Основные подвижные средства ПЗРК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подвижные средства ПЗРК



Подразделения, вооружённые ПЗРК (отделение, взвод), входящие в состав частей и подразделений Сухопутных Войск и выполняющих задачи по их прикрытию от ударов воздушного противника во всех видах боя и на марше, могут перемещаться на различ­ных подвижных средствах, стоящих на вооружении. Такими подвижными средствами могут быть как гусеничные, так и колёсные машины, отвечающие ряду требований, ос­новными из которых являются:

• повышенная проходимость;

• противопулевая бронезащита;

• простота в эксплуатации и проведении ремонта (иметь схожую базу с техникой прикрываемых подразделений);

• соотвествующие комплексу массо-габаритные характеристики;

• обеспечение безопасной стрельбы из ПЗРК в движении или с короткой остановки;

• наличие возможности форсирования водных преград, в том числе вплавь. Типовыми подвижными средствами, отвечающими этим требованиям, являются

бронированные БМП, БТР или МТ-ЛБ различных модификаций, а так же автомобили, предназначенные для перевозки личного состава: КамАЗ-4310, Урал-4320, ЗиЛ-131, ГАЗ-66, УАЗ и другие.

Зенитное отделение, как правило, перемещается на одном транспортном средстве, например, на БМП-2 или МТ-ЛБ.

Общие сведения о БМП

В начале 60-х годов советские конструкторские бюро приступили к разработке но­вого бронетранспортёра, который должен был прийти на смену устаревшим бронетранс­портёрам различных модификаций (БТР-40, БТР-152, БТР-50П). Проектно-конструк- торские работы завершились довольно быстро, и вскоре были готовы первые прототи­пы. По своим боевым возможностям они намного превосходили колёсных предше­ственников. Как следствие, полностью была пересмотрена тактика их применения на поле боя. Таким образом, впервые в мире в СССР появилась новая категория воен­ных машин — боевые машины пехоты (БМП). Впервые официальный показ БМП состо­ялся в 1967 г., когда значительное количество этих машин уже находилось на вооруже­нии механизированных частей Советской Армии.

Рис. 88. БТР-40 Рис. 89. БТР-50П Рис. 90. БТР-152

 

В ходе производства БМП-1 непрерывно совершенствовалась. С 1969 по 1973 гг. в серии находилась усовершенствованная БМП-1 с бо­евой массой 13 т. С 1973 по 1979 гг. выпускался доработанный вариант БМП-1 с боевой мас­сой 13,2 т; в боекомплект орудия этой машины был введён осколочный выстрел.

Машина, получившая обозначение БМП-1, является гусеничной, что обеспечива­ет ей высокую подвижность, как по бездо­рожью, так и по дорогам с разными типами

покрытия. В передней части корпуса находится силовое отделение (справа) и отделение управления (слева). Среднюю часть корпуса занимает боевое отделение с башней круго­вого вращения. За ним размещается десантное отделение.

Корпус БМП-1 сварен из стальных катаных броневых листов. Его особенностью является очень большой наклон лобовых плит, верхняя броневая плита расположена почти горизонтально. Такой большой угол наклона увеличивает вероятность рикошета, что крайне важно при незначительной толщине брони (около 30 мм). Дополнительным элементом защиты служит волноотражательный щиток, лежащий на верхней лобовой плите. В корпусе имеется ряд отверстий; спереди это люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, посередине — погон башни, сзади — люки (в крыше), лючки для монтажа стрелковых гнезд (по бортам), проём для большой двухстворчатой двери. Большинство из них закрывается крышками, часть ко­торых выполнена из легких сплавов. Такое решение ослабляет до некоторой степени броневую защиту, но только в тех местах, поражение которых снарядом относительно маловероятно. К преимуществам такого решения следует отнести уменьшение массы бронирования, что имеет большое значение для сохранения плавучести, и простоту об­служивания машины — все панели может снять один человек.

Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышка­ми каплеобразной формы, которые открываются изнутри с помощью ручек. Почти всю кормовую стенку занимают двери, подвешенные на петлях у боковых стенок корпуса и открывающиеся наружу. Таким образом, обеспечивается частичная защита от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину солдат десанта. Кроме то­го, двери выполняют функцию топливных баков, а на время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их от топливной системы и заполнить песком, чтобы обес­печить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопас­ность.

Рис. 91. БМП-1

Снаружи к боковым стенкам корпуса крепятся экраны из лёгких сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. При плавании они создают так называемый гидроди­намический туннель, который играет важную роль в формировании движущей силы на воде.

В средней части корпуса установлена башня кругового вращения. Она изготавлива­ется методом литья, после чего к ней приваривается крыша из катаной броневой стали. В крыше имеется люк, крышка которого открывается вперед и тем самым обеспечивает защиту находящемуся за ней члену экипажа.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя. Перед ним распо­лагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги и другие органы управления аг­регатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравличе­ской системы, что сильно облегчает работу механика-водителя. Для наблюдения за местностью механик-водитель располагает тремя перископами, расположенными по окружности его люка, крышка которого поворачивается вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНП0-170 устанавливает­ся активный прибор ночного видения.

Командир машины попадает на своё место, расположенное за креслом механика- водителя, через люк в корпусе. Крышка этого люка лежит на подшипниках и вращается на 360°. Вместе с ней вращается универсальный прибор наблюдения ТКН-3, спаренный с инфракрасным прожектором, и два перископа. В распоряжении командира БМП име­ется развитая система средств связи.

В башне кругового вращения установлена гладкоствольная 73-мм пушка 2А28, спа­ренная с пулемётом калибра 7,62 мм. Пушка не стабилизирована, но оснащена электри­ческими приводами наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В верти­кальной плоскости ствол пушки перемещается в пределах от —4° до +33°.

Боекомплект состоит из 40 реактивных снарядов. Когда снаряд покидает ствол пуш­ки, включается реактивный двигатель, разгоняющий его до скорости 700 м/с. При такой относительно невысокой скорости полёта снаряд весьма чувствителен к порывам ветра. Пушка заряжается автоматически с помощью автомата заряжания при установке ствола на угол +3,5°. Магазин с боекомплектом размещается по окружности погона башни (сна­ряды стоят в вертикальном положении). Такое решение позволило наводить пушку на цель и вести огонь одному человеку — наводчику, который располагается слева от пушки.

В качестве дополнительного вооружения на БМП-1 смонтирована пусковая установ­ка противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14 «Малютка». Направляющая расположена перед башней (над пушкой) и механически связана с ней. Через специаль­ный люк наводчик изнутри башни вручную устанавливает ПТУРС на пусковом рельсе. Подготовка пусковой установки к выстрелу занимает около 50 с. В полёте снаряд управля­ется по тянущемуся за ним проводу, который соединен с пультом управления. Наводчик корректирует полёт ПТУРСа при помощи ручки, напоминающей компьютерный джой­стик. Помимо очевидных плюсов (нечувствительность к помехам, простота блоков связи «машина—снаряд»), проводной способ наведения противотанковых реактивных снарядов на цель имеет не менее весомые минусы: ограничение дальности и скорости полёта снаря­да, задержка реакции снаряда на управляющий сигнал, невозможность установки на пу­сковую направляющую нового ПТУРСа до тех пор, пока первый не долетит до цели. Если не считать перечисленных недостатков, то противотанковые реактивные управляемые снаряды БМП-1 еще тогда имели внушительную эффективную дальность стрельбы — 3000 м. В состав возимого боекомплекта БМП-1 входят пять ПТУРСов 9М14 «Малютка»: один на пусковой направляющей, два в башне и два в корпусе.

Для прицеливания и наблюдения за местностью впереди машины наводчик имеет в своем распоряжении универсальный прибор с дневным и ночным каналами ТПН-22М1. Его дополняют 4 перископа. В ночное время прибор обеспечивает ведение наблюдения на расстоянии до 900 м.

Измерение дальности осуществляется при помощи оптического дальномера, дей­ствие которого основано на оценке высоты наблюдаемой цели. Базой прицела (основ­ной шкалы дальномера) является цель высотой 2,7 м.

