Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения об эксплуатации вооружения и военной техники в войсковых частях

Поиск

В совершенствовании Вооруженных сил решающую роль играет оснащение их но­вейшими образцами оружия, дальнейшее развитие методов боевого применения и орга­низации эксплуатации современного вооружения и техники.

Определение и содержание эксплуатации. Организация эксплуатации

Эксплуатация вооружения и военной техники (ВВТ) в в/ч — стадия жизненного цикла образцов вооружения с момента принятия их воинской частью от завода-изгото­вителя или ремонтного предприятия.

Как правило, жизненный цикл вооружения включает: использование по назначению в боевых и учебных целях, техническое обслуживание, хранение, транспортировку и ремонт.

Под использованием вооружения понимается его применение в боевых и учебных целях с соблюдением установленных эксплуатационной документацией норм, правил и режимов, обеспечивающих его нормальную работу.

Под техническим обслуживанием понимается комплекс работ для поддерживания исправности или только работоспособности изделия при подготовке к использованию и использовании по назначению, при хранении и транспортировке.

Под хранением понимается содержание исправных, не используемых по назначе­нию образцов ВВТ в специально отведенных для их размещения местах в заданном со­стоянии, обеспечивающем их сохранность в течение установленных сроков.

Транспортирование — это один из этапов эксплуатации ВВТ, который включает под­готовку и перевозку или перемещение в заданных условиях с использованием транс­портных или буксировочных средств при обеспечении сохранности их технического со­стояния и комплектности. Самодвижение не является транспортированием, а этапом использования по назначению. ВВТ может транспортироваться железнодорожным, вод­ным, воздушным, автомобильным транспортом.

Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности ВВТ и восстановление ресурсов образцов или их составных ча­стей.

Под сбережением понимается комплекс мероприятий по поддержанию вооружения и ракет в исправном состоянии и обеспечению их сохранности. Сбережение обеспечи­вается своевременностью, полнотой и качеством проведения осмотров, технического оборудования и ремонта, правильным хранением образцов вооружения, а также свое­временным доукомплектованием их запасными частями и материалами.

К использованию по прямому назначению допускается только боеспособное во­оружение, если оно выполняет свою работу с параметрами, установленными документа­цией на образец.

Боеготовый образец — работоспособный образец ВВТ, имеющий необходимый за­пас ресурса, приведенный в исходное, установленное эксплуатационной документацией (ЭД) положение или состояние и подготовленный к выполнению поставленной боевой задачи.

Организация эксплуатации — это упорядоченная структура взаимосвязанных орга­нов, средств и методов эксплуатации множества объектов ВВТ, управление которой вы­ражается в планировании эксплуатационно-технических мероприятий, их проведении, контроле и принятии новых решений.

Правильно организованная эксплуатация вооружения является основным услови­ем, определяющим безотказность его работы и срок службы. Организация эксплуатации вооружения в в/ч включает:

1. Планирование эксплуатации вооружения.

2. Допуск личного состава к эксплуатации, прием и ввод вооружения в строй.

3. Учёт работы вооружения и ведение ЭД.

4. Контроль технического состояния и эксплуатации вооружения.

5. Ведение рекламационной работы и продление сроков эксплуатации вооружения по истечении гарантийных и межремонтных сроков.

6. Категорирование вооружения и оформление дефектационных актов на перевод во­оружения в низшие категории.

7. Проведение доработок вооружения.

8. Проведение технического обслуживания и ремонта вооружения.

9. Содержание и хранение вооружения.

10. Транспортировка и эксплуатация вооружения.

11. Обобщение передового опыта эксплуатации вооружения и внедрение его в практи­ку войск.

Эксплуатация вооружения в мирное время организуется в соответствии с планами боевой подготовки, годовыми нормами расхода ресурсов, межремонтными сроками и осуществляется согласно плану эксплуатации.

За организацию эксплуатации вооружения в части отвечает заместитель командира части по вооружению. Эксплуатацию ракетно-артиллерийского вооружения организует служба РАВ. В подразделениях за организацию эксплуатации вооружения и поддержа­ние его в исправном состоянии несут полную ответственность все командиры и началь­ники, в ведении которых оно находится.

