Древняя Индия до империи маурьев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древняя Индия до империи маурьев



Первые поселения в долине реки Инд появились в IV тыс. до н.э. Между 2700 и 2500 гг. до н.э возникли однородно спланированные города и сформировались первые очаги цивилизации, названные по современным городам, около которых производились археологические раскопки: Мохеджо-Даро, Хараппа.

С середины II тыс. до н.э. в Северную Индию вторгаются арийские племена, завоевавшие племена мундов и дравидов и принесшие совершенно иную культуру, названную в честь памятника религиозной индийской литературы Ригведыведийской. Ведийское общество стояло накануне формирования протогосударств. Семьи были патриархальными. Деревней руководил родоплеменной вождь ганапати. Важнейшие вопросы племени и общин разрешались на собраниях – сабхе. Выборный правитель нескольких племен назывался раджа (от санскритского «царь», «правитель»), который должен был защищать подданных. Постепенно власть раджи усиливается за счет сокращения полномочий собрания, и около него образуется совет из глав администрации, военной и жреческой знати – паришад. Постоянную дружину племени возглавлял сенапати. Большое значение приобретает царский жрец и его первый советник – пурохита.

К середине VI в. до н.э. существовало около 16 протогосударств, объединительным центром которых становится г. Магадха. С IV в. в Магадхе устанавливается новая династия Маурьев, наибольшее возвышение которой произошло в III в. до н.э. при царе Ашоке, когда государство становится относительно централизованным. Во II в. до н.э. в Индию вторгаются греко-бактрийцы, и к концу I в. до н.э. держава Маурьев перестала существовать.

Государственный строй империи Маурьев

В это время оформляется концепция единоправителя (чакравартина). Царь возглавлял государственный аппарат и обладал законодательной властью. Являлся военноначальником, верховной судьей (наравне с брахманами) и главой фискального аппарата, организовывал публичные работы, строительство ирригационных сооружений. Его власть была наследственной и обожествлялась. Воцарение сопровождалось особой церемонией – абхишека. Для раджи предписывалось выполнение особой дхармы (круг религиозных, нравственных и общественных обязанностей): охрана подданных, издание указов, наложение наказания, опекунство для малолетних, больных и вдов.

В управлении государством царю помогали министры (мантрины, махаматры), объединявшиеся в совет министров (мантрипаришад). Появляется особая категория чиновников под названием адхъякша. Чиновники назначались царем, но практиковалась и передача должностей по наследству.

Административное деление отличалось сложностью: под реальной властью царя находилась лишь часть территории государства. Страна делилась на провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Пять крупных провинций управлялись чиновниками, а остальные чиновниками – раджуками.

Особенностью местного управления Индии являлась десятиричная система: сельские области состояли из 800, 400, 200 и 10 селений во главе с чиновниками. Низшей единицей территориального управления (деревни – общины) до 1000 семей являлась грамма во главе с выборным старостой грамиком.

Социально - правовой строй

Особенностью общественного строя Древней Индии являлось отсутствие сословий и классов. Там существовали особые сословные группы – варны (букв. «качество», «категория»). Первой была варна брахманов – жрецов, члены которой заведовали религиозными церемониями, законотворчеством и судом (вместе с царем). Второй являлись кшатрии (от санскритского «ранить») – профессиональные войны. Из кшатриев выходили цари. Третья варна – вайши («народ») состояла из общинников и торговцев. Замыкали варновый строй шудры, закон которым предписывал одно лишь занятие – служение трем предшествовавшим варнам, занятие ремеслом и актерством.

Представители первых трех варн именовались «дваждырожденными». Второе рождение связывалось с началом изучения священных книг. Для членов каждой варны существовала своя дхарма – обязанность, норма поведения.

Члены низшей «неприкасаемой» касты назывались чандалами. Ими становились отлученные от варн за различные проступки люди, которым запрещалось жить на одном месте, они должны были носить «одежду мертвых», питаться из разбитой посуды.

В Индии существовало и рабство, источником которого был военный плен, рождение в рабстве, подаренный, купленный, полученный по наследству, по наказанию, самопродажа. Законы ограничивали произвол хозяев по отношению к рабам. Рабы могли иметь семью, собственность, наследовать. Однако раб все же был не личностью, а вещью, а потому хозяин имел право на его жизнь и смерть.

Законы Ману

Жизньграждан подчинялась правилам, носившим более этически-религиозный, чем правовой характер – дхармы. Они содержались в дхармашастрах («наставление в дхарме») – религиозно-правовых трактатах, составленных богословскими школами в I – IV до н.э. и состоящих из трех частей: «Общие правила доброго поведения», «Судопроизводство», «Устав о наказаниях». Дхармасутры («законники») написаны стихами и представляли собой краткие афористические правила. Артхашастры – трактаты о политике и праве. Существовало и понятие закона – ньяя.

Наиболее видной дхармашастрой являются законы Ману, названные в честь прародителя человечества Ману. Они были составлены в период II в. до н.э. – I в. н.э. неизвестной брахманской школой. Состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в стихотворной форме (шлок). Особенностью законов является их религиозная окраска.

Регулирование имущественных отношений. Законы четко различают владение и собственность, и потому охране частной собственности уделено большое внимание. Законы предусматривают 7 способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, милостыня. Первые три способа допускались для всех жителей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайши, седьмой – привилегия для брахманов. Вещи могли приобретаться и по 10-летней давности.

Приобреталась вещь только у собственника. Основным видом собственности была земля, цена которой была фиксированной. Вмешательства в дела собственника запрещались.

Законы предусматривали в основном обязательства из договоров: заем, наем, купля-продажа, хранение и др. Договор заключался в письменном виде. Предусматривалась гарантия договора в виде заклада и поручительства. Запрещалось заключать сделки тайно, без свидетелей, в результате обмана или насилия, пьяным или безумным, старикам, малолетним, уродам, в состоянии гнева или горя. Ограничивалась дееспособность женщин, несамостоятельным членам семьи.

