Тема: электричество в жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: электричество в жизни человека



Цели: 1. Закреплять правила безопасного потребления электроэнергии;

2.Научить простейшим способам экономии электроэнергии, формировать культуру электропотребления;

3.Развивать творческие способности учащихся в области социальной рекламы

Ход занятия

 

I. Организационный момент

Класс делится на 4 команды:

"Электрончики", "Розетки", "Лам­почки", "Проводки".

 

II. Сообщение темы

IІI. Конкурсная программа

Конкурс "Приветствие"

Показать визитку команды, ко­торую готовили дома.

 

Конкурс "Разминка"

Соединить пословицы и объ­яснить их значение.

Чтобы быть бо­гатым, надо уметь эко­номить.
Где бережли­вость — а легко про­жить.
Всякий дом там богатство.
Кто не бережет копейки, хозяином дер­жится.
Нелегко деньги нажить, не живет без хлопот.
Всякий доход тот сам не сто­ит рубля.

Конкурс "Домовой"

Показать, как раньше люди об­ходились без современных электро­приборов.

 

Конкурс "Энергетики"

Отгадать загадки. К доске выхо­дит по одному представителю от ко­манд. Правильные ответы крепятся на магнитной доске.

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек —.

Загорелся огонек. (Электролампочка)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. (Пылесос)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (Телевизор)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок. (Радио)

Есть ящик уникальный,

С рожденья музыкальный.

Он играет и поет,

Никогда не устает. (Магнитофон)

Жить без него я не могу

Очень я его люблю.

Я пишу, а он читает

И ошибки исправляет

Песни, музыка, кино —

Все хранится у него. (Компьютер)

Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

Строчка в строчку —

Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

По полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Вся родня живет вот так:

Тик-так, тик-так,

Ну а мы не можем так:

Они все механические,

А мы-то электрические. (Электронные часы)

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает.

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь —

Все на ус мотает. (Электросчетчик)

 

Конкурс "Сказочники"

Вспомнить сказки и мультфиль­мы, где были случаи растраты элек­троэнергии.

 

Конкурс "Закончи мысль"

Продолжить высказывание.

• Чтобы сэкономить электро­энергию, холодильник нужно...

• Когда выходим из комнаты...

• На ночь телевизор...

Конкурс "Домашнее задание"

Демонстрация и защита плака­тов на тему "Энергосбережение".

 

IV. Подведение итогов

 

 

Тема: Получение тепловой энергии

Цели: познакомить с источниками тепловой энергии, со способами учёта тепловой энергии; воспитывать бережное отношение к теплу.

 

Ход урока

Организационный момент

Знакомство с новым героем

Существует правило

Совершенно правильное:

Только там народ богат,

Где энергию хранят,

Где во всём царит расчёт

И на всё известен счёт.

- Как вы думаете, кто это говорит? (Энергоша.)

- Но пришёл он не один, а со своим другом. А с кем – вы узнаете чуть позднее.

- Первое задание Энергоши, которое нам необходимо выполнить, написано на карточках. (Дети читают задание.)

Задание: Покажите действие, при выполнении которого затрачивается энергия.

- Не холодно ли вам? А если вы сделаете 10 приседаний? Почему?

- Для выполнения упражнения нам пришлось затратить энергию, а наше тело при этом согревается. Вам всем уже жарко, это потому что к нам на урок пришёл Теплоша.

 

Работа по теме

- Каким образом можно получить тепло?

* Тепловую энергию можно получить при сжигании топлива: древесины, каменного угля, торфа, нефти, природного газа.

* Тепловую энергию можно получить при помощи атомной энергии, электричества.

* Получить тепло можно путём трения. Вспомните, как добывали огонь наши предки. (Тёрли палочкой о дощечку.)

 

- Доказательством того, что при трении тела нагреваются, послужит простой опыт, который под силу каждому из нас: с силой потрите пальцем о крышку парты. Что вы почувствовали? (Тепло.)

- Получить тепло можно и при сильном ударе. Если по куску металла долго стучать молотком, и металл, и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры – мелкие осколки камня, разогретые докрасна.

 

Физкультминутка «Тёплое – холодное»: Лёд, печка, снег, сосулька, огонь, батарея, грелка, родник, холодильник, солнце.

- Верите ли вы, что при нагревании тела расширяются? Давайте проведём опыт.

 

Опыт: На столе закрепляем шлагбаум из конструктора, к колёсику шлагбаума прикрепляем проволочку. Нагреваем проволочку по всей длине. Нагретая проволока позволит шлагбауму опуститься.

