Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности устройства и работы элементов ФСУР

Поиск

Фазовый детектор

В данном случае фазовый детектор используется для переноса спектра информа­ционного сигнала ошибки наведения с частоты сканирования /2 на частоту управления полётом /3 с сохранением амплитудных и фазовых соотношений. Для преобразования используется опорное напряжение с катушек ГОН, имеющее частоту /2 + /3. Операция переноса спектра реализуется перемножением информационного и опорного сигналов. В качестве умножителя используются два операционных усилителя с инвертирующим включением. В цепи отрицательной обратной связи ОУ включены нелинейные элемен­ты — диоды. И поэтому в них протекают токи комбинационных частот (т (/2 + /3) ± л/2).

Далее, используя фазовые соотношения и логику последовательного алгебраиче­ского суммирования, взаимно подавляют сигналы исходных частот (сканирования и ГОН), а из оставшихся сигналов суммарной и разностной частот с помощью двойного Т-образного фильтра выделяют сигнал разностной частоты [(/2 + /3) — /2 = /3].

Физический смысл такого преобразования состоит в том, что ошибка наведения проецируется на вращающуюся плоскость, в которой рули создают управляющую силу. При этом получаемый синусоидальный сигнал частоты /3 будет нести в себе информа­цию о том, в какую сторону (фаза сигнала) и насколько (амплитуда сигнала) нужно по­вернуть рули в любой момент периода их вращения, чтобы создаваемая ими управляю­щая сила непрерывно уменьшала ошибку наведения.

Информационный сигнал на частоте управления с выхода фазового детектора по­ступает на первый вход сумматора (XII) схемы линеаризации.

Схема линеаризации

Схема состоит из генератора линеаризации и сумматора-усилителя. Генератор линеаризации собран по схеме КС-генератора низкой частоты с исполь­зованием операционного усилителя, частоты зависимой КС-цепи положительной обрат­ной связи и фильтра низких частот. Генератор вырабатывает синусоидальное напряже­ние удвоенной частоты управления (2/3), поступающее на второй вход сумматора.

При этом суммарный сигнал (Цсум = Ц,д + Ц/га) на выходе сумматора XII определяет­ся в зависимости от соотношения амплитуд Ц/фд и ЦТл.

Усилитель-ограничитель

Усилитель состоит из каскада усиления на интегральной схеме дифференциально­го усилителя и каскада ограничения на составном транзисторе.

Входными сигналами усилителя являются суммарный информационный сигнал с XII и сигнал датчика угловых скоростей контура демпфирования колебаний корпуса ракеты.

Выходной управляющий импульсный сигнал подается на усилитель мощности, ра­ботающий в ключевом режиме.

Вид выходного сигнала в зависимости от Ц/сум представлен на рис. 38. Очевидно, что под действием управляющего сигнала рулевая машина будет пере­брасывать рули из однократного положения в другое по-разному:

• При Ц/фд = 0 рули перебрасываются четырежды за один оборот корпуса и будут на­ходиться в каждом положении одинаковое время, поэтому результирующая упра­вляющей силы, создаваемая ими, будет равна нулю.

• При Ц/фд/Црл > 1,5 рули перебрасываются дважды на одинаковое время. Вспомнив, что с плоскостью ошибки наведения связана фаза Ц/фд, а значит и вре­менное положение импульсов Ц,д в периоде управления (Тупр), понимаем, что рули созда­дут максимальную результирующую управляющую силу, лежащую в плоскости ошибки наведения и уменьшающую эту ошибку.

• При 0 < Цвд/Цл < 1,5 рули перебрасываются четырежды на разное время и создадут результирующую управляющую силу (К) в плоскости ошибки, по величине про­порциональную коэффициенту команды КК = Д/Ктах.

Таким образом, с помощью схемы линеаризации введена линейная зависимость упра­вляющей силы от величины ошибки наведения.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОПИЛОТА

1. Сигнал ошибки наведения ракеты, пропорциональный угловой скорости линии визирования, с выхода усилителя коррекции следящего координатора цели посту­пает на синхронный фильтр формирователя сигнала управления рулями (ФСУР). Информация о величине и плоскости ошибки наведения содержится в амплитуде и фазе периодического сигнала с частотой сканирования цели.

