Рабовладельческое государство и право. Государство и право Древнего востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабовладельческое государство и право. Государство и право Древнего востока



История государства и права

Зарубежных стран

Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

Нижний Новгород – 2005

 

 

ББК 67

Г 15

 

 

Галай Ю.Г. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 79 с.

ISBN 5-87941-378-0

 

 

В учебном пособии рассматриваются основные вопросы, предусмотренные учебной программой по истории государства и права зарубежных стран.

Особенность данной дисциплины заключается в изучении истории развития государственно-правовых процессов. Ее целью является выявление историко-правовых закономерностей возникновения и эволюции государства и права. История государства и права зарубежных стран рассматривает развитие государственных и правовых институтов в хронологической последовательности отдельных существовавших и продолжающих существовать государственных образований, при этом выявляя закономерности и особенности данных процессов.

 

 

ББК 67

 

 

ISBN 5-87941-378-0

 

© Галай Ю.Г., 2005,

© ННГАСУ, 2005

ВВЕДЕНИЕ

 

История государства и права зарубежных стран (Всеобщая история государства и права) – общественная наука, относящаяся к историко-правовым, т.к. она одновременно имеет отношение к науке истории и к науке о государстве и праве. Как таковая, она входит в число основных учебных дисциплин на юридических факультетах вузов и представляет собой важный составляющий элемент высшего юридического образования. Отличие данной дисциплины от гражданской истории заключается в изучении не общих исторических процессов, а развития истории государственно-правовых процессов. Ее целью является выявление историко-правовых закономерностей возникновения и эволюции государства и права в конкретных хронологических рамках и условиях.

История государства и права зарубежных стран в то же время тесно связана с другими юридическими дисциплинами, и прежде всего, с теорией государства и права. Однако в отличие от нее, занимающейся общетеоретическими, абстрактными формами изучения государства и права, история государства и права зарубежных стран рассматривает развитие государственных и правовых институтов в хронологической последовательности отдельных существовавших и продолжающих существовать государственных образований. При этом выявляя закономерности и особенности данных процессов.

История государства и права зарубежных стран как особый предмет юридических знаний возник и стал преподаваться в западноевропейских университетах с конца ХVIII – начала ХIХ вв. В России же первая попытка введения подобного курса связана с профессором Московского университета Л.А. Цветаевым, который являлся ординарным профессором кафедры «прав знатнейших древних и новых народов». В начале ХХ столетия профессор В.Г. Щеглов издал курс по всеобщей истории права.

Материалы представленного учебного пособия располагаются в хронологической последовательности, начиная с Древнего Востока, Античного мира, переходя к средним векам, а от него к Новому и Новейшему времени. Естественно, что в кратком учебном пособии невозможно (да и не целесообразно) охватывать историю возникновения и развития государства и права всех стран и народов. Потому автор остановился на тех государствах, которые внесли существенный вклад в мировую цивилизацию, и на примере этих конкретных государственно-правовых образований постарался дать логическую и закономерную схему генезиса и эволюции историко-правовых процессов. Тем не менее учебное пособие написано в полном соответствии с существующими вузовскими программами, в кратких и доступных для студентов формах содержит сумму соответствующих понятий и фактических сведений, необходимых для высшего юридического образования и формирования у студентов профессиональной правовой культуры. В то же время задача автора ставилась вполне утилитарная – оказать помощь обучающимся в изучении дисциплины «История государства и права зарубежных стран», дав им зачатки знаний по данному предмету.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Древний Египет

Образование и развитие Древнего Египта

Государство Древнего Египта образовалось в Северо-Восточной части Африки, в нижнем течении Нила. Единое государство складывалось постепенно: сначала образовались несколько десятков небольших и примитивных государств, названных греками номами (по-египетски «сепат»). Их образование сопровождалось объединением нескольких сельских общин вокруг одного религиозного культа для совместной обработки земли. Ном имел свой религиозный культ, богов – покровителей. Возглавлял ном правитель – адз, являвшийся преемником родоплеменных вождей. Номы враждовали друг с другом, и постепенно (в середине IV тыс. до н.э.) сложились два крупных государства – Верхний Египет и Нижний Египет. Первоначально объединение произошло на юге, а затем на севере. К концу IV тыс. до н.э. Верхний (южный) Египет завоевывает Нижний (северный), и образуется единое государство. Первым царем был Менес.