В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное для перевозки пехотного отделения в составе из восьми солдат с полной выкладкой. По про­дольной оси машины тут установлен основной топливный бак, который одновременно служит спинкой для сидящих спиной к спине солдат.

Шесть десантников, занимающих места со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через предусмотренные для этой цели стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также располагает стрелковым гнездом и своим огнём может прикрывать машину с кормы. Последний десантник сидит у правой створ­ки двери и имеет в своем распоряжении только перископ для наблюдения за местно­стью. Он является старшим десанта и поддерживает связь с командиром БМП.

БМП преодолевает водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается пу­тём перематывания гусениц. Верхние ветви гусениц закрыты экранами, которые образу­ют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колёс, заставляя машину двигаться. В то же вре­мя грунтозацепы нижних ветвей гусениц играют роль лопаток. На воде БМП-1 развива­ет скорость около 7 км/ч. Повороты выполняются путём изменения скорости перематы­вания одной из гусениц, радиус поворота при этом достаточно велик. Перед входом ма­шины в воду с помощью пневмоприводов поднимаются волноотражающий щиток, рас­положенный в передней части корпуса, и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обеспечения механику-водителю хорошей ви­димости (волноотражающий щиток закрывает обзор перед машиной) устанавливается специальный перископ ТНП0-350Б. Чтобы обеспечить требуемую герметичность кор­пуса, солдаты десанта приводят в действие механизм доводки, который вжимает кормо­вые двери в их гнезда. БМП-1 оснащена автоматической системой пожаротушения, фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отделений.

Боевая машина пехоты БМП-2 разработана в результате глубокой модернизации БМП-1, выпол­ненной в 70-х гг. конструкторским бюро Курган­ского машиностроительного завода, где осущест­влялся серийный выпуск этих машин. Первый опытный образец был изготовлен в 1974 г., а на во­оружение Советской Армии машина была принята в 1980-м.

Основные изменения коснулись вооружения машины. Вместо гладкоствольной 73-мм пушки 2А28 была установлена автоматическая скорострельная пушка 2А42 калибра 30 мм. Поводов для замены основного вооружения было предостаточно: невысокая дальность стрельбы (1300 м), недостаточная дальность эффективной стрельбы (765 м), чересчур ограниченный сектор наведения пушки в вер­тикальной плоскости и низкая точность стрельбы. Новая пушка решила большинство этих проблем. В вертикальной плоскости она наводится в секторе от —5° до +74°, что по­зволяет использовать её для борьбы с воздушными целями. Благодаря наличию двухпло- скостного стабилизатора прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движе­ния машины.

Рис. 92. БМП-2

Стрельбу из пушки можно вести одиночными выстрелами или очередями с малым (200—300 выстрелов в минуту) или большим (не менее 550 выстрелов в минуту) темпом
стрельбы. Питание пушки раздельное двухленточное. Одна лента снаряжена выстрелами с бронебойно-трассирующими снарядами, а другая — выстрелами с осколочно-фугас­ными и осколочно-трассирующими снарядами. Таким образом, обеспечивается возмож­ность борьбы с легкобронированными целями на дальностях до 1500 м, установками ПТУР, небронированными целями и живой силой противника на дальностях до 4000 м, а также воздушными целями, летящими с дозвуковыми скоростями на высотах до 2000 м.

Установка нового вооружения повлекла за собой изменения в конструкции башни. Для БМП-2 была разработана новая двухместная башня с сиденьями командира маши­ны и наводчика. Она оснащена скоростными электрическими приводами наведения пушки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Новые приборы наблюдения и прицеливания позволяют вести огонь как наводчику, так и командиру.

Для борьбы с бронированными целями на дальности от 75 м до 4000 м на башне установлен ПТРК второго поколения 9М113М «Конкурс», а для более эффективного по­ражения живой силы противника на некоторых модификациях БМП-2 на левой сторо­не башни установлен 30-мм автоматический гранатомет АГ-17.

БМП-2 имеет расширенные возможности для постановки дымовых завес. В допол­нение к термодымовой аппаратуре, на бортах башни БМП-2 смонтированы шесть ды­мовых гранатомётов 902В «Туча», отстреливающих на дальность 200—300 м дымовые за­ряды, образующие дымовую завесу размером 50х28 м.