2. Синхронный фильтр позволяет выделить первую гармонику входного сигнала и обеспечивает высокую точность передачи информации.

3. С помощью усилителя-динамического ограничителя задаётся и стабилизируется требуемый коэффициент передачи входного сигнала на суммирующий усилитель XI. На второй вход сумматора поступает сигнал со схемы ФСУРа по пеленгу.

4. Схема ФСУРа по пеленгу, используя сигналы статорной катушки пеленга, блока пусковой логики и кнопки «НАВСТРЕЧУ-ВДОГОН», формирует на начальном этапе полёта ракеты дополнительный синусоидальный сигнал, при суммировании которого с сигналом ошибки наведения обеспечивается ускоренный вывод ракеты на кинематическую траекторию.

5. Для реализации одноканального управления фазовый детектор, используя сигнал ошибки наведения с выхода сумматора XI, следующий на частоте сканирования/2, и сигнал генератора опорных напряжений с частотой вращения ротора /2 + /3, пере­носит информацию об ошибке наведения с частоты сканирования на частоту упра­вления рулями /3. Синусоидальный сигнал частоты /3 несёт в себе информацию о том, в какую сторону (фаза) и насколько (амплитуда) нужно отклонить рули в лю­бой момент периода их вращения, чтобы создаваемая ими управляющая сила не­прерывно уменьшала ошибку наведения. Сигнал с выхода фазового детектора по­ступает на суммирующий усилитель XII схемы линеаризации.

6. Схема линеаризации применяется для сохранения линейной зависимости величи­ны управляющей силы, создаваемой рулями, от величины сигнала ошибки наведе­ния при использовании релейного режима работы рулей. Благодаря ей формирует­ся суммарный управляющий сигнал, обеспечивающий переброс рулей на ±15° четыре раза за период вращения и нахождение рулей разное время в каждом из по­ложений. Нужно помнить, что фаза суммарного управляющего сигнала ошибки на­ведения будет задавать плоскость результирующей управляющей силы, совпадаю­щей с плоскостью ошибки наведения.

7. С помощью усилителя-ограничителя и усилителя мощности, работающего в ключе­вом режиме, суммарный управляющий сигнал с выхода XII преобразуется в импульс­ное двухполярное напряжение управления электромагнитами рулевой машины.

8. Для гашения поперечных колебаний корпуса ракеты, возникающих при управле­нии, используется контур отрицательной динамической обратной связи (электрон­ный амортизатор), повышающий устойчивость управления. Для этого сигнал дат­чика угловой скорости колебаний с определённым коэффициентом передачи вы­читается на входе усилителя-ограничителя из суммарного управляющего сигнала.

9. Под действием управляющего напряжения поочередно срабатывают электромаг­ниты золотника, обеспечивая подачу газов порохового аккумулятора, давление (ПАД) в полости рабочего цилиндра рулевой машины и соответствующее переме­щение поводка и рулей.

10. Рули создают аэродинамическую управляющую силу, результирующая К которой за период управления:

а) лежит в плоскости ошибки наведения ракеты;

б) направлена на уменьшение ошибки наведения;

в) пропорциональна величине ошибки наведения.

Под действием результирующей управляющей силы ракета удерживается на кине­матической траектории полёта в упрежденную точку встречи с целью.

11. На участке разгона ракеты эффективность аэродинамического управления недо­статочна, поэтому дополнительно используется пороховой управляющий двига­тель.

Для повышения эффективности поражения цели во ФСУРе предусмотрена схема

смещения, обеспечивающая на конечном участке полёта смещение траектории от сопла

в корпус самолёта.

рулевой отсек В рулевом отсеке размещены элементы бортовой энергосистемы и автопилота.

 
 


Пороховой аккумулятор давления

Пороховой аккумулятор давления (ПАД) предназначен для питания пороховыми га­зами турбогенератора, а также рулевой машины.

