ТОП 10:

Тема: Понятие об энергии. Энергоресурсы



Тема: Понятие об энергии. Энергоресурсы

Цели: познакомить детей с понятием «энергия», возобновляемыми и невозобновляемыми источниками энергии; воспитывать бережное отношение к энергии.

 

Ход занятия

Организационнный момент.

- Давайте все дружно встанем. Теперь присядем. Поднимем и опустим руки.

 

Сообщение темы.

- Молодцы! Легко ли вам было выполнить мои задания? Легко ли ехать вверх по склону горы на велосипеде? И почему?

- Давайте проведём опыт. Мы попросим двух ребят выйти к доске. Саша будет делать круговые вращения руками, а Миша – отжиматься. Кому досталось более тяжёлое упражнение?

- Легко подняться и снова присесть, помахать руками. И очень тяжело подниматься на велосипеде вверх по склону. Когда мы выполняем какую-нибудь работу, мы затрачиваем энергию. Выполняя трудную, тяжёлую работу, мы затрачиваем большое количество энергии. Именно об энергии мы с вами и будем говорить на сегодняшнем занятии.

- Но сначала ответьте, кто из мальчиков затратил больше энергии? Почему?

 

Знакомство с героем.

- Дети, нам пришло письмо из технического института. Давайте попробуем разобраться, здесь внутри – кроссворд.

1.К нам во двор забрался крот, 2.Длинной шеей верчу –

Роет землю у ворот. Груз тяжёлый подхвачу,

Тонна в рот земли войдёт, Где прикажут – положу,

Если крот раскроет рот. Человеку я служу.

 

3.Я в любое время года 4.Я сильней десяти коней.

И в любую непогоду Где в полях пройду весной –

Очень быстро в час любой Летом станет хлеб стеной.

Провезу вас под землёй.

 

5.Братцы в гости снарядились, 6.Что за чудо этот дом,

Друг за друга уцепились Окна светлые кругом,

И помчавшись в путь далёк, Носит обувь из резины,

Лишь оставили дымок. А питается бензином.

 

7.Не летает, не жужжит - 8.Спозаранку за окошком,

Жук по улице бежит. Стук, и звон, и кутерьма,

И горят в глазах жука По прямым стальным дорожкам

Два блестящих огонька. Ходят разные дома.

Это дал завод ему:

И огни глядят во тьму,

И колёса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор.

Отгадки: 1. Экскаватор. 2. Кран. 3. Метро. 4. Трактор. 5. Вагоны. 6. Автобус. 7. Машина. 8. Трамвай.

 

- Для чего нам необходима техника? Прочитайте слово в красных клетках. (Энергоша.)

- Энергоша – маленькая частичка энергии. Он и гость, и учитель на нашем занятии, попробуем разобраться, что такое энергия все вместе.

 

Беседа по теме.

- Как вы себе представляете, что такое энергия?

- Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.

- Следующее задание: попрыгайте на левой ноге, затем – на правой. Мы затратили энергию? Вы увидели энергию, которую вы затратили?

- Само слово ЭНЕРГИЯ – нематериальное, не увидеть, не потрогать. Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Наш организм, наши дома, автомобили и фабрики, зависят от поступающей энергии. Не будь энергии, ничто не могло бы жить, двигаться или изменяться.

- Знаете ли вы, ребята, что главный источник энергии на Земле – Солнце? Оно излучает огромные потоки света и тепла, приводит в движение воду и ветер, даёт жизнь людям, животным, растениям. Каменный уголь, нефть, газ состоят из остатков растений, поэтому энергия, которая в них хранится, тоже энергия Солнца. Современные автомобили, работаюшие на нефтепродуктах, используют энергию, образовавшуюся 300 миллионов лет назад.

- Для чего людям нужна энергия?

Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

· насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию, поднимают в домах воду на верхние этажи;

· теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия, согревают дома;

· электроприборы освещают квартиры с помощью электрической энергии;

· техника, транспорт приходят в движение также с помощью энергии.