Хронология Древнего Египта крайне условна, тем не менее история государства делится на Раннее царство (3100 – 2800 гг. до н.э.), Древнее царство (около 2800 – 2250 гг. до н.э.), Среднее царство (около 2250 – 1700 гг. до н.э.), Новое царство (около 1575 – 1087 гг. до н.э.).

Политическим центром Раннего царства стал г. Тинис в Верхнем Египте, который был резиденцией первых двух династий. При III династии столица переводится в г. Мемфис, и возникает Древнее царство со строгой централизованной и бюрократически организованной монархией в виде «восточной деспотии», для которой характерны централизация управления, наличие разветвленного чиновного аппарата, обожествление монарха. Воздвигаются первые грандиозные пирамиды. В конце царства начинается раздробленность Египта, в результате раздачи различных привилегий и льгот усиливается роль и значение местных номовых правителей.

Период распада приводит к упадку производительных сил и ирригационной системы. На Юге возникает объединительное движение, первоначально возглавленное Гераклеопольским номом, а затем выдвигается Фиванский ном. Возникает Среднее царство, когда Египет становится единым централизованным государством. Однако опять раздача льгот номовой верхушке первоначально приводит к их сепаратизму, а нашествие азиатских племен гигсосов к завоеванию почти на два столетия государства.

Борьба с завоевателями приводит к образованию Нового царства – периода первой в истории мировой империи, территория которой распространялась с севера на юг на 3200 км. Наибольшего могущества это царство достигает при фараоне Рамзесе II (1317 – 1251 до н.э.). На исходе этого царства происходят восстания рабов, ослабление центральной власти, увеличение роли наемников в армии, на троне появляются фараоны – иностранцы. В 525 г. до н.э. Египет входит в состав персидской державы, а в 30 г. до н.э. – Римской империи.

Социальный строй Египта отличается его крайне медленным развитием, обусловленным безраздельным господством государственного царско-храмового хозяйства. Верхушку общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы распадались на группы в соответствии с культами богов во главе с верховным или первым пророком бога.

Большую и влиятельную роль играли писцы, из которых рекрутировались все чиновники, в том числе и высшие. Занятие было наследственным, но не кастовым.

Свободные крестьяне назывались мерет. Они жили как на государственной земле самостоятельными общинами (каждый имел свой надел и платил сбор в казну), так были и прикрепленные к земле, пожалованной фараоном храму, чиновнику или воину. Такие крестьяне не имели право покинуть землю, платя государственные и господские повинности. Имелись и «слуги царя», понятийный термин которых был размытым и обозначал и полусвободного, и зависимого работника. Постепенно из них выделяются «неджес» («маленькие»). Наряду с ремесленниками, неджес получают более высокий статус. Из неджес отделяются «сильные неджесы»,которые влились в средний слой мелких производителей. Наряду с неджес, появляются «немху» – земледельцы со своим хозяйством, ремесленники, мелкие чиновники и воины.

Значительный слой населения составляли свободные ремесленники, работавшие в государственных рудниках и мастерских и объединявшиеся в группы по 10 человек.

Рабство носило коллективный характер, однако они считались собственностью царя (государства). Сановники и жрецы получали от фараона земли с рабами, но последние не передавались им в собственность. Источником рабства был военный плен. Рабы имели семью и имущество. За преступления наказывались государственными органами. Раб, отпущенный на волю, приравнивался к свободному, т.к. разряда вольноотпущенников в Египте не существовало.

