Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновения афинского государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во II тыс. до н.э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент из всех многочисленных полисов важную роль стали играть города – государства Афины и Спарта. Потому в истории государства и права зарубежных стран изучаются история Афин, как пример демократического государства, и Спарты – пример монархии. Об общественном строе греков можно судить по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея». Данный период в греческой истории называется «гомеровским» (ХI – IХ вв. до н.э.). Общество состояло из родов (гене), те объединялись во фратрии («братство»), а они – в филы (племена). По фратриям проходили народные собрания («агора»). На нем выбирался и царь (базилевс) с военными, жреческими и судебными функциями. Постоянным органом власти в гомеровскую эпоху был совет старейшин (булэ). Во время завоевания Балкан четырем греческим племенам ионийцам досталась малопригодная к земледелию земля Аттика. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Возникновение афинского государства связывают с царем Тесеем (Тезеем), который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив племенные поселения в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады). Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов,или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников. В VII в. до н.э. власть базилевса упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). Тогда же возникает еще один орган публичной власти – ареопаг (от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее появляются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота. Свободные крестьяне стали попадать в разряд шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Появляется долговое рабство. Народ восстал (по Аристотелю «великая смута») против благородных. На политическую арену выдвигается Солон, который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями. Его реформы начались с сисахфии («сбрасывание бремени») – отменой долгового рабства. Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которой положил медимн (52 – 53 литра сыпучих и текучих тел). Первый разряд составили граждане, имеющие доход в 500 медимнов (пентакосиммедимны), второй – в 300 медимнов (всадники), в третий – 200 медимнов (зевгиды). Все другие зачислялись в разряд фетов. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и ареопага – лишь «пятисотники». Феты были допущены к участию в народном собрании и суде присяжных. Солон создал новый орган власти – Совет 400, ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю. Однако Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага. В 560 – 527 гг. до н.э. устанавливается тирания семьи Писистратов. В509 г. до н.э. происходит восстание против тирании, и власть переходит к Клисфену, проведшему третью реформу. Он установил деление населения на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы. Они подразделялись на три трети (тритии) – городская, внутренняя и прибрежная. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом). Совет 400 заменяется Советом 500 (по 10 человек от каждой территориальной филы). С целью борьбы с будущей тиранией Клисфен ввел институт остракизма («черепок» или и «суд черепками»). Участники народного собрания писали на глиняных черепках имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества. В результате реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления. Общественный строй состоял из рабов и свободных. Последние подразделялись на полноправных граждан и иностранцев (метеков). Правами афинских граждан наделялись лишь лица, родившиеся от афинянина и афинянки. По достижении 18-летнего возраста они записывались в списки членов демы (демоты). С 18 до 20 лет юноши обязаны были проходить курс военного обучения и до 60 лет оставались военнообязанными. Афинянин должен был участвовать в общественной жизни и государственных делах, в противном случае его называли идиотом. Богатые граждане облагались значительными повинностями в виде литургий («общее дело»). Ежегодно Совет 500 выявлял до 60 самых богатых афинян и накладывал на них литургии. Они подразделялись на круговые (возобновлялись ежегодно) и чрезвычайные. К круговым, например, относились хорегии, т.е. они обязаны были содержать хор и давать бесплатные представления согражданам. К чрезвычайным относилась триерархия. По нему богатому афинянину государство вручало остов военного корабля, и он должен был оснастить его, набрать команду с капитаном и все это содержать. Афиняне пользовались политическими правами: могли принимать участие в народном собрании, избираться на гражданские и судебные должности. Они имели право на получение различных пособий от государства, участие в государственных раздачах. Совокупность таких прав составляла честь (тиме) гражданина, которая могла быть ограничена по суду за различные преступления – атимия, т.