 

- Основными источниками энергии на сегодняшний день являются ископаемое

топливо (в давние времена это были древесина и торф, теперь – нефть и газ) и ядерная энергия, которую используют на атомных электростанциях.

- Вспомните, как используется энергия ископаемого топлива? (Отапливают дома, делают топливо для машин.)

- Потребление энергии ежегодно увеличивается. Её производство и использование негативно воздействуют на окружающую среду, так как при сжигании нефти и газа в атмосферу выбрасываются вредные вещества. И если мы не будем беречь окружающую среду, нас ждёт экологическая катастрофа.

Работа в группах.

- Ребята, Энергоша даёт вам задание: подготовить материал о других источниках энергии, которые менее разрушительно воздействуют на окружающую среду. (Работа с энциклопедиями, дополнительным материалом. 10 – 15 минут)

1 группа «Солнечная энергия»

2 группа «Энергия ветра»

3 группа «Биотопливо»

4 группа «Энергия воды»

Затем группы представляют наработанный материал, рисунки и рассказы и т.д.

 

Дополнительный материал для учителя: Для того чтобы уменьшить потребление ископаемого топлива, необходимо найти другие источники энергии. Для этого существует много разных возможностей. На гидроэлектрических станциях электричество вырабатывается с использованием энергии воды, текущей из запруды над дамбой. Солнечные панели используют энергию солнечного излучения для нагревания воды, а солнечные элементы с помощью этой энергии производят электричество. На ветряных электростанциях генераторы вращаются гигантскими ветряными турбинами (ветряками). Биотопливо производится из растительного или животного материала. В Бразилии многие автомобили работают на спирте из сахарного тростника. Газы, исходящие от сточных вод и гниющего мусора, тоже можно использовать как топливо, а на некоторых электростанциях в качестве топлива сжигают мусор.

 

Анализ ситуации.

- Все перечисленные источники возобновляемы, но не являются безвредными для природы. (Например, создание запруды для гидроэлектростанции изменяет ландшафт и разрушает среду обитания животных и растений). К тому же ни один из этих источников не может произвести достаточно энергии, чтобы удовлетворить наши потребности.

- Какой выход из ситуации можете предложить вы?

- Многие считают, что необходимо экономить энергию: шире пользоваться общественным транспортом и велосипедами вместо личных автомобилей, улучшать теплоизоляцию домов, производить товары, которые служат дольше.

- А что может сделать каждый из нас?

 

Подведение итогов занятия.

Работа в парах.

- Соберите пословицы, правильно соединив пазлы.

Днём фонарь / не нужен.

Капля мала, / а по капле – море.

Бережливость / дороже богатства.

Бережливая вещь / два века живёт.

 

 

Тема: Энергоресурсы. Исчерпаемость энергоресурсов

Цели: познакомить детей с понятием «энергоресурсы», возобновляемыми и невозобновляемыми источниками энергии; пропагандировать идеи энергосбережения; формировать культуру энергопотребления.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Наберите в лёгкие побольше воздуха, затем медленно выдохните. Готовимся использовать свою энергию для участия в занятии.

 

Чтение и анализ сказки

А.Исаакян «Самая нужная вещь»

Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелёгкому делу. Призвал царь сыновей и решил с ними поговорить.

- Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом. Видите вон то вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на этом свете, чем бы я осчастливил весь мой народ. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её и вы заполните моё хранилище.

Сыновья поклонились отцу и отправились в путь. Долго ходили, ездили они из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный час предстали пред отцом.

- Добро пожаловать, бесценные мои сыновья! – обрадовался царь. – Удалось ли вам найти самую нужную в мире вещь?

Старший сын вынул из кармана горсть зерна, протянул её отцу и сказал:

- Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

Средний сын принёс горсть земли и сказал:

- Землёй наполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет хлеба! Кто может прожить без земли?