Государственный строй

Во главе государства стоял фараон, которого в Египтепо имени не называли, а величали «высокий дом», по-египетски – «перо» (в еврейской транскрипции «пар / о», а в греческой – «фараон»). Царь обожествлялся и приравнивался к богу Ра или сыну бога Ра (царь солнца, сын солнца). С этой целью строились гигантские пирамиды. Он – бог при жизни и по смерти. Царь – «источник жизни, здоровья и радость сердца», который не умирал, а «заходил в свой вечный горизонт». Перед фараоном падали ниц, целовали прах его ног. Фараон являлся законодателем и судьей, главой исполнительной власти. Ему принадлежало верховное право на земельный фонд, из которого он наделял чиновников землей. Его власть передавалась по наследству. Однако полномочия фараона не были произвольными, а основывались на религиозно-моральных нормах справедливости (маат).

Осуществляя свою власть, фараон опирался на огромный чиновный аппарат, во главе которой стоял джати, власть которого сравнима по характеру власти с последующими арабскими правителями визирями. На эту должность обычно назначали царевичей или других близких родственников. Джати – глава всего бюрократического аппарата – соединял в одном лице административную и судебную власть. Его обычно называли «начальник всего государства юга и севера» или «управитель всей страны». Ему оказывали большой почет и считалось, что его голосом говорит бог законов Тот. Джати принимал участие и в хозяйственном управлении, стоя начальником всех царских сокровищ, государственных складов, был руководителем царских работ. В Новом царстве он стал руководить вооруженными силами.

Далее следовал огромный чиновный аппарат с развитым делопроизводством, с многочисленными писцами и секретарями, которые при ХVIII династии получили общее название «послушные призыву», составив группу лиц, неоднородной не по сословной, не по классовой принадлежности. Особую группу составляли «большие послушные призыву царя», состоящие из придворных и крупных гражданских и военных чиновников.

В Древнем царстве сельские общины возглавлялись старостами («ксерпы») с общинными советами – джаджатами. Впоследствии местное управление стало осуществляться главами номов, которые первоначально пользовались самостоятельностью, позднее их назначали фараоны. Они обладали административной и судебной властью, собирали подати в пользу казны. Страна по традиции разделялась на округа – Южный и Северный, во главе с наместниками.

Право Древнего Египта

Древнейшим источником права был обычай. Считается, что первым законодателем Египта был Менес – первый царь первой династии. Большое законодательство связывают с Рамзесом II. В VIII в. до н.э. появляется кодекс царя Бокхориса, состоявший из 8 книг.

Право собственности. Земля в Египте формально находилась в собственности фараона. Однако на практике различались следующие категории земельных владений с различным правовым режимом: а) храмовые; б) служилой знати, жрецов и воинов.

Храмовая земля постепенно стала по жребию разделяться между жрецами. С ХIХ – ХХ династий жрецы управляют землей уже без вмешательства со стороны государственных властей. Отдельные жрецы и воины также получали от фараона за свою службу земли вместе с инвентарем и рабами. Однако государственные чиновники продолжали управлять землей и взимать определенные доходы. Вся остальная государственная земля находилась в ведении крестьянских общин. С ХVIII династии цари стали пахотные земли передавать ветеранам в виде дарения, а не в качестве платы за службу.

Постепенно храмовая земля и земля отдельных граждан стала предметом купли-продажи, дарения и найма. Фактически земля становилась частной собственностью. Предметами частной собственности являлись и движимые вещи – живой и мертвый инвентарь, пожалованный фараоном вместе с землей.

Обязательственное право долгое время имело форму торжественной клятвы перед жрецами и чиновниками. При царе Бокхорисе это отменяется, но письменный договор сохранился.

Купля-продажа получила широкое распространение в Египте. Договор с недвижимостями заключался с соблюдением ряда формальностей. Первый акт представлял соглашения между сторонами о деньгах, об обязательстве продавца передать право собственности и оградить покупателя от изъятия вещи третьим лицом. Второй акт имел чисто религиозный характер и подтверждал договор клятвой продавца. Третий акт состоял из ввода покупателя во владение землей, происходил перед судом, и затем имя покупателя регистрировалось в поземельных книгах вместо имени продавца. Позднее второй акт был отменен.

