ТОП 10:

Тема: Человек и окружающая среда



(в форме игры «Крестики – нолики»)

Цели: формировать эмоционально-положительное отношение к природе, расширять опыт природоохранного поведения, воспитывать активную жизненную позицию.

Ход занятия

Организационный момент

Конкурсная программа

- Тема нашей сегодняшней игры – «Экология». Вспомните, что такое «экология»?

- Толковый словарь даёт такое объяснение: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде». Вас же я сегодня тоже призываю к сотрудничеству и взаимодействию, и тогда ваша команда непременно выиграет. А в жюри у нас сегодня новый герой и зовут его Экоша.

- Команда «Крестики» готова?

- Команда «Нолики» готова?

- Перед вами игровое поле (как при игре в «Крестики-нолики) с названиями конкурсов. В зависимости от того, какая команда будет выигрывать конкурс, сектор игрового поля будет закрываться изображением крестики или нолика.

1.»Угадайка»

Среди двора стоит копна, Надели коняшки

Спереди вилы, сзади метла. (Корова) Морские тельняшки. (Зебра)

 

Он высокий и пятнистый, Я не будильник, но бужу,

С длинной-длинной шеей. Я с бородой и в шпорах.

Он питается травой С большою важностью хожу

И листьями деревьев. (Жираф) И вспыльчив, словно порох. (Петух)

 

Весь день рыбак в воде стоял, В капусту он забрался

Мешок рыбёшкой набивал Осеннею порой:

Собрал порядочный улов, Рогатый и лохматый,

Взлетел с воды и был таков. (Пеликан) С длинной бородой. (Козёл)

 

Хозяин лесной Боится зверь ветвей моих.

Просыпается весной, Гнёзд не построят птицы в них.

А зимой, под вьюжный вой, В ветвях краса и мощь моя.

Спит в избушке снеговой. (Медведь) Скажите быстро, кто же я? (Олень)

 

Жалоба»

- Каждая команда вытягивает карточку с жалобой. Прочитайте, попробуйте догадаться, от кого эта жалоба и какую пользу приносит это животное.

№1 «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Людям не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Вот такими мы уродились, любим повисеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно». (Летучие мыши)

№2 «Мы маленькие, серенькие, прыгаем, никому не мешаем. Зимой нам трудно самим прокормиться, но немногие люди нам помогают. Частенько мальчишки могут и палкой в нас запустить или камешком из рогатки. Не ценят нас, не уважают и труда нашего не замечают». (Воробьи)

№3 «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят. И за что? Придумали, что от меня бородавки на руках бывают. Чушь какая-то! А польза от меня большая людям». (Жаба)

№4 «На людей жалуюсь. Злым называют, а то бывает и собакой обзывают, а мне больше «Серый» по душе… Я просто по природе хищник, не могу кушать травку – не наедаюсь. Я, конечно, не прав бываю и сам кого-нибудь обидеть могу. Но ведь и польза от меня есть. Не так ли?» (Волк)

 

Кроссворды

№1. По горизонтали: 4.Звенит и цветёт. 6. Делает из воды снег и лёд. 7. Время года, время больших каникул. 8. Насекомое, которое пьёт кровь. 9. Жидкость, без которой нет жизни.

По вертикали: 1. Серая, с хвостиком, боится кошек. 2. Место, где растёт пшеница. 3. Самое большое животное. 4. Зверь, который любит жевать жвачку. 5. Мама жеребёнка.

 

   
         
 
                   
        *      
    *   *      
       
       
     
                         

 

Почемучка

Команда должна разыграть ситуацию, описанную на карточке. Команда соперников должна отгадать, что они делают и сказать, правильно ли они поступают.

 

№1 Дети шалят в лесу: бегают, ломают ветки деревьев, разоряют гнёзда, разрушают муравейники.

№2 Дети моют руки, начинают брызгаться, бегают друг за другом и убегают, оставив кран незакрученным.

