Определение понятия «управление знаниями» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «управление знаниями»



Управление знаниями

 

 

Содержание:

Введение

1. Экономика знаний и требование к управлению

Определение понятия «управление знаниями»

Цель и значение управления знаниями

Знания как объект управления

Источник знаний

Особенности знаний как объектов управления

Нематериальные активы организаций, интеллектуальный капитал

Определение нематериального капитала

Значение нематериального капитала

Изменение и оценка нематериальных активов

Теоретические основы нематериальных знаний

Функции и этапы управления знаниями

Этапы процесса управления знаниями

Подходы к управлению знаниями

Перестройка организационных структур

Проблемы и противоречия управления знаниями

Значение человеческих ресурсов в управлении знаниями

Информационные технологии в управлении знаниями

Роль информационных технологий в управлении знаниями

Области применения информационных технологий в управлении знаниями

Опыт российских компаний по управлению знаниями

Список литературы

 

Введение

Сегодня, отталкиваясь от всей предыстории науки управления, можно говорить о появляющемся управлении знаниями как о новом разделе науки управления, как о новом виде управленческой деятельности, как о новой функции управления. Учебная дисциплина, раскрывающая в систематизированном виде научные основы, методы и все стороны практической деятельности в данной области управления, только формируется. Освоение ею при подготовке управленческих кадров делает лишь первые шаги. В учебном модуле «Управление знаниями» сделана попытка обобщить научные исследования, теоретические разработки и практику управления знаниями, связанного с повышением роли человеческого потенциала как важнейшего фактора экономического роста. Знакомясь с материалами модуля, необходимо представлять, что речь идет об одном из ключевых направлений науки и практики управления, подчиненном задаче развития «экономики знаний». В настоящее время открывается область деятельности, которая до последнего времени еще в полной мере не входила в сферу управления, находилась в основном за его пределами и за пределами оценки эффективности. В учебном модуле раскрываются предпосылки, направления и способы формирования «экономики знаний»; рассматривается специфическая деятельность по выявлению, отбору, синтезу, хранению и распространению знаний в организации. Модуль также содержат материал о сущности и значении современных информационных технологий, меняющих природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Отдельное внимание уделено ключевой роли руководителей компаний в управлении знаниями и практикам организации процессов УЗ. Имеются все основания полагать, что «управление знаниями» как учебная дисциплина в ближайшие годы будет обогащаться все новыми ценными положениями, сведениями, методическими установками и обобщенным опытом. Значимость этой области науки управления и интерес к ней будут неуклонно возрастать, что потребует значительного расширения масштабов научных исследований и повышения уровня знаний и умений специалистов по управлению.  

 

1. Экономика знаний и требование к управлению

Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо выросло. Это связано в первую очередь с тем, что мир переходит в новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Ее отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики. К началу 21 века знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. По оценкам Мирового банка, более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях.

Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Фрицом Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко для определения экономики, где знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов, стран.

В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знании для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности».

При рассмотрении сути и черт экономики, основанной на знаниях, будем исходить из общепринятого положения о том, что она представляет собой синоним понятия «новая экономика».

Одно из определений экономики знаний дано в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2004»: «Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования».

Как показывают многочисленные исследования, основными предпосылками формирования «экономики знаний» следует считать:

  • превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;
  • увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание емких услуг для бизнеса;
  • рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;
  • развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;
  • превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов, национальных экономик.

По сути, в мировом масштабе идет интенсивное движение к новой цивилизации, и положение любой страны с точки зрения требований экономики знаний характеризуется с помощью ряда показателей. В их числе:

  • доля высоких технологий в экспорте продукции обрабатывающей промышленности,
  • расходы на инженерно-компьютерные технологии по отношению к ВВП,
  • число персональных компьютеров в расчете на 1000 человек,
  • число статей в научных и технических журналах.