Договор займа регулировал передачу вещей в собственность заемщика с обязательством возвратить такое же количество вещей того же качества в обусловленный срок. Объектами договора могли быть деньги, зерно и т.п. Обеспечением договора служили личность должника или его родных, он мог привести должника в рабство. Другим видом обеспечения был залог мумии отца или мумии родственников, либо собственной мумии. Со времени царя Бокхориса договор кабалы отменяется и запрещается самовольный захват кредитором имущества должника. Крестьянам разрешалось закладывать землю. Максимальный размер процентов установлен в 30 % годовыхдля денежного займа и 33 1/3 % для зернового займа. Запрещалось начислять проценты на проценты.

Аренда земли сдавалась на один год, а для застроенных участков и для домов в городе срока конкретного не было. Вознаграждение за аренду поля определялось долей урожая.

Поклажа,или хранение вещей считалась безвозмездной как добросовестная сделка под покровительством религии.

Семейно-брачное право. Египетская семья сохранила пережитки матриархата, потому дети именовались по «материнству» (сын такой-то). Широко были распространены браки братьев с сестрами, а в семьях фараона встречались браки царей с собственными дочерьми и со вдовами своих отцов.

Женщина пользовалась высоким положением, именовавшейся «владычицей дома». Постепенно роль женщин в семье несколько меняется: египтянину разрешается взять вторую жену, а у зажиточных мужчин появляются гаремы.

Брак заключался в виде договора, женщина в котором выступала как самостоятельная сторона и договаривалась сама. Жена сохраняла свое имущество. Муж даже обязывался давать жене определенные суммы на ее расходы.

Дети имели определенную самостоятельность, располагая своим имуществом. На них возлагалась обязанность заботиться и кормить родителей. Сыновья и дочери наследовали поровну, а дети умершего наследника наследовали долю своего отца. Праву известно завещание, самостоятельное право на это до V в. имела и жена.

Уголовное право и судопроизводство. Кровная месть была отменена, как и денежные выкупы. Смертная казнь применялась широко, в виде сожжения или меча. Высокопоставленным персонам предоставлялось право самим убить себя. За измену, восстание и заговор против государства наказывались виновный и вся его семья. Тело мятежника запрещалось погребать, а выбрасывалось в воду. При Бокхорисе допускалась замена смертной казни обращением в рабство.

Применялись и другие виды наказания, в том числе и членовредительные: отрезание рук, носа, ушей, языка, кастрация. Телесные наказания осуществлялись в виде нанесения 100 палочных ударов. Принудительные работы сопровождались ссылками. Применялось и тюремное наказание. Практиковались и денежные штрафы, а также бесчестящие наказания – выставления у позорного столба.

Смертная казнь применялась также в отношении религиозных преступлений и за колдовство. Заговор и изготовление любовных напитков с целью околдования человека рассматривались как одно из тяжких преступлений. Смертной казни подвергались лица за следующие виды преступлений: умышленное убийство животных, посвященных богу, а также убийство ибиса, кошек, совы; выбрасывание нечистот в Нил; употребление в пищу запрещенных предметов; откапывание могил; погребение в запретной зоне в Абидосе; обнаружение места погребения быка Аписа; разглашение государственных тайн. Отступление от установленных правил лечения, изложенных в священных книгах бога Тота, изобретение нового танца или составление новой песни также считалось тяжелым преступлением. Смертная казнь полагалась за клятвопреступление, убийство, ложный донос. Отцеубийцу вырывали мясо кусками из тела, потом клали его на шипы, затем сжигали. За подлог и кражу отрубали руку. Членовредительному наказанию подвергались подделка печатей и монет (отрубали руку), пользование фальшивыми мерами и весами. За прелюбодеяние женщинам отрезали нос, а ее соучастника подвергали кастрации, как и за изнасилование.

Суд не был отделен от администрации. Джати председательствовал в Совете десяти, верховной «палате шести». Суды номов возглавлялись их правителями. Фараон имел право самостоятельно разрешить любое судебное дело. К нему же обращались с жалобой или просьбой о помиловании.

