Организация и проведение занятий с личным составом взвода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение занятий с личным составом взвода



Проведению занятий предшествует:

1) разработка замысла проведения занятия;

2) подбор учебного материала;

3) оформление плана-конспекта;

4) подготовка демонстрационного материала;

5) подготовка преподавателя и написание плана-конспекта проведения занятия;

6) подготовка технических средств обучения.

1. Разработка замысла проведения занятия

Тема занятия определяется Программой боевой подготовки и указывается в распи­сании на неделю, поэтому руководитель занятия должен обратиться к Программе боевой подготовки по соответствующей специальности, уяснить требования к специалистам и сформировать цели занятия.

В войсковой части по военно-технической подготовке (ВТП) проводятся следую­щие виды учебных занятий:

• групповые занятия;

• практические занятия;

• самостоятельная работа.

Групповые занятия имеют цель изучения вооружения и военной техники (ВВТ), ор­ганизации их применения, эксплуатации, ремонта и хранения. Проводятся в специаль­ных классах и на учебных объектах.

Практические занятия имеют цель практического освоения ВВТ, овладения мето­дами их применения, ремонта и хранения.

Главная составляющая практических занятий — практическая работа каждого воен­нослужащего и расчёта на рабочих местах (75—80 % времени, отведённого на занятия). Они могут проводиться методом тренировок, которые имеют цель закрепления и под­держания навыков военнослужащих в выполнении приёмов, операций, нормативов ит. д.

Самостоятельная работа призвана способствовать формированию навыков и уме­ний работать самостоятельно для более полного усвоения материала занятий, прошед­ших накануне, и является в конечном счёте определяющим фактором в достижении вы­соких результатов обучения.

На всех видах занятий могут ставиться воспитательные цели, такие как любовь к своему Отечеству, ответственность за высокую профессиональную выучку, бережное от­ношение к военному и народному имуществу и др.

Пути достижения поставленных целей определяются особенностями военной спе­циальности обучаемых, методом обучения и взглядами преподавателя на методику изло­жения материала занятия.

Метод обучения — совокупность приёмов и способов передачи и усвоения знаний, формирования навыков, обеспечения боевого слаживания подразделения, выработки высоких морально-психологических и боевых качеств.

2. Подбор учебного материала Учебный материал включает в себя:

• материал, раскрывающий содержание изучаемых вопросов;

• материал для контроля усвоения изучаемого материала.

Материал первого типа представляет собой тот объём знаний, который предстоит усвоить обучаемым на занятии. Этот материал вместе со схемами и рисунками содержит суть изучаемых вопросов и заносится в план-конспект.

Материал второго типа готовится в виде выборочных вопросов, по ответам обучае­мых преподаватель уясняет степень усвоения изучаемого материала и при необходимо­сти вносит коррективы в процесс обучения.

3. Оформление плана-конспекта

План-конспект — документ, рекомендующий руководителю организацию и мето­дику проведения занятия. Он готовится заблаговременно и за 2—3 дня до даты проведе­ния занятия утверждается командиром подразделения. Объём плана-конспекта должен обеспечить полное изложение учебного материала.

4. Подготовка демонстрационного материала

В совершенствовании учебного процесса важную роль играют технические сред­ства обучения (ТСО). Их использование в первую очередь повышает качество знаний обучаемых. Материал становится более понятным и доступным. К примеру, на занятиях по техническим дисциплинам эффективным средством, раскрывающим внутреннюю сущность работы элементов и узлов, могут быть слайды и видеофильмы.

5. Подготовка преподавателя и написание плана-конспекта включает:

• изучение содержательного материала;

• освоение методических рекомендаций;

• тренировку в самостоятельном изложении учебного материала;

• написание плана-конспекта проведения занятия.

На первом этапе, помимо материала текущего занятия, необходимо рассмотреть материал занятий, проведённых накануне, чтобы можно было опереться на знания, ко­торыми обучаемые уже владеют.