Россия на 2 - 3 порядка отстает от передовых стран Запада почти по всем главным направлениям информатизации: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, уровню загрузки больших вычислительных систем, количеству действующих информационных систем. Чтобы ускорить наше движение в направлении формирования экономики знаний, необходимо преодолеть отставание от развитых стран, достигших высоких значений этих параметров. Для этого следует преодолеть негативное воздействие факторов торможения, среди которых наиболее важными с позиций управления экономикой страны были: приоритетность развития сырьевого сектора; ориентация на краткосрочные цели; недооценка человеческого капитала, нарушение преемственности научных и технических знаний.

Чтобы экономика знаний развивалась на собственной основе и приносила общественную пользу, в России создается национальная инновационная система (НИС), представляющая собой комплекс учреждений, организаций и процессов, включающий:

· учреждения в системе образования и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания;

· макроэкономическую и нормативную базу, в том числе меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий;

· инновационные предприятия и сети предприятий;

· коммуникационную инфраструктуру;

· доступ к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций. Центральное звено НИС – крупные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. Все большее число крупных корпораций становятся частью инновационной системы России, через которую они реализуют свой интерес в постоянном обновлении структуры выпуска и повышения конкурентоспособности. Важную роль играют крупные корпорации в организации инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, а также в системной интеграции материальных, финансовых и кадровых ресурсов; немаловажно и то, что они становятся основными потребителями изобретений и нововведений малого бизнеса.

В составе НИС появляются и другие инновационные структуры, такие как малые предприятия, отраслевые научно-исследовательские институты, академические институты и др., способные создавать коммерчески привлекательные инновационные проекты.

Для анализа факторов, влияющих на процессы управления производства и внедрения новых знаний, а также проверки рабочих гипотез о влиянии рисков, возможностей минимизации издержек производства и внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов, сотрудниками Института экономики УрО РАН в 2006 году было проведено обследование ряда российских предприятий. Интервьюирование осуществлялось среди собственников и руководителей.

В результате проведенного эмпирического исследования было выявлена прямая зависимость объема затрат на производство новых знаний от уровня внедрения управления знаниями на предприятии.


Зависимость объема затрат dTC (% от совокупных затрат) на производство новых знаний
от уровня внедрения системы управления знаниями dКМ по пятибалльной шкале
(1 – нет системы, 5 – современная система управления)

 


Зависимость роста прибыли dПР (%) от уровня внедрения системы управления знаниями dKM
по пятибалльной шкале (1 – нет системы, 5 – современная система управления)


С увеличением уровня внедрения систем управления знаниями увеличивается и уровень прибыли хозяйствующих субъектов. Анализ данных, представленных рисунке 2, позволяет сделать вывод о значительном влиянии управления знаниями на прибыль организаций.

Однако, согласно исследованиям, уровень внедрения новых знаний в производственные процессы не соответствует потребностям современных российских предприятий в обеспечении условий для развития их производственной деятельности и повышения конкурентоспособности. Объёмы финансирования производства и внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность российских предприятий составляют 10, 1% от прибыли при необходимом объёме финансировании в 24,5% прибыли. Одной и причин низких объёмов производства новых знаний является фактическое отсутствие систем управления знаниями на предприятиях. Согласно исследованию, системы управления знаниями созданы только на 18% предприятий, хотя необходимость и создания и высокую значимость в хозяйственной деятельности отметили 90% респондентов.

Слабая организация деятельности по управлению знаниями на российских предприятиях во многом объясняется недостаточной разработанностью вопросов управления и создания систем управления знаниями в отечественной экономической литературе.

Знания всегда использовались организациями, но характер их применения во многом был связан с изменениями в менеджменте - в его идеях, принципах, парадигме, теории и практике. Это наглядно иллюстрирует краткий обзор использования знаний в управленческой практике 20-го века.