Планирование эксплуатации техники и вооружения

Общая характеристика планирования эксплуатации.

В мирное время основными целями планирования эксплуатации и ремонта ВВТ являются:

• обеспечение боевой готовности части (соединения);

• выполнение планов боевой и мобилизационной готовности войск;

• выполнение мероприятий хозяйственной деятельности;

• рациональное и экономное использование ресурсов ВВТ, горючих и смазочных ма­териалов;

• обеспечение ступенчатости расхода ресурсов ВВТ и выхода их в плановый ремонт;

• своевременное проведение технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) ВВТ.

Эксплуатация ВВТ планируется по соответствующим принципам, сущность кото­рых заключается:

• в учёте особенностей организационно-штатной структуры частей (соединений) и характера использования образцов ВВТ для решения задач боевой подготовки;

• разработке документов, планирующих повседневную деятельность части (соедине­ния) исходя из характера решаемых задач в течение определенного времени (т. е. составление перспективных, годовых и месячных планов эксплуатации);

• использовании данных планирования для решения практических задач эксплуата­ции по обеспечению надёжности и боеготовности ВВТ, управлению движением ВВТ между эксплуатационными группами в масштабе части (соединения) и между частями военного округа с учётом наработок ВВТ, их технического состояния. Планирование эксплуатации ВВТ заключается в заблаговременной разработке ме­роприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатации ВВТ с указани­ем сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей и ответственных лиц за орга­низацию и контроль их исполнения.

По долгосрочности планирование разделяют на перспективное (пять лет и более), текущее (один год) и оперативное (на ограниченный срок в некоторых случаях, а в воен­ное время — на бой, операцию).

Планы составляют в соответствующих звеньях: часть, соединение, объединение (армия), округ, главные (центральные) органы управления Министерства обороны. Разработка планов базируется на следующих положениях:

• использование руководящих и нормативных документов;

• использование формулярных и учётных данных по ВВТ;

• использование действующих планов, отличающихся по назначению от разрабаты­ваемых, но связанных с ними (например, для разработки текущих планов исполь­зуется перспективный план);

• использование методик, основанных на эвристических подходах, аналитических расчётах или комбинации эвристических подходов и расчётов.

При планировании эксплуатации ВВТ используют соответствующие руководства, приказы (по организации ТО, надзору, ремонту, хранению, транспортированию, по рас­ходованию ресурсов, нормированию трудозатрат на ТО и Р), инструкции по эксплуата­ции образцов ВВТ.

Планирование эксплуатации ВВТ включает следующие этапы:

1) определение потребности в ресурсах для выполнения плана боевой подготовки;

2) распределение ресурса по месяцам и периодам обучения;

3) планирование основных организационно-технических мероприятий, проводимых на ВВТ в целях поддержания её в постоянной боевой готовности;

4) оформление планов.

Потребность в ресурсах определяется штабом части совместно с начальниками служб для выполнения следующих мероприятий: проведения учений, организации тех­нической и специальной подготовки, ТО и Р, несения боевого дежурства, обеспечения хозяйственной деятельности.

Распределение ресурса по месяцам эксплуатации осуществляется в соответствии со сроками проведения вышеперечисленных мероприятий, включённых в План боевой подготовки.

К основным организационно-техническим мероприятиям, планируемым и вклю­чаемым в документы по организации эксплуатации ВВТ, относятся: 1. Техническое обслуживание:

— техническое обслуживание № 1 и № 2 (ТО-1, ТО-2);

— техническое обслуживание № 1 и № 2 при хранении (ТО-1Х, ТО-2Х);

— сезонное обслуживание (СеО);

— ремонтно-техническое обслуживание (РТО);

— контрольно-технический осмотр вооружения и военной техники, находящей­ся на длительном хранении (КТО ВВТ ДХ).

2. Плановый ремонт:

— средний ремонт (СР);

— капитальный ремонт (КР);

— регламентированный ремонт (РР).

3. Техническое освидетельствование объектов энерго- и гостехнадзора.

4. Поверка средств измерений.

5. Проверка грозозащиты.

6. Испытание средств защиты.