е. подвергнуться бесчестию. За особые заслуги по постановлению народного собрания афиняне наделялись льготами и почетными правами, угощением за счет государства в Совете 500. Метеки, или метойки («переселенцы») – чужестранцы, жители других полисов, проживавшие в Афинах продолжительное время. Они не имели политических прав и не могли приобретать земельные участки более 12 000 драхм и дома свыше 2 000 драхм. Их браки с афинскими гражданами не считались законными, но их дети с 541 г. приобрели права гражданства. Метек должен был выбрать себе «председателя» (простата), который, видимо, являлся посредником между метеком и правительственными учреждениями. Метеки платили особый налог (метекион) и привлекались к военной службе. За оказанные заслуги некоторые метеки получали привилегированное положение – изотелейс (освобождались от подати, вступали в законный брак с афинскими гражданами и т.д.). К метекам приравнивались вольноотпущенники, которые также имели простата (бывший хозяин) и платили особые сборы. Иностранцы, оказавшие особые услуги Афинам у себя на родине, назывались проксена, им предоставлялся ряд преимуществ: участвовать в народных собраниях, приобретать недвижимость, занимать почетные места в театре. Число рабов в Афинах доходило до 400 000 на 21 000 свободных и 10 000 метеков. Источником рабства являлись: военный плен, покупка за границей, рождение. Рабы подразделялись на государственных и частновладельческих. Первые могли иметь свое хозяйство, приобретать собственность, служить в полиции и тюрьме. Частновладельческий раб являлся собственностью господина, его вещью, а не лицом и потому не мог приобретать собственность. Однако смертная казнь ему назначалась лишь по суду. В случае жестокости хозяина он мог искать защиты в храме Тесея и требовать передачи его другому господину. Государственный строй В народном собрании участвовали лишь полноправные афиняне. Первоначально они собирались один раз в месяц, а с IV в. до н.э. – 4 раза или 40 раз в год, который для удобства управления делился в Афинах на 10 частей. Первые собрание года и месяца именовались главными (экклесиями), на которых вносились законопроекты, выбирались должностные лица и осуществлялась их проверка, решались вопросы войны и мира, делались заявления о государственных преступлениях, обсуждались виды на урожай и иные общие вопросы. Кроме общих законов, принимались псефизмы, которые касались отдельных лиц, конкретных случаев и предметов. Второе собрание собиралось для подачи афинянами разных просьб (личных и государственных дел). Третье и четвертое собрание предназначались для рассмотрения остальных дел (вопросы культа, прием герольдов и послов, других государственных дел). Законы, принимавшиеся народными собраниями, подразделялись на общие нормы и псефизмы, т.е. касающиеся отдельного частного вопроса. Если инициатор законопроекта обвинялся в противозаконности (графе параноман), то он за это нес ответственность, вплоть до смертной казни. Совет 500 являлся высшим правительственным и административным органном Афин. Избирался по жребию по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Затем кандидаты подвергались предыдущими членами совета проверки (докмассии) на счет выявления образа мыслей, права на занятие должности. Перед вступлением в должность булевт приносил клятву на предмет добросовестности. По окончании срока полномочий давали отчет о своей работе. Компетенция Совета: предварительное обсуждение дел, вынесенных на народные собрания; заведование текущими делами и финансами государства; надзор за военным флотом и конницей; дипломатия и заключение договоров с другими государствами; контроль за должностными лицами; судебные дела о государственных преступлениях. По причине неудобства ведения дел в составе 500 человек, Совет делился на 10 комиссий (пританы), которые поочередно по жребию стояли у власти в течение 1/10 части года (притании). Ежедневно пританы по жребию выбирали председателя (эпимтата), который также председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от казны и архива. Вместе с тремя пританами он находился в Совете в течение суток. Должностные лица. В Афинах они либо избирались (стратеги, лица, ведавшие военной подготовки молодежи, финансисты, казначеи и др.), либо определялись по жребию (архонты, попечители, призванные исполнять специальные поручения народа) на один год. Кандидаты на должность подвергались поверки (докимассии). Принципы организации должностей: возмездность; коллегиальность преобладала над единоначалием; подотчетность. Права: наложение штрафов за неподчинение законам и распоряжениям; привлечение к суду. Архонты составляли коллегию из 9 человек. До реформы Клисфена – это высшие должностные лица, но затем они утратили свое