Начало 20-го столетия ознаменовалось интенсивным развитием научных основ управления и его принципов, учитывающих потребности крупных промышленных корпораций. По теории Ф. Тейлора предприятие рассматривается как единый механизм, эффективность которого задается в терминах производительности, а люди являются винтиками или шестеренками этого механизма. Эффективное управление достигается руководством путем разделения труда, максимального расчленения задач и заблаговременного составления программ их выполнения. Эти идеи активно развивались до середины 20 века разными школами, разрабатывающими научные подходы к решению проблем организации производства.

В середине столетия П. Друкер ввел в обиход понятие «работники, обладающие знаниями» (knowledge workers), которое без преувеличения можно считать наиболее употребляемым словосочетанием в менеджменте конца 20 столетия.

В начале 90-х годов появились работы (среди них «Пятая дисциплина» П. Сенге) в которых активно развивались идеи увеличения полномочий работающих в организациях, необходимости мотивирования труда и учета индивидуальных качеств каждого сотрудника.

Таким образом, исходными позициями ряда новых школ и направлений в менеджменте становятся идеи, подчеркивающие особую роль человека, его интеллекта и знаний. Именно эти факторы стали ключевыми для менеджмента на рубеже двух веков. Материальные виды ресурсов организации, имевших первостепенное значение для учения Ф. Тейлора, уступают место нематериальным активам, главной составной частью которых являются знания людей, работающих в организации.

В полную силу ставится вопрос о человеческом потенциале управления современной организацией, прокладывающей путь в будущее. Знания для большинства отраслей в развитых странах приобретают роль ключевой компетенции и фактором инновационного развития организаций.

Все это приводит к пересмотру ряда принципов построения экономических и управленческих отношений в организациях. В новых принципах приоритет отдается знаниям, рассматриваемым, с одной стороны, как важнейший вид ресурса, а с другой - как наиболее ценный конечный продукт современной организации.

В конце 20 века идеи, связанные с новой ролью знаний, получили развитие в нескольких главных направлениях:

  • Теоретические вопросы формирования организационного знания, включая определение его понятия, принципы формирования, организационные формы, методы накопления и обновления.
  • Формирование концепции человеческих ресурсов, как основного вида инвестиций в развитие организации (вместо представления человеческой составляющей как статьи затрат, увеличивающей стоимость продукции и услуг).
  • Принципы и формы наращивания человеческого потенциала организации, среди которых принципиально важен новый подход к обучению (непрерывность, интерактивность и ориентация на решение проблем организации).
  • Теоретические основы организации труда и мотивации персонала, разрабатывающие пути и способы наиболее полного использования человеческого потенциала и накопленных в нем знаний.

Прогнозы развития менеджмента, опирающегося на знания, в 21 веке не могут быть точными, так как число неизвестных факторов велико, а взаимосвязь между ними становится все более сложной. Поэтому, глядя в будущее, следует опираться на те тенденции и факторы, которые уже заявили о себе к концу прошлого столетия, и в реальной значимости которых в новом веке имеется достаточно полная уверенность. Это технологическая составляющая экономического развития, включая информационные технологии, глобализация экономики и новая роль человеческих ресурсов и знаний в управлении бизнесом. Именно они и образуют те рамки, в границах которых менеджмент будет развиваться в период становления и развития экономики знаний.

Источник знаний

Существенное значение имеет выявление всех источников знаний и обеспечение доступа к ним. Использование информационных технологий меняет природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Знания исключают статичность и однонаправленность, поскольку создают основу для непрерывного обмена информацией с участием как ее создателей, так и пользователей. Базовое образование работников, их профессионально-техническая подготовка и квалификация, повышение уровня профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также новаторское мышление оказывают непосредственное влияние на отбор источников и полноту их использования на практике.

