Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная культура безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для выполнения главного условия безопасности жизнедеятельности в новой эпохе - изменения мировоззрения людей - необходимо формирование современной культуры безопасности. Говоря о культуребезопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом. Поэтому: Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области. Воспитание в области культуры безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно и стихийно, в основном, вне сферы образования. Общие результаты разумной жизнедеятельности привели человечество сначала к постоянному росту уровня безопасности, но затем - к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области безопасности, для чего, как отмечено выше, дополнить способ жизнедеятельности в этой области контуром преобразования собственного сознания (в дополнение к контуру преобразования окружающей среды). Воспитание и образование должны внести в сознание людей, прежде всего, миропонимание, адекватное новой эпохе. А уже адекватное миропонимание будет способствовать изменению системы ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключению их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности. Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. До настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности. Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическимметодом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем. Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий. Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции в и дения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности: «В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж.Форрестер). К глобальным проблемам, как проблемам безопасности высшего уровня, привело автономное решение проблем безопасности низших уровней. Это относится ко всем глобальным проблемам – от проблем с угрозой экологической катастрофы вследствие желания растущего количества людей уйти от голода сельскохозяйственным преобразованием природной среды - до проблем с угрозой ядерного апокалипсиса вследствие желания стран решать проблемы своей национальной безопасности применением современного оружия. Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоёв общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности. Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования. Подготовка слоёв общества при этом должна выглядеть как на схеме (Рис. 2.6).
Пирамида общества на схеме разделена на характерные по своим функциям слои: · правящая элита; · учёные в области безопасности; · специалисты; · исполнители. Уровень подготовки учёных в области безопасности принят за 100%. Относительно этого показаны необходимые уровни подготовки остальных слоёв общества. Всё население должно в рамках общего образования изучить общеобразовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В учреждениях профессионального образования будущие специалисты во всех сферах жизнедеятельности общества кроме специальной подготовки должны освоить общепрофессиональную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Исключительно важна профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности слоя управленцев («правящая элита») – лиц, принимающих ответственные решения (ЛПР). Эта подготовка должна быть тем более фундаментальной, чем выше в административной иерархии располагается ЛПР. 100%-ую подготовку в области безопасности должны иметь не только учёные в этой области, но и та часть правящей элиты, которая принимает ответственные решения, влияющие на жизнь и развитие общества. В докладах учёных Римскому клубу не случайно обращалось внимание не только на то, что «в настоящее время сохраняется система, способствующая выдвижению кандидатов, явно преследующих собственные интересы и готовых порой принести общественное благо в жертву личным или партийным амбициям», но и на то, что «избранные народом представители ( в том числе и лидеры ) не обладают знаниями, необходимыми для понимания ситуации», что это представляет собой одну из современных глобальных проблем. Общеобразовательная область ОБЖ и общепрофессиональная дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». На схеме (Рис. 2.7) иллюстрируются её содержание и структура.
Все разделы области тесно связаны друг с другом, имеют общие фрагменты и межпредметные связи с другими образовательными областями (в школе практически со всеми, даже с математикой, необоснованное применение абстрактных схем которой может порождать серьёзные опасности), образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули): · Безопасное (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС); · Фрагменты безопасности во всех общеобразовательных областях; · Основы защиты Отечества (включая представление о деятельности государственных структур и о формах личного участия в гражданской и общественной деятельности в целях предотвращения ОС и ЧС); · Мировоззренческие модули (они разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях; такой модуль – данный «Современный комплекс проблем безопасности»); · Защита учреждений и предприятий в ЧС; · Безопасность профессиональной деятельности специалиста для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС). Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа). Краткий итог. Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование. Гармония Знания и Веры Усилия сферы образования для изменения мировоззрения людей необходимы, но, по-видимому, будут недостаточны. Получаемое индивидом Знание, как правило, используется разумом в личных интересах, а для обеспечения безопасности общества (и того же индивида в его составе) необходим ещё механизм преобразования общественных интересов в личные. Возникновение наиболее эффективной формы такого механизма – религии - таинственно, поскольку зависит от непостижимой (иногда говорят – иррациональной) Веры в некие идеалы. Вера – наряду со Знанием - лежит в основе миропонимания людей. Знание – это отражение в сознании личности части окружающей среды, познанной ею и обществом. Под верой понимается основа представлений личности о непознанной и безграничной окружающей среде и характер идеалов этой личности. Вера может относиться к непроверенным гипотезам учёных. После экспериментального подтверждения такие гипотезы переходят в разряд Знания (Рис. 2.8), расширяя его сферу (бывают принципиально непроверяемые гипотезы, как представление о «начальном взрыве», образовавшем нынешнюю «расширяющуюся» Вселенную). Исторически укоренились различные формы веры. Вера присутствует в миропонимании, даже если мировоззрение называют «научным», отрицающим религию: «материалистическое» мировоззрение содержит веру в законы природы (принципиальна ли разница между понятиями Природа и Бог?). Вера может относиться и к мифам, наиболее распространённые из которых становятся основами религий. Значение религиозной веры невозможно переоценить – она заложила мораль человеческого общества, обеспечившую его жизнеспособность. Разная по форме для разных религий, но одинаковая по смыслу, эта мораль по инерции скрепляет общество до сих пор, несмотря на разрушительное действие атеизма. В связи с этим трудно представить необходимое для перехода к устойчивому развитию преобразование мировоззрения (миропонимания и вытекающих из него ценностей и целей жизнедеятельности людей) без участия религии (Ф.М.Достоевский: «Если Бога нет, то всё дозволено»).