7. Списание ВВТ.

8. Планирование оснащения ремонтных органов и материально-техническое обеспе­чение (МТО) эксплуатации.

Порядок планирования, объём работ и периодичность проведения организацион­но-технических мероприятий установлены нормативно-технической документацией (НТД).

В военное время в частях (соединениях) боеготовность ВВТ обеспечивается и под­держивается в соответствии с планом ТО, который разрабатывается на периоды непо­средственных боевых действий. Эксплуатация ВВТ (расход технических ресурсов ВВТ, ТО и Р) отражается в специальном разделе этого плана. На другие периоды (переформи­рование, отдых) разрабатываются оперативные планы эксплуатации ВВТ.

В общем в планы эксплуатации ВВТ части (соединения) включают две группы ме­роприятий: 1 — обязательные эксплуатационно-технические мероприятия и 2 — меро­приятия, связанные непосредственно с боевой подготовкой.

Мероприятия первой группы соответствуют контролю, восстановлению ВВТ и пре­дупреждению отказов, поэтому к ним относятся ТО, ремонты, поверки в органах надзо­ра. Показатели этих мероприятий определяются нормативными эксплуатационными документами.

Мероприятия второй группы включают проведение учений, выполнение стрельб, проведение тактико-специальных занятий и тренировок. Для реализации этих меро­приятий необходимо планировать применение ВВТ, а следовательно, и расход их ре­сурса.

Руководящие документы по эксплуатации техники и вооружения

Важное место в правильной организации и выполнении требований по эксплуата­ции вооружения и военной техники занимает документация. Она должна содержать све­дения, необходимые для изучения устройства вооружения и военной техники, правил их эксплуатации при использовании по назначению (боевом применении), техническом обслуживании, текущем ремонте, хранении и транспортировании всеми видами транс­порта.

Информация по этим вопросам должна учитывать все этапы эксплуатации воору­жения и техники с момента изготовления их промышленностью до выхода в капиталь­ный ремонт или до полного износа.

В части (соединении) в процессе планирования эксплуатации ВВТ и её ремонта разрабатываются следующие планирующие документы:

1. Эксплуатационные документы (ЭД) предназначены для изучения изделия и пра­вил его эксплуатации.

Номенклатура ЭД на конкретные образцы вооружения и техники, предназначен­ные для самостоятельной подготовки, согласуется с заказчиком.

В состав обязательных эксплуатационных документов на образец вооружения со­гласно ГОСТ 2.601.68 входят:

• техническое описание (ТО);

• инструкция по эксплуатации (ИЭ);

• формуляр или паспорт;

• ведомости ЗИП;

• ведомость эксплуатационных документов (ЭД).

Для сложной системы типа ЗРК дополнительно разрабатываются:

• общее техническое описание (ТО) всей системы;

• общая инструкция по эксплуатации (ИЭ);

• инструкция по техническому обслуживанию системы;

• сводная ведомость ЭД на систему.

2. Ремонтные документы — это рабочие конструкторские документы, предназначен­ные для подготовки ремонтного производства, ремонта и контроля изделия после ремонта.

В комплект ремонтной документации должны входить: общее руководство по ремонту; руководство по среднему ремонту; каталог деталей и сборных единиц; нормы расхода запасных частей; нормы расхода материалов;

дополнительная эксплуатационная документация. В состав дополнительной ЭД включается ряд документов, рекомендующих спосо­бы быстрейшего устранения отказов и неисправностей, содержащих, в основном сведе­ния по устройству и правилам эксплуатации одиночных образцов.

3. Служебные (ведомственные) документы. В них производится уточнение особен­ностей эксплуатации вооружения и военной техники МО РФ, в которых даются указания и рекомендации по вопросам. Этими документами могут быть: уставы, наставления, ру­ководства, правила, положения, инструкции, приказы, директивы, рекомендации и т. д.

