Периодизация истории государства и права Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории государства и права Китая



История Древнего Китая делится на ряд периодов, связанных с конкретными династиями и названных по их именам: Шан-Инь (ХVI – ХI вв. до н.э.); Чжоу (ХI – III вв. до н.э.); Цинь и Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). В последний период рабовладельческое государство перерастает в феодальное.

На рубеже III – II тыс. до н.э. в Китае общинные объединения стали складываться в протогосударства с возвышением союза племен Инь. Потом в результате вторжения племен Шань активизируется объединительный процесс складывания государства и возникает Шан-Инь, трансформируясь постепенно в классическую восточную деспотию. Ван (царь) являлся и правителем, и жрецом. Утверждается верховная собственность вана на землю. За ним по иерархии следовали высшие советники, исполнители поручений и специалисты.

В конце ХII в. до н.э. западные племена Чжоу начинают завоевывать Шан-Инь. Государство Чжоу представляло из себя оформленную монархию с развитым административным аппаратом. Оно распадается на периоды: Западное Чжоу (ХI – VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и «воюющие царства» (V – III в до н.э.). В период Западного Чжоу управление огромной территорией вынудила вана передать земли в наследственные уделы своим родственникам и приближенным. Из 77 уделов в 55 правили родственники царя. Дробление на уделы приводит к их обособлению, и единое государство в IХ – VIII вв. до н.э. распадается на 160 – 200 самостоятельных образований. В Восточном Чжоу распад продолжается с укреплением власти местных правителей. Однако проявляются и объединительные начала, и к V в. до н.э. образуются 7 наиболее крупных царств («воюющих царств»), сменяющих друг друга. Из этой борьбы победителями в III в. до н.э. становится царство Цинь, закончившее объединение страны в 221 г. до н.э. В результате крестьянских восстаний в 207 г. до н.э. эта династия пала. Руководитель восставших сельский староста Лю Бан основывает династию Хань.

Сословно-классовое деление в Древнем Китае

В первые периоды истории Китая складывается классовое общество: правящая родовая аристократия; свободные крестьяне – общинники; рабы. Правящая верхушка эксплуатировала рабов и крестьян-общинников. С этой целью создается система «общественных полей»или «колодезных полей», подразделенная на «общественное» поле и «частное» поле. 1/9 часть «общественных полей» обрабатывалась сообща, платя с них ренту-налог на содержание царя, государства и знати. В индивидуальном пользовании находились «частные поля». В VI в до н.э. рента – налог с «общественных полей» – заменяется натуральным налогом.

В Чжоусский период формируется привилегированное сословие ранжированных чиновников, содержащихся за счет «кормления» с определенных территорий.

В то же время процесс классового образования проходил медленно: эксплуататорское сословие было неоднородным (титулованная знать, ранжированное чиновничество, незнатные крупные землевладельцы, купцы), как и эксплуатированная масса населения (лишенные собственности на землю, арендаторы – издольщики, рабы, наемные работники). Особняком стояли крестьяне и ремесленники, платящие налоги.

«Благородные» законодательно противопоставлялись «простонародью» и «подлым» (рабам, крепостным).

Увеличившееся обезземеливание крестьян и сокращение в этой связи числа налогоплательщиков вынуждает правительство с помощью реформ приостановить этот процесс. Наиболее радикальной из них была реформа императора Ван Манн в 9 г. н.э., который попытался перераспределить земельный фонд. Земля объявлялась императорской с запрещением ее купли-продажи. Восстановилась система общинного землевладения. Проведена денежная реформа и введены новые налоги.

Государственный строй

В иньский период складывается императорская власть и административный аппарат с наследственными, по позволению вана, должностями. В раннечжоуский период личность императора уже обожествляется. Он именуется «сыном Неба», первосвященником. Центром управления становится двор вана. Ближайшим помощником вана был цзай, дворцовый и военный правитель. Он ведал дворцовыми ремесленниками и следил за храмами. Особым приближенным к императору был шаньфу – стольник, обслуживающий не только личные нужды правителя, но и выполнявший различные административные и военные поручения. Некоторые должности ведали контролем над государственно-хозяйственной деятельностью, лесами, водами, пастбищами и т.п.