Он представляет собой камеру с зарядом твёрдого топлива и элементами воспламе­нения. Образование пороховых газов происходит за счёт торцевого горения заряда, поэ­тому длина ПАД определяется временем управляемого полёта ракеты.

Технические характеристики:

• скорость горения заряда — примерно 5 мм/с;

• время горения — не менее 11с;

• расход газа — 2,5 г/с.

ПАД состоит из стального корпуса, являющегося камерой сгорания. Внутри корпу­са размещается пороховой заряд, покрытый бронировкой — защитным слоем, препят­ствующим горению с боковых сторон. В корпус ввёрнут воспламенитель, состоящий из электровоспламенителя, навески пороха и пиротехнической петарды.

При срабатывании электровоспламенителя срабатывает пиротехническая петарда, затем воспламеняется навеска пороха. Раскалённые частицы пороха поджигают основ­ной заряд, и происходит его торцевое горение со скоростью примерно 5 мм/с в течение не менее 11 с. С выхода ПАД газ через дроссель и газовую втулку поступает в турбогене­ратор и РМ.

ПАД, как и ПУД, являясь пиротехническим устройством, несет определенную опасность. Поэтому при сборке рулевого отсека пиротехнические устройства не снаря­жаются. Заряды и электровоспламенители поступают отдельно на снаряжательную базу и устанавливаются при общем снаряжении ракеты. Контроль качества ПАД и ПУД про­изводится на отдельных сборках, взятых из партии, без установки в рулевой отсек путём поджига их с замером внутрибаллистических характеристик темперирования на пре­дельных температурах.


Чехол теплозащитный Рис. 40. Устройство ПАД

 

Бортовой источник питания

Бортовой источник питания (БИП) предназначен для обеспечения энергией аппара­туры ракеты. Он представляет собой маленькую электростанцию, источником энергии для которой, как и для рулевой машины, являются газы, образующиеся при работе ПАД.

Крышка

 

К элементам БИП относятся:

1) турбогенератор;

2) стабилизатор-выпрямитель.

1. Турбогенератор, имеющий большую удельную мощность, предназначен для выра­ботки напряжения переменного тока. Он представляет собой однофазный генератор с возбуждением от постоянного магнита и приводом от одноступенчатой активной турбины на его валу.

2. Стабилизатор-выпрямитель представляет собой электрический прибор и предназ­начен для преобразования напряжения переменного тока, поступающего с турбогене­ратора, в напряжение постоянного тока и его стабилизации.

Технические характеристики БИП:

• мощность — 250 Вт;

• частота оборотов турбины — 9000—18000 об/мин;

• выдаваемое напряжение постоянного тока — 40±2 В и 20±2 В.

1. Турбогенератор состоит из статора и ротора, на оси которого крепится турбина, являющаяся его приводом. Статор представляет собой литой корпус, в котором устано­влены два постоянных магнита 10МДК-25ВА и две секции с обмотками.

Статор залит компаундом К-153, который обеспечивает жесткое крепление всех вхо­дящих в него деталей, а также механическую защиту и электрическую прочность обмоток.

Ротор представляет собой вал с установленными на нём штампованными звездочка­ми специальной формы из электротехнической стали 49КФ, приклеенными клеем БФ-4.

На валу насажены два радиальных шарикоподшипника. Один из них служит опо­рой ротора. Он предварительно завальцовывается во втулку из нержавеющей стали, ко­торая с помощью фланца крепится к статору винтами. Второй шарикоподшипник может перемещаться в осевом направлении и является плавающей опорой. При сборке после установки ротора в статор он закрывается крышкой и на нём крепится турбина.

Особенностью устройства турбогенератора является совмещение в одной конструк­ции генератора и турбопривода. Турбопривод, кроме турбины, включает ещё цилиндриче­ское расширяющееся сопло с критическим сечением 1,5 мм и диаметром на выходе 2,1 мм, расположенное под углом 17° к корпусу статора. Для выхода газа в корпусе рулевого отсека имеется прямоугольный паз, через который газ сбрасывается в атмосферу.

