Оправданным и организационно эффективным является разделение всего процесса управления знаниями на четко обозначенные этапы, которые учитывают реальные цели и потребности выявления и использования необходимых знаний. Выполнение специфических задач каждого этапа создает уверенность в успешном завершении работ по целевому использованию знаний в организациях. Рассмотрим один из вариантов разделения процесса управления знаниями на этапы.
Этапы приобретения и усвоения новых знаний
Этап
| Характеристика этапа
| 1. Определить
| Определение, какие знания имеют решающее значение для успеха организации
| 2. Собрать
| Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации
| 3. Выбрать
| Формирование потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности
| 4. Хранить
| Отобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память
| 5. Распределить
| Знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования
| 6. Применить
| Практическое использование знаний при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении
| 7. Создать
| Выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, использования обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных
| 8. Продать
| На основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия
| На этапе «Определить» необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха организации. Например, каждой организации необходимы точные знания о запросах и ожиданиях потребителя, товарах и услугах, финансах, технологиях, руководстве, работниках и др. Затем определяются соответствующие стратегические возможности и домены знаний. Домены знаний представляют собой специализированные предметные области знаний, в которых признанные специалисты организации могут продемонстрировать наилучшие результаты. Домены знаний обеспечивают такой рабочий уровень, на котором взаимодействие сотрудников формируется не только вокруг структурных форм, называемых центрами экспертных знаний, но и вокруг электронной корпоративной памяти, называемой репозитарий знаний. Кроме стратегического аспекта данный этап также затрагивает оперативные вопросы, например такой: обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для достижения высокого результата. Для этого производится экспертная оценка профессиональных навыков (знаний, опыта) сотрудника, позволяющая определить имеющийся уровень его компетенции в определенной области знаний. Существуют два типа оценки:
оперативная – рассматривающая текущие навыки и рабочие качества сотрудника, необходимые для обеспечения практического использования основных знаний; стратегическая – определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний.
Когда определена разница между существующим и необходимым уровнем компетенции, специалисты в соответствующих областях знаний совместно со специалистами по обучению и информационным технологиям могут приступить к созданию обучающих программ и систем обеспечения. Следующий шаг – начало создания репозитария знаний для доменов, необходимых каждой организации. Такие домены соответствуют компонентам модели модернизации бизнеса:
рынок – производство, конкуренция, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры; потребитель – запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь; продукт – свойства, функциональность, стоимость, качество; сервис – маркетинг, покупка, обслуживание и ремонт; процесс – производство, выпуск, реализация; управление – бизнес-стратегия, методы, структуры, рабочая сила, активы, модернизация; работники – работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, оплата труда.
Переходя к этапу «Собрать», необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, требуемые для создания доменов выбранных базовых знаний. Для того, чтобы стать пригодными к использованию, знания, опыт, компетенция должны быть упорядочены и уточнены. Кроме того, практики должны знать, где и как получить необходимые знания и опыт в виде баз данных и экспертных систем. Для овладения профессиональными знаниями необходимо установить эффективные источники знаний. Например, программы внесения работниками предложений, эксперты доменов и базы данных лучшего практического опыта могут представлять собой ценные источники знаний. На этапе «Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо включить в корпоративную память. Без механизма фильтрации ценные крупицы знаний потеряются в море данных и информации. Тем не менее, важно, чтобы были представлены многообразные точки зрения многочисленных специалистов доменов там, где это необходимо. Изначально должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в корпоративной памяти. Этап «Хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Сюда относятся знания о продукции, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, маркетинге, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах и целях и др. Профессиональный интеллект организации должен быть также частью корпоративной памяти. К профессиональным знаниям относятся:
познавательные знания («знаю, что») – мастерское владение базовой дисциплиной, достигаемое профессионалами путем интенсивного обучения и сертифицирования; прикладное мастерство («знаю, как») – переводит «книжное обучение» в эффективное исполнение. Способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности; системное понимание («знаю, почему») – знание системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины; личная мотивация творчества («хочу знать, почему») - охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех.