Второй этап предусматривает изучение методических рекомендаций, полученных на инструкторско-методических занятиях.

Методы выполнения третьего этапа могут быть разнообразными, но тренировка должна быть проведена обязательно в целях поддержания хорошего методического уровня проведения занятия.

Подготовка к занятию завершается написанием плана-конспекта. В нём указыва­ются: тема занятия, его цели, используемая литература и используемые ТСО, вопросы текущего контроля, учебные вопросы и их краткое содержание, распределение времени, порядок применения ТСО, справочные и другие сведения. Кроме того, целесообразно указать:

• порядок использования ТСО и наглядных пособий;

• приемы, активизирующие познавательную деятельность обучаемых;

• вопросы, которые обучаемые должны изучить самостоятельно. Вариант плана-конспекта проведения занятия приведён в прил. 14.

6. Подготовка ТСО

Преподаватель обязан лично проверить и убедиться в готовности ТСО к занятию, оценить их вклад в процесс обучения.

Порядок проведения занятия

Как правило, занятие по ВТП состоит из вступительной, основной и заключитель­ной частей.

Во вступительной части руководитель принимает доклад заместителя командира взвода (дежурного), проверяет наличие личного состава, его экипировку, внешний вид, готовность к занятию.

Затем необходимо провести краткий обзор уже изученного материала и логично обосновать необходимость изучения материала настоящего занятия.

Возможно проведение контроля усвоения ранее изученного материала в форме устного или письменного опроса. Вопросы для него подбираются те, что будут необхо­димы при проведении текущего занятия для более полного усвоения материала.

Далее объявляются вид, тема, цели и вопросы для изучения.

Для повышения мотивации к изучению материала текущего занятия отмечается его важность, место в изучаемой теме и дисциплине. Затем объявляется порядок проведения занятия и его замысел. После чего указывается литература, в которой можно найти изу­чаемый материал, и дополнительные источники для углубленного изучения материала.

При проведении основной части необходимо помнить, что важно не только то, что говорит преподаватель, но и как он это делает. Руководитель должен следить за собой и иметь хорошую выправку.

На занятии важно создать спокойную, деловую обстановку, поддерживать воин­скую дисциплину.

При ответах на вопросы, возникающие в ходе изучения нового материала, требует­ся, прежде всего, доказательность и аргументированность во избежание недоверия обуча­емых к преподавателю. Не следует уходить от ответа. В некоторых случаях ответ на во­прос можно превратить в захватывающую дискуссию с широким охватом слушателей.

В ходе занятия следует всеми возможными способами повышать активность лично­го состава, стремиться к созданию проблемных ситуаций, разрешение которых возлагать на плечи обучаемых.

Применение компьютерных демонстраций и учебных макетов позволяет довести до обучаемых то, что другими способами невозможно объяснить в доступной форме.

В конце основной части рекомендуется проверить усвоение материала личным со­ставом путём выборочного опроса по ключевым вопросам.

На заключительную часть обычно оставляют до 5 мин, в течение которых руково­дитель отвечает на возникшие вопросы, подводит итоги занятия, говорит о степени до­стижения поставленных целей, отмечает наиболее активных и отличившихся обучае­мых. Затем необходимо дать задание на самоподготовку. Оно должно быть конкретным и способствовать расширению знаний обучаемых по изучаемым вопросам.

В конце занятия следует привести МТО в исходное состояние, навести порядок на рабочих местах, принять доклад заместителя командира взвода (дежурного) о сданной литературе, элементах экипировки, после чего дать команду на окончание занятия.

При проведении практического занятия, в начале основной части, до личного со­става доводятся меры безопасности. В ходе занятия руководитель обязан строго следить за их неукоснительным исполнением.

Добросовестный и творческий подход руководителя к организации и проведению заня­тия с личным составом гарантированно поможет сделать занятие интересным, полным смысла, и, естественно, достичь намеченные цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 2664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.02 с.)