Уголовные и гражданские дела возбуждались по жалобе потерпевшего и не различались между собою. Суд был письменным. Судебное решение объявлялось без мотивации. Судебными доказательствами служили: свидетельские показания, клятва свидетелей и жалобщика, осмотр места преступления, пытка.

Древний Вавилон

Образование и развитие вавилонского государства

В долинах рек Тигр и Ефрат (Двуречье или по-гречески Месопотамия) в IV тыс. до н.э. сложились предпосылки для образования общества и государства. Для успешного возделывания земли и сооружения ирригационной системы требовалось большое число людей. Как и в Египте, общины стали объединяться вокруг религиозных центров, возникают первые города-государства: Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. с тысячным населением. Во главе их стояли властители иссаку (с аккадского – «наместник бога») или патеси (с шумерийского – «служитель бога»). С целью добычи рабов города вели между собою постоянные войны. На юге господство переходит к городу Шумер, а на севере – Аккаду. Возникает шумерийская держава с центром Урук. Между Шумером и Аккадом начинается борьба за гегемонию. Военный успех переходил то к одному городу-государству, то к другому. Аккадский царь Саргон объединяет Север и Юг, и в Двуречьи возникает первое государственно-политическое объединение, которое было разрушено нашествием горных племен гутеев, правивших там около 100 лет. После этого в ХХII – ХХ вв. до н.э. гегемония переходит к шумерийскому городу Ур. В свою очередь Ур в 2007 г. до н.э. разрушается эламитами. В северной части в пределах Аккада возвышается город Вавилон (с аккадского – «врата бога»), установивший свое господство в Месопотамии на триста лет (1894 – 1595 гг. до н.э.). Наибольшего могущества вавилонское государство достигает при царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) с огромными территориями от Персидского залива и до Сирии. Он прославился Законами царя Хаммурапи. Вавилонская империи перестала существовать в ХVI в. до н.э. в результате завоевания касситов, правивших там 500 лет. В VII в. до н.э. возникает Нововавилонское царство (Ассиро-Вавилонская держава), просуществовавшее до 538 г. до н.э. и разгромленное персами.

Правовой статус населения

Свободное население делилось на две группы: авилум («человек», «сын человека») и мушкенум («падающий ниц»). Установить, чем было вызвано такое различие между ними, невозможно.

Авилум – это свободный, полноправный член городской или сельской общин. Рабовладелец. Однако за долги на три года мог попасть в рабство.Нес повинности в пользу государства. Только он имел право гражданской и военной службы. Пользовался правом талиона («равное за равное», «око за око, зуб за зуб»).

Среди авилумов выделялось сословие воинов, имевшее ряд привилегий. Военная служба была наемной, и за нее воин получал от царя имущественный надел илку в виде земли, рабов, скота и орудия сельхозпроизводства. Если воин отказывался выступить в поход и посылал вместо себя наемника, то его убивали, а илку передавали наемнику. В случае гибели воина илку могла переходить к его наследнику с условием несения службы. Если такового не было, то вдова получала из илку 1/3 на воспитание детей. Забота о воине проявлялось и в том, что община, местный храм или власть должны были выкупить его из плена. Жене военнопленного запрещалось вторично вступать в брак. За притеснение воина со стороны командира последнего убивали.

Особой заботой государства была торговля, потому привилегиями пользовались тамкары – ростовщики, оптовые торговцы, кредиторы. Например, им разрешалось покупать илку. Одновременно на них власть налагала обязанность отчислять царю часть своих доходов и выкуп пленных.

Мушкенум находился вне общинного строя, являясь человеком низшего разряда. Он был свободным, имел семью, имущество и рабов. Мог вступать в договоры и нести обязанности. Защищался законом: право обращаться в суд за защитой, а кража их имущества каралась в 10-кратном размере от стоимости краденного. Однако институт талиона на них не распространялся.

