Тема: Свойства и значение воды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Свойства и значение воды



Цели: продолжать учить бережному отношению к воде; познакомить со значением экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле; формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов; воспитывать чувства рачительного хозяина.

Ход занятия

Организационный момент

Интеллектуальная разминка

- Водяша принесла нам каверзные вопросы:

* Четыре сосульки на крыше висели,

И каждая таяла ровно неделю.

Кто любит считать,

Те пускай сосчитают:

За сколько недель

Все сосульки растают? (За одну неделю)

· Снежок тихо падал,

Детишки гуляли.

А Ваня и Таня

Цветочки считали:

5 – Ваня сорвал,

Таня 3 лишь нашла.

Сколько цветков

Сорвала детвора? (Ни одного, т.к. на улице зима.)

Сообщение темы занятия

Работа в парах: На парте лежит конверт, внутри которого листок с одним словом. В течение минуты вам необходимо посовещаться и ответить на вопрос. Из какого вещества это образовывается и каким образом? (На листочках написаны слова «снег», «роса», «пар», «лёд», «иней», «дождь».)

- Действительно, всё это: снег, роса, пар, иней, дождь, а также сосульки, о которых говорилось на нашей разминке, - вода.

- Послушайте, как вода о себе говорит:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли

И качаю в океанах

Великаны – корабли.

- Свойствам воды посвящено сегодня наше занятие.

Работа по теме

- На уроках «Человек и мир» вы уже знакомились со свойствами воды, поэтому сейчас мы проведём опыты и вспомним то, что изучали ранее.

Опыт 1. Я налью немного воды на дощечку. Что произошло? Почему вода растеклась? (Вода – жидкая.)

Опыт 2. Что произойдёт, если дощечку немного наклонить? (Вода – текучая.)

Опыт 3. Какую форму имеет яблоко? А крышка стола? Какую форму имеет вода в стакане? А если я перелью её в колбу? (Вода – не имеет формы.)

Опыт 4. Перед вами 3 стакана с жидкостями: чай, вода, молоко. Какого цвета эти жидкости? (Вода – бесцветная.)

Опыт 5. В стакан с молоком поместите карандаш, виден ли он? А теперь в стакан с водой помещаем такой же карандаш, виден ли он? (Вода – прозрачна.)

Опыт 6. Всыпьте в стакан с водой сахар, размешайте, что произошло? Теперь бросьте в воду кусочек мела, размешайте, что вы заметили? Какие ещё вещества могут растворяться в воде? Попробуйте бросить в воду песок, растворился ли он? (Вода растворяет некоторые вещества.)

Опыт 7. Сравните воду и чай по запаху. Какой вывод? (Вода не имеет запаха.)

Работа в парах. Водяша приготовила для вас кроссворд, чтобы проверить ваши знания: 1, 2, 3 – различные состояния воды. 4 – условие, при котором вода может менять своё состояние.

  4.
   
   
  2.    
  3.  
1.      
в о д а
       
       
       
       
     
   
 
 

Самостоятельная работа

Работа с текстом Сикорук Л.Л.»Почему идёт дождь?»

«На плите стоял чайник и кипел. Пар с силой вырывался из носика чайника, и от этого оконное стекло запотело. Иришке было скучно, и она нарисовала пальцем мордочку на стекле. Вдруг заплакала мордочка! Что ж, если пар остынет, он водой делается? И правда, Иришка стерла мордочку со стекла, и рука сразу стала мокрой…

- Ты ведь знаешь, - сказала Таня, - это вода испаряется: лужи высыхают, мокрая после дождя земля опять сухой становится. В воздухе всегда есть водяной пар, только мы этого не замечаем, потому что он невидимый. Поднимается пар вверх, остывает и становится видимым – получаются облака. Они состоят из крошечных капелек воды. Эти капельки такие маленькие и лёгкие, что вниз не падают, а летают, как пушинки. Если остынет такое облако посильнее, капельки вместе соберутся, станут большими, тяжёлыми и на землю падают – идёт дождь.»

- А теперь подумайте, откуда в ручейках и морях вода берётся. Может быть, вода постепенно вся испарится из речек, и они высохнут? (Рассказывает учитель – круговорот воды.)

Физкультминутка «Твёрдое, жидкое, газообразное»: дождь, снежинка, болото, льдинка, волны, пар, роса, облако, сосулька, озеро, лужа, снеговик, водопроводная вода, иней, туча, град, водопад.

Подведение итогов занятия

- Вода – необыкновенное чудо, сохранить, сберечь которое задача каждого человека, любящего свою планету. Предлагаю каждому ученику назвать один из способов экономии воды дома.

