Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая помощь детям с врожденными несращениями губы и нёба

Поиск

Одним из основных функциональных нарушений при врожденных несраще­ниях нёба является ринолалия — нарушение речи, проявляющееся изменением тембра голоса, гнусавостью, нечетким произношением звуков. Это следствие де­фекта нёба, при котором невозможно добиться нёбно-глоточного замыкания.

Восстановление последнего предусматривает ураностафилопластика. Ранние сроки ее проведения сводят к минимуму работу логопеда с такими детьми до опе­рации. Поэтому в этот период, продолжающийся около полугода (после хейлоп-ластики и до хирургического вмешательства на нёбе), родители с ребенком вы­полняют дыхательные упражнения (понюхать, подуть), активизируют движения губ, языка (облизать губы, показать язык).

Особое внимание в этот период уделяется включению зрительного анализато­ра. Ребенок должен не только слышать, но и видеть рот говорящего. Элементы подражания в этом возрасте являются одними из ведущих.

После ураностафилопластики логопедические занятия на логокойке в стаци­онаре или амбулаторно с логопедом включают: дыхательную гимнастику, упраж­нения, направленные на усиление нёбно-глоточного смыкания, постановку сба­лансированного резонанса, наработку навыков правильного произношения, рас-ширеницгдиапазона голоса, увеличение его силы. Все это в комплексе с другими мероприятиями (в первую очередь с ортодонтическим лечением) направлено на правильное произношение звуков. С первых же дней после снятия швов прово­дятся логопедические занятия, направленные на развитие активности заново сформированной нёбной занавески, поэтапно путем специальных упражнений: активизации нёбной занавески, развития речевого дыхания и артикуляционного аппарата, постановки звуков, развития фонематического слуха, автоматизации звука в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонемослуха в послеоперационный период направлено на диффе­ренцирование звукопроизношения ребенка, который должен уметь оценивать, правильно ли он произнес тот или иной звук.

После завершения логопедических занятий за детьми осуществляется дис­пансерное наблюдение — сначала через 1-2 мес, потом интервал увеличивается до полугода. При необходимости ребенок на логокойке в условиях стационара под контролем логопеда продолжает работу по усовершенствованию произноше­ния звуков. Логопедическое обучение сочетается с ортодонтическим лечением.


ПОРОКИ РАЗВИТИЯ УЗДЕЧЕК ГУБ И ЯЗЫКА, МЕЛКОЕ ПРЕДДВЕРИЕ ПОЛОСТИ РТА

ПОРОКИ РАЗВИТИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

Пороки развития уздечки языка характеризуются уменьшением длины, нети­пичным местом прикрепления, а также изменением ее толщины. Она может быть представлена как складкой слизистой оболочки (тонкая уздечка), так и плотными тяжами с вплетением соединительнотканных и мышечных волокон.

В норме уздечка языка прикрепляется на 1 -1,5 см ниже его верхушки. Вторая точка прикрепления — в области дна полости рта по срединной линии за подъя­зычными сосочками. Чаще аномалии уздечки языка проявляются прикреплени­ем ее в нетипичном месте, значительной выраженностью тяжа и уменьшением длины вплоть до сращения с дном полости рта. Все это ограничивает движения, вызывает неподвижность (контрактуру) языка и неестественное расположение его. При короткой уздечке языка есть 2 варианта ее прикрепления:

1) к верхушке языка и тканям дна ротовой полости кпереди от подъязычных
сосочков;

2) к верхушке языка и альвеолярному отростку.
Жалобы родителей разные и зависят от возраста ребенка:

1. С первых дней жизни ребенка — на нарушение акта сосания. Одно кормле­ние продолжается 50-60 мин, ребенок устает, плачет, засыпает возле груди, гло­тает много воздуха. Часто младенцев с короткой уздечкой языка переводят на ис­кусственное вскармливание, поскольку они отказываются сосать грудь.

