ТОП 10:

Возникновения афинского государства



Во II тыс. до н.э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент из всех многочисленных полисов важную роль стали играть города – государства Афины и Спарта. Потому в истории государства и права зарубежных стран изучаются история Афин, как пример демократического государства, и Спарты – пример монархии.

Об общественном строе греков можно судить по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея». Данный период в греческой истории называется «гомеровским» (ХI – IХ вв. до н.э.). Общество состояло из родов (гене), те объединялись во фратрии («братство»), а они – в филы (племена). По фратриям проходили народные собранияагора»). На нем выбирался и царь (базилевс) с военными, жреческими и судебными функциями. Постоянным органом власти в гомеровскую эпоху был совет старейшин (булэ).

Во время завоевания Балкан четырем греческим племенам ионийцам досталась малопригодная к земледелию земля Аттика. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Возникновение афинского государства связывают с царем Тесеем (Тезеем), который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив племенные поселения в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады ). Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов,или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников. В VII в. до н.э. власть базилевса упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). Тогда же возникает еще один орган публичной власти – ареопаг(от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее появляются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

Свободные крестьяне стали попадать в разряд шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Появляется долговое рабство. Народ восстал (по Аристотелю «великая смута») против благородных. На политическую арену выдвигается Солон,который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями. Его реформы начались с сисахфии («сбрасывание бремени») – отменой долгового рабства. Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которой положил медимн (52 – 53 литра сыпучих и текучих тел). Первый разряд составили граждане, имеющие доход в 500 медимнов (пентакосиммедимны), второй – в 300 медимнов (всадники), в третий – 200 медимнов (зевгиды). Все другие зачислялись в разряд фетов. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и ареопага – лишь «пятисотники». Феты были допущены к участию в народном собрании и суде присяжных.

Солон создал новый орган власти – Совет 400, ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю. Однако Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага.

В 560 – 527 гг. до н.э. устанавливается тирания семьи Писистратов. В509 г. до н.э. происходит восстание против тирании, и власть переходит к Клисфену, проведшему третью реформу. Он установил деление населения на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы. Они подразделялись на три трети (тритии) – городская, внутренняя и прибрежная. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом). Совет 400 заменяется Советом 500 (по 10 человек от каждой территориальной филы). С целью борьбы с будущей тиранией Клисфен ввел институт остракизма («черепок» или и «суд черепками»). Участники народного собрания писали на глиняных черепках имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества.

В результате реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления.

Общественный стройсостоял из рабов и свободных. Последние подразделялись на полноправных граждан и иностранцев (метеков). Правами афинских граждан наделялись лишь лица, родившиеся от афинянина и афинянки. По достижении 18-летнего возраста они записывались в списки членов демы (демоты). С 18 до 20 лет юноши обязаны были проходить курс военного обучения и до 60 лет оставались военнообязанными. Афинянин должен был участвовать в общественной жизни и государственных делах, в противном случае его называли идиотом. Богатые граждане облагались значительными повинностями в виде литургий («общее дело»). Ежегодно Совет 500 выявлял до 60 самых богатых афинян и накладывал на них литургии. Они подразделялись на круговые (возобновлялись ежегодно) и чрезвычайные. К круговым, например, относились хорегии, т.е. они обязаны были содержать хор и давать бесплатные представления согражданам. К чрезвычайным относилась триерархия. По нему богатому афинянину государство вручало остов военного корабля, и он должен был оснастить его, набрать команду с капитаном и все это содержать.

Афиняне пользовались политическими правами: могли принимать участие в народном собрании, избираться на гражданские и судебные должности. Они имели право на получение различных пособий от государства, участие в государственных раздачах. Совокупность таких прав составляла честь (тиме) гражданина, которая могла быть ограничена по суду за различные преступления – атимия, т.е. подвергнуться бесчестию. За особые заслуги по постановлению народного собрания афиняне наделялись льготами и почетными правами, угощением за счет государства в Совете 500.