Знания могут быть получены из разнообразных как внешних, так и внутренних источников. В самом приближенном виде к внешним источникам знаний относятся:

  • публикации (книги, журналы, материалы конференций, отраслевые отчеты, другие периодические издания);
  • отраслевые консультационные услуги;
  • специальные документы об отраслевых знаниях;
  • коммерческие базы данных и системы экспертных знаний;
  • отраслевые и межотраслевые конференции;
  • курсы, семинары, симпозиумы;
  • интеллектуальный потенциал смежных организаций;
  • обратный поток информации от агентов рынка (о продукции и услугах);
  • обратный поток информации от потребителя (жалобы, рекламации, предложения, требования);
  • поток информации от поставщиков;
  • новые сотрудники;
  • менеджеры-консультанты;
  • научные исследования;
  • изучение передовых методов работы;
  • сотрудничество, партнерство, стратегические альянсы и совместные предприятия;
  • мониторинг среды и сканирование событий и тенденций;
  • материалы исследований в сети Интернет;
  • средства массовой информации (печать, телевидение, радио).

Разумеется, методы выявления и получения необходимой информации различны.

Внутренние источники знаний включают целый ряд позиций, таких как:

  • отраслевые специалисты и ведущие специалисты организации;
  • внутренние заказчики и поставщики;
  • организационная оценка;
  • корпоративная экспертиза (измерительные и информационно-управленческие системы);
  • моделирование процессов;
  • политика, практика и методы;
  • внутреннее обучение и образование;
  • будущее бизнеса (задачи, ценности, принципы);
  • стратегия бизнеса (круг основных полномочий, размещение ресурсов, информационные технологии, планы и прогнозы);
  • мероприятия по совершенствованию и инициативы по развитию (например, модернизация бизнеса);
  • операционное планирование и бюджет;
  • корпоративное управление (полномочия, функции и ответственность, взаимоотношения, подчиненность, размещение ресурсов, организационные графики);
  • организационная структура и виды работ;
  • практический опыт и анализ работ после внедрения новых разработок (проекты, инициативы, целевые бригады, мероприятия по повышению качества продукции и услуг);
  • постоянное документирование процессов, работы команд;
  • предложения работников;
  • корпоративные информационные бюллетени

Разработка систем управления знаниями должна начинаться с их предварительного проектирования, охватывающего такие этапы, как накопление, извлечение, структурирование и формализация, разработка спецификаций для программирования, программная реализация, обслуживание. Этот вид деятельности, закладывающий основу и механизм системы управления знаниями, получил название «инженерия знания» (knowledge engineering).

Список литературы

1. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика применения. - М.: Юность, 2002

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Перевод с англ. - СПб.: Питер, 2001.

3. Букович У, Уилльямс Р. Управление знаниями. Руководство к действию./Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Буров К. Обнаружение знаний в хранилищах данных. - Открытые системы, 1999

5. Борк Дж. Управление знаниями. - Открытые системы, 2001

6. Вебер А.В., Данилов А.Д., Шифрин С.И. Knowledge-технологии в консалтинге и управлении предприятием. - СПб.: Наука и техника, 2003

7. Герстинг А., Ивс Б. Как больше узнать об управлении знаниями// Computerworld.-1999.-№35.

8. Джексон П. Введение в экспертные системы. 3-е изд. - М. - СПб., Киев: Издательский дом «Вильямс», 2001

9. Коваленко В., Корягин Д. Организация grid: есть ли альтернативы? / Открытые системы. - №12. - 2004.

10. Крыштафович А.Н.. Управление знаниями - перспективное направление менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом.-2003.-№ 1.

11. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 2000.-587с.

12. Мартынов В., Демин В. Управление со скоростью света. - Открытые системы, 2001

13. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003

14. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г. Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие/ Под.ред. Б.З.Мильнера.-М.: Дело, 2006.

15. Некрасова М. Знаю, но не скажу!// БОСС online.-2003.-№10. Прохоров А. Технологии управления знаниями и документооборотом / Компьютер Пресс. - Январь 2002.

16. И. Нонака, Х. Такеучи. Компания – создатель знания. М., ЗАО «Олимп – Бизнес. 2003

17. Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004

18. «О рекомендации по применению Кодекса корпоративного поведения». Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г.