Диаметр турбины определя­ется максимальным габаритом магнитной системы турбогенера­тора. Диаметр отверстий турбины, создающих рабочие поверхности лопаток, и их число выбраны из условия прочности перемычек. Они и сталь, в свою очередь, опре­деляют диаметр выходного сече­ния сопла с учетом необходимого перекрытия.

Рис. 42. Работа турбогенератора

Работа турбогенератора осно­вана на эффекте индуцирования переменной ЭДС в обмотках ста­тора при изменении внутри них ве­личины магнитного потока. Пере­
менный магнитный поток в магнитопроводе катушек возникает вследствие изменения между полюсами магнитов величины воздушного зазора (а следовательно, и его магнит­ного сопротивления) при вращении ротора.

Пороховые газы ПАД через сопло попадают на лопатки турбины и приводят её во вращение вместе с ротором. При повороте ротора на половину полюсного деления величина магнитного потока, проходя через обмотку генератора, уменьшается, а при по­вороте ротора на одно полюсное деление — увеличивается, что соответствует одному пе­риоду переменного тока. Индуцированная в обмотке статора переменная ЭДС снимает­ся с клемм и подается на вход стабилизатора-выпрямителя. Частота переменного тока зависит от количества зубьев в звездочке и скорости вращения турбины.

Число зубьев в звездочке ограничено конструкцией турбогенератора. Максимальная частота его вращения зависит от параметров газового потока, силы трения и физических возможностей вращающих­ся деталей, в первую очередь подшипников.

Можно определить частоту переменного тока по формуле: / = 2рп/60, где Хр — число зубьев (10); п — число оборотов в минуту (9000—18000).

2. Стабилизатор-выпрямитель выполняет две функции:

1) преобразует напряжение переменного тока турбогенератора в требуемые значения постоянных напряжений и поддерживает их стабильность при изменениях скоро­сти вращения ротора турбогенератора и тока нагрузки;

2) регулирует скорость вращения ротора турбогенератора при изменении давления га­за на входе в сопло путём создания дополнительной электромагнитной нагрузки на вал турбины.

Для этого структурная схема стабилизатора-выпрямителя состоит из взаимосвя­занных цепей нагрузки, регулирования и управления, и фактически стабилизация на­пряжения происходит по обоим контурам одновременно.

В первом случае способ стабилизации частоты магнитоэлектрического синхронно­го генератора основан на гашении избыточной мощности привода за счёт превращения её в потерю в магнитопроводе генератора, для чего в цепь нагрузки включён управляю­щий дроссель насыщения.

Недогруженный генератор развивает обороты, превышающие необходимые для обеспечения требуемой нагрузки, а повышение оборотов ведёт к повышению напряже­ния на нагрузке. Это напряжение сравнивается с опорным в схеме сравнения, и выделя­ется разностный сигнал, который обеспечивает компенсацию увеличения напряжения на нагрузке и стабилизирует его на определенном уровне. По мере роста напряжения до 40 В пробивается стабилитрон. В цепи стабилизации протекает значительный ток, кото­рый вызывает увеличение электрических потерь в генераторе и торможение ротора.

Во втором случае повышение оборотов вызывает увеличение магнитного потока в генераторе и возрастание потерь на подмагничивание и вихревые токи. Возрастание потерь с учётом повышенной частоты, близкой к резонансной, настолько значительно, что вызывает большой дополнительный момент, вызывающий торможение вала турбоге­нератора, и ограничивает скорость вращения ротора.

Поскольку напряжение 20 В формируется с тех же витков трансформатора, то ста­билизируется и оно. Стабилизированное напряжение 20 В поступает со стабилизатора- выпрямителя на ОГС, РО, ДУС, БЧ.


 


Рулевая машина

Рулевая машина предназначена для аэродинамического управления ракетой в полёте. Одновременно РМ служит распределительным устройством в системе газодинамическо­го управления ракетой на начальном участке траектории, когда аэродинамические рули неэффективны. Она является газовым усилителем управляющих электрических сигна­лов, формируемых ОГС.