Младший сын взял кувшин с водой и зажжённую свечу:

- Светом заполню я это огромное хранилище и водой. Только светом и водой. Ничего не нашёл я нужнее, чем свет и вода. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде. А ещё свет знаний – самая нужная вещь. Только с помощью света знаний можно управлять миром!

- Многие лета тебе, мой сыночек! – воскликнул царь. – Ты по праву заслуживаешь трон, потому что хочешь самого прекрасного – чтобы у людей всегда были свет и вода, а от света знаний люди становились мудрее.

- Согласны ли вы с царём? Чем являются вода и свет?

 

Мини-сочинение.

- Огромную роль в жизни человека играют блага цивилизации, которые появились у нас благодаря источникам энергии.

Задание: написать мини-сочинение «Что было бы, если б из нашей жизни исчезли вода, свет, тепло в квартире?»

 

Беседа по теме.

- Каждый день мы используем энергию различными способами. Она идёт на обогрев наших домов, освещение, расходуется в машинах и на транспорте. И мы знаем теперь, какие страшные последствия нас ждут, если вдруг исчезнут свет, вода, газ и другие источники энергии.

- Сейчас мы все вместе составим список, на что мы потратили энергию за последние сутки. А затем подумаем, как мы можем сократить потребление энергии на следующий день.

 

Наше использование энергии Как можно сократить использование энергии
   

 

 

Подведение итогов занятия.

- Сегодня мы с вами убедились, что энергоресурсы необходимо беречь. Постарайтесь, чтобы знания, полученные на занятии, вы применяли в жизни.

 

Стоп – расхитителям!

Стоп – браконьерам!

Всем, кто природу

Тратит без меры!

Стоп – нерадивым!

Стоп – бюрократам!

Долг наш пред нею

Вырос стократ!..

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

 

Игра «Кто больше знает?»

- Назовите энергоресурсы, которые вы знаете? Какие источники энергии используются в нашей стране?

Дополнительный материал для учителя: В качестве биотоплива довольно успешно применяется переработка рапса. Вещество, получаемое из него, по своим техническим характеристикам напоминает дизель-топливо. Возрастает и количество ветряков, установленных на территории Беларуси, и, хотя географическое положение страны и равнинные формы поверхности не располагают к широкому использованию ветряных установок, в некоторых местах они полностью заменили другие источники энергии.

 

Анализ ситуации.

- Сегодня Энергоша принёс нам свою жалобную книгу. Давайте сначала разберёмся, от кого жалобы.

 

1.Голова моя стеклянная болит 2.Весь мой носик заржавел,

От того, что день и ночь она горит. Так как день и ночь потел.

Выключить меня никто не хочет! Кто-то воду не закрыл,

Больше жить так нету мочи. А я болячки получил.

 

3.Мои рёбрышки болят, 4.Из недр Земли пришёл к нам друг,

Зиму всю они шипят. Но люди не все его берегут.

И приходится опять Может газа не хватить –

Комнату мне нагревать. Как я буду людей кормить?

- Почему жалуются эти предметы? Кто ещё мог бы пожаловаться? Таких жалоб могло бы быть намного больше. Трудно Энергоше помочь всем. Без нашей помощи он не обойдётся. Сможем ли мы помочь Энергоше?

 

Беседа по теме.

- Потребление энергии человечеством непрерывно растёт. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше.

- Нам всем хочется жить с комфортом, но за комфорт приходится дорого платить. Исчерпаемость энергоресурсов – это очень серьёзная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

- Что такое энергосбережение?

- Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам, использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. Решение проблемы – это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

 

Работа в группах.

Задание 1: Вспомните жалобы из книги Энергоши и придумайте как можно больше способов энергосбережения.

Задание2: Заполните таблицу (каждый самостоятельно), не заполняя последней колонки, а затем в группе обсудите результаты и заполните последний столбик.

