Интеллектуальный капитал компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальный капитал компании



 

Рыночные активы Интеллектуальная собственность Человеческий капитал Инфраструктурный капитал
· Марка обслуживания · Марки товара · Корпоративные марки · Покупательская приверженность торговой марке фирмы · Корпоративное имя · Портфели заказов · Механизмы распределения · Деловое сотрудничество · Франшизные соглашения · Лицензионные соглашения · Патенты · Авторские права · Программное обеспечение · Права на дизайн · Производственные секреты · Ноу-хау · Товарные знаки · Знаки обслуживания · Образование · Профессиональная классификация · Связанные с работой знания · Связанные с работой умения · Корпоративная культура · Управленческие процессы · Информационные технологии · Сетевые системы связи · Отношения с финансовыми кругами · Требуемые стандарты


Рыночными являются нематериальные активы, связанные с рыночными операциями. В качестве примеров можно привести марочные названия товаров, приверженность покупателей торговой марке фирмы, портфель заказов, каналы распределения, рыночные контракты и соглашения (лицензирование, аренда торговых марок и т.п.). Значимость рыночных активов заключается в том, что они обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде (наличие марочного названия, покупательская приверженность, реклама или торговое посредничество на выгодных и гарантированных условиях).

Часть интеллектуального капитала, например, интеллектуальная собственность, контракты, соглашения, торговая марка и другие нематериальные ресурсы являются нематериальными активами, многие из которых находятся под защитой государства. Другие нематериальные ресурсы, такие как знания работников, их умения, организационная культура могут быть охарактеризованы как отличительные способности или ключевые компетенции. И те, и другие являются стратегическими активами компании, а устойчивые конкурентные преимущества часто создаются в результате их объединения.

Интеллектуальная собственность является ключевым стратегическим ресурсом. Именно этим объясняется активно осуществляемая в настоящее время капитализация интеллектуальной собственности. С каждым днем нарастает использование этого многофункционального инструмента для решения достаточно широкого круга экономических задач компаний, для получения существенных конкурентных преимуществ и осязаемых финансовых результатов.

Законы, регулирующие отношения по поводу интеллектуальной собственности, могут различаться в разных странах, но имеют общие характерные черты.

Патент - это право собственности, предоставленное изобретателю государством. Оно является исключительным, поскольку означает монопольное обладание им собственником в течение оговоренного временного периода, а также недопущение других субъектов к созданию, копированию или продаже данного изобретения. Создав новый продукт, организации зачастую стараются защитить его большим количеством патентов, разделенных по каждой детали или части, что в совокупности называется «набором».

Если компания продает лицензию на использование своего изобретения другим рыночным субъектам, она приобретает рыночный актив - прибыль, получаемую от лицензионного соглашения. Патент представляет ценность лишь в случае постоянного пользования им и его защиты. Организации, игнорирующие случаи нарушения их патентного права, не только упускают выгоду от несостоявшихся лицензионных платежей, но еще и обесценивают свои интеллектуальные активы.

Авторское право защищает вариант высказывания идеи, но не саму идею. Защита начинается с момента придания идее какой-либо материальной формы, например письменного выражения. Срок, в течение которого обеспечивается защита авторского права, различен в разных странах, но обычно он составляет продолжительность жизни автора плюс по меньшей мере 50 лет. Авторские права обычно присваиваются создателям литературных произведений, кинофильмов, хореографических постановок, живописных, графических, скульптурных и музыкальных произведений. В последнее время и компьютерное программное обеспечение может быть защищено авторским правом. Обладатель авторского права может продавать произведение, распространять его, выдавать на него лицензии. К примеру, автор предоставляет издателю право на опубликование, поиск рынков сбыта и продажу его произведений, получая за это гонорар.

Условия защиты внешнего вида (дизайна) товара в разных странах различны, поэтому важно знать положение дел в этой области на тех рынках, где вы предлагаете товары и услуги. В зависимости от страны можно прибегнуть к различным способам защиты (регистрацией самого внешнего вида, дизайнерских прав, оформлением патента и др.).