прежнее значение. Первые три архонта имели свои имена. Первый назывался архонт – эпоним, именем которого обозначался год. Он являлся председателем коллегии и народного собрания. Эпоним предварительно рассматривал некоторые семейные дела (о дурном обращении детей с родителями, о дурном обращении с наследницами и сиротами, о расточительстве, об опеке, о разделах, попечительство о сиротах и беременных женщинах) и направлял их в суд. Жена, пожелавшая развестись с мужем, обращалось за этим к эпониму. Второй архонт базилевс являлся председателем ареопага, надзирал за религиозным культом и председательствовал в суде по делам культа, заведовал мистериями и другими празднествами. Третий архонт полемарх осуществлял жертвоприношения в честь богов и ведал делами метеков, как эпоним в отношении афинян. Остальные шесть архонтов – коллегиальный орган (фесмофеты), которые исполняли судебные полномочия (графе параноман, дела о государственных преступлениях), председательствовали при докимассии, ежегодно просматривали законы на предмет устранения пробелов и противоречий. Ареопаг. До 462 г. он был влиятельным органом власти в Афинах, а затем стал одним из высших судов. Состоял он из действующих и бывших архонтов. Назначались пожизненно. Рассматривали дела о предумышленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях. По поручению народного собрания ареопаг расследовал государственные преступления. Наблюдал за нравами. Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6 000 человек. Избирался по жребию из лиц, достигших 30-летнего возраста, по 600 на каждую филу. Распадалась на 10 коллегий в составе 500 членов каждая. Компетенция: окончательное утверждение постановлений народных собраний; судебные дела о государственных и должностных преступлениях; апелляции на решение других судов; контроль за должностными лицами. Коллегия 10 стратегов выбиралась народным собранием для военного управления. Должность не оплачивалась. Стратеги могли переизбираться. Каждый из них курировал какой-то военный вопрос. Обладали равными полномочиями, однако в военное время один из них получал звание стратеги – автократоры, обладая всей полнотой власти. В Афинах насчитывалось до 600 должностей. Например, надзор за рынками поручался агороному, за мерами и весами – метроному, наблюдение за поведением женщин – гинеконом. Афинское право В Афинах древнейшим источником права являлся обычай. Архонт Драконт в 621 г. издал первый писанный закон, который прославился своей жестокостью. Якобы за все, даже малейшие правонарушения (кража овощей) предусматривалась смертная казнь (отсюда «Драконовы законы»). В действительности в них предусматривались и штрафы, бесчестие. Законы различали убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Обширное законодательство осуществил Солон, записав их на 16 побеленных деревянных досках. Законы способствовали развитию ремесла и торговли, впервые допустили дарения и завещательные распоряжения для лиц, не имеющих законных детей мужского пола и дарения. Ввел новую монету. В V – IV вв. до н.э. законы, принятые народным собранием, становятся основными источниками права. Большинство законодательных актов Афин до нас не дошли, и ученые свои знания об афинском праве узнали из сохранившихся надписей, документов, сочинений древнегреческих историков. Право собственности в Афинах получило значительное развитие. Однако собственность носила на себе следы своего происхождения из общинной собственности и рассматривалась как представление от государства. Отсутствовал даже термин собственности, которая рассматривалась как представления гражданам, сделанные государством. Потому архонт – эпоним при вступлении в должность заявлял, что он сохраняет за каждым афинянином ту собственность, которой они в данный момент обладают. Недаром земельное владение называлось жребием. К тому же частные собственники несли значительные повинности в пользу государства и общества (литургии). Право собственности защищалось несколькими исками: в первой инстанции предъявлялся иск о доходах, во второй – предъявлялся иск о собственности, когда истец доказывал свои права. Обязательственное право, по Аристотелю, существовало в Афинах в двух видах: вольные и невольные, т.