 

Действие Да Нет Иногда Я могу это изменить
Выключаю воду, когда намыливаюсь в душе        
Плотно закрываю водопроводный кран, чтобы из него не капала вода        
Не выключаю воду, когда чищу зубы        
Всегда пишу на обеих сторонах листа        
Выключаю свет, когда выхожу из комнаты        
Выключаю обогреватель, когда надобности в них нет        
Выключаю плиту после приготовления пищи        

 

Подведение итогов занятия

Потребляем энергию разумно.

Жить только для себя – не значит жить,

А потому должны мы постараться

Энергию разумно потребить,

Не только правнукам должна она достаться.

Энергия повсюду на земле:

В запасах нефти, газа, древесины,

В ветрах могучих, в каменном угле,

И в солнечных лучах, в морских глубинах.

Давайте новый мир построим мы,

Где будет много радости и света,

Но свет от солнца, ветра и воды.

И в будущем достигнем мы успеха,

А ветроустановка навсегда

Пусть атомные станции заменят.

Не будет загрязнений никогда,

И жизнь нам это к лучшему изменит.

Ход занятия

Организационный момент.

- Включаем свет в классе, так как энергосбережение не должно влиять на здоровье, на наше зрение.

 

Анализ сказки

- Понравилась ли вам сказка? Какая из сестёр вам понравилась больше? Почему? Почему для царя важно, чтобы жена была экономная? Важно ли это качество для каждого человека? Почему особенно важно, чтобы экономным был царь?

 

Работа в группах

Задание 1:

Игра «Собери пословицу» (правильно соедини пазлы).

Лучше своё поберечь, / чем чужое прожить.

Чужое береги / пуще своего.

Запасливый / лучше богатого.

Копейка рубль бережёт, / а рубль голову стережёт.

Задание 2:

- Только ли экономическими причинами (меньше расходуешь энергии – меньше платишь) вызвана необходимость энергосбережения? (Экологические причины)

Нарисуёте плакат «Земля в 22 веке».

 

Подведение итогов занятия

Игра «Да-нет»

1. Электроприборы работают, потребляя энергию?

2. Источниками энергии являются только нефть, газ, уголь?

3. Источниками энергии являются и полезные ископаемые, и солнце, и ветер, и даже растения?

4. Энергоресурсы истощаются?

5. Люди не могут ничего изменить?

6. В силах каждого человека следовать правилам потребления энергосбережения?

 

- Молодцы!

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Сообщение темы

Мы сидим перед экраном

Вечером и утром рано.

Полюбили мы давно

И мультфильмы, и кино. (Телевизор)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл – там пыли нет:

Пыль и сор его обед. (Пылесос)

То назад, то вперёд

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявишь море. (Утюг)

Сейчас трудно представить нашу жизнь без электроприборов. И вы, конечно, знаете, что для того, чтобы все эти приборы работали, нужно электричество, их нужно включить в розетку.

- Можем ли мы увидеть электричество? (И да, и нет)

- Вы все, ребята, а почему вы узнаете на нашем занятии. Сегодня мы узнаем, что такое электричество.

 

Работа по теме.

- Электричество – поток мельчайших частиц – электронов, которые бегут по проводам и невидим человеческому глазу. Одна из этих частичек хочет с нами познакомиться. И зовут его Электроша. Как вы уже, наверное, догадались, он – один из друзей Энергоши и будет помогать нам на наших занятий.

- У Электроши есть один секрет. Оказывается, электричество бывает домашнее и дикое. Домашнее – это то электричество, которое человек приручил и заставил работать на себя.

- Вы, наверняка, могли бы назвать множество приборов, которые действуют благодаря электричеству.

 

Занятия в парах: вспомните и запишите, как можно больше электроприборов.

Игра «Цепочка»: пары по цепочке называют электроприборы, та пара, которая назвала последняя, выиграла.

- Вспомните, где ещё действует электричество? Не встречали ли вы провода на улице? (Троллейбус, метро, трамвай, электропоезд.)

- Можем ли мы это электричество назвать домашним? (Можем, так как это электричество тоже приручено человеком.)

