Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание, его расстройства. Методы клинического и экспериментально-психологического исследования нарушений внимания.

Поиск

Внимание — способность к сосредоточению на каких-либо внешних или внутренних событиях, предметах или видах деятельности. Внимание способствует устойчивому повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности, обеспечивающих продуктивность психической деятельности. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой психической деятельности, к которой оно подключается.

Выделяют активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). Среди свойств внимания — устойчивость, объем, переключаемость, направленность.

К расстройствам внимания относят:

o рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его целенаправленность;

o истощаемость — ослабление интенсивности внимания, быстрый переход активного внимания в пассивное;

o отвлекаемость — повышенная подвижность, быстрое изменение направленности, сосредоточенности, интенсивности внимания;

o тугоподвижность — инертность, фиксированность внимания, при затруднении переключения с одного объекта на другой;

o сужение объема внимания — патологическая сосредоточенность, вызванная слабостью его распределения между объектами.

Нарушения внимания входят в состав всех позитивных и негативных синдромов.

Клиническое исследование внимания: наблюдение за больным во время беседы (сосредоточение на вопросах врача, смена темы беседы, не отвлекают ли внешние раздражители).

Патопсихологическое исследование внимания:1. корректурная проба (с помощью таблиц Анфимова) 2. Счет по Крепелину (в уме отнимать от 100 по 7)

18. Деменция. Основные клинические варианты синдрома деменции. Значение представлений о деменции для врача общей практики.

Органическая деменция — слабоумие, вызванное главным об­разом сосудистыми заболеваниями ГМ, сифилити­ческими и старческими психозами, травмами ГМ.

2 группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парци­альное, лакунарное).

Тотальное хар-ся стойким снижением всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию. Примеры – т.н. сенильная деменция, слабоумие при прогрессивном параличе. Больной, в прошлом очень образованный и культурный человек, не стесняясь, ходит голым по палате, затем подходит к мо­лодому врачу и предлагает ей «немедленно выходить за него замуж». Не помнит дат своей жизни, известных исторических дат. Без крити­ки относится к своему состоянию, считает себя здоровым, а факт своего пребывания в отделении психиатрической больницы объясняет желанием «отдохнуть от дел в этой милой обстановке».

Частичное (дисмнестинеское) слабоумие характеризуется выраженными нарушениями па­мяти. Остальные интеллектуальные функции страдают вторично, поскольку нарушается память. Больные сохраня­ют способность к суждениям, у них наблюдается критическое от­ношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но ста­рые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического от­ношения к себе такие больные понимают свое положение, стара­ются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пи­шут заранее, что им надо сказать или сделать. Наблюдается при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.

Среди приобретенного слабоумия выделяют также шизофре­ническое и эпилептическое слабоумие. Шизофреническое слабоумие (апатическое, атактическое), характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умствен­ной деятельности еще длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не от­крываемым. Молодой человек 22 лет целыми днями неподвижно лежит в постели, не проявляя ни к чему никакого интереса и ничем не занимаясь. В то же время однажды неожиданно подошел к шахматному столику и обыграл очень сильного шахматиста. В дальнейшем по-прежне­му ничем не занимался. Эпилептическое слабоумие выражается не только в значитель­ном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышле­ния, когда человек начинает терять способность различать глав­ное и второстепенное, ему все кажется важным. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль («лабиринтное мышление»). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие). Па­мять резко снижена, больные пользуются небольшим кол-вом слов, часто применяя трафаретные выражения и рифмы. Целиком заняты собой, окружающим интересуется постольку, по­скольку это имеет какое-то отношение к ней.

Расстройства эмоциональной сферы. Основные симптомы и синдромы.

Эмоции — субъективные переживания, окрашивающие психическое отношение к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции и чувства отражают отношения, в каких находятся предметы и явления к потребностям и мотивам деятельности человека.

Продуктивные эмоциональные расстройства.

5.5.1.1. Гипотомии — сборная группа понижения настроения.

Депрессия — тоска, подавленное, мрачное настроение, глубокая печаль, уныние. Тоска витальная сопровождается тягостным ощущением мучительного сжатия, “камня на сердце”, стеснения, “пустоты” за грудиной, в области сердца (“предсердечная” тоска).

Тревога — внутреннее беспокойство, волнение, стеснение, ожидание надвигающейся беды, пессимистические опасения настоящего и будущего.

Страх — ярко выраженная тревога, паника, ужас о своем благополучии или жизни.

Изард (1980) на основании обзора работ зарубежных авторов отмечает: 1) тесную связь между собой и со степенью интенсивности стимуляции таких эмоций, как удивление—испуг (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх—ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес—возбуждение (еще менее неожиданная и резкая стимуляция); 2) существование в эмоциях испуга, страха и интереса — возбуждения частично перекрывающейся компоненты (между ними наблюдается неустойчивое равновесие); 3) разнообразие детерминант существования страха — врожденные (гомеостатические, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других условиях); 4) наличие связи страха с другими эмоциями — страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и другие.

Дисфория — угрюмое, мрачно-раздражительное настроение с взрывчатостью и ожесточением, агрессивностью и аутоагрессивностью.

Растерянность — изменчивое, лабильное эмоциональное состояние с переживаниями недоумения и беспомощностью.

Гипотомии входят в структуру разных вариантов депрессивных синдромов, депрессивно-бредовых, острых бредовых и синдромов помрачения сознания.

 

Гипертимии — сборная группа повышения настроения.

Мания — повышенное, “лучезарное”, радостное, “солнечное”, настроение, жизненного счастья, избытка активности и жизнедеятельности.

Эйфория — “пустое”, беспечное, облегченное эмоциональное состояние с “рефлекторной” поверхностной оценкой своего состояния, поведения.

Благодушие — эмоциональное состояние с беспечностью, довольством без стремления к деятельности.

Экстаз — чрезвычайно повышенное, экзальтированное, приподнятое с чувством наивысшего восторга, нередко с религиозным мистическим, мессианским оттенком переживаний.

Гневливость — раздражительность, злобность, аффект со склонностью к агрессии, разрушительными действиями.

Входят в структуру маниакальных, паралитических, бредовых, маниакально-бредовых, психоорганического, корсаковского синдромов, синдромов помрачения сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.178.166 (0.011 с.)