Как пример можно перечислить следующие приказы МО РФ, касающиеся порядка эксплуатации вооружения и военной техники, без указания номера приказа и даты, т. к. они меняются:

о введении в действие норм войсковых запасов ЗУР в соединениях и частях войск ПВО; порядке использования автомобильной техники;

введении в действие наставления по техническому обеспечению в операциях (армия, флот); введении в действие, эксплуатации БТ на мирное время;

введении в действие руководства по организации комплексного ТО и ремонта вооружения и техники; введении в действие норм ресурсов и межремонтных сроков эксплуатации РАВ до среднего, капи­тального ремонта;

порядке инспектирования войск и сил флота;

введении в действие руководства по проверке и оценке состояния ВВТ в ВС РФ; приказы по обеспечению ЗИП.

Примечание. Документация по эксплуатации и ремонту может быть уставной, распорядительной, эксплуатационной, ремонтной, планирующей, учётно-отчётной и т. д.

Система технического обслуживания вооружения и техники

Под системой ТО следует понимать совокупность взаимосвязанных сил и средств, до­кументации ТО, необходимых для поддержания и восстановления качества вооружения и техники, входящих в эту систему.

Силами ТО являются члены расчёта, а также личный состав подразделений ТО и ремонта, участвующие в планировании, организации, проведении и контроле ра­бот ТО на образцах ВВТ при их эксплуатации.

Средствами ТО являются комплекты ЗИП, материалы, оборудование и оснастка подвижных и стационарных мастерских.

Документацией являются приказы, директивы, наставления, инструкции, опреде­ляющие основные положения по организации и проведению работ по ТО на образцах ВВТ. Документация определяет виды ТО, объём работ, выполняемых при этих видах, и периодичность их проведения.

Техническое обслуживание ВВТ — это комплекс работ для поддержания исправности или работоспособности образца ВВТ при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании.

Стратегия технического обслуживания — система правил управления техническим состоянием ВВТ в процессе технического обслуживания.

Программа технического обслуживания — документ, устанавливающий стратегии, количественные характеристики видов ТО ВВТ, порядок их корректировки на протяже­нии ресурса (срока службы).

Основными задачами системы ТО ВВТ являются:

• предупреждение деградационных процессов, протекающих в ВВТ;

• оценка состояния ВВТ;

• поддержание ВВТ в готовности к использованию по назначению;

• определение потребности ВВТ в ТО и своевременное его выполнение;

• минимизация затрат на эксплуатацию ВВТ.

Задачи системы ТО определяют проведение специальных мероприятий, которые включают в себя следующие операции: вспомогательные, контрольно-проверочные, регу- лировочно-настроечные, профилактические.

Вспомогательные операции предназначены для подготовки ВВТ, инструмента, контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) и рабочего места к проведению основ­ных мероприятий, а также для приведения образца ВВТ в исходное состояние после проведения всех работ.

Контрольно-проверочные работы заключаются в измерении и контроле техниче­ских параметров ВВТ и режимов их работы для определения готовности к применению, а также в определении необходимости её настройки, регулировки и ремонта.

Регулировочно-настроечные работы предназначены для доведения параметров об­разца ВВТ, его отдельных блоков (узлов, систем) до значения, заданного ЭД. Они прово­дятся на основании результатов контрольно-проверочных работ без изменения элемен­тов схемы и конструкции образца.

Профилактические работы осуществляются с целью повышения безотказности об­разца в течение периода эксплуатации. Это достигается путём прогнозирования отказов, а также проведения смазочных, крепёжных работ, работ СеО.

В общем случае в зависимости от принципа назначения сроков выполнения ТО можно разделить на следующие виды: по наработке, по календарным срокам, с кон­тролем уровня надёжности, с контролем параметров, в особых случаях.

ТО ВВТ заключается в проверке укомплектованности и исправности технического состояния, чистке, смазке и дозаправке эксплуатационными материалами, настройке, регулировке и устранении выявленных неисправностей. В боевых условиях применяют­ся все виды ТО.

Для техники и вооружения подразделений, частей войсковой ПВО принята плано­во-предупредительная система ТО, при которой в зависимости от целевого назначения образцов ВВТ, характера и условий эксплуатации сроки проведения их обслуживания устанавливаются с учётом наработки или календарного срока.

Для планово-предупредительной системы ТО предусмотрены три принципа ТО: регламентное, календарное, комбинированное.