2. В возрасте 6-9 мес — на заметное отставание в росте фронтального участка нижней челюсти при наличии соединительнотканных и мышечных элементов в уздечке языка.

3. В 5-6-летнем возрасте — на нарушение произношения (чаще дети не произ­носят буквы "р" и "л").

4. В 7-9-летнем возрасте — на неправильное расположение фронтальных зу­бов на нижней челюсти, нарушение прикуса, а при прикреплении уздечки к де-спевому краю нижней челюсти возникают жалобы на воспаление слизистой де­сен в участке фронтальных зубов, кровотечение из десен при чистке зубов и еде. Иногда возможен разрыв уздечки (при активных движениях языком), тогда жа­лобы на кратковременное кровотечение и боль в месте разрыва уздечки.

Клиника. У младенцев уздечка языка представлена лишь слизистой оболоч­кой, поэтому она тонкая и короткая. У детей более старшего возраста при осмотре ротовой полости — язык обычных размеров, движения его ограничены. Кончиком языка коснуться нёба и облизать верхнюю губу ребенок не может, а при попытке сделать это может определяться раздвоение копчика языка. Уздечка языка чаще ко­роткая, представленная плотным соединительнотканным тяжем или дубликатурой слизистой оболочки, места прикрепления ее смещены кнаружи. Иногда она практи­чески отсутствует, то есть язык приращен к тканям дна полости рта, что вызывает его контрактуру (рис. 339). С возрастом определяется деформация фронтального от­дела нижней челюсти, неправильное расположение зубов в этом участке, дистальный


 


• лаг*


Ч«7


Раздел 10


Пороки развития тканей и органов челюстно-лицевой области


 


прикус. Нередко в участке названной группы зубов выражены явления локаль­ного пародонтита — кровоточащие и отс­тающие от шеек зубов отечные десны, зу-бо-десневые карманы с налетом и непри­ятным запахом и т. п.

Рис. 339.Короткая уздечка языка

Лечение. Новорожденным с корот­кой уздечкой языка, вызывающей нару­шение функции сосания, в первые ме­сяцы жизни выполняют френулотомию — поперечное пересечение складки сли­зистой оболочки при условии тонкой уздечки. Иногда эту манипуляцию про­водят с применением аппликационного

обезболивания. При плотном широком тяже в раннем грудном возрасте проводят пластику уздечки по А.А. Лимбергу (Z-пластика) или Диффенбаху (V-пластика) под общим обезболиванием. Детям с короткой тонкой уздечкой языка в возрасте 3~6 лет сначала показана миогимнастика, способствующая растягиванию уздеч­ки и увеличению подвижности языка. В поликлинике детский стоматолог, орто­донт или логопед учат родителей методике проведения занятий, контролируют их и оценивают результаты лечения. При неэффективности консервативного ле­чения таким детям показана пластика уздечки языка с обязательным проведени­ем миогимнастики в послеоперационный период. Френулотомия выполняется по такой же методике, что и у новорожденных, но с наложением швов на рану в продольном направлении. Выбор метода обезболивания зависит от возраста ре­бенка, его соматического здоровья и уровня психоэмоциональной лабильности. Общее обезболивание показано детям до 5 лет с лабильной психикой, хроничес­кими соматическими заболеваниями, непереносимостью местных анестетиков и т. п. В других случаях применяют инфильтрационную анестезию.

При тонкой и широкой уздечке проводят френулоэктомию ее верхней части, прилегающей к кончику языка, с последующим ушиванием раны. Если уздечка языка имеет вид плотного и широкого тяжа, выполняют пластику встречными треугольными лоскутами по А.А.Лимбергу или Диффенбаху. В послеоперацион­ный период (первые 3-5 сут) целесообразно назначать щадящую диету (протер­тая, неострая, несоленая, некислая пища) и ванночки с настоями лекарственных трав (ромашка, шалфей, зверобой, мята, эвкалипт, календула и т. п).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.008 с.)