Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-развивающие технологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Технология «Игра со сказкой» (с использованием приемов сказкотерапии) Сказкотерапия – направление практической психологии, которое используя сказочные образы и иносказательный язык, позволяет людям лучше осознать самих себя и построить доверительные отношения с окружающими. (Психологический словарь) Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям. 1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке- через самовыражение в активном действии- к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений. 2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве- к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении. 3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции- к словесному фантазированию по музыкальной композиции. 4. Эмоциональная устойчивость: от эмоционального заражения образами сказки- через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове –к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный. 5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации. 6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия (по любой сказке)
Методические рекомендации по развитию языковой личности, Созданию благоприятной психологической атмосферы В процессе игры со сказкой все направления логически связаны и осуществляются в комплексе, что позволяет педагогу предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, составление психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров). Этапы работы 1 Этап. Познавательно-аффективная ориентировка. Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа. Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. 2 Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка. Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию. 3 Этап. Выражение замещающей потребности. Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх- фантазиях по сказке. Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста- совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста- фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров. Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой возрастной группе. Словесная режиссерская игра направлена на формирование умений догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Старшие дошкольники не только вспоминают сюжет по музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений. Наводящие вопросы побуждают ребенка выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса, а уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений. Психогимнастика. Данный метод побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, могут показывать не только эмоциональные состояния героев, но и передавать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления. Отображение эмоциональных образов в темпоритме, выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств, действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка. Словесное комментирование. Данный метод помогает довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям по поводу знакомого содержания; подвести к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыгрывать эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю. Словесное рисование. В оссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому данный метод рассчитан на старших дошкольников. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.178 (0.009 с.) |