БЖД как науки является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного характера, создание комфортных условий для его жизни и деятельности в условиях техносферы.

Нормативно-правовая база обеспечения БЖД населения и защиты территорий регламентирует права и обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение социальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

Овладение знаниями и умениями в области БЖД позволит каждому человеку свести к минимуму вероятность принудительной гибели. Для этого необходимо:

соблюдать правила здорового образа жизни;

всемерно следовать правилам безопасности в быту, на производстве, на транспорте и других сферах трудовой деятельности и отдыха, а также при создании новой техники и элементов технологии;

рационально выбирать виды деятельности и местожительство для своей семьи, исходя из качества окружающей среды и уровня безопасности сфер деятельности.

Это наука, позволяющая воспитывать у человека широту взглядов, нестандартность мышления, способность решать общие проблемы, возникающие на стыке различных областей (проблемы территорий, производств, охрана окружающей среды и т.д.), уметь в короткий промежуток времени оценить эффективность принимаемых решений и организовать их практическую реализацию.

Наука о безопасности жизнедеятельности охватывает широкий круг человеческих знаний — уже систематизированных, а также систематизирующихся в настоящее время в виде отдельных, подчас непосредственно несвязанных между собой наук. Это и теории рисков и катастроф имеющие свой специфический математический аппарат. Это и прикладные науки, работающие в различных областях управления БЖД человека, разномасштабных социумов объектов экономики, регионов и т.д. с позиций различных видов безопасности: военной, экологической, экономической, технологической, социальной, политической, финансовой и др. Целый ряд ее разделов (теория приятия решений, исследование операций, системный анализ и др.) позволяют находить наилучшие управленческие решения в сложных ситуациях. Связь между ними заключается в том, что катастрофы и программы социально-экономического развития способны влиять друг на друга, снижая или повышая уязвимость конкретной социально-экономической системы в случае катастроф, способствуя или сдерживая прогресс социально-экономического развития.

Встает вопрос,: на каком базисе строить это учение, что закладывать в его основу? По законам самоорганизации недрах всякой деградирующей системы закладываются принципы ее новой организации. Такие принципы относительно развития цивилизации и биосферы планеты Земля уже интуитивно поняты и сформулированы наиболее прозорливыми умами человечества — это идеи ноосферы, коэволюции, расширения сознания человека и т.п. Задача состоит в том, чтобы во время осознать их, сделать достоянием всего человечества и реализовать в повседневной жизни и деятельности. А они с точки зрения безопасности и выживания, прежде всего, связаны с изменением акцентов в человеческих ценностях и потребностях. Выдвижение на первый план этой задачи нисколько не отрицает необходимости решения других, в частности, дальнейшего развития науки и техники, но только на тех самых принципах, которые человечество осознанно положит в основу дальнейшего развития своей цивилизации.

Наука о безопасности жизнедеятельности имеет дело с системой «человек — техносфера» и ставит своей целью сохранение функциональной и структурной целостности центрального объекта системы — человека в условиях тех­носферы. Достижение этой цели позволяет одновременно решать задачу об ограничении воздействия техносферы на природную среду, что вводит в сферу интересов науки БЖД и систему «техносфера — природная среда», расширяя интересы БЖД до защиты природной среды от негативно­го воздействия техносферы. Необходимо учитывать, что нарастающие темпы прогресса и интенсификации деятель­ности человека в сочетании с природными тенденциями и циклическими процессами (типа глобальных изменений климата или озоновых аномалий) приводят к нежелатель­ным и необратимым изменениям природной среды.

В последнее десятилетие активно развивается учение о безопасности
жизнедеятельности человека в техносфере. Одна из основных целей учения о безопасности жизнедеятельности защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является овладение и реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений, на создание комфортных жизненных условий.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Многие системы безопасности взаимосвязаны между собой как по негативным воздействиям, так и средствам достижения безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере почти всегда неразрывно связано с решением задач по охране природной среды (снижение выбросов и сбросов и др.). Это хорошо иллюстрируют результаты работ по сокращению токсичных выбросов в атмосферу промышленных зон и, как следствие, по уменьшению негативного влияния этих зон на природную среду.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере — путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы.

Рост антропогенного негативного влияния на человека и среду обитания не всегда ограничивается только нарастанием опасностей прямого действия, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере города, цеха, рабочей зоны. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т. п.

Главной целью БЖД как науки является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения, создание комфортных условий его жизни и деятельности в условиях техносферы.

Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах, Картографическое описание патологии человека в регионах — одна из важнейших задач медицины в ближайшем будущем. Данные о характере заболевания населения будут одним из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.

Для достоверной оценки показателей негативности техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующаяся на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активной оценке оказанной медицинской помощи.

Данные свидетельствуют о низком уровне профилактических осмотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических осмотров городского населения, то они практически отсутствуют.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях среды обитания. Такая информация должна содержать значения и прогноз величины критериев безопасности и показателей негативности среды обитания как в производственных помещениях, так и регионах техносферы. Аналог подобной информации — прогнозы метеослужб. Наличие информации о среде обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, рационально пользоваться методами и средствами защиты от опасностей.

Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т. п.), поэтому необходим постоянный контроль за параметрами выбросов, стоков и т. п., а также мониторинг состояния среды обитания по контролируемым вредным факторам.