Рулевая машина (РМ) состоит из обоймы, в приливах которой расположены рабо­чий цилиндр с поршнем и фильтр тонкой очистки пороховых газов. В обойму запрессо­ван корпус с золотниковым распределителем, состоящим из четырехкромочного золот­ника, двух втулок и якорей. В корпусе также размещены две катушки электромагнитов. Обойма имеет две проушины, в которых на подшипниках расположена стойка с пружи­нами (рессорой) и с напрессованным на нее поводком.

В пазах поводка и стойки расположены рули, которые в полёте удерживаются в ра­скрытом положении стопорами и пружинами. В приливе обоймы, между проушинами, размещается газораспределительная втулка, жёстко закрепленная с помощью фиксатора на стойке. На втулке имеется паз с отсечными кромками для подвода газа, поступающе­го от ПУД к каналам и соплам.

РМ работает от газов ПАД, которые по трубе через фильтр тонкой очистки посту­пают к золотнику и от него по каналам в кольцах, корпусе и обойме под поршень.

Управляющие сигналы с ОГС поступают поочерёдно в катушки электромагнитов РМ. При прохождении тока через правую катушку электромагнита якорь с золотником притягивается в сторону этого электромагнита и открывает проход газа в левую полость рабочего цилиндра под поршень. Под давлением газа поршень перемещается в крайнее правое положение до упора в крышку. Перемещаясь, поршень увлекает за собой выступ поводка и поворачивает поводок и стойку, а вместе с ними и рули в крайнее положение.


Обойма

Золотниковый распределитель
Катушки электромагнитов
Рабочий цилиндр
Поршень Поводок
Рис. 44. Устройство рулевой машины

Корпус. \ Ф^ътр


 

 


Одновременно поворачивается и газораспределительная втулка, при этом отсечённая кромка открывает доступ га­за от ПУД через канал к соответствую­щему соплу.

При прохождении тока через левую катушку электромагнита поршень пере­мещается в другое крайнее положение.

Подвод газа от НАД
Выход газа
и=о
Рис. 45. Устройство рулевой машины

В момент переключения тока в ка­тушках, когда усилие, создаваемое поро­ховыми газами, превышает силу притя­жения электромагнита, золотник под действием силы от пороховых газов пе­ремещается, причём перемещение зо­лотника начинается раньше, чем проис­ходит нарастание тока в другой катушке, что повышает быстродействие РМ.


Пороховой управляющий двигатель

ПУД предназначен для газодинамического управления ракетой на начальном участке траектории полёта.

В рулевом отсеке находятся такие пиротехнические устройства, как пороховой аккумулятор давле­ния (ПАД) и пороховой управляющий двигатель (ПУД). Особенности работы этих устройств определяют их одинаковые конструкции и компоновку. Каждый из них состоит из корпуса, выполненного из прочной стали, в который вложен пороховой заряд и установлен элемент воспламенения. Пороховой заряд пред­ставляет собой шашку из баллистического состава. Как известно, пороха бывают баллистическими и сме- севыми. Ярким представителем смесевого пороха является простой, так называемый дымный оружейный порох, изобретённый в древнем Китае и представляющий собой механическую смесь тонко измельченно­го минерального окислителя (селитры), органического горючего (угля) и полимерной связки (серы). В на­стоящее время такой порох применяется менее широко, так как его повсеместно заменяют баллистиче­ские пороха. Баллистический состав представляет собой вещество, в котором основные компоненты твер­дого топлива (окислитель и горючее) входят в структуру одной молекулы. Основой таких порохов являет­ся микроклетчатка. В зависимости от назначения пороха по-разному обрабатываются с добавлением раз­личных добавок. В результате горение такого вещества происходит без образования крупных частиц и с высокими показателями удельного объема газа (объема, который занимает продукт сгорания вещества).