Жрецы составляли особую привилегированную группу людей, обладающую большим богатством в виде земли, стада скота, зданий и рабов. Высшие жреческие должности занимали родственники царя, лица знатного происхождения. Они могли заниматься ростовщичеством и торговлей, организацией ремесленных мастерских. Привилегии храмов приравнивались к привилегиям дворца, получая в свою пользу особые налоги, сборы на религиозные обряды, пожертвования. Жрецы сохраняли в своих руках и юстицию.

Рабы (вардум) подразделялись на царских, храмовых, общинных и частновладельческих. Основным источником рабства являлся военный плен, а также долговое рабство, ограниченное тремя годами. Частновладельческий раб рассматривался как вещь, принадлежащая хозяину. В то же время рабы могли иметь имущество и семью. Разрешались браки рабов со свободными. Статус их потомства зависел от состояния отца: от свободного отца, женившийся на рабыне – сын свободный; от раба – раб, но после смерти отца его дети автоматически получали свободу.

Государственный строй

Во главе шумерийского государства стоял патеси – преемник родоплеменных старейшин, но если его господство распространялось на несколько городов, то он принимал титул энси («возглавляющий род») или лугаля («большой человек», «хозяин»). Власть лугаля была наследственной, обладающей законодательной, исполнительной, военной, судебной и пр. властью. Являлся наместником бога на земле, но не считался богом, как в Египте.

Во главе царского дворца стоял нубанда, назначаемый и смещаемый царем. От имени царя он организовывал публичные и земледельческие работы, руководил царской казной и финансами. Ему подчинялись местные правители. Впоследствии нубанда стал заниматься ведением войн, строительством укреплений, каналов и храмов.

Правителем многих городов был исааку (наместник), а областей шакканаккум, отвечающие за сбор налогов, поддержания порядка, сбор ополчения. Общины возглавляли выборные старосты рабианум.

Право древнего Вавилона

Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обычай, который не был писаным. Наряду с обычаями, довольно рано появляется и закон – законодательный акт того или иного правителя. Самым известным правовым документом Вавилона являются Законы царя Хаммурапи, обнаруженные французскими археологами в г. Сузах в 1902 г., которые представляли из себя конусообразный столб из черного базальта. Наверху барельефное изображение Хаммурапи, принимающего законы из рук верховного бога покровителя суда Шамашша. Потом шли восхваления Хаммурапи. А потом излагались статьи закона, состоящие из 282 статей. До нас же дошло 247, т.к. часть статей оказалась стертой. Законы были казуальными (от лат. казус – отдельный случай), т.к. записаны в виде судебных решений по отдельным случаям. Законы являлись своеобразным кодексом Вавилона, в основе которых лежал обычай и судебная практика. Они содержат пережитки родового строя. В отличие от других восточных правовых памятников, Законы Хаммурапи не содержат религиозного и морального элементов, а его статьи рассматривают конкретные житейские ситуации.

Право собственности. Поземельная собственность существовала в виде коллективной, государственной и общинной. Последняя распределялась между между селениями и отдельными ее членами. Рано возникла и частновладельческая собственность на землю. До нас дошли многочисленные документы, говорящие о широком развитии частной собственности: акты продажи земли, домов, рабов и т.п.

Существовала илку – земля, данная воину или чиновнику за службу. Илку изымалась из оборота (за исключением тамкара и другого обладателя илку); если это случалось, то ответственность ложилась на покупателя – «он терял свое серебро».

Собственность защищалась самыми решительными мерами: вор подвергался смертной казни или огромному штрафу; собственник имел право истребовать свою вещь у любого лица, но не самовольно, а по суду.

Обязательственное право было довольно развитым, и число различных договоров довольно велико. Их заключение не было строго формальным, однако письменная форма считалась обязательной. Для купли-продажи раба необходимо было присутствие свидетелей и клятва покупателя. Договоры записывались на глиняных табличках, которые обжигали и передавали на хранение в царские или храмовые архивы.

Купля-продажа и мена, как правило, не устанавливали никаких обязательств сторон, а просто фиксировалась их воля о передачи права собственности на вещь. Предметами купли-продажи являлись как движимые вещи (рабы, животные, зерно), так и недвижимые – поля, сады, дома. Практиковались сделки в кредит. Предусматривалась гарантия на вещь, например, в отношении раба 1 месяц.

