Этапы организации процесса познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы организации процесса познания



1. Побуждение ребёнка к активности (момент удивления, постановка проблемной задачи, которая должна быть понятной, вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной и посильной, мотивирующей ребёнка на поиск). На этом этапе происходит актуализация, мотивация, целеполагание

2. Поиск смысла происходящих изменений и о ткрытие нового знания через диалог, дискуссию: «Подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются», «У меня есть такое предположение о причинах изменения …», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе», «Меня волнует такая мысль» и т.д. Воспитатель даёт возможность высказаться каждому, не оценивает ответы детей: «Какая у Саши интересная мысль», «Послушайте, что сказал Ваня», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Правильно ли я тебя поняла?» и т.д.

На этом этапе уместно использование метода прогнозирования: «Что стало бы с деревьями зимой, если бы они не сбросили листву?»

3. Рефлексия и фиксация степени соответствия поставленной цели результатам деятельности: «Хотели узнать и узнали …». Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности (перевоплощение в игровой персонаж по выбору, создание положительной репутации ребёнку). Используется методика незаконченного предложения ( Я понял, что… Я думаю, что… и др.)

В ходе организации процесса познания педагогу необходимо уметь грамотно сформулировать продуктивный вопрос, который будет вызывать умственные усилия ребёнка, будет стимулировать развитие мыслительных операций (сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез и др.).

Конструкции развивающих вопросов и заданий

Типы вопросов и заданий Вопросы и задания
Репродуктивные— опираются на восприятие, память детей. Целесообразно задавать их в момент, когда требуется точное воспроизведение учебного материала. Доля этих заданий не должна превышать 1/3 урока Кто, где, когда, что? Что изображено на картине? Какое время года? Дайте определение… Прочитайте… Перескажите… Повторите… Вспомните… Опишите… Исправьте ошибки. Приведите примеры…
Продуктивные —опираются на воображение и мышление. Должны занимать основную часть
Эвристические Какова главная идея, основная мысль? В чем суть явления? В чем причина? Чем можно объяснить, что…? Какие условия необходимы для того, чтобы…? Что объединяет рассматриваемые явления, слова, факты? Какой вывод вы предлагаете сделать? На каком основании мы делаем такой вывод? Как понимаете, что такое…? Как это правило применить и что для этого нужно иметь? Чем отличается…? Какая разница…? Какое сделано преобразование, выполнено действие? К какому выводу мы с вами пришли? Как вы относитесь к выводу, сделанному вами? Как вы относитесь к этому высказыванию? Согласны ли вы с утверждением? Почему…? Обобщите… Объясните… Систематизируйте… Классифицируйте… Найдите ошибки
Проблемно-поисковые Как решить другим способом? Почему лучше этим способом? В чем недостатки…? Мы использовали разные доказательства. Почему они возникли? Объясните, в связи с чем… Докажите… Выскажите предположение… Оцените… Сравните… Мы нашли ошибки, почему они возникли, чего мы не учли?
Творческие Сочините… Придумайте… Подумайте, как сделать так, чтобы…? Сформулируйте теорему, закон… Как решить другим способом? Как использовать это знание…? Приведите контраргументы… Ваш прогноз…? Что изменится, если…?

Таким образом, проблемно-диалогическая технология – это способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно поставленным содержанием.

Целями проблемно-диалогической технологии являются: развитие у детей логического, рационального, критического, творческого, вероятностного мышления; формирование их познавательной самостоятельности и познавательных способностей; превращение знаний в убеждения; формирование интереса к познанию и научным знаниям; формирование чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях. При проблемной организации образовательного процесса содержание становится вероятностным и субъективно-порождаемым, а педагогическое управление осуществляется косвенно, через проблемное содержание и диалогическое общение.

Стержневым понятием проблемного образования является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Проблемные ситуации обусловливают порождение познавательной мотивации и мышления детей, направленных на поиск, «открытие» нового.

Логика развертывания событий при обсуждении проблемной ситуации выглядит следующим образом: анализ проблемной ситуации → постановка проблемы → поиск недостающей информации и выдвижение гипотез → проверка гипотез и получение нового знания → перевод проблемы в задачу → поиск способа решения задачи → решение → проверка решения → доказательство правильности решения.

Приёмы создания проблемной ситуации

Приёмы создания проблемной ситуации Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы
С удивлением Между двумя или более положениями 1. одновременно предъявить противоречивые факты О фактах. Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях. Что вас удивило?Сколько теорий (точек зрения) существует? Выбрать подходящее   Какой возникает вопрос?   Какова будет тема урока?   Сформулируйте проблему
2. столкнуть разные мнения детей вопросом или практическим заданием Сколько же в нашем классе мнений? Почему?
Между житейским представлением детей и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Вы сначала как думали? А как на самом дел?
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание педагога 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание детьми не выполнимо Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

ПРИМЕР

Ситуация с удивлением по теме «Грибы»

Герои (сказочные персонажи) ведут диалог:

Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зелёные, значит, это животные.

Вижу вы удивлены? Почему? Над каким вопросом подумаем?

Этим фрагментом педагог одновременно предъявляет детям основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Дети удивлены.

Мотивирующие приёмы, обеспечивающие принятие темы детьми

«Яркое пятно» -интригующий материал. Сообщение исторических фактов, легенд и т.д., демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность). В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки. Словом любой материал, способный заинтриговать, захватить внимание детей, но связанный с обсуждаемой темой.

Например, занятие по теме «Природные часы», календарь и компас» воспитатель начинает так: Давным-давно. Когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время и не терялись в лесу? Они умели пользоваться природными часами, календарём и компасом.

«Актуальность» -приём состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самого ребёнка лично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)