В связи с установкой башни больших размеров число входящих в боевой расчёт БМП-2 десантников уменьшено до семи, при этом их размещение по сравнению с БМП-1 изменено: шестеро находятся в десантном отделении, а один расположен от­дельно за сиденьем механика-водителя (на БМП-1 это место занимает командир маши­ны, на БМП-2 место командира оборудовано в башне). Все десантники могут вести стрельбу из стрелкового оружия через амбразуры в бортах корпуса; для наблюдения за полем боя они пользуются перископическими приборами наблюдения.

В моторно-трансмиссионном отделении БМП-2 установлен усовершенствованный шести­цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1, снабжённый системой турбонаддува. Основ­ные узлы трансмиссии и ходовой части прак­тически не претерпели никаких изменений. Установка новой башни привела к увеличению боевой массы машины, что, однако, не отрази­лось на плавучести БМП-2. Дополнительные амортизаторы на каждом втором опорном кат­ке заметно улучшили ходовые качества маши­ны, особенно плавность хода.

Несмотря на быстро изменяющуюся по­литическую обстановку в мире, в КБ Курган­ского машиностроительного завода интенсив­но велись работы над созданием новой боевой машины. Усилия специалистов, искавших неординарные решения, которые отвечали бы новым требованиям, принесли свои плоды, в результате чего появилась боевая машина пе­хоты БМП-3.

По конструктивной схеме БМП-3 отличается от своих предшественников. В пе­редней части корпуса в один ряд расположены сиденья трёх членов экипажа. Среднее за­нимает механик-водитель, крайние — стрелки, каждый из которых обслуживает 7,62-мм пулемёт. Непосредственно за ними находится двухместная башня, в которой располага­ются командир машины и наводчик. За башней в кормовой части корпуса размещается десантное отделение, рассчитанное на 5 солдат с полной выкладкой. Как и в БМП-1 и БМП-2, каждый из них может вести огонь изнутри машины через специальные стрелко­вые гнёзда. Солдаты десанта занимают места в машине через двери в кормовой стенке корпуса, откидные панели в крыше или люки в этих панелях.

Конструктивная схема БМП-3 существенно отличается от общепринятой схемы боевых машин пехоты. Здесь силовое отделение находится в кормовой части корпуса, за сиденьями десанта. Это позволяет более точно уравновесить машину (двигатель и трансмиссия выступают в качестве противовеса мощному бронированию передней ча­сти корпуса), что отвечает условиям стабилизации основного вооружения.

Расположение ведущих колёс в кормовой части машины является более выгодным с точки зрения работы гусеничного хода. Люки командира, наводчика и двух стрелков, сидящих по обе стороны от механика-водителя, открываются вперед и тем самым слу­жат дополнительной защитой при спешивании или посадке в машину в непосредствен­ной близости от противника. Люк механика-водителя приподнят и открывается назад. Такое решение продиктовано необходимостью обеспечить механику-водителю нормаль­ный обзор при езде с поднятым сиденьем.

Настоящим шоком для зарубежных специалистов стало вооружение БМП-3. В ба­шне кругового вращения установлена 100-мм нарезная пушка 2А70, спаренная с ней 30-мм пушка 2А72 и спаренный пулемёт калибра 7,62 мм. Стволы обеих пушек соедине­ны хомутами, а пулемёт установлен в отдельном гнезде рядом с ними. Кроме того, впере­ди, по обе стороны корпуса, расположены ещё два курсовых пулемёта калибра 7,62 мм. Стрелки, обслуживающие их, имеют в своем распоряжении по одному перископу. На БМП-3 установлена система 9К116 «Бастион», которая позволяет вести из пушки стрельбу противотанковыми управляемыми снарядами 9М117. Это система второго поко­ления, и теперь для поражения цели наводчик должен лишь удержать её в окуляре прице­ла. Снаряд наводится по лазерному лучу, которым наводчик подсвечивает цель. Лазерный излучатель располагается над пушкой по оси башни. Такой способ наведения ракеты обеспечивает высокую вероятность поражения цели, но в то же время предупреждает противника об опасности, если его машина оснащена системой оповещения.