Организации, воспитывающие в сотрудниках стремление к знанию («хочу знать, почему»), могут преуспевать в условиях быстротекущих изменений и обновлять свои познавательные знания, прикладное мастерство и системное понимание, с тем чтобы конкурировать на рынках товаров и услуг. Развивая корпоративную память, можно облегчить обмен знаниями внутри организации, так как новшества, реализуемые в одном ее подразделении, становятся доступными для других подразделений, если они сохраняются в памяти организации. Корпоративная память существует в трех формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. Для того чтобы использовать знания, хранящиеся в человеческой памяти, они должны быть четкими и упорядоченными. Это значит, что знания должны быть организованы и представлены в различных структурах в репозитарии знаний, так же как данные и информация организуются и представляются в различных типах баз данных. Большая часть таких знаний может быть представлена в электронной форме в виде экспертных систем. На этапе «Распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. Работники вносят в корпоративную память данные о своих запросах и личных интересах. Затем необходимая информация, в т.ч. вновь поступающая, автоматически распределяется «подписчикам» либо в электронном, либо в бумажном виде. Кроме того, отдельные люди, группы и отделы часто обмениваются идеями, мнениями, знаниями и опытом на встречах, проводимых лично с использованием программных средств коллективного пользования (программные средства автоматизации коллективной работы). Важно, чтобы результаты обсуждений, дискуссий и сотрудничества были доступны на этапе получения информации в процессе управления знаниями. Например, разные точки зрения и их логические обоснования должны быть зафиксированы как часть процесса принятия решений, так же как и метод, примененный для принятия окончательного решения. На этапе «Применить» необходимые знания используются при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Для того чтобы беспрепятственно найти, получить доступ и применить требуемые знания в нужное время и правильной форме, необходим язык запросов. Интегрированные системы «обеспечения деятельности» применяются во многих ведущих компаниях для повышения производительности и возможностей использования знаний работниками. Для обеспечения доступа к знаниям прежде всего необходимо создать понятные системы классификации и навигации для быстрого просмотра и получения знаний. Для своевременного получения требуемых знаний необходима проактивная система, которая понимает задачу пользователя и условия, отслеживает его действия и определяет, когда необходимо вмешаться для помощи в виде рабочей поддержки или учебного модуля. Пользователи также могут заказать формат, в котором будут представлены знания. Наконец, пользователи могут запросить справочный, консультационный, тестовый и аттестационный модули. На этапе «Создать» выявляются новые знаний с помощью таких средств, как наблюдение за клиентами, обратная связь от потребителя и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов рационализации технологических процессов, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Этот этап определяет также то, как получить невербальные, подсознательные знания от экспертов доменов и превратить их в документальные знания. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей. На последнем этапе «Продать» на основе интеллектуального капитала создаются новые товары и услуги, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости. Как отмечалось ранее, управление знаниями направлено на добавление реальных ценностей к информации с помощью ее фильтрации, синтеза и обобщения и предоставления ее в таком виде, который помогает людям приобрести необходимые знания. В связи с этим большое значение приобретает содержание и Заслуживает рассмотрения и другой вариант последовательности действий в процессе превращения информации в знание. В данном процессе выделяют 10 шагов, каждым из которых необходимо управлять, имея в виду, что уровень получаемого в результате знания определяется самым слабым звеном. [B. Lehaney. 2004]:
Этап
| Характеристика этапа
| 1. Найти информацию
| Это наиболее трудный компонент создания знаний, так как имеется множество источников для извлечения какой-либо одной единицы информации
| 2. Получить информацию
| Важно, чтобы источник информации внушал доверие, а сама информация была полной
| 3. Оценить информацию
| Каждый бит информации необходимо оценить с точки зрения качества, контекста, срока ее получения. Вторично проверить источник информации
| 4. Собрать информацию
| Расшифровать информацию по существу
| 5. Понять информацию
| Информация несет разный смысл для разных людей, отличающихся друг от друга целями, задачами, перспективами и пр. Все это формирует понимание смысла информации конкретным индивидуумом
| 6. Анализировать информацию
| Оценить информацию в свете других факторов, например, уровня общего знания, стандартов отрасли, тенденций к изменениям и пр.
| 7. Синтезировать информацию
| Информация должна быть консолидирована
| 8. Распределить и распространить информацию
| Информацию должны получить люди, которым она больше всего нужна («правильная информация – правильным людям»). В бизнесе это наиболее сложная проблема, поэтому данный шаг считается наиболее проблематичным
| 9. Действовать в соответствии с информацией
| По вопросу об использовании информации, данных и знаний написано множество книг, но в каждом конкретном случае эти действия будут специфическими
| 10. Компоновать информацию. Сохранять информацию. Обновлять информацию
| Информация динамична, ее надо сохранять, поддерживать, обновлять, изымать устаревшую информацию. Только таким образом она может служить основанием для превращения в знание
|
|
|