Мониторинг — слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

—регулярную информацию об опасностях среды обитания; —регулярную информацию о токсикологических выбросах производства в окружающую среду;

—регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и о их влиянии на здоровье;

—информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

—информацию о методах и средствах защиты от опасностей; ----информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.

Внедрение указанных подходов является чрезвычайно актуальным и своевременным. В настоящее время очевидно, что человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ресурсов государства, таких, как леса, почва, вода, полезные ископаемые и т. п. Научные, технические и организационные задачи. К перспективным научно-техническим задачам в области БЖД относятся:

—описание жизненного пространства в критериях безопасности путем составления карт опасностей (карты концентраций токсичных веществ, карты полей энергетического воздействия, карты полей риска);

—разработка требований экологичности к техническим системам с учетом состояния техносферы в зоне использования технических систем;

—совершенствование и разработка новых методов и способов обращения с отходами всех видов (выбросы, сбросы, энергетические поля и излучения), поступающими в техносферу;

—совершенствование и разработка новых средств экобиозащиты от опасностей.

К организационно-техническим задачам в области БЖД относятся:

—совершенствование экспертизы проектов по критериям безопасности и экологичности;

—совершенствование контроля показателей экологичности технических систем и безопасности среды обитания;

—оптимизация системы управления безопасностью

жизнедеятельности на региональном и государственном уровнях.

Как наука, БЖД находится в стадии формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в практической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.

Поскольку главным виновником возникновения ЧС, в конечном счете, всегда оказывается конкретный человек, именно с его образования, воспитания и формирования самосознания сле­дует начинать на национальном и глобальном уровнях со­гласованную работу по защите от аварий и катастроф.

В этих условиях главная роль в разрешении кризисов при­надлежит руководителю, уровню его профессиональной подготовки. К сожалению, при возникновении ЧС многие руководители даже высшего звена не всегда готовы и не способны взять на себя управление и всю полноту ответ­ственности по практическому руководству ликвидацией последствий ЧС, ожидают указаний, распоряжений и по­мощи от вышестоящих инстанций, что приводит к потере времени, а, следовательно, к увеличению жертв и матери­ального ущерба. Выступая на III Всероссийской научно-практической конференции «Региональные и отраслевые про­блемы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и воен­ное время», первый заместитель министра МЧС Ю.Л. Во­робьев отметил: «Сегодня мы располагаем огромным чис­лом примеров неадекватных действий руководителей в слож­ных, кризисных ситуациях. Причиной их ошибок являют­ся не только психологический дискомфорт (стресс), огра­ниченное время на принятие решений, отсутствие ресурсов. Очень часто причиной жертв и большого ущерба при ЧС является некомпетентность, неспособность команды действовать в условиях «исчезновения упущенных возмож­ностей» (т.е. когда нельзя вернуться к предшествующей ситуации и поступить в ней более разумно).

В то же время способность человека защитить себя фор­мируется на основе обучения и формирования определен­ного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а так­же мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение собственного вы­бора в сложившейся ситуации и участие в управлении рис­ком на уровне общества. Изучение основ оказания само- и взаимопомощи, умение правильно реагировать на ЧС, применять полученные знания – это гражданская ответственность каждого гражданина. Т.е. личная безопасность каждого человека во многом определяется его познаниями об опасностях, их источниках и мерах защиты. Своевременное выявление опасностей и рациональное использование средств защиты – основа личной безопасности.

Т.е. Образование должно сфокусировать внимание на обучении в самом широком смысле этого слова на понимании, воспитании и поведении, а не только на преподавании. Сегодня гораздо больше внимания необходимо уделять «пониманию», а не просто «знанию», учитывать природу этого понимания, стремиться объединить познание с действием и таким образом формировать целостного человека, способного жить и созидать в мире, полном неопределенности и непредсказуемости.

Отсюда столь повышенное сегодня внимание к образо­ванию в области науки о рисках и безопасности, к грамот­ности в этой сфере всех без исключения членов человечес­кого общества и к профессионализму тех, кто несет ответ­ственность за безопасность людей. Опыт предупреждения и ликвидации ЧС показывает, что в настоящее время испытывается острая потребность в руководителях различ­ного уровня, владеющих современными знаниями, прак­тическими навыками в решении задач по вопросам пре­дупреждения и ликвидации ЧС, способностью прогнозиро­вать и предупреждать чрезвычайные ситуации, находить технологически и экономически обоснованные решения в условиях ограниченного времени. Глобальной катастрофе можно противопоставить только глобальное мышление.

Таким образом, обучение безопасности жизнедеятельности самым непосредственным образом связано с реальной жизнью. Цель его – формирование у современного человека умения «жить в мире с неуверенностью и неопределенностью». Лучше всего это можно оценить по результатам действий, которые оно стимулирует.

Задача изучения курса «Безопасность жизнедеятельно­сти», преподаваемого в вузе — подготовить студентов — будущих специалистов и руководителей производственных (учрежденческих) коллективов к обеспечению безопаснос­ти жизнедеятельности, грамотным и эффективным действи­ям в ЧС и при ликвидации ее последствий, дать знания и выработать навыки цивилизованного и безопасного взаи­моотношения с окружающей средой. Автор надеется, что достижению этих целей будет способствовать данное учеб­ное пособие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.24 (0.019 с.)