Метеки, или метойки («переселенцы») – чужестранцы, жители других полисов, проживавшие в Афинах продолжительное время. Они не имели политических прав и не могли приобретать земельные участки более 12 000 драхм и дома свыше 2 000 драхм. Их браки с афинскими гражданами не считались законными, но их дети с 541 г. приобрели права гражданства. Метек должен был выбрать себе «председателя» (простата), который, видимо, являлся посредником между метеком и правительственными учреждениями. Метеки платили особый налог (метекион) и привлекались к военной службе. За оказанные заслуги некоторые метеки получали привилегированное положение – изотелейс (освобождались от подати, вступали в законный брак с афинскими гражданами и т.д.). К метекам приравнивались вольноотпущенники, которые также имели простата (бывший хозяин) и платили особые сборы.

Иностранцы, оказавшие особые услуги Афинам у себя на родине, назывались проксена, им предоставлялся ряд преимуществ: участвовать в народных собраниях, приобретать недвижимость, занимать почетные места в театре. Число рабов в Афинах доходило до 400 000 на 21 000 свободных и 10 000 метеков. Источником рабства являлись: военный плен, покупка за границей, рождение. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые могли иметь свое хозяйство, приобретать собственность, служить в полиции и тюрьме. Частновладельческий раб являлся собственностью господина, его вещью, а не лицом и потому не мог приобретать собственность. Однако смертная казнь ему назначалась лишь по суду. В случае жестокости хозяина он мог искать защиты в храме Тесея и требовать передачи его другому господину.

Государственный строй

В народном собрании участвовали лишь полноправные афиняне. Первоначально они собирались один раз в месяц, а с IV в. до н.э. – 4 раза или 40 раз в год, который для удобства управления делился в Афинах на 10 частей. Первые собрание года и месяца именовались главными (экклесиями), на которых вносились законопроекты, выбирались должностные лица и осуществлялась их проверка, решались вопросы войны и мира, делались заявления о государственных преступлениях, обсуждались виды на урожай и иные общие вопросы. Кроме общих законов, принимались псефизмы, которые касались отдельных лиц, конкретных случаев и предметов. Второе собрание собиралось для подачи афинянами разных просьб (личных и государственных дел). Третье и четвертое собрание предназначались для рассмотрения остальных дел (вопросы культа, прием герольдов и послов, других государственных дел).

Законы, принимавшиеся народными собраниями, подразделялись на общие нормы и псефизмы, т.е. касающиеся отдельного частного вопроса. Если инициатор законопроекта обвинялся в противозаконности (графе параноман), то он за это нес ответственность, вплоть до смертной казни.

Совет 500 являлся высшим правительственным и административным органном Афин. Избирался по жребию по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Затем кандидаты подвергались предыдущими членами совета проверки (докмассии) на счет выявления образа мыслей, права на занятие должности. Перед вступлением в должность булевт приносил клятву на предмет добросовестности. По окончании срока полномочий давали отчет о своей работе.

Компетенция Совета: предварительное обсуждение дел, вынесенных на народные собрания; заведование текущими делами и финансами государства; надзор за военным флотом и конницей; дипломатия и заключение договоров с другими государствами; контроль за должностными лицами; судебные дела о государственных преступлениях.

По причине неудобства ведения дел в составе 500 человек, Совет делился на 10 комиссий (пританы), которые поочередно по жребию стояли у власти в течение 1/10 части года (притании). Ежедневно пританы по жребию выбирали председателя (эпимтата), который также председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от казны и архива. Вместе с тремя пританами он находился в Совете в течение суток.

Должностные лица. В Афинах они либо избирались (стратеги, лица, ведавшие военной подготовки молодежи, финансисты, казначеи и др.), либо определялись по жребию (архонты, попечители, призванные исполнять специальные поручения народа) на один год. Кандидаты на должность подвергались поверки (докимассии). Принципы организации должностей: возмездность; коллегиальность преобладала над единоначалием; подотчетность. Права: наложение штрафов за неподчинение законам и распоряжениям; привлечение к суду.

Архонты составляли коллегию из 9 человек. До реформы Клисфена – это высшие должностные лица, но затем они утратили свое прежнее значение. Первые три архонта имели свои имена. Первый назывался архонт – эпоним, именем которого обозначался год. Он являлся председателем коллегии и народного собрания. Эпоним предварительно рассматривал некоторые семейные дела (о дурном обращении детей с родителями, о дурном обращении с наследницами и сиротами, о расточительстве, об опеке, о разделах, попечительство о сиротах и беременных женщинах) и направлял их в суд. Жена, пожелавшая развестись с мужем, обращалось за этим к эпониму. Второй архонт базилевс являлся председателем ареопага, надзирал за религиозным культом и председательствовал в суде по делам культа, заведовал мистериями и другими празднествами. Третий архонт полемарх осуществлял жертвоприношения в честь богов и ведал делами метеков, как эпоним в отношении афинян.

