ТОП 10:

Средневековое государство Германии



Возникновение и развитие феодальной Германии

По Верденскому договору 843 г. Людовику Немецкому отошли земли так называемой Восточной марки. Особенностью развития Германии является постепенный распад ее на отдельные феодальные княжества, сохранившие самостоятельность до ХIХ в. Причины тому следующие: экономическое развитие государства шло неравномерно, экономические интересы разных районов расходились; германские короли в Х в. стремились к завоеванию Италии, что ослабило их власть в Германии, т.к. им приходилось давать феодалам различные привилегии, чтобы получить от них вооруженную поддержку; борьба королей с папами за титул римских императоров; королевской власти не удалось наладить связи с городами и сделать их своей опорой. Все это ослабило королевскую власть.

Феодализм в Германии развивался медленней, чем в других странах. Общество разделялось на две основные группы: военное сословие (рыцарство) и крестьянство. Военное сословие являлось неоднородным. Особенно многочисленным было мелкое рыцарство. Податное разделялось на свободное и несвободное. Часть свободных крестьян владели землей в виде чинша, т.е. взноса платежей собственнику земли. Несвободные крестьяне – крепостные или холопы.

Герцоги стремились к самостоятельности, что привело к борьбе с королем. Король Оттон I (936 – 973) распределил герцогства между родственниками, но это не помогло. Тогда король решил опереться на церковь, проведя «оттоновские привилегии», по которым он расширил церковный иммунитет на вес округ; церковь получила права уголовной юстиции; в герцогствах образовывались самостоятельные церковные округа. Однако вместо одного светского феодала Оттон получил второго – духовного. Оттон I стремился завладеть императорской короной и с этой целью. Римский папа, со своей стороны, нуждался в поддержке германского короля. В 962 г. римский папа возложил на Оттона I императорскую корону. Империя получила название «Священной римской империи германской нации». «Священной» она называлась потому, что во главе ее должны стоять папа и император, при преобладании последнего; «римской» – потому, что германские короли считали себя наследниками римских императоров; «германской» – так как ставилась цель по объединению Германии и Италии при господстве первой.

С Оттона I начинаются итальянские походы королей за обладание короной, т.к. новый наследник император должен был подтвердить звание у римского папы. Папы в свою очередь постепенно укрепили свою власть и начинают борьбу с германскими императорами, которые в конце концов вынуждены были смириться с правом пап и признать за духовенством многочисленные права и привилегии. Высшие светские и духовные властители обособляются, образуя коллегию круфюрстов, т.е. князей избирателей императора. Эти их права были подтверждены в 1356 г. изданием «Золотой буллы». По ней была признана политическая самостоятельность курфюрстов, узаконивались частные войны. В булле также регулировался порядок выбора императора. Коллегия курфюрстов состояла из четырех светских и трех духовных феодалов. Потом курфюрсты добились, чтобы каждый император обязан был принять их условия (избирательные капитулярии»), ограничивающие власть монарха.

 

Сословно-представительная монархия

Высшее руководство постепенно сосредоточивалось в руках курфюрстов. Изредка собирался рейхстаг («день империи»). Он возник из гофрата – совета из высших представителей знати.В рейхстаг входили курфюрсты, духовные и светские князья, мелкие графы, руководители духовно-рыцарских орденов, представители городов. Рейхстаг созывался императором, а в ХVI в. курфюрсты получили право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Рейхстаг издавал законы, обязательные для империи. Обложение налогами производилось императором только с согласия рейхстага. Рассмотрение вопросов происходило отдельно по куриям: курфюрсты, князья и города. Затем происходили между ними переговоры по согласованию рассматриваемых вопросов. Решения рейхстага проводились в жизнь местными исполнительными органами власти отдельных земель, что придавало неустойчивость власти данного сословно-представительного органа.

Во владениях князей существовали собрания местных чинов, или ландаги («день страны») – сословные представительства духовенства, дворян и горожан (в некоторых землях приглашали и свободных крестьян). В ландагах существовало три палаты. Уполномоченные от своих избирателей получали инструкции (своеобразные наказы), носившие характер обязательных мандатов, и когда уполномоченные не находили в них указаний, как надо разрешить тот или иной вопрос, заседания ландага прекращались, и уполномоченные обращались к избирателям за указаниями. Компетенция ландагов в различные эпохи была не одинаковой. До образования особых судов (гофгерихтов) ландаги исполняли функции верховного суда. Они разрешали и политические дела, а также оказывали влияние на состав княжеских советов и на назначение чиновников. В отдельных княжествах они могли избирать государя, если прекращалась княжеская династия. Они ведали делами внешней политики, полицией и военными делами. Вотировали налоги.

Развитие государственного устройства земель характеризуется ростом княжеской власти. Высшее управление сосредоточивается в княжеском совете. На местах управление производилось посредством бургов – городских поселений. Во главе бурга стоял бургграф,или впоследствии амтман.

Абсолютная монархия

В ХVI в. в Германии проходила реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями, например, крестьянской войной 1525 г. Реформация разъединила государство по вероисповедованию на католический юг и протестантский север. Тридцатилетняя война 1618 – 1648 гг. также велась под религиозным лозунгом. Князьям удалось воспротивиться усилению императорской власти, и Германия распалась свыше чем на триста самостоятельных мелких княжеств, в которых устанавливается абсолютизм (ХVII в.).

Наиболее крупными государствами стали Пруссия и Австрия с существенными между собою различиями: Пруссия – протестантская страна, а Австрия – католическая; население Пруссии в основном было немецким, а Австрия была многонациональным государством; Австрия являлась более феодализирована, чем Пруссия.

Управление Пруссии было централизовано. Тайный совет являлся высшим органом управления. Впоследствии он разделился на три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Последний сделался главным органом всего управления и носил наименование «генеральной высшей директории финансов, военных дел и доменов». Рядом с директорией стояли ландраты, земские чиновники, назначавшиеся королем из местных дворян. Города возглавлялись магистратами, назначаемыми правительством.

Правящим классом Пруссии являлось дворянство, из среды которой выходили высшие чиновники и офицеры. Городское сословие было развито слабо. Крестьянское население в основном было крепостным.

Австрия, в отличие от Пруссии, была слабо централизованной – собранием отдельных государств, в которых большое влияние оказывали Австрия и Венгрия. В австрийских государствах существовали сеймы, ведавшие местными делами, а также выполнявшие многие государственные функции. В австрийских землях сеймы состояли из четырех чинов: духовенства, «господ», рыцарей и королевских городов. В Тироле к четвертому сословию принадлежали и крестьяне. Начиная с ХVII в. политическое значение сеймов падает.

При королеве Марии – Терезии (1740 – 1780) важнейшие дела управления сосредоточились в руках королевских чиновников. Высшее управление было сосредоточено в Тайном совете, замененном потом конференцией. Гофкригсрат ведал военными делами. Министерство военных дел появилось в начале ХVIII в. во главе с канцлером. С целью объединения отраслей управлений в 1760 г. учреждается государственный совет, который рассматривал законопроекты, «стоял на страже веры, порядка и кредита». Провинции управлялись первоначально «представительствами и камерами», замененными впоследствии губернаторами. Во главе округов стояли окружные начальники с земскими правлениями.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.006 с.)