1. При регламентном принципе предусматривается проведение ТО после наработ­ки вооружением определенной части установленного для него ресурса, независимо от периода времени, в течение которого произойдёт эта наработка. Наработка может из­меряться в часах работы, километрах пробега, в количествах заряжаний, заправок, вы­стрелов, пусков и т. д.

Такой принцип применяется при работе в тяжёлых условиях, для устройств, рабо­тающих длительное время без перерыва. Достоинствами такого вида ТО являются отно­сительная простота его проектирования, планирования и отсутствие необходимости разработки специальных алгоритмов диагностирования. Недостатком такой системы ТО является то, что она затрудняет планирование ТО, поскольку предварительное опре­деление момента выработки вооружением установленного ресурса часто бывает затруд­нительным.

Этот принцип реализован, например, после определённого пробега автомобильной или гусеничной техники.

2. При календарном принципе ТО проводится через строго определенные проме­жутки времени (ежедневное, еженедельное, ежемесячное, полугодовое, годовое обслу­живание) без учёта наработки вооружения.

Чаще всего по календарному принципу ТО проводят на вооружении, когда оно хранится (системы не функционируют) или когда интенсивность износа зависит в ос­новном от продолжительности хранения, ожидания (зависимость от наработки мала). Иначе говоря, при календарном принципе не учитывается интенсивность использова­ния ВВТ, но планирование становится очень простым. Например, ежемесячные регла­ментные работы с ракетой.

Таким образом, различие между регламентным и календарным принципами состоит в том, от какого времени (от наработки или календарного) зависит характеристика на­дёжности.

3. Комбинированный принцип назначения сроков проведения ТО применяется для ВВТ, износ которой происходит как при работе, так и при хранении, ожидании ис­пользования. Такая система ТО в определенной степени лишена недостатков первых двух, является их комбинацией. По этому принципу ТО на вооружении проводится че­рез установленные календарные сроки и, кроме того, при выработке определенной части ресурса.

В целях повышения качественных показателей технического состояния ВВТ на протяжении её жизненного цикла при одновременном снижении расходов на эксплу­атацию в существующую планово-предупредительную систему технического обслужи­вания внедряется ТО с периодическим контролем.

В связи с внедрением ТО с периодическим контролем вводятся следующие виды контроля технического состояния ВВТ: контрольный осмотр (КО), контрольно-техниче­ский осмотр (КТО), техническое диагностирование (ТД), инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей в ходе ремонта образца ВВТ.

Контрольный осмотр представляет собой совокупность операций, проводимых во­дителем или всем расчётом в целях определения степени готовности образца к примене­нию по назначению.

Контрольно-технический осмотр представляет собой совокупность операций, про­водимых должностными лицами подразделений и частей в целях определения техниче­ского состояния образца ВВТ, а также объёмов ТО и Р по техническому состоянию.

Техническое диагностирование представляет собой совокупность операций, прово­димых специалистами ремонтного подразделения, комплексной технической комисси­ей части в целях определения технического состояния образца ВВТ, а также видов ТО и Р, момента их начала и места проведения.

Инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей проводится в целях опре­деления фактических значений показателей, качественных признаков, характеризую­щих техническое состояние агрегатов, узлов и деталей, и сопоставления их с требова­ниями нормативно-технической документацией (НТД) в целях оценки технического со­стояния и остаточного ресурса.

Виды, периодичность и объём ТО ВВТ

Основными видами технического обслуживания ВВТ являются:

• по этапам эксплуатации: ТО при использовании, ТО при хранении, ТО при транс­портировании;

• регламентации выполнения: ТО с периодическим контролем, регламентно-техни-

ческое обслуживание (РТО);

• периодичности и объёмам проведения: ежедневное (ЕТО), ТО-1, ТО-2, ТО-1х, ТО-2х,

ТО-2х с переконсервацией и контрольным пробегом;

• условиям эксплуатации: СеО, техническое обслуживание в особых условиях.

Виды технического обслуживания ВВТ, характеристики видов контроля техниче­ского состояния ВВТ и системы ТО ВВТ приведены в прил. 1 и 2.