- Где мы можем увидеть дикое «неприрученное» электричество? Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Туча состоит из капелек воды и кристалликов льда. Они трутся друг о друга, о воздух и электризуются. Это электричество накапливается и вызывает молнию. Но «дикое»электричество бывает и тихим, незаметным. Если вы ходили днём в шерстяном свитере, то попробуйте выключить свет в комнате, когда будете снимать свитер. Внимательно приглядитесь, и вам, возможно, удастся увидеть маленькие искры, которые будут разлетаться от свитера. А уж потрескивание вы, наверняка, услышите. Это тоже электричество – те же самые молнии, которые сверкают в грозовом небе, только совсем крошечные.

 

Практическая часть

- Сейчас мы с вами попробуем наэлектризовать предметы и посмотрим, что с ними происходит.

Опыт 1.

Мелкие бумажки прилипают к обыкновенной ручке, если её потереть о шерстяную ткань или даже о волосы.

Опыт 2.

Если долго расчёсывать волосы пластмассовой расчёской, то они начинают тянуться за расчёской и подниматься. Иногда такое явление наблюдается, когда снимаешь с головы шапку.

Опыт 3.

Легко электризуются воздушные шарики. Потрите шарик шерстяной тканью (или о волосы), приблизьте его к потолку или к верхней перекладине дверного блока – шарик просто «прилипнет».

- Мы «увидели электричество», которое создали своими руками. К счастью, нам не нужно добывать электричество самим, электричество уже присутствует в наших домах, стоит только включить прибор в розетку. Каким образом электричество попадает в розетку?

В этом нам поможет разобраться Электроша.

 

Рассказ Электроши.

На доске рисунок: электростанция, от которой идут провода.

- Электричество поступает в розетку с электростанции. Электростанция вырабатывает электрический ток. Ток бежит по проводам, подвешенным на высоких решётчатых мачтах. Шеренгой стальных великанов шагают эти мачты по полям и горам, по полям и горам, по лесным просекам. Придя в город или село, линия электропередач начинает ветвиться, как дерево. От неё отходят линии поменьше, потом подземные кабели. А затем уж провода разбегаются к домам, к цехам заводов, к уличным фонарям. И везде сияют лампы, гудят пылесос и стиральные машины, мерцают экраны телевизоров и компьютеров, работают станки и машины.

- На электростанциях электричество вырабатывается специальными машинами-генераторами. Генератор крутится с помощью турбины, которую приводит в движение энергия.

Электростанции бывают:

1.Гидроэлектростанции – энергию производят водяные турбины в плотинах. Такие станции строят на крупных реках и водохранилищах. (Рисунок.)

2.Теплоэлектростанции – энергию получают путём сжигания каменного угля, мазута, газа и другого топлива.

3.Атомные электростанции – энергию получают из мельчайшей частички – атома.

Всё это стоит огромных денег, а сжигание топлива ещё и наносит вред окружающей среде. Какой вывод можно сделать?

 

6.Домашнее задание

Нарисовать план своего дома, указывая количество лампочек и наличие электроприборов.

 

Подведение итогов занятия

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет –

Не зажжётся в доме свет. (Электричество._

- Электричество не появляется у нас в доме по мановению волшебной палочки. Откуда к нам в дом приходит электричество?

 

Ход занятия

Организационный момент

Работа по теме

- Сегодня вы все находитесь в студии телепередачи «Выбор». Тема передачи: «Электричество в жизни человека».

- Вы знаете, что человек сталкивается с электричеством каждый день. Сейчас мне хотелось бы обратиться к некоторым участникам с просьбой, рассказать о своём распорядке дня, а мы будем отмечать, сколько раз за день они столкнулись с электричеством.