е. договоры и деликты. Он же объяснил сущность договора, который рассматривался как специальный закон, связывающий друг с другом стороны. Особой формы для действительности договора не существовало, достаточно было соглашения сторон, но чаще всего прибегали к письменному договору: синграфы (подписывались кредитором и должником) и хирографы (подписывались лишь должником). До Солона за неисполнение договора должнику грозила долговая кабала, а после обязательство стало обеспечиваться задатком, залогом, поручительством. Купля-продажа заключалась неформально. Предметом договора могли быть движимые и недвижимые вещи. Продажа чужих вещей – недействительна. Цена выражалась и в деньгах, и продуктах. Риск случайной гибели вещи ложился на покупатели с момента заключения договора. Рыночная торговля регламентировалась: не разрешали торговать иностранцам, наблюдали за торговлей агорономы и метрономы. Договором найма были движимые и недвижимые вещи. Особой формальности не требовалось. Обычный срок найма в сельской местности составлял 10 лет. Наймодатель гарантировал нанимателя от изъятия (эвикции) вещи третьим лицом. Главная обязанность нанимателя – своевременный взнос платы, достигавшей 7– 8 %. Наниматель должен был обращаться с взятой вещью, как заботливый хозяин. Личный наем и подряд. Наемный труд был незначительным, т.к. в подобном случае прибегали к труду рабов. Подряд был более распространен, в особенности общественные работы. Ссуда – предоставление вещи в бесплатное пользование. Предметом ссуды могли быть собственные и чужие вещи. Заем вещи определялся не индивидуальными, а родовыми признаками: весом, числом, мерой. Он был как с процентами (12 – 18 %, а иногда 22 – 30 % в год), так и беспроцентным. Процветало ростовщичество. В IV в. до н.э. появляются специальные менялы – трапезиты (от «трапеза» – стол). Без согласия куратора женщины не могли заключать договор займа. Договор товарищества существовал самого различного рода, в том числе и для религиозных целей, сотрапезничества (общего питания), похоронной взаимопомощи. Он оформлялся в письменном виде. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно договору, при отсутствии такового – пропорционально их вкладам. Обязательство из деликтов. Правонарушения в Афинах в ряде случаев влекли не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего, и потому рассматривались в гражданском суде. Вчинялся иск в отношении причинения вреда как имуществу, так и личности (оскорбление действием, побои). Брак и семья. Брак считался обязательным для афинян, однако безбрачие не наказывалось, а рассматривалось как несчастье. Должности архонта – базилевса и стратегов занимали только женатые граждане. Брак долго сохранял следы договора купли-продажи. Жених заключал брачный договор не с невестой, а с отцом или родственниками невесты. Гедна – плата за невесту – считалась необходимым условием договора. Приданое для отца не было обязательным; для братьев, выдававших сестру оно требовалось. Муж управлял приданым. Были две формы брака: обычный договор жениха с куратором невесты; договор перед должностными лицами или перед судом. Женщина в семье занимала подчиненное мужу положение. Она проживала в обособленном помещении и под строгим надзором, из дома выходила лишь в сопровождении рабынь. Для мужчин развод был свободным в любое время, но с отдачей приданого. Он даже мог выдать жену за другого мужчину. Жена могла развестись только по разрешению архонта или суда. Наследство переходило по закону и завещанию (появились при Солоне). Наследовали в первую очередь сыновья поровну, а дочь при братьях не считалась наследницей. При отсутствии прямых наследников в наследство вступали боковые родственники. Уголовное право и судопроизводство. Пережитки родового строя долго сохранялись в уголовном праве: допускалась сделка родственников убитого с убийцей о вознаграждении; убийца до вынесения суда мог добровольно удалиться в изгнание. Виды преступления: государственные преступления (измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др); безбожие, преступление против семьи (дурное обращение детей с родителями, опекуна с опекаемой); против личности (убийство, нанесение ударов, брань, клевета, оскорбление); кража. Виды наказания: смертная казнь (за государственные преступления, обман народа, умышленное убийство, безбожие и т.п.), лишение политических прав, конфискация имущества (за бесчестье – атимию), штрафы и конфискация имущества (обычно в качестве дополнительных наказаний). Судебными органами являлись: ареопаг (предумышленные убийства, отравление и поджоги), суд эфетов( дела о непредумышленных убийствах,о подстрекательстве, нанесение увечий), гелиэя (государственные преступления и апелляционная инстанция для других судов), коллегия одиннадцати (разбойники, ночные и карманные воры, похитители граждан); коллегия сорока мужей и суд диэтетов ( мелкие дела по спорам). Вчинять иски могли лишь полноправные афиняне. За женщин и несовершеннолетних выступал куратор, за метеков – простат, за раба – его хозяин. Различались два вида судебных дел: дике и графе. Первый начинался по заявлению потерпевшего и мог быть прекращен в любое время; второй – по заявлению любого полноправного афинянина, и истец должен был довести его до конца, в противном случае платил штраф в 1000 драхм. Процесс дике рассматривал дела, затрагивающие личные интересы граждан, а графе – интересы общества, государства (взятки, неуплата налогов).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.170 (0.011 с.) |