Имущественный наем как личный, так и имущественный довольно регламентирован. Предусматривалась аренда земли, садов, домов, повозок, судов, животных. Договор аренды земли устанавливался в один год; садов в 5 лет. Плата за аренду устанавливалась в 1/2 или 1/3 урожая для поля и 2/3 для сада. Арендатор не освобождался от уплаты, если «по лености» не вырастил урожая. Если же урожай был не выращен из-за климатических катаклизмов, то арендатор от уплаты процентов в данный год освобождался. Не переносились проценты и на следующий год.

Личный наем свободного гражданина заключался также, как и наем раба. Устанавливался порядок и такса оплаты труда для врачей, строителей, ремесленников, судостроителей: деньгами, зерном или маслом. Устанавливалась различного рода ответственность: врача за неудачную операцию (отрубали пальцы рук), строителя дома за его обвал (восстановлением дома и погибшего имущества за собственный счет; если под обломками дома погибал хозяин – убивали строителя; родственники хозяина – убивали жену или детей строителя); судостроителя в течение года за непрочность постройки судна (должен был построить новое судно за собственный счет).

Заем регулировался достаточно подробно. До Законов Хаммурапи существовало пожизненное долговое рабство, он же ограничил его тремя годами. Заимодавец нес ответственность за смерть раба – должника, если тот погибал по его вине. Ограничивались и проценты: 20 % для серебра, 33 и 1/3 % для зерна.

Поклажа или хранение вещей. На хранение отдавали деньги, зерно, рабов, документы и т.п. Договор заключался исключительно при свидетелях. Этот договор был безвозмездным, как дружеская услуга. Однако в отношении хранения зерна устанавливалось вознаграждение. Хранитель нес ответственность за хранимую вещь.

Поручение заключалось в виде обязательства одной стороны что-либо купить или продать, дать взаймы и т.д. за счет и от имени другого. В Законе Хаммурапи этого договора нет, но о нем свидетельствуют другие дошедшие до нас документы.

Договор товарищества заключался для разных целей: для совместной деятельности, для совместной покупки животного, для совместного предоставления займа. Каждый товарищ перед третьими лицами отвечал полностью, если другой товарищ не выполнил обязательства. Прибыли и убытки распределялись между товарищами поровну, видимо, их взносы были равны по своей ценности.

Договор тамкара с шамаллу являлся своеобразным договорных отношений между денежным человеком (тамкаром) и торговым агентом (шамаллум). Существовало два вида договора: при первом тамкар давал шамаллу деньги для торговых операций; при втором – шамаллу получал для продажи зерно, масло и другие товары. Закон устанавливал ответственность за неисполнение договора, если это произошло по вине или неопытности шамаллу.

Брак и семья. Брак заключался по письменному договору, в противном случае он считался недействительным. Он совершался между женихом и отцом невесты, при этом жених давал выкуп за невесту (тирхату) и свадебный дар (билу). Отец давал приданое (шерикту). При отказе жениха от заключения брака он наказывался потерей выкупной платы и свадебного подарка в пользу отца невесты; при отказе отца невесты возвращалось жениху все полученное в двойном размере. Приданым распоряжалась жена, а муж лишь имел право пользоваться им. После смерти жены приданое переходило ее детям. Если их не было, то оно возвращалось в дом отца. Во время супружества муж наделял жену подарками (нудунну) для ее обеспечения в случае его смерти.

Брак был моногамным. Однако если жена была бесплодной, то это считалось поводом для развода. Если же муж не разводился с женой, то она должна была купить ему рабыню, которая не могла претендовать на равенство с законной женой.

Жена в семье занимала довольно высокое положение и считалась вполне правоспособной. Она свободно заключала сделки, могла заниматься торговлей и ремеслом. Однако мужу позволялось вместо себя отдавать жену в долговое рабство.