Периодичность видов ТО образцов ВВТ (кроме образцов вооружения и средств РХБ защиты, ВВТ инженерных войск, техники тыла) определяется периодичностью ТО и Р основных составных частей образцов техники.

Периодичность проведения ТО образцов и средств РХБ защиты, техники и воору­жения инженерных войск и техники тыла определяется периодичностью ТО и Р автомо­бильных и бронетанковых средств подвижности вооружения.

Для образцов ВВТ, смонтированных на автомобильных прицепах, периодичность ТО определяется периодичностью ТО основной составной части.

Планирование и организация ТО ВВТ

Техническое обслуживание ВВТ организуется заместителем командира части по вооружению (ЗКВ). Распоряжения командира части, заместителя командира по во­оружению по вопросам организации ТО ВВТ обязательны для нижестоящих команди­ров и начальников служб части.

Ответственность за организацию комплексного ТО ВВТ возлагается на командира воинской части, ЗКВ, начальников служб, командиров подразделений.

Потребность в ТО ВВТ планируется исходя из годовых норм расхода ресурса, сро­ков хранения, установленной периодичности ТО, планов боевой и мобилизационной подготовки, а также по результатам проведённого контроля технического состояния об­разцов ВВТ и их составных частей.

Контрольный осмотр и ЕТО ВВТ не планируются. КТО, техническое диагностиро­вание (ТД), ТО-1, ТО-1х, ТО-2, ТО-2х, техническое обслуживание № 2х с переконсерва­цией и контрольным пробегом, СеО, РТО ВВТ в мирное время являются плановыми.

Техническое обслуживание с периодическим контролем ВВТ в части организуется и проводится в соответствии с годовым планом контроля технического состояния, ме­сячным планом проведения КТО и ТД, разрабатываемым заместителем командира части по вооружению.

Периодичность проведения КТО и ТД ВВТ указана в прил. 1, при этом перечень операций по видам контроля технического состояния определяется генеральным заказ­чиком в НТД.

Одновременно с КТО и ТД проводится ТО с периодическим контролем. Объём тех­нического обслуживания определяется по результатам контроля технического состоя­ния образца ВВТ.

Номерные ТО, сезонное и регламентированное техническое обслуживание отража­ются начальниками служб в планах эксплуатации и ремонта в соответствии с устано­вленными периодичностью и объёмами их проведения и совмещаются по времени и ме­сту проведения с очередным КТО или ТД. При этом объём их проведения может уточ­няться по результатам контроля технического состояния образцов ВВТ.

В целях комплексного проведения контроля технического состояния и ТО ВВТ в части разрабатываются следующие планирующие документы:

• годовой план контроля технического состояния ВВТ с проведением ТД специали­стами ремонтного подразделения и комплексной технической комиссией части;

• месячный план КТО и ТД ВВТ;

• план-задание ремонтному подразделению на месяц;

• план-график ТО и ремонта ВВТ ремонтному подразделению на месяц.

Службы воинской части разрабатывают перспективные, годовые и месячные пла­ны эксплуатации и ремонта ВВТ.

В качестве приложения к годовому плану контроля технического состояния ВВТ метро­логом части разрабатывается план-график представления на периодическую поверку средств измерений, а также выписки из планов-графиков вышестоящих метрологических служб.

Система ремонта и определение межремонтных сроков

Своевременный и качественный ремонт вооружения и техники является одним из основных средств поддержания их в постоянной боевой готовности.

Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности техники и вооружения и восстановление ресурсов образцов или их со­ставных частей.

Система ТО и ремонта ВВТ в ВС РФ устанавливает следующие виды ремонта:

• текущий ремонт (ТР);

• средний ремонт (СР);

• капитальный ремонт (КР).

Текущий ремонт проводится в целях обеспечения или восстановления работоспо­собности образца ВВТ, вышедшего из строя вследствие ограниченной технической на­дёжности или получения слабых повреждений, путём замены или восстановления от­дельных частей. Он выполняется личным составом подразделений ТО и Р части (соеди­нения) с привлечением расчётов и выездных ремонтных групп.

Средний ремонт проводится в целях восстановления работоспособности или ис­правности и частично ресурса путём ремонта или замены составных частей ограничен­ной номенклатуры. В мирное время он проводится на ремонтных предприятиях военно­го округа, центра.

