Глава 2. Единая государственная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Единая государственная система



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Структура РСЧС

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. (1). Исходя из этого безопасность жизнедеятельности человека – это область научных знаний, изучающих опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания (10).

 

Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС - это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

 

Для защиты жизнедеятельности человека от опасностей, предотвращения ЧС и ликвидации их последствий постановлением Правительства РФ от 5.11.95 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Структурная схема РСЧС (Приложение 1).

РСЧС создана с целью координации и объединения деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями. Она объединяет как органы государственного и муниципального управления, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она должна предупреждать ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.

 

 

В соответствии с Законом «О защите населения на РСЧС возлагается выполнение следующих задач (3):

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

разработка и реализация целевых и научных программ и мер, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее организаций), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее объектов) в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (далее силы и средства);

изучение состояния окружающей среды;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности. Для приема сообщений о возникновении ЧС, в т.ч. вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01;

планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения к действиям в ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов);

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Задачи, решаемые РСЧС, определяют принципы ее организационной структуры. РСЧС организуется и функционирует по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип заключается в создании и функционировании систем на территориях республик, краев и областей, т.е. субъектов РФ, а также городов, районов, сел (поселков) согласно административному делению. В соответствии с этим ответственность за состояние РСЧС на вышеуказанных территориях несут органы государственной власти субъектов и муниципального самоуправления (администрации). Начальниками систем являются главы администраций.

Производственный принцип заключается в организации системы РСЧС в министерствах, ведомствах и объектах, создаваемых по отраслям и сферам деятельности. Начальником системы РСЧС является руководитель (министерства, ведомства, объекта).

В зависимости от подведомственной территории РСЧС делится на уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. В каждом уровне имеются следующие структуры:

координирующий орган - межведомственные и ведомственные постоянные чрезвычайные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, региональный центр, комиссии по ЧС субъектов и органов местного самоуправления (ПЧК), возглавляемые руководителями указанных органов или их заместителями;

постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС);

центры управления кризисными ситуациями, единые дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы организаций (объектов);

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Объектовые КЧС руководят разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, сил и средств к действиям в ЧС; руководят ликвидацией ЧС и эвакуации персонала объектов, созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и персонала объектов к действиям в ЧС.

Органами управления по делам ГО и ЧС являются:

на федеральном уровне - Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

на региональном – региональные центры;

на территориальном – главные управления ГОЧС (УГОЧС);

на местном – управления ГОЧС (УГОЧС);

на объектовом – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

В соответствии с Постановлением Правительства от 10.7.99 г. № 782 в организациях, отнесенных к категориям по ГО с количеством работников до 500 чел (в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 чел) назначается 1 освобожденный работник по ГОЧС;

в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников до 200 чел – работа по ГО ЧС может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Размещение органов управления в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии готовности к применению.

На должности работников структурных подразделений по ГОЧС назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, связи, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

Состав сил и средств РСЧС объектового уровня, порядок их создания и деятельности определен Постановлением Правительства РФ «О гражданских организациях гражданской обороны» № 620 от 10.06.99 г., на основании которого организации (формирования) ГО создаются организациями независимо от их организационно-правовой формы при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1.Наличие в организации объектов, отнесенных к категории опасных производственных объектов.

2.Отнесение организации к категории особой важности, первой или второй категории по ГО.

3.Подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени.

4.Размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного катастрофического затопления.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведение работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС не менее 3 суток.

Формирования ГО создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) и первоочередного жизнеобеспечения населения, а также для участия в борьбе с пожарами, обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территории, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах, в выполнении комплекса мероприятий по предотвращению проведения террористических актов, защите сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения.

Вид и количество формирований, их численность и оснащение определяется соответствующими начальниками ГОЧС с учетом особенностей производственной деятельности организации, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера решаемых задач.

 

Формирования ГОЧС подразделяются на:

по подчиненности – территориальные и объектовые;

по предназначению – формирования общего назначения и формирования служб ГО;

по степени готовности – формирования повышенной и общей готовности.

Территориальные формирования создаются в субъектах РФ, городах и районах и подчиняясь соответствующим начальникам ГОЧС территорий, выполняют поставленные ими задачи. Базой для создания этих формирований являются организации областного (городского, районного) подчинения (строительные, дорожные, коммунального хозяйства, медицинские учреждения, промышленные предприятия и др.).

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются для проведения АСДНР непосредственно на объектах из числа своих работников. Они подчиняются соответствующим руководителям объекта, создаются и применяются по их решению.

Основными задачами этих формирований являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с их последствиями;

обнаружение и обозначение районов, подверженных радиоактивному, химическому, биологическому бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение проведения мероприятий ГО по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотракторного обеспечения.

 

 

Формирования общего назначения предназначаются для ведения АСДНР в очагах поражения (заражения) и в зонах катастрофического наводнения. К ним относятся сводные команды (группы), спасательные команды (группы), сводные команды механизации работ. Формирования служб создаются службами ГОЧС для усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения определенных задач ГОЧС. Основными формированиями служб объекта являются:

разведывательные (группы, звенья);

посты радиационного и химического наблюдения;

звенья связи;

санитарные дружины (посты);

аварийно-технические команды;

противопожарные звенья;

группы охраны общественного порядка;

звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.

В организациях, производящих или использующих химические опасные вещества создаются сводные команды (группы) химической защиты.

Часть формирований решением соответствующего начальника ГОЧС могут находиться в состоянии повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в полную готовность не должны превышать 6 часов. Для формирований общей готовности – до 24 часов.

В формирования зачисляются граждане РФ, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 8 летнего возраста, а также женщин, имеющих среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей до 3летнего возраста. В состав объектовых формирований зачисление производится приказом руководителя организации, а в состав территориальных – совместным приказом руководителя организации и начальника ГОЧС территории.

Организации, создающие формирования:

а) разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований согласно табелям и нормам за счет средств, При их отсутствии заблаговременное закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих органов исполнительной власти. Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны;

б) определяют номенклатуру и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением;

в) укомплектовывают формирования личным составом и специальной техникой и имуществом;

г) осуществляют подготовку и руководство действиями формирований;

д) поддерживают формирования в состоянии постоянной (повышенной) готовности в соответствии с планами гражданской обороны к проведению АСДНР.

Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований планируется и проводится по программам подготовки аварийно-спасательных формирований в рабочее время руководителями формирований (начальниками соответствующих служб). Приказ МЧС от 23.12.05 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Основными видами специального имущества централизованного снабжения по номенклатуре МЧС являются:

средства индивидуальной защиты.

дозиметрические приборы.

средства связи и оповещения.

индивидуальные средства медицинской защиты.

В зависимости от обстановки и масштаба возможной или возникшей ЧС устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:

Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим ЧС – при возникновении и во время ликвидации ЧС.

В первом режиме функционирования РСЧС осуществляются следующие мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС; совершенствование подготовки кадров управления ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действия в ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных средств для ликвидации ЧС.

В работе по обеспечению безопасного функционирования объекта необходимо учитывать, что для определения показателей степени риска возникновения ЧС, а также для оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению возникновения ЧС, разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на территории разрабатывается паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования, из которого на объекте необходимо иметь выписки, касающиеся данного объекта.

В режиме повышенной готовности соответствующие комиссии принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС; принимаются меры по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы действий, силы и средства при необходимости выдвигаются в предполагаемые районы ЧС.

В режиме ЧС организуется защита населения, выдвигаются оперативные группы в район ЧС; организуется проведение АСДНР, работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

2. Раскройте структуру РСЧС РФ.

3. Дайте характеристику режимам функционирования РСЧС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.153 с.)