Для воспламенения вещества используется воспламенитель, который включает в себя электровос­пламенитель, пиротехническую петарду и навеску из смесевого (дымного) пороха. Электровоспламени­тель представляет собой электротехническое изделие, в металлическом корпусе которого размещаются колодка с мостиком накаливания, на который нанесена капелька вещества, надёжно вспыхивающая от нагрева мостика (металлической проволоки), и небольшая навеска пиротехнического состава, которую поджигает вспыхивающее вещество колодки.

Корпус электровоспламенителя после сборки заливается герметизирующим составом. Электровос­пламенитель имеет посадочные места с резьбой и проводами с наконечниками. Энергии воспламенителя зачастую недостаточно для воспламенения основного заряда. Поэтому для надёжного воспламенения за­ряда применяют воспламенитель. Он состоит из пиротехнической петарды и навески дымного пороха.

После срабатывания электровоспламенителя загорается пиротехническая петарда, поджигающая навеску пороха. При сгорании пороха образуются крупные раскалённые частицы, которые попадают на основной заряд и вызывают его возгорание. Горение основного заряда происходит по всей его откры­той поверхности. В зависимости от требований к скорости газообразования и времени работы устройства форма заряда может быть выбрана такой, что она обеспечит максимальную поверхность горения. Это до­стигается образованием различных щелей, срезов и внутренних профилей. Если же требуется уменьшить поверхность горения, то её закрывают различными бронировками, обеспечивая, например, только торце­вое горение заряда.

ПУД состоит из корпуса, представляющего собой камеру сгорания, и переходника. Внутри корпуса размещаются пороховой заряд и воспламенитель, состоящий из элек­тровоспламенителя, навески пороха и пиротехнической петарды. Расход газа и параме­тры внутренней баллистики определяются дроссельным отверстием в переходнике.

 

После вылета ракеты из пусковой трубы и раскрытия рулей электрический импульс с конденсатора взведения поступает на электровоспламенитель, воспламеняющий наве­ску пороха и петарду, от форса пламени которых загорается пороховой заряд. Пороховые газы, проходя через распределительную втулку и два сопла, расположенные перпендику­лярно плоскости рулей РМ, создают управляющее усилие, обеспечивающее разворот ра­кеты.

Датчик угловой скорости

ДУС предназначен для формирования электрического сигнала, пропорционального угловой скорости колебаний ракеты относительно её поперечных осей. Этот сигнал исполь­зуется в качестве отрицательной динамической обратной связи в контуре демпфирова­ния поперечных колебаний, возникающих при управлении ракетой.

 

ДУС устанавливается в центре масс так, чтобы его ось ОХ совпадала с продольной осью ракеты. При этом: • При прямолинейном полёте вращающейся ракеты рамка под действием центро­бежных сил самоустановится в плоскости, перпендикулярной оси вращения раке­ты. ЭДС в её обмотках не наводится, так как обмотки не перемещаются в магнит­ном поле постоянного магнита. • При отклонении ракеты от прямолинейного полёта в некоторой плоскости — угол наклона плоскости отклонения относительно направления вверх) с некоторой угло-

ДУС представляет собой рамку с двумя электромагнитными обмотками, которая на полуосях подвешена в центровых винтах с корундовыми подпятниками и может по­качиваться в рабочих зазорах магнитной цепи, состоящий из основания, постоянного магнита и башмаков. Сигнал угловой скорости снимается с обмоток рамки и через без- моментные растяжки выводится на контакты, изолированные от корпуса.


вой скоростью со быстровращающаяся вместе с корпусом ракеты рамка приобретёт свойства гироскопа, и на неё начнёт действовать гироскопический момент Мг. Под действием гироскопического момента рамка ДУС начинает колебаться в маг­нитном поле постоянного магнита, ив её обмотках индуцируется синусоидальная ЭДС, амплитуда которой характеризует величину угловой скорости отклонения (с), а фаза — угол наклона плоскости отклонения Снимаемый с обмоток рамки сигнал через уси­литель ДУС подается на усилитель-ограничитель ФСУР, повышающий устойчивость управления ракетой. Часть усиленного сигнала поступает на дополнительную демпфи­рующую обмотку рамки для компенсации её собственных колебаний.

БОЕВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Боевое снаряжение ракеты (изделие 9Н312Ф) предназначено для поражения воз­душной цели или нанесения ей повреждений, приводящих к невозможности выполнения бое­вой задачи.

Основными поражающими факторами являются: фугасное действие ударной вол­ны продуктов взрыва боевой части и остатков топлива двигательной установки, а так­же осколочное действие элементов, образующихся при взрыве и дроблении корпуса.

Таблица 6 Основные технические характеристики
  Масса, кг • в том числе взрывчатого вещества, кг 1,27 0,4
  Тротиловый эквивалент взрывчатого вещества, кг 0,53
  Длина отсека, мм  
  Диаметр, мм  
  Количество осколков, шт.  
  Угол разлета осколков, град.  
  Скорость детонации взрывчатого вещества, м/с  
  Масса осколка, г 0,4—0,5
  Толщина корпуса БЧ, мм  
  Скорость разлета осколков, м/с 2000—2200

 

Состав боевого снаряжения

1. Боевая часть.

2. Взрыватель.

3. Взрывной генератор.

1. Боевая часть предназначена для создания заданного поля поражения, воздейству­ющего на цель после получения от взрывателя инициирующего импульса. Боевая часть состоит из следующих элементов:

а) корпус;

б) боевой заряд;

в) детонатор;

г) трубка.


Корпус выполнен из высокопрочной стали. Он представляет собой цилиндриче­скую деталь с толщиной стенок 3 мм. С торцов корпус имеет посадочные места и места крепления с соседними отсеками (РО и ДУ). Кроме того, на корпусе имеется бугель с отверстием, который при соединении заходит глубоко в рулевой отсек. В бугель при сборке входит стопор трубы, предназначенный для фиксации в ней ракеты. Внутри кор­пус имеет насечку специальной формы, позволяющей при подрыве боевого заряда обра­зовывать заданное дробление на осколки.

Боевой заряд представляет собой взрывчатое вещество (ВВ), запрессованное в кор­пус БЧ. ВВ изготовлено из вещества 0КФАЛ-20 (взрывчатая механическая смесь на ос­нове октогена).

ВВ имеет достаточно высокие характеристики детонации — 8000 м/с — и в то же время отвечает требованию отсутствия детонации при случайных воздействиях, напри­мер падении, простреле и т. п. Для подрыва боевого заряда необходимо оказать на него определенное энергетическое воздействие с высокой скоростью по всей торцевой по­верхности. Для этих целей служит детонатор.

Детонатор представляет собой заряд ВВ, более чувствительного к инициирующему воздействию со стороны взрывателя. В БЧ детонатор размещён непосредственно рядом с боевым зарядом и удерживается механической манжетой. Так как взрыватель располо­жен за боевым зарядом, то для его связи с РО (для получения питания) в боевом заряде имеется отверстие, сформированное установленной в этом месте трубкой. Через трубку протянуты четыре провода.

Необходимо отметить, что при способе заданного дробления образуются осколки 0,4—0,5 г, что позволяет им наносить эффективное поражение, в то время как при по­дрыве БЧ с гладким корпусом часть металла превращается в пыль и мелкие осколки.

2. Взрыватель (9Э249) предназначен для выдачи импульса на подрыв заряда БЧ при попадании ракеты в цель или по истечению времени самоликвидации, а также для передачи импульса от заряда БЧ к взрывному генератору. Расположение взрывателя за боевым за­рядом обусловлено тем, что он должен сработать после проникновения боевой части внутрь цели. При ударе корпусные элементы ракеты разрушаются вследствие больших нагрузок и в таком виде проникают внутрь цели. Взрыватель же, находясь за основным зарядом, успевает выдать импульс на его подрыв до своего разрушения, но при прони­кновении заряда внутрь цели.

Взрыватель относится к электромеханическому типу. Он имеет две ступени предох­ранения, которые снимаются в полёте, чем обеспечивается безопасность при эксплуата­ции комплекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.022 с.)