Остальные шесть архонтов – коллегиальный орган (фесмофеты), которые исполняли судебные полномочия (графе параноман, дела о государственных преступлениях), председательствовали при докимассии, ежегодно просматривали законы на предмет устранения пробелов и противоречий.

Ареопаг. До 462 г. он был влиятельным органом власти в Афинах, а затем стал одним из высших судов. Состоял он из действующих и бывших архонтов. Назначались пожизненно. Рассматривали дела о предумышленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях. По поручению народного собрания ареопаг расследовал государственные преступления. Наблюдал за нравами.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6 000 человек. Избирался по жребию из лиц, достигших 30-летнего возраста, по 600 на каждую филу. Распадалась на 10 коллегий в составе 500 членов каждая. Компетенция: окончательное утверждение постановлений народных собраний; судебные дела о государственных и должностных преступлениях; апелляции на решение других судов; контроль за должностными лицами.

Коллегия 10 стратегов выбиралась народным собранием для военного управления. Должность не оплачивалась. Стратеги могли переизбираться. Каждый из них курировал какой-то военный вопрос. Обладали равными полномочиями, однако в военное время один из них получал звание стратеги – автократоры, обладая всей полнотой власти.

В Афинах насчитывалось до 600 должностей. Например, надзор за рынками поручался агороному, за мерами и весами – метроному, наблюдение за поведением женщин – гинеконом.

Афинское право

В Афинах древнейшим источником права являлся обычай. Архонт Драконт в 621 г. издал первый писанный закон, который прославился своей жестокостью. Якобы за все, даже малейшие правонарушения (кража овощей) предусматривалась смертная казнь (отсюда «Драконовы законы»). В действительности в них предусматривались и штрафы, бесчестие. Законы различали убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны.

Обширное законодательство осуществил Солон, записав их на 16 побеленных деревянных досках. Законы способствовали развитию ремесла и торговли, впервые допустили дарения и завещательные распоряжения для лиц, не имеющих законных детей мужского пола и дарения. Ввел новую монету.

В V – IV вв. до н.э. законы, принятые народным собранием, становятся основными источниками права. Большинство законодательных актов Афин до нас не дошли, и ученые свои знания об афинском праве узнали из сохранившихся надписей, документов, сочинений древнегреческих историков.

Право собственности в Афинах получило значительное развитие. Однако собственность носила на себе следы своего происхождения из общинной собственности и рассматривалась как представление от государства. Отсутствовал даже термин собственности, которая рассматривалась как представления гражданам, сделанные государством. Потому архонт – эпоним при вступлении в должность заявлял, что он сохраняет за каждым афинянином ту собственность, которой они в данный момент обладают. Недаром земельное владение называлось жребием. К тому же частные собственники несли значительные повинности в пользу государства и общества (литургии).

Право собственности защищалось несколькими исками: в первой инстанции предъявлялся иск о доходах, во второй – предъявлялся иск о собственности, когда истец доказывал свои права.

Обязательственное право, по Аристотелю, существовало в Афинах в двух видах: вольные и невольные, т.е. договоры и деликты. Он же объяснил сущность договора, который рассматривался как специальный закон, связывающий друг с другом стороны.

Особой формы для действительности договора не существовало, достаточно было соглашения сторон, но чаще всего прибегали к письменному договору: синграфы (подписывались кредитором и должником) и хирографы (подписывались лишь должником).

До Солона за неисполнение договора должнику грозила долговая кабала, а после обязательство стало обеспечиваться задатком, залогом, поручительством.

Купля-продажа заключалась неформально. Предметом договора могли быть движимые и недвижимые вещи. Продажа чужих вещей – недействительна. Цена выражалась и в деньгах, и продуктах. Риск случайной гибели вещи ложился на покупатели с момента заключения договора. Рыночная торговля регламентировалась: не разрешали торговать иностранцам, наблюдали за торговлей агорономы и метрономы.

