Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод морфологического анализаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Создан швейцарским астрофизиком Цвитки Ф, в 30-е годы. Он заключается в том, что выделяют несколько характерных признаков объекта, которые заносятся в таблицу. Это позволяет лучше представить поисковое поле. По каждому признаку выделяют всевозможные варианты (альтернативы), перебирая их, составляют различные сочетания. Таким образом, выделяются новые варианты решения задачи. Например, на одном из занятий дети придумывают новую снежинку. В ходе диалога выясняют, что одним из признаков зимы является снег. Снег состоит из снежинок. Учитель предлагает нарисовать несколько снежинок. Выясняется что общего, чем отличаются. Скорее всего снежинки не будут отличаться большим разнообразием. Учитель: А можно ли нарисовать сто снежинок, не похожих друг на друга? Сейчас мы будем придумывать снежинки. На доске таблица (морфологическая матрица) и условная снежинка. - Из каких основных частей состоит снежинка? (центр, лучики, концы) Составные части записываются в левую часть таблицы. - Какую форму может иметь центр снежинки? Варианты заносятся в таблицу, заполняется первая строка. - Какими могут быть лучики? - Что может быть на концах у снежинки? Альтернативные варианты
Желательно оценивать ответы не с точки зрения здравого смысла, а сточки зрения неожиданности и оригинальности. После того, как таблица заполнена, учитель показывает, как можно получить много разных снежинок. Если используем составные части под №1, то это одна снежинка, №2 – другая и т.д. Но ведь можно взять центр 1, лучики 2, концы 6, получится новая снежинка. И таких снежинок может быть великое множество.Чтобы не забыть, какие клеточки используются, удобно записывать в виде формулы: А Б В 6 1 5 Далее следует самостоятельная работа. Вы можете предложить готовые формулы, а могут их составить и дети. Таким образом, морфологический анализ – это способ системного подхода в области решения творческих задач. Мозговой штурм Мозговая атака (брейнсторминг) – метод коллективного генерирования идей. Автор метода Осборн А. В основе мозгового штурма лежит чёткая мысль: процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса оценки. Часто при обсуждении задачи многие не решаются высказать смелые идеи, опасаясь насмешек, критики. И тогда идеи гибнут, не получая развития. Поэтому необходимо разделить людей участвующих в обсуждении на две группы. 1. «Фантазёры» - это генераторы идей. Эта группа должна за определённое время выдвинуть как можно больше идей. 4. «Скептики» - это эксперты. Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников группы был разный уровень подготовку. Рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента. Генерирование идей проходит в условиях, когда критика запрещена, а наоборот поощряется каждая идея, даже шуточная или нелепая. Весь процесс ведётся в непринуждённой обстановке. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять её ход, удачно ставить вопросы, осуществлять подсказки. Все идеи записывают. Полученный материал передают группе экспертов для оценки и отбора перспективных идей. В начале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная. Оценивание Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу, выставка работ, награждение, присвоение званий, творческие книжки школьника – это документ, в котором отмечаются те творческие работы ученика, которые выполнены сверх учебной программы. ЛИТЕРАТУРА · Альтов Г. И тут появился изобретатель. – 2-е изд. – М., 1987 · Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М., 1973. · Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961. · Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: 2008. – 144 с. Развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности (с использованием приемов и алгоритмов ТРИЗ-педагогики)
Модель 2 Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет. Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не". ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном". Модель 3 Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Протокол составления загадки про гриб: Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.92.180 (0.008 с.) |