БМП-3 с одинаковым успехом способна уничтожать живую силу противника, броне­транспортёры, боевые машины пехоты, укреплённые позиции и воздушные цели. Более то­го, она может представлять серьёзную угрозу практически для любого современного танка.

На БМП-3 установлен четырехтактный десятицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-29М, развивающий мощность 368 кВт. На дорогах с твёр­дым покрытием БМП-3 развивает скорость около 70 км/ч при движении вперед и 20 км/ч при движении задним ходом. Запаса топлива (690 л) хватает на 600 км пробега.

Отличительной особенность БМП-3 также являются установленные водомётные дви­жители, что существенно улучшило маневренность машины. Максимальная скорость плава­ния достигает 10 км/ч. Изменение направления движения на воде осуществляется при помо­щи заслонок водомётов. Волноотражательный щиток располагается перед лобовой плитой корпуса и при действиях на суше выполняет функцию дополнительной защиты. БМП-3 обо­рудована фильтровентиляционной установкой, системой пожаротушения, установленной в силовом и боевом отделениях, а также аппаратурой для постановки дымовых завес.

Общее устройство БМП-2

Боевая машина пехоты БМП-2 предназначена для повышения мобильности, воору­жённости и защищённости пехоты на поле боя в условиях применения обычных средств и оружия массового поражения.

Основными частями БМП-2 являются:

броневой корпус и башня;

силовая установка;

трансмиссия; ходовая часть;

электрооборудование;

специальное оборудование;

вооружение и боекомплект

1. Броневой корпус и башня предназ­начены для размещения и защиты от огня противника экипажа, вооружения, меха­низмов и приборов машины. Корпус также предохраняет личный состав от воздей­ствия оружия массового поражения.

Корпус является остовом, соединяю­щим в единое целое все агрегаты, узлы и механизмы машины, его форма обеспе­чивает необходимый запас плавучести и рациональное использование внутренне­го объёма машины для размещения обору­дования и личного состава.

Корпус состоит: из носовой части; бортов;

кормовой части; крыши; днища;

перегородки силового отделения.

К нижнему носовому листу приваривается два буксирных крюка и две проушины для крепления машины тросами при транспортировании. К наклонному верхнему носо­вому листу приварены шарниры для крепления ребристого откидного листа и волно- отражательного щитка, два кронштейна для крепления фар и их ограждения, упор вол- ноотражательного щитка.

Борта корпуса установлены вертикально, к ним приварен ряд кронштейнов, флан­цев, шарниров и других деталей, обеспечивающих монтаж агрегатов и механизмов. В бортах предусмотрены амбразуры, закрываемые броневыми крышками, для ведения огня из машины.

На кормовом листе приварены петли для крепления машины тросами и стопоры для фиксации кормовых дверей в открытом положении.

Крыша состоит из съёмного и несъёмного листов. В ней предусмотрены:

• люки для посадки и высадки экипажа;

• отверстия для заправки машины топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, для установки антенны и крепления габаритных фонарей;

 

 

• шахты для воздухозаборной трубы и приборов наблюдения


 

 


В днище машины для удобства об­служивания агрегатов и механизмов вы­полнены отверстия, закрываемые пробка­ми, и люк для доступа к двигателю, закры­ваемый крышкой. Пробки и крышки уста­новлены на резиновые прокладки.

Крышка люка водителя открывается и закрывается изнутри с помощью эксцентрикового замка со стопором. Для открывания крышки необходимо снять рукоятку со стопора (оттянув её), затем опустить вниз и перевести вперёд (гори


зонтально). Повернув рукоятку на 180° (на себя), открыть люк, опустить рукоятку вниз и застопорить. Закрывается люк в обратной последовательности.

Крышка люка командира опирается на шариковую опору. Погон фиксируется сто­пором в двух положениях: прямо и влево на 90°. Запирается крышка клиновым замком. Для открывания люка изнутри нужно расстопорить крышку, повернуть её вверх и засто­порить. Для открывания крышки нужно её расстопорить, отпустить вниз и застопорить поворотом рукоятки.