№3 На лугу с сачками бегают дети, ловят бабочек и кузнечиков.

№4 Дети набрасываются на целую кучу конфет, запихивают их в рот и радостно жуют, побросав бумажки на землю.

 

Загадайка»

Команды по очереди загадывают друг другу подготовленные дома загадки.

 

Физкультминутка

Если учитель называет растение, дети хлопают, а если животное – топают.

 

Анализ ситуаций

- Вам предлагаются ситуации. Ваша задача в группе обсудить и найти правильное решение.

№1 Ваша мама очень любит ландыши. Скоро её день рождения. Как вы поступите?

· Подарю искусственный букет.

· Нарву целую охапку ландышей.

· Подарю несколько благоухающих цветков.

· Другой вариант.

№2 Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

· Оставлю птенца на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.

· Положу птенца в гнездо.

· Возьму домой и буду держать в клетке.

· Другой вариант.

№3 Наша семья очень любит пикники. Сегодня мы устроили настоящий праздник. Как нам необходимо поступить после его окончания?

· Сложить все бумажки, бутылки в одно место под кустик.

· Всё бросить в костёр.

· Бумагу сжечь, а бутылки и банки забрать с собой.

· Другой вариант.

№4 Папа с Димой были на рыбалке и варили уху. Прежде чем уйти, им нужно:

· Сложить все оставшиеся дрова в костёр и уйти.

· Залить костёр водой или засыпать землёй.

· Разбросать недогоревшие головешки по поляне.

· Другой вариант.

 

Капитаны, капитаны»

- Капитанам обеих команд необходимо ответить на вопросы: кто быстрее и правильнее?

* Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве. (Полезные ископаемые)

* Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана)

* Верхний плодородный слой земли. (Почва)

* Распространённое вещество, встречающееся на Земле в трёх состояниях. (Вода.)

Читалочка»

Крнкурс стихотворений на экологическую тему.

 

Подведение итогов занятия

- Экоша очень доволен, что вы так много знаете о растениях, животных, готовы защищать природу, любите и уважаете её. Награждение победителей.

Тема: Охрана окружающей среды

(в форме телепередачи «Час суда»)

Цели: формировать эмоционально-положительное отношение к природе, расширять опыт природоохранного поведения, воспитывать активную жизненную позицию.

Ход занятия

Организационный момент

За кафедрой стоит истец – Экоша (Это может быть кто-то из учеников, родителей).

Работа по теме

Учитель: Всем встать – суд идёт! Слушается дело о халатном отношении человечества к своей планете. Истец – Экоша, друг и защитник всего живого на Земле. Ответчики – всё население планеты Земля, и вы в том числе. Суду предстоит разобраться в этом нелёгком деле и принять единственно правильное решение.

Истец вам слово.

Экоша:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

- Я обеспокоен состоянием планеты Земля. Люди не задумываются о будущем планеты. Очень часто для природы бывает опасно то, что человеку кажется совершенно безвредно. Человек возомнил себя хозяином на Земле и не считается с законами природы!

Учитель: Согласны ли вы с обвинениями Экоши? (Здесь возможны разные варианты, надо дождаться, пока хотя бы один из учеников скажет «Нет»).

Учитель: А все ли люди бережно относятся к природе? К полям? К лесам? Водоёмам? Пусть первым говорит истец. Желаете ли вызвать свидетелей?

Экоша: Приглашаю в свидетели Лес.

Лес: Все так изранено в лесу,

Как после дней войны…

Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот,

Мне кажется, из-под коры моя слеза темёт.

Под искалеченным дубком не ветер

Стонет – я.

Учитель: Так! Действительно. За год человек вырубает 332 миллиона кубометров леса.

Лес: Вот муравейник подожжём кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Ушли, обидев красоты, смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной деревья слёзы льют…

Учитель: Что скажете в своё оправдание ответчик?

1.В ближайшие выходные устроить небольшой субботник, убрать хотя бы небольшую территорию ближайшего лесного массива.