19. Поляков А.О. От количественной информации к информационной машине. - СПб.: СпбГТУ, 2001.

20. Прохоров А. Технологии управления знаниями и документооборотом

21. Румянцева З. П. Управление знаниями в образовательной среде университета.// ГУУ. Вестник университета.№1, 2003

22. Семизельникова О.А. Исследование возможностей CASE-технологии при создании интеллектуальных систем управления.

23. Хартия корпоративной и деловой этики. Проект РСПП. 18.10.2002

24. Черняк Л. Продукты Lotus для управления знаниями / Computerworld. - №38. – 2001.

25. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. – СПб: Питер,2002

26. Шихирев П.Н. Введение в Российскую деловую культуру.– М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000

27. Baek S.I., Liebowitz J. An Intelligent Agent-Based Framework for Enterprise Knowledge Management, submitted to the Expert Systems Journal, Learned Information Ltd., 1996.

28. Beckman T. A Methodology for Knowledge Management. International Association of Science and Technology for Development’s (IASTED) International Conference on AI and Soft Computing. Banff, Canada. 1997.

29. Beckman T. Expert System Applications: Designing Innovative Business Systems Through Reengineering. Handbook of Applied Expert Systems. - CRC Press, 1998.

30. Bontis N. Assessing knowledge assets: A review of the models used to measure intellectual capital. //International Journal of Management Reviews, 3 (1):41-60, 2001.

31. Brooking A. Intellectual Capital, International Thomson Business Press, UK, 1996.

32. Bruce A. Pasternack, Albert S.Viscio. The Centerless Corporation “Simon and Schuster”, New York, 1999.

33. Büchel B., Raub S. Building knowledge-creating value networks. //European Management Journal, 20(6):587-596, Dec. 2002.

34. Davenport T.H. Some Principles of Knowledge Management, Strategy, Management, Competition, Winter 1996.

35. Dr. John M. Ivancevich, Dr. Thomas N. Duening, Managing Einsteins. Leading High-Tech Workers in the Digital Age. McGraw-Hill, New York, 2002.

36. Drucker P. The New Society of Organizations. Harvard Business Review, September-October 1992, pp. 95-104.

37. Fischer G., Ostwald J. Knowledge management: Problems, promises, realities, and challenges. IEEE Intelligent Systems, 16(1), Jan./Feb. 2001.

38. Frey R. S. Knowledge management, proposal development, and small businesses. Journal of Management Development, 20(1):38-54, 2001.

39. Garvin D. Building a Learning Organization. Harvard Business Review. July-August 1993.

40. Gibbert M., Leibold M., Probst G. Five styles of customer knowledge management, and how smart companies use them to create value. European Management Journal, 20(5):459-469, Oct. 2002.

41. Glynn M.A. Innovative Genius: A Framework for Relating Individual and Organizational Intelligences to Innovation. Academy of Management Review, Vol. 21, No. 4, October 1996.

42. G.von Krogh, Nonaka I., Aben M. Making the most of your company's knowledge: A strategic framework. Long Range Planning, 34(4):421-439, Aug. 2001.

43. Guenther К., Braun E. Knowledge management benefits of intranets. Online, May 2001.

44. Heijst G.van, R. Van der Spek, Kruizinga E. Organizing Corporate Memories. University of Amsterdam, The Netherlands, 1996.

45. Heyes-Roth F., Jacobstein N. The State of Knowledge-Based Systems”, Communications of the ACM, Association for Computing Machinery, March 1994.

46. Holsapple С. W., Joshi K. D. Organizational knowledge resources. Decision Support Systems,31(1):39-54, May 2001.

47. Kamara J.М., Anumbab C. J.,. Carrillo P. M. A CLEVER approach to selecting a knowledge management strategy. International Journal of Project Management, 20(3):205-211, Apr. 2002.