 

Работа в группах

Подумайте и ответьте:

1.Рассмотрите внимательно комнатный термометр. Что расширяется и сжимается в этом термометре? Почему?

2.Почему, когда пилой пилят дерево или железо, пила нагревается?

3.Когда провода на столбах натянуты сильнее – зимой или летом?

4.Как вы думаете, для чего на железнодорожной линий на стыках рельсов оставляют щель между рельсами?

 

Закрепление

- Какой способ получения тепловой энергии наиболее эффективен? Почему?

- Почему другие способы менее эффективны?

Задание: Нарисуйте печку из какой-либо сказки или мультфильма (например, «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью..», «Илья Муромец» и т.д.)

 

Подведение итогов занятия

Выставка рисунков.

 

 

Тема: Горючие полезные ископаемые

Цели: продолжить знакомство детей с источниками тепловой энергии; учить простейшим способам рационального использования тепла; развивать творческие способности детей.

 

Ход занятия

Организационный момент

Введение в тему занятия

- Тему занятия мы узнаем, отгадав загадку:

Глубоко под землёй залегаем.

Людям жить на земле помогаем. (Полезные ископаемые.)

 

Работа по теме

- Вам предстоит отгадать загадки:

Он очень прочен и упруг, Этот мастер белый-белый

Строителям – надёжный друг: В школе не лежит без дела:

Дома, ступени, постаменты Пробегает по доске,

Красивы станут и заметны. Оставляет белый след.

(гранит) (мел)

Он очень нужен детворе, На кухне у мамы

Он на дорожке во дворе, помощник отличный.

Он и на стройке, и на пляже, Он синим цветком

И он в стекле расплавлен даже. Расцветает от спички.

(песок) (газ)

Без неё не побежит Она варилась долго

Ни такси, ни мотоцикл, В доменной печи,

Не поднимется ракета. На славу получились

Отгадайте, что же это? Ножницы, ключи.

(нефть) (руда)

Если встретишь на дороге, Покрывают им дороги,

То увязнут сильно ноги. Улицы в селении.

А сделать миску или вазу – А ещё он есть в цементе.

Она понадобится сразу. Сам он - удобрение.

(глина) (известняк)

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (уголь)

- Какие полезные ископаемые являются горючими? (Торф, каменный уголь, нефть, природный газ).

Сообщения детей.

1-ый ученик:

В Республике Беларусь имеются большие запасы торфа. Образуется он на болотах, поверхность которых зарастает мхами. Торф состоит из остатков полусгнивших растений. Добывают его машинами. Снимают слоями, измельчают, дают подсохнуть и складывают в штабеля. Торф, который идёт на отопление, прессуют в небольшие брикеты. Они хорошо горят и удобны для перевозки.

2-ой ученик:

Каменный уголь – чёрные горючие камни. Образовался он из окаменевших остатков растений. Добывают его в специальных карьерах. Используется для обогрева, приводит в движение машины, используется для приготовления лекарств.

3-ий ученик:

Нефть – жидкость с особым запахом. Нефть залегает глубоко в земле. Специальная машина – буровая установка – бурит в земле скважины до места, где залегает нефть. По трубам нефть поднимается на поверхность, где после переработки из неё получают бензин, керосин, различные масла для смазки деталей машин, пластмассу и другие нужные людям вещества.

4-ый ученик:

Природный газ бесцветный, горит синим пламенем. Залегает глубоко под землёй, образовался из остатков растений и животных на месте бывших морей. Добывают при помощи буровых установок и транспортируют по трубам.

Работа с физической картой Республики Беларусь.

Ищем на карте месторождения горючих природных ископаемых. Акцентируем внимание на том, что наша республика не так богата топливными полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом.

 

Закрепление

Работа в группах. Каждой группе необходимо заполнить таблицу о свойствах одного из полезных ископаемых (торф, уголь, нефть, газ).

Свойства Торф
Состояние  
Цвет  
Отношение к воде  
Горючесть  

 

Тест:

1.Назовите одним словом.

Песок, торф, гранит, природный газ, нефть – это….

2.Подчеркни лишнее.

Наша республика особенно богата такими полезными ископаемыми, как торф, нефть, каменный уголь, природный газ.

3.Вставь пропущенное слово.

Песок, глина, гранит - … материалы, а торф, нефть, уголь - … полезные ископаемые.

