Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Единая государственная системаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Структура РСЧС Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. (1). Исходя из этого безопасность жизнедеятельности человека – это область научных знаний, изучающих опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания (10).
Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС - это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.
Для защиты жизнедеятельности человека от опасностей, предотвращения ЧС и ликвидации их последствий постановлением Правительства РФ от 5.11.95 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Структурная схема РСЧС (Приложение 1). РСЧС создана с целью координации и объединения деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями. Она объединяет как органы государственного и муниципального управления, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она должна предупреждать ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.
В соответствии с Законом «О защите населения на РСЧС возлагается выполнение следующих задач (3): разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; разработка и реализация целевых и научных программ и мер, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее организаций), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее объектов) в ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (далее силы и средства); изучение состояния окружающей среды; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности. Для приема сообщений о возникновении ЧС, в т.ч. вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов); осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Задачи, решаемые РСЧС, определяют принципы ее организационной структуры. РСЧС организуется и функционирует по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип заключается в создании и функционировании систем на территориях республик, краев и областей, т.е. субъектов РФ, а также городов, районов, сел (поселков) согласно административному делению. В соответствии с этим ответственность за состояние РСЧС на вышеуказанных территориях несут органы государственной власти субъектов и муниципального самоуправления (администрации). Начальниками систем являются главы администраций. Производственный принцип заключается в организации системы РСЧС в министерствах, ведомствах и объектах, создаваемых по отраслям и сферам деятельности. Начальником системы РСЧС является руководитель (министерства, ведомства, объекта). В зависимости от подведомственной территории РСЧС делится на уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. В каждом уровне имеются следующие структуры: координирующий орган - межведомственные и ведомственные постоянные чрезвычайные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, региональный центр, комиссии по ЧС субъектов и органов местного самоуправления (ПЧК), возглавляемые руководителями указанных органов или их заместителями; постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС); центры управления кризисными ситуациями, единые дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы организаций (объектов); силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Объектовые КЧС руководят разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, сил и средств к действиям в ЧС; руководят ликвидацией ЧС и эвакуации персонала объектов, созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и персонала объектов к действиям в ЧС. Органами управления по делам ГО и ЧС являются: на федеральном уровне - Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); на региональном – региональные центры; на территориальном – главные управления ГОЧС (УГОЧС); на местном – управления ГОЧС (УГОЧС); на объектовом – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. В соответствии с Постановлением Правительства от 10.7.99 г. № 782 в организациях, отнесенных к категориям по ГО с количеством работников до 500 чел (в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 чел) назначается 1 освобожденный работник по ГОЧС; в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников до 200 чел – работа по ГО ЧС может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации. Размещение органов управления в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии готовности к применению. На должности работников структурных подразделений по ГОЧС назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, связи, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. Силы и средства РСЧС К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС объектового уровня, порядок их создания и деятельности определен Постановлением Правительства РФ «О гражданских организациях гражданской обороны» № 620 от 10.06.99 г., на основании которого организации (формирования) ГО создаются организациями независимо от их организационно-правовой формы при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1.Наличие в организации объектов, отнесенных к категории опасных производственных объектов. 2.Отнесение организации к категории особой важности, первой или второй категории по ГО. 3.Подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени. 4.Размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного катастрофического затопления. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведение работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС не менее 3 суток. Формирования ГО создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) и первоочередного жизнеобеспечения населения, а также для участия в борьбе с пожарами, обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территории, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах, в выполнении комплекса мероприятий по предотвращению проведения террористических актов, защите сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения. Вид и количество формирований, их численность и оснащение определяется соответствующими начальниками ГОЧС с учетом особенностей производственной деятельности организации, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера решаемых задач.
Формирования ГОЧС подразделяются на: по подчиненности – территориальные и объектовые; по предназначению – формирования общего назначения и формирования служб ГО; по степени готовности – формирования повышенной и общей готовности. Территориальные формирования создаются в субъектах РФ, городах и районах и подчиняясь соответствующим начальникам ГОЧС территорий, выполняют поставленные ими задачи. Базой для создания этих формирований являются организации областного (городского, районного) подчинения (строительные, дорожные, коммунального хозяйства, медицинские учреждения, промышленные предприятия и др.). Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для проведения АСДНР непосредственно на объектах из числа своих работников. Они подчиняются соответствующим руководителям объекта, создаются и применяются по их решению. Основными задачами этих формирований являются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с их последствиями; обнаружение и обозначение районов, подверженных радиоактивному, химическому, биологическому бактериологическому) и иному заражению (загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения; обеспечение проведения мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотракторного обеспечения.
Формирования общего назначения предназначаются для ведения АСДНР в очагах поражения (заражения) и в зонах катастрофического наводнения. К ним относятся сводные команды (группы), спасательные команды (группы), сводные команды механизации работ. Формирования служб создаются службами ГОЧС для усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения определенных задач ГОЧС. Основными формированиями служб объекта являются: разведывательные (группы, звенья); посты радиационного и химического наблюдения; звенья связи; санитарные дружины (посты); аварийно-технические команды; противопожарные звенья; группы охраны общественного порядка; звенья по обслуживанию убежищ и укрытий. В организациях, производящих или использующих химические опасные вещества создаются сводные команды (группы) химической защиты. Часть формирований решением соответствующего начальника ГОЧС могут находиться в состоянии повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в полную готовность не должны превышать 6 часов. Для формирований общей готовности – до 24 часов. В формирования зачисляются граждане РФ, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 8 летнего возраста, а также женщин, имеющих среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей до 3летнего возраста. В состав объектовых формирований зачисление производится приказом руководителя организации, а в состав территориальных – совместным приказом руководителя организации и начальника ГОЧС территории. Организации, создающие формирования: а) разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований согласно табелям и нормам за счет средств, При их отсутствии заблаговременное закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих органов исполнительной власти. Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны; б) определяют номенклатуру и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением; в) укомплектовывают формирования личным составом и специальной техникой и имуществом; г) осуществляют подготовку и руководство действиями формирований; д) поддерживают формирования в состоянии постоянной (повышенной) готовности в соответствии с планами гражданской обороны к проведению АСДНР. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований планируется и проводится по программам подготовки аварийно-спасательных формирований в рабочее время руководителями формирований (начальниками соответствующих служб). Приказ МЧС от 23.12.05 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Основными видами специального имущества централизованного снабжения по номенклатуре МЧС являются: средства индивидуальной защиты. дозиметрические приборы. средства связи и оповещения. индивидуальные средства медицинской защиты. В зависимости от обстановки и масштаба возможной или возникшей ЧС устанавливается один из режимов функционирования РСЧС: Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС. В первом режиме функционирования РСЧС осуществляются следующие мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки кадров управления ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действия в ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных средств для ликвидации ЧС. В работе по обеспечению безопасного функционирования объекта необходимо учитывать, что для определения показателей степени риска возникновения ЧС, а также для оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению возникновения ЧС, разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на территории разрабатывается паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования, из которого на объекте необходимо иметь выписки, касающиеся данного объекта. В режиме повышенной готовности соответствующие комиссии принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС; принимаются меры по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы действий, силы и средства при необходимости выдвигаются в предполагаемые районы ЧС. В режиме ЧС организуется защита населения, выдвигаются оперативные группы в район ЧС; организуется проведение АСДНР, работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства. 2. Раскройте структуру РСЧС РФ. 3. Дайте характеристику режимам функционирования РСЧС.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.009 с.) |