В военное время комплексный СР производится в ремонтных органах (РО) армии (фронта); специализированный СР по СПВ (а при наличии ЗИП и специалистов по РАВ) — в РО соединения. В РО частей могут выполняться отдельные операции СР при поставке требующих замены составных частей и привлечении специалистов вышестоя­щего ремонтного органа. Он проводится после истечения установленной наработки или получения боевых повреждений средней тяжести. При СР ресурс образца восстанавли­вается на 40—60 %;

Капитальный ремонт проводится в целях восстановления исправности и ресурса, близкого к полному, после установленной наработки или при получении сильных боевых повреждений. Как в мирное, так и в военное время он проводится на ремонтных пред­приятиях ВО, центра или заводах промышленности. При КР заменяются или восстана­вливаются любые составные части, включая базовые. В результате проведения КР ре­сурс ВВТ восстанавливается на 90—95 %.

Срок (ресурс, наработка) при эксплуатации образца ВВТ между двумя плановыми ремонтами одного вида называется межремонтным. Этот срок (наработка) до или между СР или КР определен для конкретного образца ВВТ.

В зависимости от условий эксплуатации, количества ранее проведенных ремонтов номинальные базовые значения межремонтного ресурса корректируются путем ум­ножения его на коэффициент К:

Для РАВ К = К1*К2.

Коэффициент К1 учитывает изменение ресурса и срок службы до ремонта в зави­симости от климатических условий (температуры и влажности воздуха) при эксплуата­ции образцов РАВ в различных климатических зонах и районах территорий военных округов. Значения К1 для различных климатических зон приведены в табл. 27.

Таблица 27 Значения коэффициента К1 для различных климатических зон
Климатическая зона Климатический район Распределение территорий округов и групп войск по климатическим зонам и районам Значение К1
Холодная (1) Очень холодный Территория сев. 60° с. ш. ДВО, ЗабВО, ЛенВО, УрВО 0,75
Холодный Территория южн. 60° с. ш. ДВО, ЗабВО, УрВО 0,8
Умеренная (2) Умеренно холодный Территория ЛенВО южн. 60° с. ш., МВО 0,93
Умеренно тёплый СКВО 1,0

 

Средневзвешенное значение коэффициента К1 для климатических зон, в которых эксплуатировалось РАВ, определяется по формуле:

 

 

где К11, К12,..,К1п — значение коэффициентов для климатических зон, в которых эксплу­атировалось РАВ; 4,--,4 — продолжительность эксплуатации РАВ в соответствующих климатических зонах.

Коэффициент К2, учитывающий изменение ресурса срока службы до ремонта в за­висимости от условий хранения образцов РАВ, находится в пределах 0,8—1,0. Средне­взвешенное значение коэффициентов К2 определяется аналогично К1.

Численное значение коэффициентов К1 и К2 записывается в формуляр на образец в раздел «Особые отметки».

Корректировка межремонтного срока (ресурса) для АТ определяется коэффициен­том К = К1К2К3, где К1 — коэффициент, учитывающий природно-климатическую зону, находится в пределах 0,7—1,0; К2 учитывает дорожные условия эксплуатации, по вели­чине находится в пределах 0,6—1,0; К3 учитывает тип машин и характер их использова­ния. Его значения находятся в пределах 0,6—1,0.

Значения К1, К2, К3 для автомобильной техники (АТ) устанавливаются начальни­ком автослужбы округа (армии) для каждого соединения и части и записываются в фор­муляр в разделе «Особые отметки».

Базовые значения межремонтных ресурсов (сроков) для АТ и бронетанкового во­оружения и техники (БТВТ) определяются руководящими документами. Коэффициен­ты корректировки на БТВТ не устанавливаются.

Определение вида ремонта

По видам ремонт может быть: по месту проведения; по объёму восстановительных ра­бот; по степени воздействия на образец; по принципам проведения.

По месту проведения ремонт подразделяется на войсковой и заводской.

Войсковым называется ремонт ВВТ в местах размещения или базирования воин­ской части силами и средствами эксплуатирующих частей или бригадами ремонтных предприятий (заводов промышленности).