48. King W. R., Peter J, Marks V., McCoy S. The most important issues in knowledge management. Communications of the ACM, 45(9):93-97, Sept. 2002.

49. Liebowitz J. (Editor-in-Chief), Failure and Lessons Learned in Information Technology Management: An International Journal, Cognizant Communication Corp., Elmsford, NY, 1996.

50. Liebowitz, J., Wilcox L. eds., Knowledge Management and Its Integrative Elements, CRC Press, Boca Raton, FL, 1997.

51. Lim D., Klobas J. Knowledge management in small enterprises. The Electronic Library, 18(6):420-432,2000.

52. Martin J. The Great Transition: Using the Seven Disciplines of Enterprise Engineering to Align People, Technology, and Strategy. AMACOM. 1995

53. Mertensson M. A critical review of Knowledge management as management tool. //Journal of Knowledge Management, v.4, 2000, № 3.

54. Nakatani I., Takenaka H. IT innovation. - Tokyo, PHP Interface Publish, 2000.

55. Parker M.M. Strategic Transformation and Information Technology, Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ. 1996.

56. Petrash G. Managing Knowledge Assets for Value, Knowledge-Based Leadership Conference, Linkage Inc., Boston, MA, Oct. 17, 1996.

57. Quinn J.B.The Intellegent Enterprise, Free Press, New York, 1992.

58. Quinn J.B., P. Anderson, Finkelstein S. Managing Professional Intellect: Making the Most of the Best. Harvard Business Review, Cambridge, MA, March-April 1996.

59. Rollett H. Knowledge Management: Processes and Technologies. Kluwer Academic Publishers, Boston, 2003.

60. Sanchez R., Heene A. (eds) Strategic Learning and Knowledge Management, Wiley, 1997.

61. Sherman L. Knowledge in a foxhole. Knowledge Management Magazine, Oct. 2000.

62. Stewart T. Your Company’s Most Valuable Asset: Intellectual Capital, Fortune, Oct. 3, 1994.

63. Stewart T.A. The case against knowledge management. Business 2.0, Feb. 2002.

64. Stonehouse G.H. Organizational Knowledge Management/ Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - № 6.

65. Stuart A. Reality Check – Knowledge Management, CIO Magazine, CIO Communications Inc., 1996.

66. Sveiby K.-E. A knowledge-based theory of the firm to guide in strategy formulation. Journal of Intellectual Capital, 2(4):344-358, 2001.

67. Thomas J., Cowley P., Kuchar O., Nowell L., Thomson J., Wong P.C. Discovering knowledge through visual analysis. Journal of Universal Computer Science, 7(6):517-529, 2001.

68. Tillian B. Knowledge management: More effort - more success? Journal of Universal Computer Science, 7(7):602-609, 2001.

69. Tobin D. Transformation Learning: Renewing Your Company through Knowledge and Skills. John Wiley. 1996.

70. Tomek I. Knowledge management and collaborative virtual environments. Journal of Universal Com puter Science, 7(6):458-471, 2001.

71. Walsham G. Knowledge management: The benefits and limitations of computer systems. European Management Journal, 19(6):599-608, Dec. 2001.

72. Wiig K. Knowledge Management, Schema Press, Arlington, TX, 1993.

73. Wiig K. Knowledge Management Methods: Practical Approaches to Managing Knowledge. Schema Press. 1995

74. Wiig K. Knowledge Management: Where did It Come From and Where Will It Go? Expert Systems with Applications, Pergamon Press/Elsevier, Vol. 14, Fall 1997.

75. Williamson A., Iliopoulos C. The learning organization information system (LOIS): Looking for the next generation. Information Systems Journal, 11 (1); 23-41, Jan. 2001.

76. Winslow C., Bramer W. Future Work: Putting Knowledge to Work in the Knowledge Economy. Free Press. 1994.

Управление знаниями

 

 

Содержание:

Введение

1. Экономика знаний и требование к управлению

Определение понятия «управление знаниями»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.083 с.)