Товарный знак - это зарегистрированное обозначение, которое ассоциируется у потребителя с компанией или ее товарами и отличает ее товары от товаров других компаний. Товарный знак может быть выражен словом (например, названием компании), образом, рисунком, логотипом или их различными комбинациями. Эксклюзивные права на товарные знаки приобретаются в результате длительного их использования и могут быть зарегистрированы в бюро патентов. Товарные знаки защищают фирменный товар и могут играть роль весьма ценных активов в течение длительного срока, причем их ценность со временем только преумножается.

Знак обслуживания, который также регистрируется, подобен товарному знаку, с той лишь разницей, что он отличает услуги одной компании от услуг другой.

Производственный секрет - это информация, которой не владеют остальные представители данной отрасли. Это может быть незапатентованное изобретение, новые сведения, новое открытие, технологический процесс и т.п. Производственные секреты подлежат защите посредством заключения конфиденциальных соглашений или договоров о неразглашении, в которых указываются срок действия данного соглашения и условия сохранения тайны.

Ноу-хау - это объем знаний по определенной теме, которым обладают индивиды. Некоторые знания могут быть легко разъясняемыми, например знание того, как осуществить покупку. Другие знания могут быть очень глубокими, например знания того, как спроектировать крыло самолета. Иногда знания трудно выразить словами, например знания того, каким запахом обладает хорошее вино или какова консистенция нового маргарина, необходимая для его успешного запуска в массовое производство. Изучаются возможности компьютерного представления всех форм знаний.

Смещение акцентов от качества продукции и технологии изготовления как факторов рыночного успеха к обслуживанию потребителей привело к тому, что в настоящее время значительная часть стратегических конкурентных преимуществ компании формируется в сфере реализации. Известная во всём мире японская «философия качества» становится сегодня лишь частью новой «философии обслуживания», в которой большую роль играет уровень сбытовой, рекламной и сервисной культуры производителей продукции.

Торговая марка, лояльность потребителей и бизнес-партнёров, уникальная система распределения товаров, профессиональные знания торгового персонала, базы данных о клиентах и другие неосязаемые ресурсы оказывают существенное влияние на рост объёмов продаж, долю рынка, улучшают имидж и, в конечном счёте, повышают конкурентоспособность компании.

Репутация фирмы во многом зависит от способности реально обеспечивать удовлетворённость клиентов не только качеством продукции, но и качеством фирменной системы продвижения, сбыта, послепродажного обслуживания. Признание высокого качества формирует у потребителей приверженность торговой марке, способствует росту её популярности, укрепляет лояльность к компании.

К началу XX а в России насчитываюсь менее одного миллиона работников умственного труда, в 1939 г. - 13 млн. тогда как в конце века (1990 г.) - свыше 4 5 млн. человек. По данным за 1998 г., стоимость интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфере высоких технологий, составляла 69% в структуре всего капитала; на начало 2001 г. она превысила 80%. Имеются расчеты, согласно которым в 1990 г. работники умственного труда требовались лишь для 17% рабочих мест, а сейчас - для более чем 60%. О значении интеллектуального капитала в деятельности современной организации свидетельствуют и другие данные, опубликованные в печати. Известно, что многие менеджеры крупных компаний при выборе долгосрочных партнеров исходят из того, что интеллектуальный капитал фирмы должен составлять не менее 40% в общей структуре капитала, и только в этом случае считается, что компания перспективна.

Постоянно растущая значимость интеллектуального капитала отражает все большую зависимость организаций от нематериальных активов. Каждый день возникают компании нового типа, располагающие только нематериальными активами. Они производят нематериальные продукты, распространяемые электронным способом. Это средства массовой информации и компании, основным ресурсом которых являются знания. Их продукты существуют в цифровой форме, и сами они действительно могут быть названы компаниями XXI в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.006 с.)