Люк оператора открывается поворотом рукоятки по часовой стрелке, в открытом положении фиксируется стопором.

Верхние люки десантного отделения открываются изнутри поворотом рукоятки. Кормовые двери закрываются замками, стопорятся стопором и могут быть закрыты специальным штурва­лом.

Люки и двери (за исключением люка механика водителя) могут откры­ваться снаружи специальным ключом.

Люк над силовым отделением зак­рывается ребристым листом, открыва­ется после отворачивания болтов; сто­порится пружинящим стержнем.

Внутренний объём корпуса разде­лён на четыре отделения:

• отделение управления;

• силовое отделение;

• боевое отделение;

• десантное отделение. Отделение управления располо­жено в носовой части корпуса, слева. В нём размещены:

• места размещения механика-во­дителя и командира;

• органы управления машиной и спецоборудованием;

Рис. 98. Высадка десанта через кормовые двери
Отделение управлени Рис. 99. Отделения БМП-2

• центральный щиток приборов;

• приборы наблюдения и средства связи;

• фильтровентиляционная установка (ФВУ);

• узлы и приборы электроспецоборудования.

Силовое отделение расположено в носовой части корпуса, справа, и отделено те- плозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам. В нём размещены:

• агрегаты, узлы и приборы силовой установки и трансмиссии;

• компрессор;

• водооткачивающий насос.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины. В нём размеще­ны: вооружение и боекомплект; приборы наблюдения и прицеливания; места размеще­ния командира и наводчика; баллоны ППО; укладка ЗИПа.

Десантное отделение расположено в кор­мовой части машины. В нём размещены:

• топливные баки и аккумуляторный отсек;

• сиденья десанта;

• амбразуры для стрельбы;

• система обеспечения обитаемости;

• укладка ЗИП. Башня — конусообразная, двухместная,

сварена из броневых листов, установлена на шариковой опоре. Поворот башни осуществляется на 360° вручную или электропри­водом. В лобовой части башня имеет амбразуры для пушки, пулемёта, прицелов. Внутри башни размещены пушка, пулемёт, органы управления вооружением, поворотом башни.

2. Силовая установка является источни­ком механической энергии, приводящей ма­шину в движение. Силовая установка БМП включает в себя двигатель УТД-20 и обслу­живающие его системы:

• питания топливом и воздухом;

• смазки;

• охлаждения;

• подогрева;

• воздушного запуска. Силовая установка размещается в носо­вой части корпуса машины, в силовом отде­лении.

3. Трансмиссия — совокупность агрегатов, соединяющих двигатель с ведущими ко­лёсами. Трансмиссия БМП включает главный фрикцион, коробку передач, планетарный механизм поворота и бортовые передачи.

Трансмиссия размещена в носовой части корпуса машины в силовом отделении. Главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота жёстко соеди­нены друг с другом и двигателем и образуют силовой блок.

4. Ходовая часть включает гусеничный движитель и подвеску.

5. Электрооборудование БМП включает:

• источники электрической энергии;

• потребителей электрической энергии;

• вспомогательные и контрольно-измерительные приборы.

Рис. 102. Общее устройство БМП-2: 1 — орудие; 2 — двигатель; 3 — генератор; 4 — смотровой прибор механика-водителя; 5 — пулемет; 6 — смотровой прибор наводчика БМП; 7 — гранатомёт постановки дымовой завесы; 8 — топливный бак; 9 — отсек аккумуляторов; 10 — топливный бак; 11 — каток; 12 — сиденья десанта; 13 — ограждение башни; 14 — сиденье наводчика; 15 — сиденье стрелка; 16 — сиденье механика-водителя; 17 — фильтровентиляционная установка; 18 — штурвал

 

6. Специальное оборудование предназначено для защиты экипажа и оборудования машины и включает:

• систему защиты от ОМП;

• систему обеспечения обитаемости;

• противопожарное оборудование;

• систему дымопуска;

• приборы наблюдения;

• курсоуказатель.

