Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языковой материал к обучению речевому этикетуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(этикетные формулы)
Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: -от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Средства - обогащение речевого опыта детей с опорой на подражательные способности детей (дети заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат). К источникам речевого подражания относятся речь окружающих, художественная литература (потешки, стихи, художественные произведения для инсценирования), дидактические игры, словесные игры, подвижные игры, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Этапы использования игр и игровых приемов Этап – заимствование готовых диалогических реплик ПРИМЕР Диалогическое единство «вопрос-ответ» в потешках, стихотворениях «Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?», в стихотворениях «Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Отчего ты черен, кот». Здесь дети усваивают по ролям различные вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию. Диалогическое единство «побуждение – реакция на побуждение»: разные формы реплик: - Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи! - Отчего не поскакать? Поскачу! - Лапкой, зайка, постучи- постучи! -Отчего не постучать? Постучу! В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворениях дети заимствуют вежливые формы побуждений: - Комары, комары! Вы уж будьте так добры, Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня. - Мы и так к тебе добры, но на то мы комары. - А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя. Диалогическое единство «сообщение–реакция на сообщение»: С.Маршак «Перчатки», Е. Благинина «Мороз»: -Морозы жестокие в этом году! Тревожно за яблоньки в нашем саду! -Тревожно за Жучку. В ее конуре Такой же морозище, как на дворе. Здесь каждые две строчки содержат законченное суждение. Разыгрывая это стихотворение по-очереди, дети обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему. Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Дети разыгрывают небольшие театральные миниатюры и показывают сценки по их мотивам. ПРИМЕР
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх. Вопрос-ответ (игры «Почта», «Фанты», «Краски», «Коршун») ПРИМЕР «Краски» Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки –краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель: - Тук-тук! - Кто там? – Покупатель - Зачем пришел? – За краской. - За какой? – За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Сформированные диалогические умения: - умение задавать вопросы, различные по содержанию: познавательные, социально-личностные; - умение пользоваться вопросительными словами и предложениями; - умение задавать вопросы адресно; - отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно; - не отвечать вопросом на вопрос; - проявлять тактичность, задавая вопросы и отвечая на них; - не оставлять вопрос без внимания; - придерживаться темы разговора; - говорить по очереди. - сообщение – реакция на сообщение: «Садовник», «Пчелки и ласточки», «А мы просто сеяли» ПРИМЕР «Садовник» Цель: закреплять умение внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь. Ход игры Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог: - Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме георгина, - сообщает водящий. - Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка. - Влюблен! – отвечает георгин. - В кого? - удивляется садовник? - В астру, сообщает георгин. - Ой, - реагирует астра, и игра продолжается. Игрок, прозевавший свой ход, платит фант. За ходом игры следит водящий. Чтобы заметить невнимательность игроков, ему необходимо помнить, кому какой цветок он называл. Сформированные диалогические умения (мониторинг усвоения) - умения сообщать собеседникам: а) о своем мнении, точке зрения б) о новых фактах, впечатлениях, событиях в) о своих желаниях, чувствах, переживаниях - умение толерантно реагировать на сообщения, выражая: а) согласие б) несогласие в) удивление г) возражение д) оценку или разъяснение - избегать нескромности и хвастливости - умение быть сдержанным, высказываясь о своих чувствах - избегать категоричности в суждениях - проявлять терпимость к другому мнению - давать возможность высказаться всем Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение (стихотворения, словесные игры «Передай письмо», «Волшебный ключ») ПРИМЕР Усатый-полосатый (Отрывок из стихотворения С.Маршака) Стала девочка учить котенка говорить: - Котик,скажи мя-чик. - А он говорит: «Мяу!» -Скажи: ло-шадь. А он говорит: «Мяу!» -Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: «Мяу- мяу!». Все «мяу» да «мяу». ПРИМЕР «Передай письмо» Цель: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы. Материал. Разноцветные конверты, набор картинок. Ход игры В игре участвуют 5-7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон предает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше», или «Ты не можешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы. Усложнение: Присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо…» Можно использовать дополнительные задания. Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала? Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки. Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре: - Если тебе не трудно - Ты не мог бы… - Сделай доброе дело, передай - Будь добр - Передай, пожалуйста - Я тебя очень прошу. «Волшебный ключ» Цель: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы – разрешения. Ход игры Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальню). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется. Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?». Примерные формулы выражения просьбы-разрешения: - Разрешите пройти - Разрешите, пожалуйста - Позвольте пройти - Пропустите меня, пожалуйста - Вы не могли бы пропустить меня? - Если можно, пропустите, пожалуйста - Извините, я могу пройти? «Сумей отказаться» Цель: учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение), мотивируя свой отказ. Ход игры Водящий обращается по очереди к каждому игроку с побуждением; игроки отвечают, мотивируя свой отказ: - Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы. - Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие. ХХХХХХХХ -Урони эту чашку на пол! -Простите, я не могу это сделать: мне жалко разбить чашку! ХХХХХХХ Крикни громко: я самый ловкий! Простите, я не могу, ведь я не хвастун. Водящему при этом можно присвоить какую либо роль: карабаса. Бармалея, шапокляк. «Знатоки» Цель: Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе. Материал: фото, открытки с видами родного города, карта города, фишки. Ход игры Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные: - назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник; - покажи на карте, фото какую-либо улицу, достопримечательность; - расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке; Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого, игрок сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать) … ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание. Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города. Вариант игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д. Подвижные игры «Змея» Цель: Учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждение Ход игры Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит: Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Будь моим хвостом! - Хорошо. -Ну, тогда пролезай. После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова произносит эти же слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи. «Барашек» Цель: учить детей выражать побуждение и реагировать на него Ход игры Играющие встают в круг, барашек внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова: - Ты барашек серенький, С хвостиком беленьким! Мы тебя поили, Мы тебя кормили. Ты нас не бодай. С нами поиграй! Скорее догоняй! По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек ловит их со словами: «Догоню-догоню». Таким образом,воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора. Сформированные диалогические умения (мониторинг усвоения): - умения выражать в общении со сверстниками и взрослыми: а) побуждения к какому-либо действию б) просьбы в) советы г) предложения д) извинения - умение выражать готовность к выполнению побуждения или отказаться от выполнения; - умение пользоваться средствами речевого этикета: а) использовать различные варианты формул речевого этикета (ФРЭ) б) адресовать и мотивировать ФРЭ \в) доброжелательность тона и мимики На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Средства: театральные игры, пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений, режиссерские игры по мотивам произведений Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. ПРИМЕР Вопрос-ответ (дидактические игры, которые в которых дети конструируют диалоги)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.238 (0.01 с.) |