Тема: Путь капельки в дом человека

Цели: продолжать учить бережному отношению к воде; познакомить со значением экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле; формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов; воспитывать чувства рачительного хозяина.

 

Ход занятия

Организационный момент

Класс делится на 2 команды

 

Вводное слово

- В школу пришло письмо от мальчика Вани:

«Беда! Беда! В моём доме в кране нет воды, ни одной капельки. Она исчезла. Помогите!»

- Все известные детективы: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и даже мисс Марпл – заняты расследованиями других дел. Так что за дело придётся взяться нам.

Чтобы помочь мальчику наш класс разделился на 2 команды. Уважаемые сыщики! Вам предстоит пройти весь путь капельки в дом человека и узнать, что с ней случилось. При этом по количеству заработанных баллов мы выясним, в какой команде собрались лучшие детективы.

 

Конкурсная программа

1.Для начала каждая команда должна отгадать своё собственное название. Перед вами ребус: нужно вписать в клеточки первые буквы слов. Кто быстрее выполнит это задание, тот получает первое очко. (Дождик)

 

           

(Облако)

           

2.В настоящее время воду для дома, школ в большинстве случаев берут не из речки (а раньше именно так), а добывают из-под земли. Для этого бурят глубокие дыры. Как называются эти дыры?

 

к н в

а с а

и ж

3.Из скважин вода по трубам поступает в резервуары, где вода хранится. А у нас в скважинах хранятся загадки:

 

Что за звёздочки сквозные Висит за окошком

На пальто и на платке, Кулёк ледяной.

Все сквозные, вырезные, Он полон капели

А возьмёшь – вода в руке. И пахнет весной.

(Снежинка) (Сосулька)

Зимнее стекло Не снег и не лёд,

Весною потекло. (Лёд) А серебром деревья уберёт. (Иней)

Течёт, течёт – не вытечет. Пушистая вата плывёт куда-то,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река) Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Кругом вода, Меня часто зовут, дожидаются,

А с питьём – беда! (Море) А приду – от меня укрываются.

Очень добродушная, На дворе переполох:

Я мягкая, послушная. С неба сыплется горох.

Но когда я захочу, Шесть горошин съела Нина -

Даже камень источу. (Вода) У неё теперь ангина. (Град)

Физкультминутка «Вода – не вода»

Называю слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети встают. Если предмет или явление имеют косвенное отношение к воде (корабль, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.

 

4.Огромные насосы заканчивают воду в трубы и по ним множество капелек поступает в наши дома и квартиры.

Команда за 1 минуту должна вырезать множество капелек и выстроить из них речек. Чей ручеёк окажется длиннее, та команда победила.

 

5.Вот мы и подошли к последнему конкурсу – капелька воды добралась до нашего крана.

Игра «Кляксография». Каждая команда пытается догадаться, что изобразила другая команда на листке бумаги, используя приём «Кляксографии».

 

Закрепление. Повторение

- Весь путь пройден, а что случилось с капелькой непонятно, вроде бы препятствий нет…

- Но нам пришло ещё одно письмо, может быть в нём кроется отгадка на нашу загадку?

Ученики читают письмо (стихотворение Б.Заходера «Течёт река»).

1-ый ученик:

Течёт река издалека…

Течёт река… Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

 

2-ой ученик:

Течёт река… Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

 

3-ий ученик:

Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот,

На мель садится пароход!

Средь бела дня, какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко до буйка,

Тут глубока была река.

 

4-ый ученик:

Была. Вот именно – была.

Да видимо сплыла.

Ах, реку мы не узнаём…

Река становится ручьём!

Уже и лодки на мели…

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: «Какой пустяк!»

Пустяк. Добро б ручей иссяк, а то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

 

- Кто написал это письмо? Почему мелеют реки и моря, если вода к нам поступает из-под земли? Кто же это – Сидоров Иван? Не тот ли это Ваня, который написал нам письмо? Как вы думаете, почему же нет воды в его квартире?

- 10 капель воды в минуту равносильны потере 2000 литров питьевой воды в год. За минуту из полностью открытого крана вытекает 12-20 литров воды.

- Иван плохо обращался с водой, не берёг её, и я думаю, она просто обиделась на него и не позвонила ни одной капельке заглядывать в его квартиру. Путь воды в квартиры нелёгок и очень дорого стоит. Мальчик получил по заслугам. Но мне почему-то его жалко, а вам? Что вы предлагаете?

Дети просят воду простить Ваню, а Ваню приглашают к нам на занятия.

 

Подведение итогов занятия

- Ваша задача: не только не стать похожими на Ваню, но и помогать мальчикам и девочкам, которые не знают, что нужно беречь природные ресурсы.

Объявляется благодарность обеим командам за помощь в расследовании, дипломом награждается команда, набравшая больше очков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.029 с.)