7. Вооружение и боекомплект

В башне машины установлены 30-мм автоматическая пушка 2А42, пулемёт ПКТ калибра 7,62 мм (спаренный с пушкой) и пусковая установка для пуска ПТУР:

• 30-мм автоматическая пушка 2А42 предназначена для поражения наземных (легко­бронированные средства, живая сила противника и т. д.) и воздушных целей;

• 7,62-мм пулемет ПКТ предназначен для поражения живой силы противника и для подавления небронированных и легкобронированных целей и огневых точек про­тивника;

• противотанковый комплекс включает в себя ПТУР, ПУ машины и ПУ 9П135М. В машине предусмотрены:

— крепления для личного оружия — двух ручных пулемётов ПК калибра 7,62 мм и ше­сти автоматов АКМ калибра 7,62 мм;

— места для установки двух изделий 9К38 «Игла» или других комплексов для стрельбы по воздушным целям (вместо изделия 9К34 может устанавливаться гранатомёт РПГ-7);

— укладки для двенадцати гранат Ф-1, сигнального пистолета 56-Н-574 калибра 26 мм, двенадцати осветительных ракет, четырёх ПТУР.

Общие сведения о БТР

Первые машины начали поступать в части в середине 1960 года. Серийное произ­водство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года. БТРП (так условно называется машина — бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имеет несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположени­ем отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колёс. В каждом колесе имеется встроенный редук­тор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигается как за счёт гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального во­домётного движителя реактивного типа.

В средней части корпуса находит­ся десантное отделение, вмещающее 8 человек, в котором стрелки находятся лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имеется 6 амбразур.

Между полом десантного отделе­ния и днищем машины установлены аг­регаты трансмиссии. Открытый сверху корпус является несущим, имеет обте­каемую форму нижней части и днища и изготовлен из катаных броневых ли­стов толщиной 6—8 мм.

Колеса первой и второй осей управляемые. В подвеске используются 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески установле­ны по 2 гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13—18 дюймов) имеют центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволя­ет двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси дают возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. В передней части корпуса установлена лебёдка с дли­ной троса 50 м.

На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса установлен 7,62 мм пулемёт, боекомплект которого составляет 1250 патронов. БТР оснащён ночными приборами во­дителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-123.

Полная масса БТР — 9800 кг. На БТР установлено 2 двигателя ГАЗ-40П. Двигатели смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы не сами двигатели, а только их приводы управления. Блоки дви­гатель—коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагаются па­раллельно на корме БТР, раздаточные коробки — в средней части корпуса. От правого двигателя приводятся в действие колёса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя — колёса второго и четвёртого мостов.

Рис. 103. БТР-60

БТР-70 был принят на вооружение 21 августа 1972 г. Компоновка БТР-70 в целом повторяет компоновку БТР-60. В передней части корпуса находится отделение управле­ния с местами командира машины и механика-водителя. За отделением управления рас­положено десантное отделение, а в кормовой части корпуса — моторно-трансмиссион- ное. Командир машины и механик-водитель вне поля боя ведут наблюдение через 2 ве­тровых стекла, оборудованных стеклоочистителем и обогревательным устройством. В боевом положении стёкла закрываются броневыми крышками, и командир ведёт на­блюдение через три перископические прибора ТНП-Б и ТНПКУ-2Б, а механик-води­
тель — через четыре прибора ТНП-Б. Для доступа в отделение управления в крыше кор­пуса имеется два люка.

Закрытый герметичный корпус бронетранспортёра сварен из катаных листов бро­невой стали. Лобовые детали имеют толщину 8—10 мм. Башня также имеет сварную кон­струкцию, в передней части толщина её брони составляет 6 мм. По сравнению с БТР-60 высота корпуса и бронетранспортёра в целом уменьшена на 185 мм.

Важными новыми элементами конструкции корпуса стали два небольших нижних боковых люка, смонтированные по обе стороны корпуса между второй и третьей парами колёс. Люки предназначены для скрытой посадки и спешивания десанта. Дополнитель­ные люки имеются также в крыше десантного отделения.