Циньско-Ханьский период характеризуется складыванием централизованной деспотической империи и распространением идеологии легизма (законности), т.е. управлением страной на основе закона. Государственные доктрины легизма были изложены правителем Гунсунь Яном (Шан-Яном) в IV в. до н.э. Он провел ряд реформ по централизации государства, завершившиеся созданием Циньской империи. Правитель принимает титул императора (ди), сосредоточив всю полноту власти.

В империи Ханьсоздается 20 чиновничьих рангов. Центральный аппарат состоял из финансового, военного, судебного, обрядового, сельскохозяйственного, императорского дворца, дворцовой стражи ведомств. Руководитель финансового ведомства (чэнсян) становится также первым министром (вначале их было два – «левый» и «правый»). В ведомстве императорского дворца особое место принадлежало душуйя, отвечающего за строительство и эксплуатацию оросительных каналов и сооружений. Военное ведомство возглавлялось тайвэем, который, наряду с первым министром (чэнсяном) и верховным цензором (юйшидафу), составили высшую категорию чиновников – «трех гунов».

Местное управление наиболее четко проявилось еще в Западном Чжоу путем введения округов как налоговых и военных единиц. Уездная администрация сложилась еще ранее, в VII в. до н.э., во главе которой стоял чиновник, ответственный перед правителем. В Циньско-Ханьский период появляются деление на округа, уезды, волости и общины. Во главе округа стоял губернатор, деля власть с военным ведомством. В пограничных округах губернаторская гражданская власть объединялась с военной. Община сохранила некоторую свою обособленность, со старостой и «отцами-старейшинами». К чиновникам не относились и волостные власти. Городское самоуправление представлял совет старейшин (саньлао).

Право Древнего Китая

На правовую систему Китая большое влияние оказали противоборствующие философские учения конфуцианства и легизма. Объединяющей чертой явилась их политическая направленность, стремление построить жизнь общества на «рациональных», «справедливых» началах, понимаемых, правда, ими по-разному, что привело к ожесточенной борьбе между ними, с многочисленными жертвами, закончившейся, однако, компромиссом.

Конфуцианство проповедовало этические нормы (ли), а не законы. Основатель этого учения Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) учил, что государство – это семья. Призывал к установлению строго порядка между людьми: между государством и подданными, между отцом и сыновьями, знатными и незнатными. («Государь должен быть государем, подданный – подданным. Отец – отцом, сын – сыном».) Правитель должен быть добродетельным, а подчинение его власти – высшая моральная добродетельность. Создание гармоничного общества – идеал учения конфуцианства. Основой такого общества должна стать сыновья любовь (сяо) с почитанием старших и начальников.

В период Чжанго (V – III вв до н.э.) роль права усиливается, и возникает учение легизма. Ярким представителем его был Шан-Ян, отстаивавший неограниченную власть ванна, правящего посредством установленных им и не обсуждаемых подданными законов. Для поддержания законов и «хорошего управления» они проповедовали жесточайшие наказания и коллективную ответственность. Даже малейшее нарушение императорских указов каралось жестоко. С целью укрепления власти вана «равенство» перед законом распространялось и на весь чиновный аппарат.

В III в. до н.э. – III в. н.э. происходит слияние конфуцианства и легизма, и вырабатывается новое отродоксальное ханьское конфуцианское учение. Не отвергая законы и строгое наказание, оно синтезировали право и мораль. Нормы морали должны насаждаться строгой карой закона («фа»). Это выразилось в формуле: там, где недостает «ли», следует применять «фа», или что наказуемо по «фа», не может быть дозволено по «ли», то, что позволено по «ли», не может быть наказуемо по «фа».