В течение многих веков в обществе существовало противопоставление Знания и Веры, науки и религии. То догматические церковнослужители преследовали учёных, открывавших новые горизонты знания, что подрывало авторитет и благосостояние чиновников от религии. То догматические материалисты объявляли религию опиумом для народа. Но в XX веке передовые учёные мира признали диалектическое единство науки и религии: «Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа» (А.Эйнштейн). Новейшие научные исследования выявляют рационально объяснимые, но непознанные (возможно, до конца и непознаваемые, т.е. относящиеся к области гипотез, к области веры) информационно-энергетические структуры управления Вселенной. Один из учёных в области информатики (А.Плыкин) приводит следующие рассуждения. Всем известна формула физического закона, связываемая с именем А.Эйнштейна: 2 E = mc, означающая, что «капля» массы может преобразоваться в «озеро» энергии (квадрат скорости света с представляет собой величину с огромным количеством нулей). Математика, согласующаяся с законами физики, позволяет переписать эту формулу: 2 m = E /c, что означает - «озеро» энергии может «свернуться» в «каплю» массы.
По мнению А.Плыкина, в этих формулах недостаёт множителей р, обозначающих программы, по которым реализуются данные законы физики: 2 E = mc Х р 1(!),
2 m = E /c Х р 2(!). Примером реализации первого закона может служить рассматривавшийся в начале курса взрыв атомной бомбы, критическая масса которой превращается в плазменное облако энергии. Однако этого взрыва не могло быть без программ создания бомбы и её испытаний (подрыва). Эти программы создал человек. Примером реализации второго закона является также рассматривавшееся в начале курса преобразование энергии Солнца в «живое вещество» планеты (В.И.Вернадский), многообразную биосферу Земли. Кто (или Что?) создал (создало?) программы этого преобразования? Очевидность существования неизвестного нам могущественного Субъекта привело учёных к понятиям информационно-энергетических структур управления Вселенной. От научного понятия Субъект до религиозного понятия Бог – один шаг. И то и другое означает признание наличия Высшей силы, управляющей процессами во Вселенной. Так наука и религия находят точку соприкосновения, основу для гармоничного сочетания Знания и Веры. Только учёные определяют своё миропредставление современными научными понятиями, а религия – понятиями мифическими, доступными людям тысячелетней давности. Можно сказать, что сознание всего общества постепенно подготавливается к восприятию гармоничного сочетания науки и религии. Становление религиозного сознания, адекватного знаниям новой эпохи, связывается с реализацией положений Хартии Земли, дополняющей известные божественные заповеди принципами уважительного отношения к природе. А поскольку именно сочетание религиозных заповедей и морали на их основе (по сути, ограничений жизнедеятельности) с достижениями науки обеспечили выживание и многовековой прогресс человечества – и решение современного комплекса проблем безопасности невозможно без гармонии Знания и Веры. Большую роль в формировании мировоззрения, гармонично сочетающего научные знания и религиозную мораль, может сыграть искусство, имеющее сильное влияние на сознание людей. К величайшему сожалению, реальное становление необходимого религиозного сознания и с ним эффективного механизма преобразования современных интересов общества в насущные интересы каждой личности, по-видимому, возможно лишь после какой-либо крупномасштабной катастрофы: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Однако из этого не следует, что до того можно сидеть, сложа руки, не подготавливая того, на что надо будет «креститься мужику». Краткий итог. Современная культура безопасности требует гармоничного сочетания Знания и Веры. Вопросы для самоконтроля по теме 2 1. Какие интересы человека считаются жизненно важными? 2. Какое место среди потребностей человека занимает безопасность? 3. Как связаны духовное здоровье и жизнеспособность сообщества? 4. От чего зависит уровень безопасности индивида? 5. Каким образом безопасность индивида связана с безопасностью общества? 6. Как изменялись уровни безопасности индивида и общества до настоящего времени? 7. Какими способами человек обеспечивает свою безопасность? 8. Только ли потенциально опасна любая деятельность? 9. От чего возникли и в чём особенность современных глобальных проблем? 10. Какими представляются возможные сценарии будущего для человечества? 11. Возможно ли в ближайшее время осуществление идей «русских космистов»? 12. Как характер жизнедеятельности человечества будет влиять на его будущее? 13. В чём заключается системный подход? 14. Применительно к каким объектам формируются системы для анализа безопасности? 15. Как различаются модели систем для анализа проблем безопасности (на примерах)? 16. Какова структура современного комплекса проблем безопасности, выявляемая системным анализом? 17. Каково соотношение Знания и Веры в современном миропонимании? 18. Какой должна стать культура безопасности в новой эпохе? 19. Почему возможен компромисс интересов разнообразных слоёв общества в новой эпохе? 20. Каким образом проблемы безопасности разного уровня касаются каждого человека? Тема 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.014 с.) |