2.Никогда самим не мусорить в лесу и не позволять этого своим друзьям и знакомым.

3.На территории школы, парка посадить каждой семье по одному дереву.

4.Сдавать всю использованную бумагу на переработку.

Учитель: Истец, есть ли ещё жалобы?

Экоша: Приглашаю в свидетели Океан.

Океан: Ох, человек!

То все отходы в реки ты сольёшь,

А то и нефть по морю разольёшь…

Уж сколько рыб, зверей морских погибло,

Бесчинству твоему конца не видно…

Учитель: В последнее время регулярно поступают сообщения о крупных авариях нефтяных танкеров в самых разных частях света. Бороться с ними вы пока не в силах, но не за горами и то время, когда вы станете взрослыми, возможно, кто-то из вас будет работать на подобных судах. Нужно не забывать об этих проблемах и стараться уменьшить вред, наносимый природе. А что вы можете сделать уже сейчас?

Экоша: Сидел я как-то на большом пляже. Рядом играли дети. Они весело кричали, гонялись друг за другом, бросали в море надутые полиэтиленовые пакеты. Пакеты сначала плыли по волнам, а потом медленно тонули.

Прошло несколько месяцев, и я прочёл в газете о беде, случившейся у дадёких берегов: там стали погибать киты. Учёные сразу выяснили, из-за чего они погибали. Это вовсе не страшная болезнь – они просто задохнулись. Дыхательные пути китов были забиты кусками полиэтилена. И я подумал: а ведь это могли быть и те пакеты, которые бросали в море дети на пляже.

Экоша: У меня ещё свидетели есть – Флора и Фауна.

Флора и Фауна: Люди не заботятся и животных и растениях, многие виды уже исчезли безвозвратно. Даже Красная книга не спасает редкие виды. Браконьеры постоянно нарушают её правила…

Учитель: Правы ли Флора и Фауна?

Экоша: Послушай Человек!

Ты оглянись, как стал вдруг тесен

Мир, где мы все живём.

Ты вынимал из недр Земли

Металл и руды, и минералы, уголь…

Ты о развитье техники мечтал

И сам себя загнал ты в угол!

Учитель: В последнее столетие человечество израсходовало количество ископаемого топлива, равное запасам, образовавшимся в течение миллиона лет…

У медали всегда две стороны, и энергия в этом смысле не исключение. Попросту говоря, использование энергии имеет как положительные, так и отрицательные последствия, о которых люди иногда не задумываются. Сегодня люди используют больше энергии, чем когда-либо. С одной стороны, это широкое использование энергии означает, что человечество может жить с большими удобствами, но с другой стороны, какой ценой?..

Как вы думаете, только ли экономическими принципами обосновано энергосбережение?

Учитель: Действительно, чем меньше энергии света, воды, тепла мы потребляем, тем меньше денег платим. Возможно, если экономнее относиться к энергоресурсам дома, мама и папа будут больше покупать конфет, интересных книг, останутся деньги и на игрушки. Но требуют внимания и экологические проблемы, ведь многие энергоресурсы невозобновляемы. Что скажете на это?

Учитель: Суд выслушал обе стороны и готов вынести решение. Всем встать!

Планета Земля в опасности, но пока ещё можно всё изменить. Суд постановил: человечеству даётся ещё один шанс. Всё в ваших руках, ребята, от вашего поведения, от ваших действий зависит будущее всей планеты. Истец, вы довольны решением суда?

Экоша: Я буду помогать ребятам, подсказывать правильные решения, учить природоохранному поведению. И моё первое задание: давайте оформим стенд «Уроки Экоши», на нём будут помещены заметки из газет и журналов, фотографии на экологическую тему.

Учитель: Ответчики, вам понятно решение суда? Тогда приступайте. (Работа по группам: поиск и составление заметок.)

 

Подведение итогов занятия

Афиширование работ. Оформление стенда.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.013 с.)