Десантное отделение рассчитано на размещение шести мотострелков. Они распо­лагаются на сиденьях лицом к бортам, что позволяет им вести стрельбу со своих мест. Для этого в бортах корпуса имеется шесть закрывающихся броневыми крышками амбра­зур. Для ведения наблюдения за полем боя в десантном отделении с каждого борта уста­новлено по одному прибору ТНП-Б. Ещё один десантник располагается в передней ча­сти корпуса, по другую сторону от него находится стрелок пулемётной установки.

Бронетранспортёр БТР-70 имеет то же вооружение, что и БТР-60: в бро­нированной башне кругового вращения установлены 14,5-мм пулемёт КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владими­рова) и 7,62-мм пулемёт ПКТ (пулемёт Калашникова танковый). Был разрабо­тан опытный образец БТР-70 с автома­тическим гранатомётом АГ-17, смонти­рованным на башне, но серийно эта модель не выпускалась.

БТР-70 имеет силовую установку повышенной мощности. В моторно- трансмиссионном отделении в кормовой части корпуса на общей раме установлено два У-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б мощностью по 120 л.с. каждый. Для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости установлен ручной насос. Охлаждение масла производится в двух радиаторах и теплообменниках. Применение работающих на бензине карбюраторных двигателей сопряжено с повы­шенной пожароопасностью. Для её снижения топливные баки расположены в изолиро­ванных отсеках, бронетранспортёр оборудован также автоматической противопожарной системой. Имеется система отключения силовой передачи от двигателя с места механи­ка-водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя быстро отключить его и продолжать движение на другом, исправном.

Как и у БТР-60, ходовая часть выполнена по колесной формуле 8x8. управляемыми являются первые две пары колес, при этом минимальный радиус поворота составляет 12,6 м. Подвеска торсионная, колёса с разъёмным ободом, шины бескамерные, сверх­низкого давления. Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Наличие в этой системе мощных компрессоров позволяет не только регулиро­вать давление в шинах в зависимости от условий движения, но и компенсировать потерю давления при простреле шины.

При движении по шоссе бронетранспортер БТР-70 развивает максимальную ско­рость 80 км/ч. Он обладает очень высокой проходимостью по пересечённой местности.

Бронетранспортёр плавает со скоростью 9—10 км/ч, которая обеспечивается двухсту­пенчатым водомётным движителем. Запас хода на плаву составляет 12 ч.

При разработке БТР-70 большое внимание было уделено его оборудованию для ве­дения действий в условиях применения ядерного оружия и других средств массового по­ражения. На нем размещены фильтровентиляционная установка в составе нагнетателя- сепаратора и фильтра-поглотителя, прибор радиационной разведки ДП-3Б, войсковой прибор химической разведки ВПХР и комплект для специальной обработки. В состав оборудования БТР-70 входят: радиостанция Р-123М, переговорное устройство, отопи- тель, лебёдка для самовытаскивания.

БТР-80 был принят на воору­жение Советской Армии в 1986 г. и в том же году был запущен в се­рийное производство. Он разрабо­тан по той же компоновочной схе­ме, что и его предшественники.

Герметичный, полностью зак­рытый корпус бронетранспортёра сварен из катаных стальных листов, расположенных с большими угла­ми наклона к вертикали. Он защи­щает экипаж и десантников от пуль ручного стрелкового оружия кали бра 7,62-мм, а лобовая броня — от пуль калибра 12,7-мм.

В отделении управления оборудованы места механика-водителя (у левого борта) и командира машины. В их распоряжении находятся перископические приборы наблю­дения ТНП-Б и командирский прибор наблюдения ТКН-3.

За местами механика-водителя и командира установлены одноместные сиденья од­ного из пехотинцев десанта и стрелка башенной пулемётной установки. Как и у БТР-70, основное вооружение БТР-80 состоит из 14,5 мм пулемета КПВТ и спаренного с ним 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулемёты установлены в конической башне с углами наведения 360° по горизонтали и от —4° до +60° по вертикали. Для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки смонтирован осветитель ОУ-3ГА2М. На башне также установлены дымовые гранатомёты для стрельбы гранатами 3Д6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.119 с.)