Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы для анализа безопасности

Поиск

Для анализа безопасности человека и общества в разных случаях используются модели систем, соответствующих «взаимовложенным» объектам опасности (в порядке усложнения):

· индивид;

· семья;

· группа;

· профессиональный коллектив;

· население региона;

· народ, нация;

· человечество;

· биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде).

Системы высшего уровня, большие масштабами, чем биосфера, серьёзно рассматривать пока что нереально - вследствие недостаточности наших знаний и того, что влияние человечества на состояние систем космических масштабов пока практически отсутствует. Воздействие сфер Космоса на системы с объектами опасности может учитываться как реакция окружающей среды (в основном, это облучение энергией Солнца).

В учебных целях принято рассматривать системы следующих уровней:

1. Индивидуальный (сюда отнесены семейный и групповой уровни, исходя из того соображения, что группа, как и индивид, не преобразует окружающую среду вне более крупных объединений);

2. Профессиональный;

3. Национальный (региональный не рассматривается для упрощения);

4. Глобальный(относящийся к объектам опасности человечество и биосфера).

До наступления новой эпохи проблемы безопасности рассматривались в рамках социальных и техногенных вопросов. Вся природа считалась бесконечной окружающей средой, независимой от деятельности сообществ и процессов в изучаемых системах.

Сегодня та часть природы, которая изменяется процессом жизнедеятельности сообществ и определяет условия жизни (а это биосфера и её экологические ареалы), в большинстве задач безопасности уже не может считаться независимой и бесконечной окружающей средой, а должна быть включена в анализируемую систему. Это не означает, что при решении любых задач безопасности нужно учитывать природные компоненты. Например, решая задачи обеспечения безопасности фирмы (профессионального коллектива) от конкурентов и преступников, можно о взаимодействии с окружающей природной средой не беспокоиться, но нужно учитывать, скажем, появление зимой снежных валов вблизи защитной ограды фирмы. В то же время, решая задачи производства, нельзя исключать вопросы экологии – вроде сбросов вредных отходов в соседнюю речку.

Модели систем для анализа безопасности характеризуются следующими общими особенностями:

· компонентов, изменяющихся в исследуемом процессе и влияющих на него, много;

· объектами опасности и субъектами безопасности являются личность и сообщества различных уровней;

· окружающую среду представляют те природные, техногенные, социальные составляющие, которые не изменяются при исследуемом процессе;

· мерами безопасности могут служить как действия субъектов в сложившихся опасных и чрезвычайных ситуациях (защита), так и принципы и характер повседневной жизнедеятельности субъектов (предотвращение).

Модели системы индивидуального уровня (объекты опасности – Индивид, Семья, Группа) в неявном виде присутствуют при изучении безопасности поведения личности и группы в разделах общеобразовательного школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Теоретического обоснования в настоящее время не имеют.

Модели систем с объектом опасности Профессиональный коллектив используются при решении задач безопасности профессиональной деятельности – тоже в неявном виде и без теоретического обоснования. Они изучаются в профессиональных учебных заведениях в специальных разделах дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Недостаточное для условий новой эпохи внимание уделяется моделям с субъектом безопасности Профессиональный коллектив (изучение опасностей от профессиональной деятельности для окружающей среды). В основном, это внимание проявляется лишь при обучении в тех ВУЗах, в которых готовят специалистов по проектированию технических объектов.

Модели систем с объектом опасности Нация (Государство) в окружающей природной, социальной и техногенной среде явно или неявно используются государственными ведомствами и общественными организациями при решении проблем национальной безопасности. Наряду с государством в таких моделях в настоящее время не могут не присутствовать в качестве объектов опасности и субъектов безопасности личность и вся пирамида общества (включая мировое сообщество). Возможные модели – применительно к задачам образования - рассматриваются в материалах 3-ей темы данного пособия.

Модели систем с объектами опасности Человечество, Биосфера разрабатываются и применяются учёными и международными организациями при анализе глобальных проблем и выработке международных мер безопасности. Такая модель (Рис. 2.10) использовалась Д.Форрестером при анализе мировой динамики (на схеме - МД). Напомним, что он рассматривал процессы в ограниченной замкнутой системе без связей с окружающей средой.

 

 

Несмотря на очевидную ограниченность постановки задачи и простоту модели, были получены выводы, привлекшие к проблеме безопасности развития цивилизации внимание всей мировой общественности. Этот пример демонстрирует важность выбора оптимальной модели системы для анализа – минимум сложности при максимуме эффективности.

 

 

Намного сложнее модель системы Биосфера в исследованиях Горшкова (в явном виде автором она не представлена). С помощью этой модели (Рис. 2.11) изучаются не только антропогенные процессы внутри глобальной системы, но и поведение всей системы в целом под естественным внешним воздействием окружающей её среды (Космоса – прежде всего, Солнца).

В составе модели все компоненты поверхности нашей планеты: атмосфера, гидросфера, литосфера и живое вещество – биота (виды флоры, виды фауны и отдельно человек, преобразующий остальные компоненты системы в своих интересах). Анализ функционирования и устойчивости этой системы позволил научно обосновать взгляды на весь комплекс экологических проблем, входящих определяющим звеном в характеристику сущности новой эпохи развития человечества.

Краткий итог. Современные проблемы безопасности возникают в системах, связанных между собой взаимовложенными объектами опасности - от личности до человечества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.011 с.)