Договор займа свидетельствовал о расцвете ростовщичества с высокими процентами, но разрешалась личная расправа кредитора над должником (принуждение – избиение и морение голодом, путем осады дома). Допускалось и личное обеспечение долга должником и членами его семьи. Должник, жалующийся на кредитора, подвергался штрафованию. Проценты по долгам взимались в виде денег, зерна и пр. Денежный заем для воина составлял 3 %, для вайши – 4 %, шудры – 5 %, брахмана – 2 %.

Купля-продажа считалась действительной при совершении ее при свидетелях и рассматривалась как недостойное занятие для высших каст. Запрещалось продавать товар плохого качества, с весовой недостачей. Купленную вещь в любое время и в течение 10 дней можно было расторгнуть (возвратить вещь).

Договор личного найма относился лишь к шудрам. Условие заключения договора зависело от работодателя. За неисполнение договора взыскивался штраф, а деньги виновному не выплачивались.

Поклажа осуществлялась безвозмездно. За присвоение хранителем чужих вещей, он подвергался испытанию и наказывался.

Брак и семья. В Древней Индии существовала большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Женщина всегда находилась под опекой мужчины: отца, мужа, после смерти его старшего сына. Существовало 8 форм брака, но не все они считались почетными и законными. Брак представлял из себя сделку в виде покупки жены. Брачный возраст для девушек устанавливался в 12 лет, юношей – 16. Межварновые браки не поощрялись, но мужчинам высших варн разрешалось вступать в брак с женщинами низших. Наивысшей дхармой для жены являлось почитание мужа как бога, а после его смерти войти с ним на погребальный костер. Многоженство не поощрялось, но муж мог иметь несколько жен и даже продать жену. В случае смерти бездетного мужа по требованию его родственников жена должна была родить детей от брата мужа или других родственников. Назначение жены было – рождение и воспитание детей. Если же она оказывалась бездетной, то муж мог развестись с нею на восьмом году, если рождала мертвых – на девятом, если рождала только девочек – на одиннадцатом, но если жена была грубой, то развод – немедленно. За измену жену наказывали смертной казнью. Однако проституция с согласия мужа не наказывалась.

Имущество семьи считалось достоянием общим, а после смерти мужа делилось поровну между сыновьями либо передавалось старшему сыну, становившемуся опекуном младших братьев. Наследование было только по закону. Сестры при братьях не наследницы, но братья при выдаче сестер замуж обязывались выделить им приданое в виде 1/4 доли наследства.

Уголовное право и судопроизводство. Переплетение права Древней Индии с религией и моралью особо проявилось в уголовном праве, в котором отсутствует четкое разделение между преступлением и грехом: в одном случае – это телесное наказание и штраф, в другом – искупление вины. К ритуальной нечистоте виновного приводили такие деяния, как убийство брахмана, кража, прелюбодеяние с женой учителя, пьянство. В то же время эти деяния в законах относились к разряду деликтов, влекущих за собою суровое наказание.

В отличии других стран Древнего Востока, не знавших понятия государственных преступлений, в Законах Ману они стоят на первом месте. Это служба врагам, пролом городских стен и городских ворот.

К преступлениям против личности относится всякое насилие над человеком: убийство (смертная казнь в виде посажения на кол, утопление, затравливание собаками, сожжение), телесные повреждения в виде оскорбления действием (штрафы и возмещение расходов на лечение), а за групповые побои предусматривались удвоенные штрафы для каждого преступника. Особенно тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же он не наказывался смертью за убийство, а лишь изгонялся из страны. К оскорблению словами относили «поношение, посрамление и угрозу». Наказание зависело от варновой принадлежности: за оскорбление равного себе наказывали штрафами; шудру, оскорбившего вышестоящего, приговаривали к телесному наказанию – отрезанию языка, губ, рук, ног, кастрацию. Кровная месть отсутствовала.

Прелюбодеяние относилось к великому греху и трактовалось весьма широко: тайная беседа с чужой женой, заигрывания или прикосновения к волосам или платью женщины, услужливость. За все это полагалась смертная казнь. Насильника наказывали отрезанием пальцев, а равного по положению штрафами. Жену-прелюбодейку травили собаками, а ее партнера поджаривали на листе железа.

Имущественные преступления предусматривались в виде кражи и грабежа. Наказание зависело от стоимости похищенного и варновой принадлежности вора. Грабеж крупного рогатого скота, похищение людей, в особенности женщин и драгоценных камней, наказывались смертной казнью. Законы предписывали царя обуздывать беззаконие путем заточения, заковывания в цепи и телесными наказаниями. Применялись и замечания, выговор, штраф.

Казнь различалась простой (отрубание головы) и квалифицированной (сожжение, посажение на кол). Законы упоминают клеймение преступника.

Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей объявлялся царь вместе с брахманом. Законы устанавливают 18 поводов судебного разбирательства: кража, насилие, неуплата долга, заклад, продажа чужого, нарушение соглашения, клевета, спор о границе и т.п. Судебное дело начиналось подачей иска и судебными показаниями истца и ответчика. Стороны могли выставлять поручителей, которые гарантировали исполнение судебных решений. Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик сразу признавал свою вину. При отсутствии полагающихся свидетелей ими могли быть дети, старики, женщины («вследствие непостоянства женского ума»), ученики, родственники и рабы. Лжесвидетельство признавалось тяжким грехом.

Применялся ордалий в виде испытания весами, огнем, водой, ядом и т.п. К нему прибегали с согласия сторон и при отсутствии надежных свидетельств.

 

Древний Китай



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.014 с.)