Заводским называется ремонт, проводимый на ремонтных предприятиях или заво­дах-изготовителях, при передаче туда образец снимается с эксплуатации.

По объёму восстановительных работ ремонт ВВТ подразделяется на специализиро­ванный и комплексный.

Под специализированным понимается ремонт образца ВВТ, выполняемый по от­дельным номенклатурам его составных частей.

Комплексным называется ремонт, выполняемый по всем номенклатурам составных частей образца, совмещенный по месту и времени его проведения.

По принципам проведения выделяют регламентированный ремонт и ремонт по тех­ническому состоянию.

Регламентированным называют плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объёме, установленном ЭД, независимо от технического состояния образца ВВТ к моменту начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию — это ремонт, при котором контроль техническо­го состояния выполняется с периодичностью и в объёме, установленном в НТД, а объём контроля и момент начала ремонта определяются техническим состоянием образца ВВТ.

МетодыI проведения текущего ремонта

При текущем ремонте ВВТ применяют следующие методы:

• замена невосстанавливаемого элемента;

• замена элемента с последующим его восстановлением;

• подключение резервного элемента;

• проведение профилактического обслуживания.

1. Первый метод ремонта применяется в случае отказа невосстанавливаемых эле­ментов: пиропатронов, соединительных элементов, уплотнений, электроламп и т. д. Ре­монт заключается в замене отказавшего элемента исправным из состава одиночного или группового ЗИП.

Одиночные электролампы, поршневые кольца и т. п. не являются оптимальными невосстанавливаемыми элементами по объёму и составу, т. к. на отыскание и устране­ние их неисправностей затрачивается много времени и отыскание неисправностей до­ступно только обслуживающему персоналу высокой квалификации.

Замена узла, блока более экономична, чем восстановление, поэтому перспективная аппаратура проектируется в модульном исполнении, встроенные индикаторы неисправ­ности модулей почти исключают потребность в высококвалифицированном персонале. Однако, применение модульной конструкции предполагает включение отдельных эле­ментов в качестве согласующих элементов схемы. Поэтому обслуживающий персонал обязан знать признаки неисправностей и способы их обнаружения.

2. Ремонт методом замены и последующего восстановления элемента (агрегатный метод замены) проводится для повышения готовности ВВТ. При этом в качестве восста­навливаемых элементов применяются модули, блоки и агрегаты. Этот метод ремонта по сравнению с первым обеспечивает значительное сокращение времени бездействия ВВТ (времени ремонта), а следовательно, повышает коэффициент готовности (Кг) аппа­ратуры:

Кг = То / (То + Тв),

где То — время безотказной работы; Тв — время восстановления.

Сокращение времени ремонта происходит за счёт упрощения отыскания неисправ­ной части (элемента), а также уменьшения времени замены. Ограничением этого мето­да является увеличение стоимости элементов ЗИП из-за большого числа дорогостоящих запасных блоков, модулей, агрегатов. Увеличение стоимости должно быть компенсиро­вано выигрышем в степени готовности аппаратуры к применению.

3. Ремонт методом подключения резервного элемента является разновидностью ре­монта без отключения аппаратуры. Запасной элемент устанавливают заранее. При отка­зе основного элемента его функции выполняет запасной.

Фактическая работа по устранению неисправностей основного элемента отклады­вается до какого-то момента в будущем. Как и во втором случае, применение этого ме­тода связано с большими экономическими затратами. Кроме того, этот метод ремонта сопровождается увеличением сложности схемы устройства, а также усложнением кон­троля из-за необходимости проверок резервных цепей.

4. Метод профилактического обслуживания является видом текущего ремонта. Он заключается в замене исправного элемента другим элементом из состава ЗИП на ос­новании данных прогнозирования его отказа. Такой метод применим только для элемен­тов, обладающих профилактируемыми отказами. К профилактируемым отказам отно­сятся все постепенные, а также часть внезапных отказов, закон распределения времени безотказной работы которых является функцией наработки элемента при наличии по­следней. Обоснованная профилактическая замена элемента вызывает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 21511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.013 с.)