Подведение итогов занятия

Задание: назвать какой-нибудь предмет, изготовленный из горючих полезных ископаемых. (Например, шариковая ручка, машинное масло, бензин, моющие средства и т.д.)

Тема: Топливо и его виды

Цели: продолжить знакомство детей с источниками тепловой энергии; с понятием «топливо» и его видами; учить простейшим способам рационального использования тепла; развивать творческие способности детей.

 

Ход занятия

Организационный момент

- На прошлом занятии вы познакомились с горючими полезными ископаемыми, или топливом. Сегодня вам предстоит испытание, где необходимо показать свои знания. И пусть победит сильнейший, а точнее тот, кто знает больше других.

 

Конкурсная программа

Первый тур

- Чтобы выбрать первую тройку игроков, вы должны ответить на вопросы:

* Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним и от счастья превратился в весёлый огонь. Кто же я? (Каменный уголь)

* Давным-давно, в те далёкие времена, когда ещё не было света и воду брали из колодца, жил-был Иван, но не Дурак. Решил Ваня, что вода в колодце непригодна для питья. Начал он копать другой колодец. День копает, другой копает… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Смотрит Иван, а вместо воды в колодце выступила тёмная маслянистая жидкость и жутко запахла. Думает Иван: дай-ка я в этой жидкости тряпочку помочу да и подожгу. Так и сделал. Загорелась тряпочка ярким пламенем. Обрадовался Ваня, что теперь он сможет лампадку зажечь, а не лучину. Стал Ваня жить-поживать да в быту жидкость применять. Что это за жидкость? (Нефть)

* Стоит на кухне газовая плита: четыре кофорки, пять пластмассовых переключателей и длинная труба. Мама зажигает спичку, подносит её к конфорке, поворачивает переключатель, и сразу на плите расцветает огонёк. При сжигании какого вещества появился огонёк? (Природный газ)

 

Представление первой тройки игроков

Задание. Нефтяные компании ведут поиск нефти на морском дне или в регионах, где в древности находились моря. Обнаружив месторождение нефти, производят пробное бурение. Строят вышку. И бурят…. О чём идёт речь? Что бурят? (Скважина)

- Скважина – глубокое цилиндрическое отверстие в земле, сделанное буровым инструментом. По трубам из скважины нефть поступает на поверхность земли. Нефть, поступающая из нефтяной скважины, называется сырой нефтью.

 

Второй тур

- Выбираем вторую тройку игроков.

* На нефтеперегонном комбинате из сырой нефти изготавливают топливо для реактивных двигателей и печей. Как называется это топливо? (Керосин)

* Как называется топливо, изготавливаемое из нефти, для машин? (Бензин и дизельное топливо)

* Что объединяет такие предметы, как телефон, телевизор, магнитные диски, зубную щётку, пуговицы и даже компьютеры? (Изготовлены из пластмассы, которую в свою очередь получают из нефти.)

 

Представление второй тройки игроков

Задание. Сложенная у стены печь с широкой открытой топкой. (Камин.)

- Как ранее, так и сейчас основное назначение камина – украшение интерьера. Однако такое приспособление очень удобно и для других целей: не выхода на улицу, можно приготовить еду на открытом огне, например, запечь рыбу, поджарить шашлыки. Удобен камин в целях обогрева комнат.

 

Третий тур

- Выбираем третью тройку игроков.

* Горючее полезное ископаемое коричневого цвета, легко крошится, состоит из остатков полусгнивших растений, легче воды. (Торф)

* Небольшие бруски, в которых прессуют торф, они хорошо горят, используются для отопления. (Брикеты)

* Кусок расколотого и распиленного бревна для топки. (Полено)

 

Представление третьей тройки игроков.

Задание. Судно для перевозки, транспортировки нефти. (Танкер)

- В танкерах нефть перевозят в танках, в специально оборудованных резервуарах для хранения и перевозки жидкостей.

 

Финал

Представление финалистов.

Задание. Металлическая печка-времянка. (Буржуйка.)

- Маленькие буржуйки использовались в подсобных помещениях, гаражах, складах. Такая печка удобна для транспортировки, однако небезопасна с точки зрения пожароопасности. Такие печки можно встретить в наше время.

 

Суперигра

Задание. Ещё один продукт переработки нефти, используемый в пищевой промышленности, в частности на сыродельных заводах. (Парафин).

- Из парафина делают свечи, внутренние обёртки шоколадных конфет, а также парафином покрывают головки сыра, чтобы он не засыхал и мог храниться более длительный срок.

 

Подведение итогов занятия

Награждение победителя и участников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.062 с.)