Технологии «Интеллекта бизнеса» и «Управления знаниями»
| Из информационных технологий, наиболее полно удовлетворяющих потребность организации в создании среды для накопления и обмена знаниями, в настоящее время следует назвать технологии «Интеллекта бизнеса» (Business intelligence-BI) и «Управления знаниями» (Knowledge management-KM). Рассмотрим различные терминологические аспекты этих понятий. Термин «Интеллект бизнеса» существует сравнительно давно. Впервые его идея и название были предложены аналитиками GartnerGroup в конце 80-х, но особую популярность термин приобретает сегодня. Согласно первоначальным определениям, «Интеллект бизнеса» – это процесс, технологии, методы и средства извлечения и представления знаний. Другое определение рассматривает «Интеллект бизнеса» как знания о бизнесе, добытые с использованием различных аппаратно-программных технологий. Такие технологии дают возможность организациям превращать данные в информацию, а затем информацию в знания. Это определение четко разграничивает понятия «данные», «информация» и «знания». Данные понимаются как реальность, которую компьютер записывает, хранит и обрабатывает, информация – это то, что специалист в состоянии понять о реальности, а знания – это то, что в бизнесе используется для принятия решений. Итак, «Интеллект бизнеса» в широком смысле слова определяет:
- процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе для поддержки принятия улучшенных и неформальных решений;
- информационные технологии (методы и средства) сбора данных, консолидации информации и обеспечения доступа бизнес-пользователей к знаниям;
- знания о бизнесе, добытые в результате углубленного анализа детальных данных и консолидированной информации.
Имеются технологии более универсальные, основанные на интегральном подходе к созданию, накоплению и управлению знаниями. Они определяют установленный в организации формальный порядок работы с информационными ресурсами. Это технологии «Управления знаниями». Основная цель технологий «Управления знаниями» – сделать знания доступными и повторно используемыми на уровне всей корпорации. В задачи технологий входят ответы на следующие вопросы:
- как ввести новых сотрудников в курс дела;
- как объединять знания отдельных подразделений;
- как интенсифицировать процесс генерации новых идей;
- как накапливать знания и распространять их по всей организации.
При рассмотрении представленных точек зрения на понятия технологий «Интеллекта бизнеса» и «Управления знаниями» мы видим явные смысловые пересечения и отсутствие четкости в их разделении. Как же связаны между собой данные технологии? По мнению специалистов в области информационного обеспечения бизнеса в основу разделения понятий «Интеллект бизнеса» и «Управление знаниями» положен вид обрабатываемых данных. Данные, с которыми работают информационные системы, можно разделить на структурированные и неструктурированные. В категорию структурированных данных попадают числа, строки символов, даты. Эти данные можно легко классифицировать по определенным атрибутам. Имя, индекс, номер транзакции – вот типичные примеры структурированных данных. Для работы с ними создано множество программных средств; в частности, все СУБД ориентированы на работу со структурированными данными. Неструктурированные данные обычно хранятся в форме, не позволяющей осуществить простую и логическую классификацию. Книги, фильмы, печатные документы, файлы, простые и электронные письма, презентации, электронные таблицы, рисунки, чертежи, отпечатки пальцев, фотографии, музыкальные клипы, новости, контракты, видеоролики, архивы камер наблюдения – вот лишь малая часть примеров неструктурированных данных. Эти данные в совокупности образуют внутреннее знание организации. Потребителей данных организации можно разбить на три группы: топ-менеджмент, менеджеры и рядовые сотрудники. Рассмотрим кратко особенности принятия решений в каждой группе. Топ-менеджерам, ответственным за принятие стратегических решений, необходимо своевременно «переварить» терабайты слабо структурированных корпоративных данных, которые прошли через объединение, абстрагирование и преобразование. Менеджеры, отвечающие за принятие тактических решений, ориентируются на информацию, связанную с ограниченной предметной областью. Они вырабатывают решения на основе аналитических отчетов, полученных на основе гигабайт данных. И, наконец, рядовые сотрудники, принимающие стандартные решения, также сталкиваются с необходимостью ежедневной обработки мегабайт данных и информации. Члены указанных трех групп принимают решения, руководствуясь соответственно интуицией, рациональными соображениями и стандартными методами.
В основе технологий «Интеллекта бизнеса» лежит организация доступа конечных пользователей и анализ структурированных данных и информации о бизнесе. Технологии «Интеллекта бизнеса» позволяют превратить неуправляемую и постоянно изменяющуюся лавину корпоративных данных в предсказуемый поток информации для подготовки управленческих решений. Технологии «Интеллекта бизнеса» имеют широкий спектр пользователей на предприятии, включая руководителей, менеджеров и аналитиков. Технологии «Управления знаниями» больше связаны с анализом неструктурированной или слабоструктурированной информации. Они обеспечивают категоризацию, разведку и семантическую обработку текстов, расширенный поиск информации, управление контентом предприятия и др. По сути технологии «Интеллекта бизнеса» и «Управления знаниями» делают одно и тоже дело в разных типах данных. Сведение вместе структурированных и неструктурированных данных – первый и наиважнейший шаг к объединению этих технологий. Ниже показана динамика этого процесса.
Инструменты технологий управления знаниями и перспективы их развития
| Общей задачей технологий «Интеллекта бизнеса» и «Управления знаниями» является улучшение качества решений, вырабатываемых менеджерами. Такие решения зависят от высокорелевантной, высококачественной и постоянно обновляющейся информации, поступающей к менеджерам своевременно и в доступно воспринимаемой форме. Технологии «Интеллекта бизнеса» и «Управления знаниями» позволяют организациям создавать динамические каналы информации, которые связывают менеджеров с данными, создавая возможность для быстрого принятия эффективных решений. Однако нет такой технологии или группы технологий, которые позволяют целиком автоматизировать процесс управления знаниями. Речь скорее идет о стратегии организации, цель которой выработка управленческих решений на базе имеющихся информационных ресурсов. Для использования этих ресурсов требуется набор специальных продуктов и платформ. Выделим основные технологии, которые позволяют реализовать на практике систему управления знаниями:
- базы знаний и хранилища данных и знаний;
- средства добычи данных и текстов;
- средства управления документами, контентом и электронной почтой;
- средства управления внешними информационными потоками;
- средства коллективной работы;
- комплексные средства управления знаниями: платформы управления знаниями и корпоративные порталы знаний;
- средства, поддерживающие принятие решений - системы, поддерживающие дискуссионные группы, экспертные системы и др.
Корни большинства технологий управления знаниями связаны с результатами исследований в области теории информации и искусственного интеллекта. Союз этих технологий и прогресса в области аппаратного обеспечения вместе с совершенствованием методов разработки программного обеспечения привели созданию информационных структур, находящихся поверх традиционного слоя обработки информации и создающими инфраструктуру для процесса управления знаниями в организациях.
|
|