- В нашей передаче всегда задаётся вопрос, который выносится на голосование. Под Новый год все города, сёла, каждый дом украшают яркие огоньки. Это очень красиво, однако есть и другая сторона – электросбережение. И в связи с этим вопрос: как вы относитесь к новогодней иллюминации? Если положительно, то голосуйте красным кружочком, если отрицательно – синим. В конце передачи мы огласим результаты голосования.

Задание в группах: Придумать загадку об электроприборах по схеме на основе действия.

Объект

Что делает?   Кто выполняет такое же действие?
  , но не  

 

Например: Дует, но не ветер, поёт, но не птица.

- А у нас звонок! Телезрительница задаёт нам вопрос-загадку: как мне помогает электричество, если я живу на 9 этаже?

- Вспомните про «прирученное» человеком электричество. Лифт также действует при помощи «прирученного» электричества. Где ещё вне дома мы можем увидеть электропровода? Что вы знаете про этот транспорт? Какой электротранспорт есть у нас в городе? В каких городах можно встретить другие виды? В метро есть ещё и электрические лестницы. Что это за лестницы?

- А к нам в студию пришло письмо: «Во время урагана семья осталась без электричества и только через два дня электропровода были приведены в порядок. Раньше нам казалось, что мы не сможем без электричества и дня прожить, но оказывается это возможно…»

- И у меня вопрос: нужны ли человеку все известные нам электроприборы?

- Конечно же, в современном мире не обойтись без электроприборов: стиральные машины экономят наше время, телевизор даёт большое количество информации, пылесосы тщательно убирают пыль и не загрязняют воздух, что благотворно влияет на наше здоровье. Однако если вдруг случится авария, человек должен уметь несколько дней обойтись и без техники: постирать руками, уметь подмести пол метлой и т.д.

 

Задание в группах: Нарисуйте электроприбор, которого не существует в реальной жизни, но который сочетает в себе максимальное количество функций.

 

Подведение итогов занятия

- Итоги голосования: трудно однозначно ответить на этот вопрос, нельзя сказать, что есть правильный ответ Существуют разные мнения. Большинство присутствующих в студии проголосовало…

- Я считаю, что Новый год – праздник, обязательными атрибутами которого являются разноцветные огни и, мне кажется, это очень красиво. Но не стоит забывать, что с наступлением утра огни нужно отключить. Огоньки дома нужно выключать, когда никого нет в комнате. Необходимо использовать современные гирлянды, которые затрачивают меньше электроэнергии.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

Работа по теме

- Все люди мечтают, чтобы им в руки попала какая-нибудь волшебная вещь, исполняющая желания.

- Какие волшебные предметы вы знаете? Что бы вы хотели попросить у волшебной вещи?

- Знания тоже занимают немалую роль в жизни человека, и сегодня мы будем путешествовать, получать знания при помощи цветика-семицветика.

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лепесток лети, лети,

Знания получить помоги.

Игра: Первый ряд превращается в «Потребителей», второй – в «Хранителей природы», третий – в «Экспертов». Первые две команды дают ответ на вопрос: «Электричество – это хорошо или плохо?» Эксперты подводят итог.

Подведение итогов: В любом вопросе есть «за» и «против», но надо уметь находить «золотую середину».

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лепесток лети, лети,

Знания получить помоги.

Игровая ситуация:

· разобрать фасоль и горох (сначала задание выполняет один человек, затем ему помогает класс);

· убрать рассыпанные по полу предметы (начала их собирает один человек, затем в сбор включаются все дети класса).

 

- Легко ли выполнять работу одному? (Сложно, а иногда и вовсе не под силу.)

- Да, один в поле не воин. Если экономить энергию будет один человек, это

будет практически незаметно для мировых запасов энергоресурсов. Но если экономить будут вес – это поможет значительно уменьшить энергопотребление и сэкономить мировые энергоресурсы.

- Полученные знания пополнили багаж наших знаний, и мы отправляемся дальше.

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лепесток лети, лети,

Знания получить помоги.