Первые писанные законы возникли в Шань, а в уже в Х в. до н.э. появляется Уголовный кодекс с 3 тыс. статей. Первый же материальный писаный памятник права «Обозрения законов» относится к 536 г. до н.э. На рубеже V – IV вв. до н.э. появляется «Книга законов царства Вэй» – один из первых сводов законов, составленный Ли Фуем.

Собственность и обязательства. Понятие собственности появилось в IV –III в. до н.э. и обозначалось словом «ю» («иметь собственность»). Верховная государственная собственность на землю являлась особенностью Китая. Несмотря на то, что земля продавалась и покупалась, дробилась, тем не менее их хозяин считался лишь владельцем.

С I в. до н.э. к купле-продаже допустили женщин и государственных рабов. Распространенными были договоры аренды земли, найма людей, ростовщичество. Существовало долговое рабство в виде заклада детей за долги на три года.

Брак и семья. Патриархальная семья – характерная черта семейного права Китая с абсолютной властью отца над домочадцами. С развитием частной собственности на землю большие семейные связи постепенно ослабевают и усиливаются политикой легистов, принудительно разделив патриархальные семьи. Брак заключался по договору. В конфуцианской книге Ли Цзы были закреплены низший и высший пределы брачного возраста: мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет. Главная цель брака – обеспечение воспроизводства семьи в физическом и духовном планах. Первоначально допускались браки между родственниками. Запрещались межсословные браки. Несмотря на принцип «один муж – одна жена», тем не менее мужу разрешалось иметь других жен и наложниц. Развод разрешался и даже поощрялся, но для жены он был затруднен. Инициировать развод могли не только супруги, но и родственники. Причины развода: прелюбодеяние, побои, ранения, непослушание жены свекру и свекрови, если жена была бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, воровала семейное имущество.

Уголовное право и судопроизводство. Право Китая развивалось в основном как право уголовное, охватывающее гражданские, семейно – брачные и пр. отношения. Понятие преступления связывалось с преступной волей правонарушителя, который считался «низким человеком». В ханьский период складывается учение о форме вины: выделяются предумышленные и умышленные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового. Различали оконченные преступления и покушения, соучастие и групповое преступление. Китайскому праву было известно 500 видов преступлений (по другим данным более 3000). В нем всегда присутствовали государственные преступления (измена ванну, бунт, хранение запрещенной конфуцианской литературы). Традицией стала ответственность чиновников за ошибки и за служебные проступки или знавшие о таковых своих коллег и не донесшие об этом.

Наказание обозначалось термином «бао» и рассматривалось как воздаяние по принципу талиона. Главной целью наказания было устрашение. Предусматривались такие виды наказания, как: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь. Это дополнялось битьем палками от 100 до 500 ударов, обращением в рабство, штрафом. В циньский период преступников варили в котле, сверлили головы, вырывали у них ребра. Особенностью китайского права было применение символических наказаний («сян»): смертная казнь заменялась ношением холщовой рубахи, отрезание ноги – покраской тушью колена. Существовала ответственность родственников преступников, а в древности даже истреблялся весь род преступника. За государственные преступления в циньском царстве смертной казнью наказывались и три поколения родственников преступника. За клевету, злословие, оскорбление, за проклятие императора у преступников перед казнью отрезали язык. От телесных наказаний освобождались дети моложе 8 лет и старики старше 70 лет.

Китайский состязательный процесс постепенно дополнялся элементами инквизиционного (розыскного) процесса. Заявление или донос подавались в уездную управу или управление округа. Под угрозой смертной казни запрещалось доносить на родителей, деда и бабку, других родственников. Местные чиновники вели следствие и приводили приговор в исполнение. Тяжкие преступления (мятеж, измена) расследовались окружными управами. Доказательствами считались свидетельские и вещественные доказательства, клятва. В судах применялись пытки. Тела или головы казненных преступников выставлялись в открытом поле, на рынке, во дворе дворца (для сановных преступников).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.079 с.)