Договором найма были движимые и недвижимые вещи. Особой формальности не требовалось. Обычный срок найма в сельской местности составлял 10 лет. Наймодатель гарантировал нанимателя от изъятия (эвикции) вещи третьим лицом. Главная обязанность нанимателя – своевременный взнос платы, достигавшей 7– 8 %. Наниматель должен был обращаться с взятой вещью, как заботливый хозяин.

Личный наем и подряд. Наемный труд был незначительным, т.к. в подобном случае прибегали к труду рабов. Подряд был более распространен, в особенности общественные работы.

Ссуда – предоставление вещи в бесплатное пользование. Предметом ссуды могли быть собственные и чужие вещи.

Заем вещи определялся не индивидуальными, а родовыми признаками: весом, числом, мерой. Он был как с процентами (12 – 18 % , а иногда 22 – 30 % в год), так и беспроцентным. Процветало ростовщичество. В IV в. до н.э. появляются специальные менялы – трапезиты (от «трапеза» – стол). Без согласия куратора женщины не могли заключать договор займа.

Договор товарищества существовал самого различного рода, в том числе и для религиозных целей, сотрапезничества (общего питания), похоронной взаимопомощи. Он оформлялся в письменном виде. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно договору, при отсутствии такового – пропорционально их вкладам.

Обязательство из деликтов. Правонарушения в Афинах в ряде случаев влекли не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего, и потому рассматривались в гражданском суде. Вчинялся иск в отношении причинения вреда как имуществу, так и личности (оскорбление действием, побои).

Брак и семья. Брак считался обязательным для афинян, однако безбрачие не наказывалось, а рассматривалось как несчастье. Должности архонта – базилевса и стратегов занимали только женатые граждане. Брак долго сохранял следы договора купли-продажи. Жених заключал брачный договор не с невестой, а с отцом или родственниками невесты. Гедна – плата за невесту – считалась необходимым условием договора. Приданое для отца не было обязательным; для братьев, выдававших сестру оно требовалось. Муж управлял приданым.

Были две формы брака: обычный договор жениха с куратором невесты; договор перед должностными лицами или перед судом. Женщина в семье занимала подчиненное мужу положение. Она проживала в обособленном помещении и под строгим надзором, из дома выходила лишь в сопровождении рабынь.

Для мужчин развод был свободным в любое время, но с отдачей приданого. Он даже мог выдать жену за другого мужчину. Жена могла развестись только по разрешению архонта или суда.

Наследство переходило по закону и завещанию (появились при Солоне). Наследовали в первую очередь сыновья поровну, а дочь при братьях не считалась наследницей. При отсутствии прямых наследников в наследство вступали боковые родственники.

Уголовное право и судопроизводство. Пережитки родового строя долго сохранялись в уголовном праве: допускалась сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении; убийца до вынесения суда мог добровольно удалиться в изгнание.

Виды преступления: государственные преступления (измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др); безбожие, преступление против семьи (дурное обращение детей с родителями, опекуна с опекаемой); против личности (убийство, нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление); кража.

Виды наказания: смертная казнь (за государственные преступления, обман народа, умышленное убийство, безбожие и т.п.), лишение политических прав, конфискация имущества (за бесчестье – атимию), штрафы и конфискация имущества (обычно в качестве дополнительных наказаний).

Судебными органами являлись: ареопаг (предумышленные убийства, отравление и поджоги), суд эфетов(дела о непредумышленных убийствах,о подстрекательстве, нанесение увечий), гелиэя (государственные преступления и апелляционная инстанция для других судов), коллегия одиннадцати (разбойники, ночные и карманные воры, похитители граждан); коллегия сорока мужей и суд диэтетов (мелкие дела по спорам).

Вчинять иски могли лишь полноправные афиняне. За женщин и несовершеннолетних выступал куратор, за метеков – простат, за раба – его хозяин. Различались два вида судебных дел: дике и графе. Первый начинался по заявлению потерпевшего и мог быть прекращен в любое время; второй – по заявлению любого полноправного афинянина, и истец должен был довести его до конца, в противном случае платил штраф в 1000 драхм. Процесс дике рассматривал дела, затрагивающие личные интересы граждан, а графе – интересы общества, государства (взятки, неуплата налогов).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.013 с.)