Анализ ситуации: «Лёня – очень хороший мальчик. Он сегодня съел всё, что ему приготовила бабушка. После обеда он вымыл руки, стряхнул воду и быстренько побежал в комнату включать компьютер…»

- Что неправильного вы заметили в поведении мальчика? (Мокрыми руками включает электроприборы.)

- Почему нельзя так поступать?

 

Задание в группах: придумать памятки по безопасному использованию электроприборов.

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лепесток лети, лети,

Знания получить помоги.

- Это последняя станция нашего путешествия. Вспомните, что такое электричество? (Поток электронов.)

- Наш друг Электроша – лишь одна из многочисленных частичек, электронов. Объявляется конкурс рисунков друзей Электроши. (Выставка работ._

 

Подведение итогов занятия

- В наших руках сделать электричество другом или врагом. Каждый должен сделать правильный выбор.

 

Ход занятия

Организационный момент

- Сегодня Электроша решил проверить ваши знания. Начинаем шоу-программу «В гостях у Электроши». Участвуют две команды – «Светлячок» и «Солнышко».

 

Конкурсная программа

Конкурс 1 «Эстафеты»

«Лампочка». Команды должны выложить гирлянду из «лампочек». Лампочку заменяет обыкновенная груша, так как внешне похожи. Побеждает та команда, где гирлянда будет собрана быстрее.

«Пылесосы». Командам предлагается убрать «Мусор». Каждый участник убирает по одному предмету.

«Путь Электроши». Команда передаёт мяч, изображая электроны, бегущие по проводам. Последний игрок, получивший мяч, бежит к началу колонны и вновь передаёт мяч. Побеждает та команда, в которой игроки первыми вернутся к первоначальному расположению.

 

Конкурс 2 «Электрозагадки»

1.Движущаяся лестница. (Экскалатор)

2.Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

3.Прибор, делающий мокрое – сухим. (Фен)

4.Прибор для приготовления коктейля. (Миксер)

5.Городской транспорт, бегущий по рельсам при помощи электричества. (Трамвай)

6.По нему бежит электричество к нам в дом. (Провод)

7.Кабинка, поднимающая нас на верхний этаж. (Лифт)

8.Нагревает воду до ста градусов. (Чайник)

9.Частички, движение которых образует электрический ток. (Электроны)

10.Ночью – тьма, а днём - … (свет).

11.Прибор, помогающий услышать людей за тысячу километров. (Телефон)

12.Он информирует о мировых новостях, показывает нам интересные места, а на ночь рассказывает сказки. (Телевизор)

13.Место, куда мы вставляем вилку электроприборов. (Розетка)

 

Конкурс 4 «Ты мне, я тебе»

Команды поочерёдно загадывают друг другу загадки на темы «Электричество», «Экономия электроэнергии» с помощью приёмов пантомимы.

 

Конкурс 5 «Листовка»

Командам необходимо придумать листовки с короткими слоганами, призывающими экономить электроэнергию.

Пример:

К нам шло электричество годы, века,

И пусть бережёт его наша рука.

 

Подведение итогов занятия

- Электричество играет большую роль в жизни человека, и мы должны помнить, что при экономном использовании энергоресурсов оно не только будет нам долго служить, но и удивит нас ещё новинками техники, которые ещё больше облегчат жизнь человека.

Организуется выставка листовок и значков-правил.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

— Людям для работы нужен свет, — говорит учитель. — Мы так устроены. что ведем активную жизнь днем и спим ночью. В современном обществе деятель-ность продолжается 24 часа в сутки и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет. Особенно необходимо дополнительное искусственное освещение в течение коротких зимних дней в северных районах. С древних времен человечество неиспользовало для освещения все, что может гореть. Благодаря электрической лампочке к нам пришел электрический свет, который оказался наилучшим способом искусственного освещения.

Наше занятие посвящено электрической лампочке.