Развод для мужа был возможен в любое время. Ему не разрешалось покидать жену в случае заболевания проказой, однако он мог вступить в брак вторично. Жена могла потребовать развода в следующих случаях: при прелюбодеянии мужа; в случае неосновательного обвинения им жены в прелюбодеянии; при оставлении мужем дома и местности. При разводе муж возвращал жене ее приданое и давал часть имущества на содержание детей. Вдова, имеющая малолетних детей, не могла без разрешения суда вторично вступать в брак.

Семья носила следы патриархальности, что усматривалось во власти отца над детьми, которых он мог отдать в долговое рабство или в младенчестве продать в рабство. Наследство передавалось по завещанию и по закону. Сыновья и дочери наследовали поровну. Отец мог лишить сына наследства, но только по суду. Широко применялось усыновление.

Уголовное право и судопроизводство. Преступления носят казуальный характер. Ничего не говориться о государственных и религиозных преступлениях. Кровная месть отсутствует. Сохранились пережитки родоплеменных отношений: круговая порука членов общины, ответственностей детей за преступления родителей, изгнание преступника с места проживания. Широко применялся талион («равное за равное»), но исключительно для полноправных граждан. В противном случае применялись штрафные санкции.

К преступлениям против личности относились убийство, за что полагалась смертная казнь, а за причинение кормилицей смерти ребенка – отрезание груди. Телесные повреждения карались по принципу талиона или штрафными санкциями. Существовало «вменение преступления»: при обрушении дома и гибели детей хозяина убивали детей строителя и т.д.

Преступления против собственности карались особенно жестоко: смертной казнью, 10 или 30-кратной стоимости украденного. При неуплате штрафа вора убивали. За кражу с проломом преступника убивали тут же и закапывали на месте. За воровство на пожаре виновного бросали в огонь. Энергичными мерами защищалась собственность на рабов (смертная казнь). За грабеж полагалась смертная казнь.

Преступления против семьи касались нарушения супружеской верности и половых связей с близкими родственниками, вторичного брака вдовы. Жену-прелюбодейку и ее соучастника топили в реке. Муж, заставший жену с прелюбодеем, мог убить их без суда. За связь отца с дочерью влекло изгнания отца из места жительства. Половая связь отца с дочерью сына наказывалась для него утоплением.

Смертная казнь предусматривалась в 30 случаях (за убийство, кражу, ложное обвинение в убийстве или краже, чародейство, разрывание тела при помощи быков и т.п.). Она подразделялась на простую (отрубание головы) и квалифицированную (сожжение, утопление, посажение на кол). Кроме нее, существовали членовредительные и телесные наказания, наложение знака бесчестья, изгнание из места жительства, денежные штрафы, увольнение от должности.

Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть находилась у царя, которому принадлежало право помилования. Различия между уголовным и гражданским процессом не было. Дело начиналось с иска частного лица. Доказательством служили: клятва, показания свидетелей, письменные документы, ордалий. К ордалиям («суд божий») прибегали при обвинении в чародействе, при обвинении жены кем-то в прелюбодеянии. Происходило испытание водой как божественной очистительной стихией. Подозреваемый опускался в воду, и если «река овладевала им», то он считался виновным.

В суде составлялись протоколы с указанием показаний тяжущихся сторон, их клятв, именами свидетелей и сам приговор. Судья, изменивший свой приговор, наказывался 12- кратным штрафом от суммы иска, а затем изганялся с должности без права занимать в дальнейшем судейскую должность.

 

Древняя Индия

 

Законы Ману

Жизньграждан подчинялась правилам, носившим более этически-религиозный, чем правовой характер – дхармы. Они содержались в дхармашастрах («наставление в дхарме») – религиозно-правовых трактатах, составленных богословскими школами в I – IV до н.э. и состоящих из трех частей: «Общие правила доброго поведения», «Судопроизводство», «Устав о наказаниях». Дхармасутры («законники») написаны стихами и представляли собой краткие афористические правила. Артхашастры – трактаты о политике и праве. Существовало и понятие закона – ньяя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.063 с.)