 

III. Сообщения учащихся

В роскошных дворцах римских императоров, в средневековых замках была богатая обстановка, изящная посуда, красивая одежда. Но как же проводили вечера наши предки? Как они освещали свое жилище? Вплоть до XVII века освещение было очень скудным. По вечерам царил полумрак. Основным источником света служили лучины, масляные лампы, по торжественным случаям — факелы.

Масляные лампы изобрели в древнем Египте в III тысячелетим до нашей эры. В VIII веке стали пользоваться свечами. Со второй половины XVIII века широкую по-пулярность получили керосиновые лампы. И только совсем недавно, в XIX веке, электричество вытеснило все виды светильников.

Американец Томас Эдисон — один из крупнейших изобретателей в истории. Он официально зарегистрировал свыше тысячи изобретений, в том числе электри-ческуго лампочку. Созданная им лампа имела нить, запаянную в стеклянную колбу, из которой был откачан воздух.

Теперь же на смену лампочкам накаливания прихо­дят флуоресцентные лампочки. (Демонстрация лампоч­ки.) Той энергии, которую мы прежде расходовали для одной лампочки, достаточно для пяти новых. Их исполь­зование позволяет экономить до 80 % электроэнергии.

 

IV. Коллективное сочинение сказки По началу сказки
ученики придумывают продолжение.

Давным-давно в одном небольшом городке висел на столбе старый уличный фонарь, а недалеко от него построили новый красивый дом. Каждый вечер дом за­горался множеством ярких огней, из него были слышны шум, музыка, разговоры и смех детей. Фонарь покачи­вался из стороны в сторону, поскрипывал, как будто на­певал что-то или рассказывал истории о тех, кто жил в этом доме...

Работу над сочинением учитель проводит по вопро­сам: Кто бы мог жить в этом доме? Как звали членов этой семьи? Кто еще был в семье? Для развития сюжета вы­бираются самые интересные ответы.

А жили в нем Наташа и Паша с мамой и папой, де­душкой и бабушкой. Наташа была совсем еще малень­кой, она ходила в детский сад и была ужасная трусиха, а ее брат Паша был уже третьеклассником.

Дом, в котором они жили, был большой, светлый и просторный. В нем было несколько комнат. По вече­рам все собирались в самой большой комнате. Дети очень любили это помещение, потому что оно освеща­лось красивой люстрой с огромной лампой, которая была настоящей Королевой света, вся искрилась, сверкая разноцветными огоньками. Лампа очень радо­вала всех своим светом, создавала в комнате уют, ве­селое настроение.

А еще дети любили эту комнату, потому что в ней по вечерам собиралась вся семья и занималась различ­ными делами. Когда приходило время ложиться спать, все расходились по своим комнатам, а в гостиной гаси­ли электричество, и Королева лампочка тоже отдыхала. Все были довольны и счастливы.

Но однажды радостное настроение Королевы омра­чилось. Ее верноподданные, лампочки из других комнат, обратились к ней с мольбой о помощи. Оказывается, не все было в этом доме так благополучно, как казалось на первый взгляд. Люди были невнимательны и не берегли того света, того тепла, которые отдавали им электро­приборы. Каждая из лампочек поведала свою историю...

Дальнейшее развитие сюжета строится по вопро­сам: На что могла обижаться лампочка из Наташиной комнаты? Как выдумаете, чем больше всего увлекаются мальчики? За что лампочка могла обидеться на маму и папу? За что лампочка могла пожаловаться на дедушку и бабушку? Как вы думаете, что случилось, когда все лам­почки перестали гореть? Что могли пообещать люди лампочкам, чтобы они вновь стали дарить им свой свет?

Лампочки поверили людям. И с тех пор они живут в мире и согласии. История на этом заканчивается, а старый уличный фонарь по-прежнему раскачивается на ветру.

На доске записываются правила экономии электро­энергии.

 

V. Подведение итогов

— Надеюсь, — говорит педагог, — вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни. Без нее все стало бы темным и мрачным. Чтобы наш

мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

 

Ход занятия

I. Организационный момент

II.Сообщение темы







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.07 с.)